Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Духовное осмысление югоосетинской войны

Протоиерей  Евгений  Соколов, Русская народная линия

Южная Осетия / 09.10.2008

Почти два месяца прошло с момента начала войны в Южной Осетии. Споры о страшных событиях августа 2008 года в маленькой кавказской республике не утихнут еще долго, но некоторые выводы можно и нужно сделать сейчас. Особенно России - стране, для которой эта война стала переломным историческим моментом.
О своем видении духовно-нравственных причин югоосетинского конфликта рассказывает руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии протоиерей Евгений Соколов :

- Первое, что проявилось в этой войне: православная страна совершила нападение на своих же православных соотечественников из-за территориальной целостности. Впервые за всю историю наших взаимоотношений сугубо материальные, меркантильные интересы превысили духовные ценности. Заповеди "не убий" и "возлюби ближнего своего" были попраны в угоду интересам верхушки отдельного государства. Безусловно, произошедшие события находятся за пределами как Ветхого Завета, так и Евангелия. Во-вторых, на стороне грузин воевали украинские солдаты и офицеры, тоже исповедующие православную веру. Это говорит о том, что мы перешли в некую другую фазу отношений, когда единство Веры не удерживает человека от пролития крови. Более того, вызывает сожаление позиция Грузинской Православной Церкви. Священноначалие должно было жестко высказаться за прекращение кровопролития. Территориальная целостность важна, но не любой же ценой?! Духовность падает до недопустимо низкого уровня, религия не становится удерживающим фактором для человека.

- Действия российских солдат... Как их оценить?

- Российская армия выступила как армия-защитница, оберегающая своих сограждан, своих миротворцев, защищающая слабый народ от агрессии вражеской стороны. Недопустимо было не вмешиваться. Нет большей любви, чем жизнь за брата отдать - свои жизни за мирное гражданское население отдали больше сотни русских солдат. Может быть только уважительное отношение к армии, которая проявила мужество и волю, и что не мало важно - умение воевать. Мы можем гордиться такой армией!

- Есть мнение, что мы проиграли эту войну. Потеряли миллиарды долларов на падении курса акций...

- Прежде всего, этого мнения придерживаются клеветники России. Падение курса акций, вывоз капитала из России - явления преходящие, кратковременные. Хочу напомнить читателям, что есть так называемая "пятая колонна" в лице средств массовой информации, руководители которых не скрывают свои симпатии к Америке, западному образу жизни и мышления. Насаждая, пропагандируя и всячески поддерживая их... От этой "пятой колонны" нам надо решительно избавляться. Если мы сейчас посмотрим передачи по центральным телеканалам, то увидим явных врагов России. Зачем их приглашают? Если нужна дискуссия, спор, то этого можно добиться иначе. Почему власть не принимает по отношению к ним никакого прещения, остается загадкой...

- Война в Южной Осетии - всего лишь один из эпизодов противостояния России и Запада?

- То, что Запад всегда пытался чужими руками нагнетать напряженность в России, не секрет. Запад всегда искал союзников среди врагов России. Посмотрим на позицию по отношению к нам Польши, Чехословакии, прибалтийских стран, нынешнего руководства Украины. Как ведут себя эти страны и их правительства? Обратите внимание на риторику политических элит Прибалтики. Нас обвиняют в том, что мы лишили их свободы, притесняли их в составе СССР. Скажем так, не смогли обеспечить им ту сытость, какая была в Западной Европе. Не будем утверждать обратного, однако справедливости ради надо вспомнить - русский язык преподавался везде, граждане Эстонии, Литвы, Латвии имели возможность в подлиннике читать Пушкина, Достоевского, Толстого, слушать оперы Мусорского, Чайковского. Более того, участвовать в созидании общей культуры... И что же? Они предпочли сытое корыто духовным ценностям.

Да, конечно, в их землях небезболезненно насаждалась советская идеология и вместе с ней государственность. И в то же время этим странам была дарована возможность прикоснуться к великой русской культуре, возрастать от неё. Сегодня они считают себя свободными. К чему же привела эта свобода? К чему угодно, только не к высокой духовности! Достаточно, вспомнить, как они относятся к русским, русскому языку, нашей культуре. Как они мстят!.. Простите, но все говорит о духовной деградации населения, обменявшего духовность на сытость. Запад же всегда умело использовал тех, для которых сытость стоит на первом месте. Противостояние между Западом и Россией всегда было и будет, мы всегда останемся для них людьми второго сорта. Не надо питать надежд! В этом плане обидно, то, что православные грузины не смогли отличить правду ото лжи и тоже поддались уловке, позволив себе, сытость в обмен на духовность...

- Некоторые оценивают войну только с позиции ценности человеческой жизни. Критикуют действия правительства, мнение Церкви...

- Вспоминаю диалог между известным публицистом Максимовым и юмористом Жванецким. Жванецкий высказал мысль, что жизнь человеческая неизмеримо выше любых ценностей, и что, даже солдат, попав в плен, может ради сохранения жизни рассказать о линии обороны своей армии. Говорил Жванецкий так, будто не понимал, что если солдат раскроет эту секретную информацию, то через два-три дня вместо одной жизни будет положены сотни или даже тысячи, потому что противнику известны места расположения целых частей. Рассуждать так, как рассуждают эти люди, не только грех, это преступление!

Да, жизнь человеческая уникальна, она дана по воле Божьей, но дана для того, что бы мы исполнили Его волю. Каждый из нас уйдет, кто-то от болезни, кто-то на войне. Смерть - это самое важное событие для человека, потому что смерть - это встреча с Богом. Человек, который умирает на войне ради спасения ближнего, уходит в вечность в высочайшем духовном состоянии. Это подвижники, и говорить что-то об их смерти, тем более рассуждать о ценности их жизни мы не вправе. Но это с охотой делают те, кто прячется в окопах, или сидит в московских кабинетах. Эти люди сами не способны пожертвовать своей жизнью даже ради самых близких им людей. Можно ли всерьез воспринимать мнение тех, кто не знает смысл человеческой жизни?

- Какой нравственный урок должен вынести каждый из нас, общество, Церковь и государство из событий на Кавказе?

- Эта беда должна подтолкнуть наш народ к осознанию своей национальной идеи. Что мы защищаем? Территорию, границы, власть, или может быть нечто иное? От чего мы должны обороняться? Если на территории царит беззаконие и нечестие, есть ли смысл защищать эту территорию? Конечно, нет! Надо понять, что наша национальная идея - беречь главное духовное сокровище мира на той территории, что даровал нам Бог... Беречь Православную Веру! И конечно, очень важно, чтобы наши руководители, наконец, поняли: главное условие и смысл существования нашего государства - это хранить Православие, как дарованную нам Веру от Бога. Чтобы эту веру уберечь, конечно же, необходимы охрана государственных границ, сильная армия, но в первую очередь - развитие духовных, интеллектуальных и материальных сил общества. Именно в таком порядке: сначала духовных, затем интеллектуальных, и только затем, материальных.
Беседовал Дионисий Данилов

Впервые опубликовано: http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/2/943



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 10

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

10. Неравнодушный : Re: Духовное осмысление югоосетинской войны
2011-09-15 в 13:26

Быть может, важно рассмотреть ЧТО именно произошло. На что мы все же среагировали. На что способны реагировать.[/QUOTE

Согласен, очень важно. А что же, на Ваш взгляд, произошло?

9. дезинфектор : Неравнодушный
2011-09-15 в 11:49

Быть может, важно рассмотреть ЧТО именно произошло. На что мы все же среагировали. На что способны реагировать.
8. Неравнодушный : Re: Духовное осмысление югоосетинской войны
2011-09-15 в 09:57

А если из геометрии? Следующая точка еще не поставлена, поэтому невозможно провести линию.


Да, забыл. Для переломного момента очень важна динамика процесса. Возьмем в пример Великую Отечественную войну. До Курской дуги весь процесс шел к тому, чтобы СССР проиграл войну, динамика для нас отрицательная. Курская дуга - переломная точка. После Курской дуги процесс перестал быть необратимым, динамика начала расти в положительную. То же самое - Бородино. В истории процесс прет вперед независимо от того, кто где себе точек понаставит.
7. Неравнодушный : Re: Духовное осмысление югоосетинской войны
2011-09-15 в 09:42

А если из геометрии? Следующая точка еще не поставлена, поэтому невозможно провести линию.


Нет, геометрия не подойдет логически. Подойдет история, а с ее позиций этот конфликт можно рассматривать переломным только зависимо от того, какой исторический процесс рассматривать. Вы какой бы процесс рассмотрели?
6. дезинфектор : Неравнодушный
2011-09-14 в 20:05

А если из геометрии? Следующая точка еще не поставлена, поэтому невозможно провести линию.
5. Неравнодушный : Re: Духовное осмысление югоосетинской войны
2011-09-14 в 17:59

Перелом был в том смысле. что мы впервые сделали что-то достойное уважения и кому-то полезное...



Полностью согласен, что достойное уважения и полезное. Перелом - это точка изменения в каком-нибудь процессе с отрицательной динамики на положительную. Точка была, а изменения динамики не было - значит, не перелом.
4. дезинфектор : Re: Духовное осмысление югоосетинской войны
2011-09-14 в 17:06

Перелом был в том смысле. что мы впервые сделали что-то достойное уважения и кому-то полезное...
3. Неравнодушный : Смерть - никогда.
2011-09-14 в 16:46

Хорошая статья! Все верно!Добавлю: наша идея - это идея Православного Третьего Рима - быть удерживающим мировое зло государством - препятствовать мировому распространению зла в мире, отстаивать Православные идеалы, жить Имперской святой Русью и тем самым распространять и проповедывать Христово Евангелие, проповедывать во всем мире Восточное Ортодоксальное Православное Христианство.Два Рима пали, Третий Рим - Москва, а четвертому Риму не быть, как говорил Великий старец Филофей.Русский народ завершит ход мировой истории, когда осуществит полное и мировое проповедование Христова Евангелия именно в Православном толковании. И только тогда земная история закочиться, и наступит славное второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа!!! Так пророчествовал святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович)!!!Руководство России должно это знать и должно стремиться осуществлять эту святую имперскую политику. Это наше Божественное историческое задание, наш менталитет, наши традиции и история, простирающаяся в вечность. А на Кавказе мы защитили наши наиболее верные России Имперские провинции (Абхазию и Осетию)!СЛАВА СВЯТОЙ РУСИ! Слава России - Третьему Риму!!! Православие или смерть!


Странный вы. Посмотрите вокруг себя. Где вы видели святую русь? Третий рим? Имперские провинции? Вот хотя бы когда вы в своем Екатеринбурге вечером пройдетесь по улице и не увидите НИ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА С БУТЫЛКОЙ ПИВА, тогда считайте что самый маленький первый шаг к святой руси сделан. И запомни:пустая болтология, Вася, не наш метод!

Кстати, желать смерти себе или кому-нибудь еще даже в мыслях - большой грех, надо потом долго каяться. Смерти вообще нет - есть вечная жизнь.
2. Неравнодушный : Миру-мир, клиру-клир.
2011-09-14 в 16:39

Начну со статьи.

1. Война в Южной Осетии стала переломной для России в ЧЕМ? Кого или что мы там переломили: поломали горстку грузино-украино-американских солдат? Захватили маленький кусочек, пусть даже стратегически важной, земли? Эти события войной-то назвать нельзя, разве что военной операцией.

2. Среди грузин, которые возможно воевали против воли, были православные (если о. Евгений думает, что в России или Грузии преобладающее население - православные, то он ошибается: большинство даже если крещеные, то вполне равнодушны к религии). А вот Украина официально на Осетию не нападала, то есть все ее воевавшие там граждане - наемники, а православным да еще в таком подлом деле наемничать не пристало. Так что воевавшие украинцы были не православные, а подлецы и подонки.

3. Это такая фишка из коммунистических времен - искать везде врагов. Адекватен ли подобный подход для православного, да еще священника? Мое мнение - нет. Иисус учил любви к ближнему (причем к ближним также причислял блудниц и разбойников), поэтому православному человеку пристало миролюбие. Западные страны - не враги, а наши соседи по планете. Как поступать с соседями? Дружить, сотрудничать, а в обиду себя не давать.

3. "Чтобы эту веру уберечь, конечно же, необходимы охрана государственных границ, сильная армия, но в первую очередь - развитие духовных, интеллектуальных и материальных сил общества. Именно в таком порядке: сначала духовных, затем интеллектуальных, и только затем, материальных."
о. Евгений, а если храм, в котором Вы собираетесь служить Господу, весь развален, внутри беспорядок? Не знаю как Вы, а я бы поставил в центре храма маленькую икону и отслужил службу. Потом, в перерывах между службами или ночью, быстро восстанавливал храм. Поэтому никаких порядков в развитии: собрались, помолились, разделились кому чем заниматься, взялись. И так постоянно, пока порядка не будет.

Наше государство сейчас похоже на тот разрушенный храм. Только восстанавливать его некому. Понятно, что в этаком бардаке ни высоких зарплат бюджетникам, ни просто даже нормальной жизни не будет. Вместо того, чтобы заниматься каждый своим делом на благо государства и общества, народ пытается нахапать денег или реализовать свои амбиции. Милиционер не ловит бандитов, а крышует бизнес. Чиновник работает не на государство, а на свой карман. Учителя и военные перебиваются побочными заработками, и не выполняют свои обязанности добросовестно. Вот отец Евгений беседовал о войне, причем высказал несвойственные и неподобающие священнику суждения. А мог бы не тратить времени и помочь какому-нибудь страждущему человеку, успокоить душу добрым словом, наставить на путь, подать пример благочестивой жихни. Сейчас редко встретишь священника, с которым можно было бы просто поговорить, а людям это так нужно! Да и пример они показывают не всегда достойный: я два раза не так давно видел священников на автомобилях стоимостью более миллиона рублей, а старенькие прихожане в храме кладут последние монетки на пожертвования. Куда как нехорошо! Я думаю, что сейчас процент добросовестных милиционеров такой же, как и добросовестных священников. Поэтому чтобы навести порядок в государстве, надо чтобы каждый занимался своим делом, которое у него лучше получается. Оставим войну военным.
1. : комментарий от Имперский патриот из Екатеринбурга
2008-10-09 в 08:37

Хорошая статья! Все верно!

Добавлю: наша идея - это идея Православного Третьего Рима - быть удерживающим мировое зло государством - препятствовать мировому распространению зла в мире, отстаивать Православные идеалы, жить Имперской святой Русью и тем самым распространять и проповедывать Христово Евангелие, проповедывать во всем мире Восточное Ортодоксальное Православное Христианство.

Два Рима пали, Третий Рим - Москва, а четвертому Риму не быть, как говорил Великий старец Филофей.

Русский народ завершит ход мировой истории, когда осуществит полное и мировое проповедование Христова Евангелия именно в Православном толковании. И только тогда земная история закочиться, и наступит славное второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа!!! Так пророчествовал святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский (Максимович)!!!

Руководство России должно это знать и должно стремиться осуществлять эту святую имперскую политику. Это наше Божественное историческое задание, наш менталитет, наши традиции и история, простирающаяся в вечность.
А на Кавказе мы защитили наши наиболее верные России Имперские провинции (Абхазию и Осетию)!
СЛАВА СВЯТОЙ РУСИ! Слава России - Третьему Риму!!! Православие или смерть!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме