Пусть эта книга священная,
Спутница вам неизменная
Будет везде и всегда!
Пусть эта книга спасения
Вам подает утешение
В годы борьбы и труда.
Эти глаголы чудесные
Как отголоски небесные
В грусти юдоли земной,
Пусть в ваше сердце вливаются,
И небеса сочетаются
С чистою вашей душой
К.Р.
Мой отец, когда я был еще подростком, часто говорил мне: «Не забывай свой язык, если тебе плохо или у тебя неважное настроение, возьми «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля и почитай его на любой странице».
Это было время агрессивного атеизма, когда власти и безбожники старались вытравить из жизни русских людей все то, что касалось духовной жизни, и, надо признать, преуспели во многом.
В детстве я занимался в музыкальной школе по классу скрипки и виолончели, с увлечением играл Куперена, Вивальди, Шостаковича, Мендельсона и т.д. В школе на уроке пения мы разучивали известные советские песни, и с упоением пели «Орленок, орленок, взлети выше солнца...» и другие.
Став постарше, освоил игру на гитаре. Пел бардовские песни и романсы. Многие мои сверстники увлекались западными поп-группами, собирали пластинки поп-звезд и играли в вокально-инструментальных ансамблях композиции «Битлз», «Смоуки», «Дип Пёпрл» и др.
Нас, учеников средней школы, часто водили в Эрмитаж, где мы знакомились с шедеврами мирового искусства. На уроках мы познавали архитектуру - конструктивизм, барокко, классицизм. Пытались выучить названия всех мостов Ленинграда. Правда, о том, что такое духовная живопись и литература, исихазм, кто такие Платон и Сократ, многие из нас узнали только в аспирантуре. В университете мы были вынуждены ходить на занятия по политэкономии, диалектическому материализму и научному коммунизму.
Через несколько десятилетий мои дети пошли в школу, и я задаю себе вопрос: какие изменения произошли сейчас в образовании и чем отличается советское образование от того, что сейчас впитывают наши дети?
Я не берусь судить об этом как специалист, считайте, что путь моей семьи - это своеобразный эксперимент, который длится на протяжении пятидесяти лет и пора подвести итог.
Меня сегодня сильно удивляет и расстраивает лишь одно: с каким поразительным постоянством мы не торопимся внедрять в учебную программу предметы, которые развивают духовно наших детей и одновременно прививают любовь к нашей Родине. Именно точно так же, как это было в советское время.
Конечно, управлять (манипулировать) людьми, для которых духовный мир не существует, проще (здесь можно понять властителей), но все-таки лишать свой народ истинного полноценного мира, как сейчас принято говорить - Русского Мира - это неправильно и не поддается никаким оправданиям и объяснениям.
Мне скажут: критиковать легко, дайте простые рецепты, что же необходимо делать?
Отвечу, основываясь на своем опыте и опыте моих родных: рецепты эти лежат на поверхности. Самое главное, стоит признать, что духовный Божественный мир существует и его существование должно быть отображено во всех программах воспитания и образования (детские сады, школы и университеты). При этом введение специального курса или факультатива «Основы православной культуры», вряд ли выглядит исчерпывающим и достаточным.
Если мы говорим о музыкальном образовании, как мы можем обойтись без того, чтобы дать воспитанникам возможность изучать (слушать, исполнять) не только западную духовную музыку, например, произведения Баха, Моцарта, Генделя и др., но обязательно познакомить их с духовным отечественным наследием прошлого и нашего времени (Архангельский А.А., Чесноков П.Г., Бортнянский Д.С., Рахманинов С.В., с Валаамскими распевами и др.). Познакомить учеников со звонарями и колокольным звоном, дать хотя бы один раз в жизни ударить в церковный колокол.
Это же не нормально, когда русские люди впервые в 40-45 лет слышат свою родную духовную музыку и говорят: «Я всю свою жизнь искал и только сейчас понял, чего требует, и о чем тоскует моя душа». А душа грустит у русского человека о Небесах (при этом неважно, «загружается» она или нет иноземными ценностями). Грустит душа и ждет, когда ее коснется родное зерно, и чем раньше это произойдет, тем лучше.
Особое внимание у нас в семье уделяется отношению к русскому языку, так как есть в нашей родне и писатели, и поэты. Довольно часто, с детства, мне приходилось слышать беседы старших о проблеме изучения русского языка и некоторые важные моменты, которые я запомнил, постараюсь сейчас изложить. Наверное, в своих воспоминаниях я что-то упрощаю, вы простите.
Русский язык един, и его необходимо изучать во всей полноте, не только литературный (книжный) и обыденный (разговорный), тот, на котором мы изъясняемся каждый день, но и не забывать духовный. До революции наши предки изучали три «апостольских» языка: латынь, древнегреческий и церковнославянский языки. Сейчас мы не изучаем ни одного! В Царское время наряду с государством программу изучения церковно-славянского языка осуществляли Церковь и частные благотворители.
Не признавая и уничтожая Русскую Православную Церковь и все, что было с ней связано, в ХХ веке большевистской власти не было смысла признавать и духовную составляющую русского языка. Живой церковнославянский язык перевели в разряд памятников. Было забыто и то огромное наследие наших предков не только в области «книг церковных», но и вообще вся русская классическая литература, музыкальное и изобразительное наследие было оскоплено. Все русское наследие, исказив, перевели насильно в советское. Тех, кто был с этим не согласен, отправили в Левашово и Бутово.
К счастью, сегодня нет прямого преследования православных в России, можно не только участвовать в церковных службах, но и самим строить и благоукрашать православные храмы, слушать прекрасное церковное пение. Не признавать позитивные факты - значит быть неблагодарными. Но для полноты жизни этого мало. Необходимо и повседневную жизнь наполнять духовными ценностями, отказаться от многоликой псевдорусской химеры.
Один знакомый мальчик-гимназист рассказал мне о том, что в одной из петербургских гимназий он стал участником своеобразного духовного противостояния. Руководство гимназии разрешило празднование так называемого «хеллоуина». Одна часть воспитанников переоделась в бесов, ведьм и прочую нечисть, а вторая, сознательная, - в национальные костюмы. Следует заметить, что нечто подобное мы наблюдаем в нашей повседневной жизни, только это уже не игра, духовный вакуум в школе приводит в перспективе и к росту преступности, наркомании, пьянству и пр. Любой нормальный человек задает себе вопрос: а зачем нужны нам все эти псевдоценности? Названия, вывески мы поменяли, появились гимназии, лицеи и пр., а что по сути мы взяли из дореволюционного прошлого?
Скажите, а какой путь нужно пройти подростку, чтобы от игры в бесовщину в школе подойти к участию в секте сатанистов? И это сейчас не такая уж редкость. А потом искренне удивляться: «отчего наши дети бесследно пропадают?». Пропадают они, к несчастью, и в прямом и переносном смысле.
Несколько месяцев назад я посетил крупный магазин учебной книги, забитый до отказа учебной литературой, снабжающий наши школы и гимназии. Попросил дать мне что-нибудь по духовному воспитанию молодежи - учебник, хрестоматию, пособие, словарь, песенник. Ничего такого в магазине не оказалось, да и, со слов продавца, практически не бывает. Зашел в сетевой магазин в отдел «Учебная литература» - та же картина, хотя и не специалисту в этой области известны добротные современные учебники, которые издавались малыми тиражами, либо на средства авторов, либо - отдельных благотворителей.
Давайте попросим власть имущих восполнить этот пробел, по крайне мере, основы родного духовного русского языка (церковнославянского) необходимо давать в наших гимназиях и школах, иначе мы обкрадываем наших детей. Попросим наших академиков и политиков запустить государственную программу изучения церковнославянского языка в школах и гимназиях.
Преподавая подлинный единый русский язык во всем его многогранном и самородном состоянии, можно быть спокойным за основы православной культуры, так как «цензура» и всевозможные «согласования» нашими предками давно пройдены.
Церковно-славянский язык и сейчас используется в практике православных богослужений. Живым носителями церковнославянского языка являются многочисленные священнослужители и прихожане православных храмов. Он является и основой классического литературного языка.
Зададим себе вопрос - а что за произведения написаны на церковно-славянском языке? Это же лучшие духовные творения наших предков!
Что плохого будет от того, что на уроках русского языка и литературы наши дети узнают о таких произведениях, как Остромирово Евангелие (древнерусская рукопись середины XI века), познакомятся с церковнославянской азбукой, почитают старинные тексты, узнают, что написал М.В. Ломоносов в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке», на какие стили делил он русский язык?!
Преподавать все эти старо-новые предметы, конечно, нужно без фанатизма, в меру, с тем, чтобы соблюсти гармонию между духовным и мирским. Таким образом, мы всем миром построим многим детям мостик к храму. Ребенок рождается цельным и добрым созданием, так давайте сохраним его таким.
Мы себя обокрали, так давайте же наши дети не повторят нашей участи. И не надо бояться, что они нас не поймут. Недавно я задал восьмилетней девочке вопрос: «Как ты думаешь, почему в одно и то же время в Западной Европе была развита, главным образом, реалистичная живопись, и лица писались реалистично (Леонардо да Винчи, Беллини Джовани, Альбрехт Дюрер и др.), а у нас - иконопись, писались духовные лики и образы (Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек)?» Она дала простой и исчерпывающий ответ: «Так мы же православные!».
Я не предлагаю перевернуть все обучение, но я против шарлатанства и модернизма в классических дисциплинах, т.е. за то, чтобы историю древних греков и римлян изучать по Плутарху - об этом неоднократно говорили классики, историю Св. Руси и России дореволюционного периода изучать по Нечволодову А.Д., Карамзину Н.М., Костомарову Н.И., Иловайскому Д.И. и др. Классическое образование расширяет кругозор.
Уместно вспомнить и одно правило, которому отец научил моих родных. На их вопрос: «Как стоит преподавать детям английский или немецкий языки?» отец ответил: «Если вы готовите и воспитываете иностранца, то, дорогие мои, все свободное время посвятите этому. Но если вы хотите, что бы ваш сын был полноценным русским человеком и гражданином, то на один час занятий, посвященных иноземному языку, дайте два-три часа обучения своему родному русскому языку или классической русской литературе. Если вы сами не можете обойтись без того, чтобы съездить за границу на неделю, и берете с собой детей, то вам будет полезно после этого пожить и помолиться в монастыре или поработать в деревне, чтобы ваши умные головы не пострадали, и всего было в меру».
Мне кажется, что существует серьезное заблуждение у тех, кто проводит политику в сфере народного (гражданского) образования и светского воспитания. Если говорится о светском и гражданском - это не значит, что оно должно быть бездуховным, неправославным и не учитывать национальное наследие предков. Тогда, простите, в чем же отличие от советского атеистического образования и воспитания? В чем перелом? Зачем нужны были такие жертвы? Или, на самом деле, мы были свидетелями мнимых реформ? Вспомним времена недалекого прошлого, когда слово «Бог» или вычеркивалось цензурой, или писалось, в лучшем случае, с маленькой буквы (недалекие 70-80 годы XX века), а за сбор пожертвований на храм можно было получить и пулю (1937 год).
Вчера прочитал любопытный документ (Национальная программа «Гражданское образование и светское воспитание населения Российской Федерации»), который, как мне кажется, отражает официальную точку зрения на поставленные вопросы. И вот что интересно, на страницах этого документа не нашлось места ни слову «русский», ни слову «народный», оно заменено на слово «гражданский», как будто речь идет не о России, а о какой-то инопланетной стране, зато появилось понятие «объединенная нация», что это за «зверь», разработчики программы не поясняют, по крайней мере, в той версии документа, которая выложена на сайте (www.ikondrashin.narod.ru/rus/grobr/prog.htm). Будем надеяться, что русский народ все-таки каким-то образом имеет отношение к данной программе.
Если поставить вместо «объединенная нация» слова «советский народ», то не напоминает ли вам это что-то из недавнего прошлого? Если я ошибаюсь, то с удовольствием выслушаю возражения. В чем по сути отличие? Ведь вопросами народного просвещения я интересуюсь не из праздного любопытства, и меня волнуют судьбы наших детей и детей моих соотечественников.
Складывается впечатление, что те люди, которые отвечают за методическую разработку и поддержку программы развития гражданского образования и светского воспитания в России ленятся, им не хочется разрабатывать что-то новое. Им хочется сказать: «Ау! Проснитесь! На дворе уже XXI век, пора отказаться от химер и опираться на наши национальные ценности и наследие!». Эра глобализации, конечно, накладывает определенные черты на нашу жизнь, но инстинкт самосохранения должен же присутствовать.
Следует отметить, что духовная составляющая в образовании не тождественна православной и церковной. При подготовке учебных программ, тем не менее, важно учитывать религиозные, культурные, национальные особенности, традиции и корни русского народа и других народов, населяющих Россию. В то же время гражданское образование и светское воспитание в России должны и могут содержать духовно-нравственные составляющие.
Таким образом, подведем итог:
1) Псевдорусские и западные «ценности» доминируют в современном российском народном (гражданском) образовании, что неприемлемо и требует исправления.
2) Необходимо соблюдать баланс между духовной и мирской составляющей в образовании и воспитании.
3) Духовную составляющую необходимо вернуть во все гуманитарные программы обучения.
4) Духовная составляющая народного образования должна опираться на традиционные православные ценности, а в тех местах, где компактно проживают российские граждане других традиционных культур и верований, образовательные программы должны быть откорректированы, с учетом этих особенностей.
5) Государственная программа изучения триединого русского языка в народном (гражданском) образовании (церковно-славянского, литературного, разговорного) должна быть введена.
6) Церковно-славянский язык, русское духовное изобразительное искусство, русское духовное музыкальное искусство, храмовое зодчество и др. - фундаментальное национальное наследие, скрепляющее воедино Русский Мир. Именно их познание должно играть доминирующую роль в духовном просвещении наших соотечественников.
Сегодня своим детям мы смело можем сказать: «Любите русский язык. Держите под рукой и словарь Даля, и старорусский, и церковно-славянский словари. Это поможет вам в общении с Божественным миром!».
Борис Борисович Сергуненков, братчик Александро-Невского Братства, руководитель Научно-производственной фирмы «ВАПА»
12 ноября 2009 года