Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Размышления о Родине

Антон  Кизим, Русская народная линия

20.03.2010

В своей статье я хочу поразмыслить над тем, что такое Родина, и как к ней следует относиться в свете Священного Писания, и в свете того, что я слышал про мировую историю.

В принципе определенные размышления у меня были давно. Я их выкладывал на форумах в своем ЖЖ. Написать же именно эту статью меня побудило чтение ЖЖ недавно трагически погибшего о. Даниила Сысоева. А точнее споры вокруг патриотизма, которые там можно было найти.

Надо признать, что я отношусь к тем, кто в Церковь пришел не «с пустыми руками». Определенные убеждения относительно Родины у меня сложились раньше, чем я познакомился со Священным Писанием. И это не могло не сказаться на размышлениях.

1. Творец и его творение.

Поле. Фото Даниила МихайловаЧто такое Родина? Это слово однокоренное со словом «родной», «родная». Как правило, под Родиной понимается родная земля. Земля особая, вызывающая положительные эмоции. Земля, на которой родился.

Создав мир, Бог «увидел, что это хорошо» (Быт. 1:25). Земля - это Божье творение. Поэтому, если кто-то любит землю, его мнение совпадает с мнением Бога. И это не может не радовать.

Кроме того, земля - это дар Божий.

Правда, человеку все-таки свойственно любить не всю землю, а ее отдельную часть. Ту, которую он называет «родной». В отличие от «чужой».

В принципе человек призван любить все человечество. Но родных людей он любит больше. Аналогично, притом, что человек должен любить всю землю, родную землю он любит больше.

Мне кажется, некоторый прообраз Родины можно увидеть уже у первых людей. Ведь они находились в Эдемском саду, который чем-то отличался от остального мира (Быт.2:9). Можно сказать, он был для них Родиной.

И одним из наказаний для них было изгнание из этого сада. Т.е., наказание состояло в лишении Родины. Уход от чего-то родного к чему-то чужому.

И не случайно новая земля была не так мила для прародителей, как родной Эдемский Сад. Отчасти их горе могут приставить другие изгнанники, вынужденные покинуть свое Отечество.

Для чего людям земля дана? Чтобы люди возделывали и хранили ее (Быт. 2:16). И чтобы она их кормила (Быт. 1:29, 2:16).

Что интересно, возделывание земли можно одновременно назвать и правом и обязанностью. С одной стороны это требует труда, затраты усилий. С другой стороны это дает человеку необходимую пищу.

Кроме того люди должны познавать землю. Изучать ее обитателей и давать им имена.

После грехопадения, заповеди о земле никуда не деваются. Некоторые буду повторены. Так после Потопа Бог говорит «плодитесь и размножайтесь и распространяйтесь на земле и умножайтесь на ней» (Быт. 9:7).

Родина есть у всех народов. У русских - Россия, у французов - Франция, у китайцев - Китай. У каждого народа есть родная земля, которую он должен возделывать и которая призвана его кормить.

Народы делят Землю. У каждого свой «участок», где его поселил Господь. В связанном Писании говорится в основном о Святой Земле, которую Бог дал Израилю. Но ведь Бог каждому народу дал какую-то землю.

Результатом грехопадения было то, что земля стала враждебна человеку. «...проклята земля за тебя. Со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; тернии и волчцы произрастит она тебе...» (Быт. 3:17-18).

Что от сюда следует? Ухудшение отношений с Богом связано с «ухудшением отношений» с Землей. И это логично. Потому что отношение к Творцу связано с отношением к Его творению.

Для нынешних людей природа - естественное доказательство бытия Бога[1]. Если человеку природа нравится, есть вероятность что он полюбит Того, Кто природу создал.

Кто ж создал все это дивно,

Кто всех этих благ Творец?

Тот, Кто зиждет непрерывно,

Кто начало и конец...

Не смущайся, маловерный -

И стремись душой к Тому,

Кто в любви Своей безмерной

Жизнь дал сущему всему...

Кулаков Н.П. («Чудо из чудес»).

Если же люди ненавидят окружающий мир, то мало вероятно что они полюбят Того, Кто мир создал.

2. Экология.

Человек не должен доводить землю до экологической катастрофы. Это нарушение заповеди о хранении.

Сейчас очень актуальны экологические проблемы. Многие говорят о том, как люди не рационально используют имеющиеся ресурсы. При этом, что интересно, это сопровождается потерей Веры и нравственности. То, что на Западе (да и в России) большие проблемы с нравственностью всем известно. Известно и то, что там стали забывать про Бога. Мне кажется, некая синхронность этих проблем не случайна. Они обе связанны с человеческой беспечностью.

В свое время люди своей безнравственной жизнью довели землю до первой катастрофы. До Потопа. (Быт. 6:1-5)

Ной потоп пережил. Почему? Чем он отличался от остальных людей? В первую очередь праведной жизнью, благодаря которой, он обрел благодать пред очами Господа (Быт. ). Но вот что еще интересно. Известно, что в свой Ковчег он взял всякой твари по паре. Он взял животных (Быт. 6:18-22), которым помог пережить катастрофу (Быт.8:15-19). Т.е. был тем человеком, который мог позаботиться о них, сберечь.

Отсюда можно сделать следующие выводы.

Во-первых, если грешники доводят землю до экологических катастроф, в результате которых гибнут животные, то праведники землю хранят, и сохраняют животных, обитающих на этой земле.

Во-вторых, Богу угодно сохранять виды животных. Ведь животные тоже являются божьими тварями.

Ну и в-третьих, можно представить как Ною удалось собрать животных. Вероятно, они его слушались. Если грехопадение ведет к ухудшении отношений с землей, то верно и обратное. Обычно животные людям враждебны. Но в житиях можно найти случаи, когда праведники с животными дружили.

Потом не единственная катастрофа, описанная в Священном Писании. За попрание всех возможных норм были уничтожены Содом и Гоморра (Быт. 19:24-25). 10 казней египетских постигли Египет, когда фараон противился воле Божьей (Исх 5-11).

И наоборот, жизнь по воле Божьей ведет к процветанию. Так Бог помогал Аврааму и его потомству.

Есть такая фраза «После нас хоть Потоп». Считается, что ее сказала знаменитая фаворитка Людовика XV маркиза де Помпадур, после поражения французской армии. Кто-то приписывает фразу самому королю[2]. Пожалуй, не случайно, что эта фраза про первую Катастрофу принадлежит людям, известным своей греховной жизнью, и символизирует наплевательское отношение к судьбе Отечества.

3. Каин и те, кто ему уподобляются.

Известно, что если любишь работу, работаешь более эффективно. Если любишь землю, на которой работаешь, происходит примерно тот же самый эффект. Любовь к земле помогает тем, кто на ней работает.

А те, кто землю не любят, как правило, не могут и работать на ней.

Каин был во многих отношениях первый. Первый сына Адама и Евы. Первый земледелец. И первый братоубийца (и просто человекоубийца). Он убил брата Авеля, который занимался скотоводством, и которому позавидовал (Быт.4:2-8).

Каину было сказано: «проклят ты от земли, которая отверзла уста, свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя, ты будешь изгнанником и скитальцем на земле...» (Быт. 4:11-12). А Каин сказал: «...от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле, и всяки кто встретится со мной убьет меня». Страшный грех отделяет Каина не только от Бога, но и от земли. Она не дает ему сил, т.е. вероятно он уже не может также эффективно добывать необходимые плоды как раньше. А он ее ненавидит, т.к. везде видит опасность. В результате он построит первый город.

Началось все с зависти к Авелю, который занимался другим видом деятельности. Разные народы по разному добывают себе необходимое пропитание. Так что здесь можно увидеть прообраз будущих национальных конфликтов. Когда один народ завидует другому, ненавидит его и нападает на него.

При этом агрессоры часто ненавидят не только народ на который нападают, но и землю, на которой потенциальные жертвы агрессии живут. Агрессоры часто не занимаются непосредственной добычей продуктов, а паразитируют на местных людях. Сами же, как правило, живут в городах. За оградой они чувствуют себя спокойней в «этих чужих и враждебных землях».

Фактически они, подобно Каину, становятся скитальцами. Они бросили родную землю и не дают нормально жить соседям.

Но больше Каина напоминают предатели. Преступники, которые ненавидят родных людей, родной народ, и родную землю. Ими тоже движет зависть. Иногда к родным. А иногда... к соседям. «У них все хорошо. А в этой стране все плохо».

Ненавидя, они, подобно Каину везде видят ненависть и опасность. И подобно Каину они стремятся уйти из «этой страны» (как они ее называют).

Едва ли им удается обрести счастье у соседей. От себя не уйдешь. Единственное что они получают это возможность говорить о своей ненависти к братьям.

Как сладостно отчизну ненавидеть  И жадно ждать ее уничтожения!  И в разрушении отчизны видеть  Всемирную десницу возрождения!  Печерин В.С.

Но ненависть все равно счастья не приносит.

4. О верующих патриотах.

Однако вернемся к тем, для кого Родина остается родной землей.

Как следует из священного Писания, не нужно наполнять Землю злодеяниями. Лучше ее наполнять благими делами.

Как уже было сказано выше, агрессоры идут в чужую землю не с благими помыслами. Ими движет зависть, ненависть (переходящая в жажду убийства) и жажда наживы. Поэтому я убежден, что защищать Родину от агрессоров - Богоугодное дело.

Агрессоры идут на войну, чтобы совершать преступления. Защитники - чтобы преступления предотвращать.

Но не только в этом состоит забота о Родине. И не только в возделывании. Когда возделывание земли - смысл существования, это то что Екклесиаст называл «суета сует» (Екл. 1:2).

Кто-то находит смысл жизни в прославлении Родины, в ее политическом превозношении над другими. Но это слава преходяща.

"Гордись!" - тебе
льстецы сказали:
Земля с увенчанным челом,
Земля несокрушимой стали,
Полмира взявшая мечом!...

...

Пусть далеко грозой кровавой
Твои перуны пронеслись:
Всей этой силой, этой славой,
Всем этим прахом не гордись...

(А.С. Хомяков)

Некоторые видят смысл в материальных достижениях. Так, в повествовании о Вавилонском Столпотворении говорится, что люди хотели построить «башню до небес», чтобы «сделать себе имя» (Быт. 11:4). Богу такой замысел был не угоден (Быт. 11:6-8).

Бесплоден всякий дух гордыни,

Не верно злато, сталь хрупка,

Но крепок ясный мир святыни,

Сильна молящихся рука!...

(А.С. Хомяков.)

В молитве «Отче наш» мы говорим «Да святится Имя твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле». Земля создана, для того чтобы на ней славили Бога, и чтобы на ней исполнялась воля Божия.

Израильтяне не только хранили и возделывали Землю Обетованную, которую им дал Творец. Они построили Храм, где славили Бога.

В Эдемском саду стояло Древо жизни (Быт. 2:9), чьи плоды помогали людям поддерживать бессмертие[3]. По толкованиям отцов Церкви это древо являлось прообразом таинства Святой Евхаристии[4].

Можно сказать, теперь Древо жизни заменяют христианские храмы.

Через грехопадение земля была проклята. Благодаря праведникам земля освящается.

Христос послал Апостолов благовествовать по всей земле (Мф. 28:19-20). Но сначала он велел им благовествовать в Израиле, т.е. на Родине (Мф. 10:5-6). Мы должны нести Благую Весть всему миру. Но в первую очередь мы отвечаем за свою родную землю.

Для нашей родной земли будет (мягко говоря) неплохо, если на ней будут славить Бога, если на ней будет звучать Благая Весть, если на ней будут возводиться православные храмы, если она будет освящена присутствием Святой Соборной и Апостольской Церкви. Земля нам дана не только для добывания хлеба. «Не хлебом единым жив человек, а всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф. 4: 4, Лк. 4:4).

Кроме того, благодаря Церкви родная земля освящается. Не только в переносном, но и в прямом смысле. Освящаются дома. Освящаются плоды. Освящается вода. Природа Родины приобщается к Божественному. Особенно это явно во время Таинства Причащения, когда выращенный на родной земле хлеб становится Телом Христовым. А вино из выращенного винограда - Кровью Христовой...

Мне кажется, основной целью православного патриота должны быть православные храмы на Родной Земле. Естественно, полные людьми. Которые не только славят Бога, но и пытаются жить по Его заповедям.

Антон Кизим, студент ИФ Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета


[1] Катехизис православной Церкви. Составлен митрополитом Филаретом (Дроздовым). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 7. 

[2] Н.С. Ашукин, Н.Г. Ашукина. Крылатые слова. Художественная литература, 1988. С. 274.

[3] Катихизис православной Церкви... С. 23.

[4] Иерей О. Давыденков. Догматическое богословие. Изд-во ПСТГУ 2006. С. 235.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 3

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

3. Сергей : В память о. Даниила Сысоева
2010-03-21 в 13:00

Статья верная, мудрая, хорошая.
Спаси Господи!

Надо сказать, что учение о "уранополитизме" - вещь ненадежная. Но....
Сам я родился в патриотической семье, "с советским" уклоном. Несколько поколений предков были военными, тружениками, патриотами. Мысль об "уранополитизме" мне и в голову не могла бы придти. Но...
Когда-то Сергей Есенин написал:

Если кликнет рать святая:
"Кинь ты Русь, живи в Раю!"
Я скажу: не надо Рая,
Дайте Родину мою!

Я не могу такого сказать, я христианин; в минуты душевной боли я сказал:
- Зачем мне Россия, если есть другие славянские страны! Это неверно, Родина одна. Но видя нечестие и брошенных детей и стариков порой чувствуешь, что не можешь одновременно любить Бога, ближних и тех, кто их постоянно (перманентно?)распинает. Уверен, подобное произошло с отцом Даниилом: верный Господу, пекушийся о спасении паствы, он почувствовал отторжение от общей теплохладности. И я его понимаю.
Не любить Отечество - грех, но в данном случае - не отца Даниила, священномученика наших дней.
Вечная память!
2. Захар : Молодец студент
2010-03-21 в 09:20

Хочется добавить, что основной целью православного патриота также должно быть превращение в православный храм и своего дома и своей Земли и своей работы и вообще всего.
1. Свечкодуй : Молодец студент
2010-03-20 в 22:35

Если бы я был профессором, поставил бы оценку "отлично". Особенно понравилось: "во время Таинства Причащения выращенный на родной земле хлеб становится Телом Христовым, а вино из выращенного винограда - Кровью Христовой...". Да и сам человек из земного праха сотворён.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме