конференции "Прикарпатская Русь и Русская цивилизация"" /> конференции "Прикарпатская Русь и Русская цивилизация"" /> конференции "Прикарпатская Русь и Русская цивилизация"" />

"Западноукраинские" регионы Русского мира в свете культурно-исторического анализа

Доклад на <a href="http://www.rusk.ru/st.php?idar=183553">конференции "Прикарпатская Русь и Русская цивилизация"</a>

Андрей НикифоровПроблема «западноукраинских» регионов в данном докладе рассматривается в свете методологии «неоевразийства», конкретнее - т.н. «теории Новороссии», предложенной Е.Ф.Морозовым. «Теория Новороссии» базируется на учении Л.Н.Гумилева об этногенезе и базовых постулатах евразийства. В ее основе лежит представление об этнодинамике Русского народа как о процессе взаимодействия ряда русских субэтносов при политическом доминировании в каждую конкретную историческую эпоху одного из них. Так, эпоха Киевской Руси является периодом доминирования субэтноса, обитавшего в среднем течении Днепра (совр. малороссы), а российско-советская (московско-питерско-московская) эпоха есть период доминирования субэтноса великороссов, ядром формирования которого стало Волго-Окское междуречье. Согласно «теории Новороссии» следующим русским субэтносом-лидером станут новороссы: новая русская субэтническая общность, сложившаяся в ходе переселенческой колонизации Великой Степи.

В данном докладе «теория Новороссии» используется как альтернатива глубоко укоренившемуся представлению о неком «восточнославянском триединстве», базирующемся на генетической близости трех «восточнославянских народов»: белорусов, русских и украинцев. Согласно «теории Новороссии» все эти три «народа» представляют собой единый русский этнос. Каждый из трех «народов» распадается на несколько субэтносов. Кроме того, ряд русских субэтносов нельзя однозначно отнести непосредственно ни к одному из этих трех «народов». Мало того, согласно «теории Новороссии» процесс этногенеза Русского народа продолжается.

В качестве метода в данном докладе используется культурно-исторический анализ, примененный в глобальном масштабе Н.Я. Данилевским. В нашем случае, подобный анализ применяется к территории, занимаемой ныне государством Украина с целью ее культурно-исторического районирования. Для проверки данных, полученных в результате культурно-исторического анализа, привлекаются итоги всеукраинских голосований.

В культурно-историческом плане Украина представляет собой конгломерат регионов, выступавших в разные времена как месторазвитие различных и разновозрастных восточнославянских (русских) субэтносов. В данный момент все они, кроме одного, пребывают в мемориальной фазе развития. Эти «старые» восточнославянские регионы соседствуют с обширной зоной позднейшей восточнославянской переселенческой колонизации, известной как «Юго-Восток Украины» (юго-западный фрагмент Новороссии в трактовке Е.Ф.Морозова).

Культурно-историческое районирование Украины дает возможность в первом приближении выделить на ее территории 3 зоны: Западную, Юго-Восточную и Промежуточную (переходную). Во втором приближении Западная зона распадается на три культурно-исторических региона: Волынь (Волынская и Ровенская обл.), Галицию (Ивано-Франковская, Львовская, Тернопольская и часть Черновицкой обл.) и Закарпатье (Закарпатская и часть Черновицкой обл.). Юго-Восток формируют четыре подобных региона: Донбасс (Донецкая и Луганская обл.), Крым (АРК и Севастополь), Северное Причерноморье (Днепропетровская, Николаевская, Одесская и Херсонская обл.) и Слобожанщина (Харьковская обл.). В составе Переходной зоны можно выделить собственно Малороссию (Киевская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская обл.) и Правобережье (Винницкая, Житомирская, Кировоградская, Хмельницкая обл.).

Культурно-историческое районирование Украины практически идентично географии электоральных предпочтений, зафиксированных в ходе общенациональных выборов и иных голосований.

Так, разлом, зафиксированный во втором туре президентских выборов 1994 г. («линия Кравчука-Кучмы») повторяет границу России, установленную в конце XVII в. и закрепленную российско-турецким Бахчисарайским договором (1681 г.) и «Трактатом о вечном мире» с Речью Посполитой (1686 г.). «Оранжевая» электоральная зона страны (фиксируется с парламентских выборов 2002 г.) довольно близко повторяет очертания той части нынешнего государственного пространства Украины, которая до середины XVII в. входила в состав Речи Посполитой, а «бело-голубая» электоральная зона (сложилась в ходе президентских выборов 2004 г.) - в целом совпадает с территорией, контролировавшейся тогда же Крымским ханством, впоследствии подвергшейся активной восточнославянской (и не только) переселенческой колонизации. Любопытно, что до 2004 г. эта территория составляла т.н. «красный электоральный пояс»: лидерами электоральных предпочтений здесь являлись коммунисты.

Наличие таких устойчивых предпочтений (гораздо более устойчивых, чем программные установки украинских политических лидеров и партий) и стиля поведения этих электоральных зон и их культурно-историческая обоснованность свидетельствуют о ментальной природе политического выбора, который делают украинские избиратели в ходе голосований на общегосударственном уровне.

Остановимся подробнее на рассмотрении «западноукраинских» культурно-исторических регионов в свете той геополитической роли, которую они играют в Русском мире. По сути, речь идет даже не о трех, а о двух регионах, разграниченных Карпатами.

Галиция - наиболее динамичный из них. Она традиционно навязывает свою волю соседней Волыни. Собственно, именно по этой причине о Волыни как о самостоятельном культурно-историческом регионе говорить затруднительно. Бывало, Галиция претендовала на лидерскую роль на всем Правобережье, а сейчас выступает социальной, электоральной, культурной и кадровой базой «украинизации» Украины. Примечательно, что Галиция, никогда реально не претендовавшая на роль общерусского лидера, неизменно выступает как «геополитическая оппозиция» региону-лидеру (или - претенденту на лидерство). Так было, по всей видимости, на заре Киевской Руси. Затем - в XII-XIII вв., когда Галицко-Волынское княжество не без частных успехов боролось против владимиро-суздальской гегемонии. Во второй пол. XIX - начале XX в. именно Галиция становится «украинским Пьемонтом»: роль, которую этот регион пронес сквозь трагические испытания прошлого столетия, чтобы с восторгом встретить украинскую независимость в ее конце. Теперь Галиция противостоит украинскому Юго-Востоку - ключевому региону Новороссии...

Разгадка «галицийского геополитического кода» - задача крайне важная, поскольку никакая другая сила не обладает таким разрушительным потенциалом, разрывающим Русский мир изнутри, как субэтнос галичан. В условиях, когда галичане направляются замещенной («подкинутой») политической и культурной элитой, символом веры для которой является воинствующая русофобия, галицийский вопрос становится вопросом жизни и смерти для общерусского дела.

Роль Закарпатья для Большой России и Русского народа видится, прежде всего, в том, что именно этот культурно-исторический регион с наибольшим правом может претендовать на статус «колыбели» или даже «прародины» русских. Без него Большая (историческая) Россия, какие бы масштабы она не обрела, будет территориально неполной и культурно-исторически незавершенной.

Подкарпатские русины (закарпатский субэтнос Русского народа) уже выполнили свою геополитическую и культурно-историческую миссию: в период раннего средневековья они передали эстафету лидерства в Русском мире предкам современных малороссов, а затем, в условиях политической изоляции от остальных русских земель, сумели сохранить свой регион для Русского мира. Сейчас русины ведут оборонительные бои за признание самого факта их существования, за сохранение своих культурных, лингвистических и проч. особенностей. Залог успеха в этой борьбе видится в объединении Закарпатья с теми украинскими регионами, которые не приемлют политику украинизации.

Появление у Новороссии союзника в Западной культурно-исторической зоне Украины по геополитическому эффекту можно сравнить (с поправкой на масштаб) с установлением просоветского режима на Кубе - под боком у глобального соперника СССР - США. Такой шаг вполне может нарушить сложившееся в последние годы шаткое равновесие «Запад + Переходная зона» - «Юго-Восток» в пользу последнего. Не исключено, что примеру Закарпатья могли бы последовать и регионы Переходной зоны, а это сделало бы процесс реинтеграции Русского мира необратимым.

Итак, два «западноукраинских» культурно-исторических региона имеют ключевое значение для развития Русского мира. Когда-то они покинули его, что привело к длительному расколу русского политического и культурного поля, последствия которого так и не были полностью преодолены. Во многом именно это обстоятельство привело Русский мир к его нынешнему, далеко не блестящему, состоянию.

Грамотное, аккуратное и в каждом случае вариативное воздействие именно на эти регионы видится крайне перспективным. Дело за малым: разработать и освоить соответствующие технологии, а затем - последовательно и настойчиво их реализовать.
Никифоров Андрей Ростиславович, кандидат исторических наук, доцент Таврического национального университета им. В.И.Вернадского (Симферополь)

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Никифоров:
Время «чемоданных» настроений прошло
Крымский политолог Андрей Никифоров о том, почему только 0% крымских татар хотели бы переехать на Украину
03.03.2017
Ещё один шаг от пропасти
Создание культурно-национальной автономии крымских татар может ослабить влияние меджлисовцев на население Крыма
16.06.2016
Борьба за крымских татар не завершена
Крымский политолог Андрей Никифоров признался, что его удивило не признание Меджлиса террористической организацией, а реакция американцев на это решение
23.04.2016
Болезнь роста
Крымский политолог Андрей Никифоров не считает возникшие недоразумения между Крымом и Москвой политическим кризисом
23.12.2015
Все статьи автора
"Русская цивилизация"
Миф о русском крестьянстве
После прочтения статьи В.Е.Семенова «Образ Иоанна Грозного как источник душевной смуты»
08.11.2019
Русский мир - это концепция русской цивилизации
Интервью главного редактора «Русской народной линии» с первым проректором Казанской духовной семинарии
28.03.2019
Размышление о Годеновском Кресте в канун Крестопоклонной Недели
18/31 марта - Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная
28.03.2019
Русский обычай
Очерк о языческом и христианском в народном календаре. Часть 8
11.03.2019
Все статьи темы