Несколько слов о духовной составляющей в народном образовании

ДелоРус 
0
659
Время на чтение 10 минут

Пусть эта книга священная,

Спутница вам неизменная

Будет везде и всегда!

Пусть эта книга спасения

Вам подает утешение

В годы борьбы и труда.

Эти глаголы чудесные

Как отголоски небесные

В грусти юдоли земной,

Пусть в ваше сердце вливаются,

И небеса сочетаются

С чистою вашей душой

К.Р.

Мой отец, когда я был еще подростком, часто говорил мне: «Не забывай свой язык, если тебе плохо или у тебя неважное настроение, возьми «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и почитай его на любой странице».

Это было время агрессивного атеизма, когда власти и безбожники старались вытравить из жизни русских людей все то, что касалось духовной жизни, и, надо признать, преуспели во многом.

В детстве я занимался в музыкальной школе по классу скрипки и виолончели, с увлечением играл Куперена, Вивальди, Шостаковича, Мендельсона и т.д. В школе на уроке пения мы разучивали известные советские песни, и с упоением пели «Орленок, орленок, взлети выше солнца...» и другие.

Став постарше, освоил игру на гитаре. Пел бардовские песни и романсы. Многие мои сверстники увлекались западными поп-группами, собирали пластинки поп-звезд и играли в вокально-инструментальных ансамблях композиции «Битлз», «Смоуки», «Дип Пёпрл» и др.

Нас, учеников средней школы, часто водили в Эрмитаж, где мы знакомились с шедеврами мирового искусства. На уроках мы познавали архитектуру - конструктивизм, барокко, классицизм. Пытались выучить названия всех мостов Ленинграда. Правда, о том, что такое духовная живопись и литература, исихазм, кто такие Платон и Сократ, многие из нас узнали только в аспирантуре. В университете мы были вынуждены ходить на занятия по политэкономии, диалектическому материализму и научному коммунизму.

Через несколько десятилетий мои дети пошли в школу, и я задаю себе вопрос: какие изменения произошли сейчас в образовании и чем отличается советское образование от того, что сейчас впитывают наши дети?

Я не берусь судить об этом как специалист, считайте, что путь моей семьи - это своеобразный эксперимент, который длится на протяжении пятидесяти лет и пора подвести итог.

Меня сегодня сильно удивляет и расстраивает лишь одно: с каким поразительным постоянством мы не торопимся внедрять в учебную программу предметы, которые развивают духовно наших детей и одновременно прививают любовь к нашей Родине. Именно точно так же, как это было в советское время.

Конечно, управлять (манипулировать) людьми, для которых духовный мир не существует, проще (здесь можно понять властителей), но все-таки лишать свой народ истинного полноценного мира, как сейчас принято говорить - Русского Мира - это неправильно и не поддается никаким оправданиям и объяснениям.

Мне скажут: критиковать легко, дайте простые рецепты, что же необходимо делать?

Отвечу, основываясь на своем опыте и опыте моих родных: рецепты эти лежат на поверхности. Самое главное, стоит признать, что духовный Божественный мир существует и его существование должно быть отображено во всех программах воспитания и образования (детские сады, школы и университеты). При этом введение специального курса или факультатива «Основы православной культуры», вряд ли выглядит исчерпывающим и достаточным.

Если мы говорим о музыкальном образовании, как мы можем обойтись без того, чтобы дать воспитанникам возможность изучать (слушать, исполнять) не только западную духовную музыку, например, произведения Баха, Моцарта, Генделя и др., но обязательно познакомить их с духовным отечественным наследием прошлого и нашего времени (Архангельский А.А., Чесноков П.Г., Бортнянский Д.С., Рахманинов С.В., с Валаамскими распевами и др.). Познакомить учеников со звонарями и колокольным звоном, дать хотя бы один раз в жизни ударить в церковный колокол.

Это же не нормально, когда русские люди впервые в 40-45 лет слышат свою родную духовную музыку и говорят: «Я всю свою жизнь искал и только сейчас понял, чего требует, и о чем тоскует моя душа». А душа грустит у русского человека о Небесах (при этом неважно, «загружается» она или нет иноземными ценностями). Грустит душа и ждет, когда ее коснется родное зерно, и чем раньше это произойдет, тем лучше.

Особое внимание у нас в семье уделяется отношению к русскому языку, так как есть в нашей родне и писатели, и поэты. Довольно часто, с детства, мне приходилось слышать беседы старших о проблеме изучения русского языка и некоторые важные моменты, которые я запомнил, постараюсь сейчас изложить. Наверное, в своих воспоминаниях я что-то упрощаю, вы простите.

Русский язык един, и его необходимо изучать во всей полноте, не только литературный (книжный) и обыденный (разговорный), тот, на котором мы изъясняемся каждый день, но и не забывать духовный. До революции наши предки изучали три «апостольских» языка: латынь, древнегреческий и церковнославянский языки. Сейчас мы не изучаем ни одного! В Царское время наряду с государством программу изучения церковно-славянского языка осуществляли Церковь и частные благотворители.

Не признавая и уничтожая Русскую Православную Церковь и все, что было с ней связано, в ХХ веке большевистской власти не было смысла признавать и духовную составляющую русского языка. Живой церковнославянский язык перевели в разряд памятников. Было забыто и то огромное наследие наших предков не только в области «книг церковных», но и вообще вся русская классическая литература, музыкальное и изобразительное наследие было оскоплено. Все русское наследие, исказив, перевели насильно в советское. Тех, кто был с этим не согласен, отправили в Левашово и Бутово.

К счастью, сегодня нет прямого преследования православных в России, можно не только участвовать в церковных службах, но и самим строить и благоукрашать православные храмы, слушать прекрасное церковное пение. Не признавать позитивные факты - значит быть неблагодарными. Но для полноты жизни этого мало. Необходимо и повседневную жизнь наполнять духовными ценностями, отказаться от многоликой псевдорусской химеры.

Один знакомый мальчик-гимназист рассказал мне о том, что в одной из петербургских гимназий он стал участником своеобразного духовного противостояния. Руководство гимназии разрешило празднование так называемого «хеллоуина». Одна часть воспитанников переоделась в бесов, ведьм и прочую нечисть, а вторая, сознательная, - в национальные костюмы. Следует заметить, что нечто подобное мы наблюдаем в нашей повседневной жизни, только это уже не игра, духовный вакуум в школе приводит в перспективе и к росту преступности, наркомании, пьянству и пр. Любой нормальный человек задает себе вопрос: а зачем нужны нам все эти псевдоценности? Названия, вывески мы поменяли, появились гимназии, лицеи и пр., а что по сути мы взяли из дореволюционного прошлого?

Скажите, а какой путь нужно пройти подростку, чтобы от игры в бесовщину в школе подойти к участию в секте сатанистов? И это сейчас не такая уж редкость. А потом искренне удивляться: «отчего наши дети бесследно пропадают?». Пропадают они, к несчастью, и в прямом и переносном смысле.

Несколько месяцев назад я посетил крупный магазин учебной книги, забитый до отказа учебной литературой, снабжающий наши школы и гимназии. Попросил дать мне что-нибудь по духовному воспитанию молодежи - учебник, хрестоматию, пособие, словарь, песенник. Ничего такого в магазине не оказалось, да и, со слов продавца, практически не бывает. Зашел в сетевой магазин в отдел «Учебная литература» - та же картина, хотя и не специалисту в этой области известны добротные современные учебники, которые издавались малыми тиражами, либо на средства авторов, либо - отдельных благотворителей.

Давайте попросим власть имущих восполнить этот пробел, по крайне мере, основы родного духовного русского языка (церковнославянского) необходимо давать в наших гимназиях и школах, иначе мы обкрадываем наших детей. Попросим наших академиков и политиков запустить государственную программу изучения церковнославянского языка в школах и гимназиях.

Преподавая подлинный единый русский язык во всем его многогранном и самородном состоянии, можно быть спокойным за основы православной культуры, так как «цензура» и всевозможные «согласования» нашими предками давно пройдены.

Церковно-славянский язык и сейчас используется в практике православных богослужений. Живым носителями церковнославянского языка являются многочисленные священнослужители и прихожане православных храмов. Он является и основой классического литературного языка.

Зададим себе вопрос - а что за произведения написаны на церковно-славянском языке? Это же лучшие духовные творения наших предков!

Что плохого будет от того, что на уроках русского языка и литературы наши дети узнают о таких произведениях, как Остромирово Евангелие (древнерусская рукопись середины XI века), познакомятся с церковнославянской азбукой, почитают старинные тексты, узнают, что написал М.В. Ломоносов в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке», на какие стили делил он русский язык?!

Преподавать все эти старо-новые предметы, конечно, нужно без фанатизма, в меру, с тем, чтобы соблюсти гармонию между духовным и мирским. Таким образом, мы всем миром построим многим детям мостик к храму. Ребенок рождается цельным и добрым созданием, так давайте сохраним его таким.

Мы себя обокрали, так давайте же наши дети не повторят нашей участи. И не надо бояться, что они нас не поймут. Недавно я задал восьмилетней девочке вопрос: «Как ты думаешь, почему в одно и то же время в Западной Европе была развита, главным образом, реалистичная живопись, и лица писались реалистично (Леонардо да Винчи, Беллини Джовани, Альбрехт Дюрер и др.), а у нас - иконопись, писались духовные лики и образы (Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек)?» Она дала простой и исчерпывающий ответ: «Так мы же православные!».

Я не предлагаю перевернуть все обучение, но я против шарлатанства и модернизма в классических дисциплинах, т.е. за то, чтобы историю древних греков и римлян изучать по Плутарху - об этом неоднократно говорили классики, историю Св. Руси и России дореволюционного периода изучать по Нечволодову А.Д., Карамзину Н.М., Костомарову Н.И., Иловайскому Д.И. и др. Классическое образование расширяет кругозор.

Уместно вспомнить и одно правило, которому отец научил моих родных. На их вопрос: «Как стоит преподавать детям английский или немецкий языки?» отец ответил: «Если вы готовите и воспитываете иностранца, то, дорогие мои, все свободное время посвятите этому. Но если вы хотите, что бы ваш сын был полноценным русским человеком и гражданином, то на один час занятий, посвященных иноземному языку, дайте два-три часа обучения своему родному русскому языку или классической русской литературе. Если вы сами не можете обойтись без того, чтобы съездить за границу на неделю, и берете с собой детей, то вам будет полезно после этого пожить и помолиться в монастыре или поработать в деревне, чтобы ваши умные головы не пострадали, и всего было в меру».

Мне кажется, что существует серьезное заблуждение у тех, кто проводит политику в сфере народного (гражданского) образования и светского воспитания. Если говорится о светском и гражданском - это не значит, что оно должно быть бездуховным, неправославным и не учитывать национальное наследие предков. Тогда, простите, в чем же отличие от советского атеистического образования и воспитания? В чем перелом? Зачем нужны были такие жертвы? Или, на самом деле, мы были свидетелями мнимых реформ? Вспомним времена недалекого прошлого, когда слово «Бог» или вычеркивалось цензурой, или писалось, в лучшем случае, с маленькой буквы (недалекие 70-80 годы XX века), а за сбор пожертвований на храм можно было получить и пулю (1937 год).

Вчера прочитал любопытный документ (Национальная программа «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации»), который, как мне кажется, отражает официальную точку зрения на поставленные вопросы. И вот что интересно, на страницах этого документа не нашлось места ни слову «русский», ни слову «народный», оно заменено на слово «гражданский», как будто речь идет не о России, а о какой-то инопланетной стране, зато появилось понятие «объединенная нация», что это за «зверь», разработчики программы не поясняют, по крайней мере, в той версии документа, которая выложена на сайте (www.ikondrashin.narod.ru/rus/grobr/prog.htm). Будем надеяться, что русский народ все-таки каким-то образом имеет отношение к данной программе.

Если поставить вместо «объединенная нация» слова «советский народ», то не напоминает ли вам это что-то из недавнего прошлого? Если я ошибаюсь, то с удовольствием выслушаю возражения. В чем по сути отличие? Ведь вопросами народного просвещения я интересуюсь не из праздного любопытства, и меня волнуют судьбы наших детей и детей моих соотечественников.

Складывается впечатление, что те люди, которые отвечают за методическую разработку и поддержку программы развития гражданского образования и светского воспитания в России ленятся, им не хочется разрабатывать что-то новое. Им хочется сказать: «Ау! Проснитесь! На дворе уже XXI век, пора отказаться от химер и опираться на наши национальные ценности и наследие!». Эра глобализации, конечно, накладывает определенные черты на нашу жизнь, но инстинкт самосохранения должен же присутствовать.

Следует отметить, что духовная составляющая в образовании не тождественна православной и церковной. При подготовке учебных программ, тем не менее, важно учитывать религиозные, культурные, национальные особенности, традиции и корни русского народа и других народов, населяющих Россию. В то же время гражданское образование и светское воспитание в России должны и могут содержать духовно-нравственные составляющие.

Таким образом, подведем итог:

1) Псевдорусские и западные «ценности» доминируют в современном российском народном (гражданском) образовании, что неприемлемо и требует исправления.

2) Необходимо соблюдать баланс между духовной и мирской составляющей в образовании и воспитании.

3) Духовную составляющую необходимо вернуть во все гуманитарные программы обучения.

4) Духовная составляющая народного образования должна опираться на традиционные православные ценности, а в тех местах, где компактно проживают российские граждане других традиционных культур и верований, образовательные программы должны быть откорректированы, с учетом этих особенностей.

5) Государственная программа изучения триединого русского языка в народном (гражданском) образовании (церковно-славянского, литературного, разговорного) должна быть введена.

6) Церковно-славянский язык, русское духовное изобразительное искусство, русское духовное музыкальное искусство, храмовое зодчество и др. - фундаментальное национальное наследие, скрепляющее воедино Русский Мир. Именно их познание должно играть доминирующую роль в духовном просвещении наших соотечественников.

Сегодня своим детям мы смело можем сказать: «Любите русский язык. Держите под рукой и словарь Даля, и старорусский, и церковно-славянский словари. Это поможет вам в общении с Божественным миром!».

Борис Борисович Сергуненков, братчик Александро-Невского Братства, руководитель Научно-производственной фирмы «ВАПА»

12 ноября 2009 года

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Борис Сергуненков
«Надо показать, что Петербург – православный город»
Один из организаторов Крестного хода по Невскому проспекту Борис Сергуненков призывает петербуржцев продемонстрировать силу Православия, соединившись в молитвенном шествии
11.09.2015
Долго ли быть Благовещенской церкви музеем?
Борис Сергуненков о забытом обещании петербургских властей вернуть старейший храм Лавре
20.07.2015
Все статьи Борис Сергуненков
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17