Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Когда и кем град Суждаль был построен

Виктор  Дауров, Русская народная линия

29.11.2005


Знала ли Русь в древности Платона и Аристотеля? Чем изумили Андрея Первозванного русские бани? Кто из потомков Ноя основал город Суждаль? …

Город Суздаль, по-старинному Суждаль, как и всякий другой ныне уважающий себя город России, с некоторых пор ежегодно отмечает свой собственный День города. Мода эта, на "дни городов", появилась у нас, кажется, с начала перестройки, и идет она оттуда же, откуда идут в Россию все эти праздники "Хелловинов", "дни Валентинов" и сродные им. (Странно, что почему-то нет встречного процесса - никто с таким же методичным упорством не перенимает у нас наши Святки, Масленицу, Радоницу, Троицу или хотя бы Ивана-Купалу и Красную горку.)

Обычно, подобные "дни" привязывают ко дню рождения, то бишь основания самого города. Допустим, Москва. Известно, что основана она князем Юрием Долгоруким в 1147 году (точнее сказать, он ее начал строить, как город, в этом году). Стало быть, в 1947 году ей было 800 лет, в 1997 - 850. В 2007 г. - столица, по всей видимости, будет праздновать свое 860-летие. Это если - известно. А если неизвестно или недостаточно известно? Или, хотя и, по некоторым данным, известно, но не совсем то, что хотелось бы. Как вот в случае с Суздалем...

В 1999 году, в год 200-летия со дня рождения А.С. Пушкина, город Суздаль широко и с размахом отмечал свой не совсем, правда, круглый, но тоже какой-никакой 975-летний юбилей. В текущем, 2005 г., следовательно, прибавив шесть лет, получаем цифру - уже 981 год. Таков его официальный возраст. И исчисляется он, как принято почему-то считать, со дня первого летописного упоминания о граде Суздале в Начальной летописи у Нестора.

По Нестору, действительно, как раз такое количество лет назад, а именно в 1024 году в Суздале произошло одно неординарное, с точки зрения исторического материализма, событие - голодный бунт населения. По этому случаю прибыл туда великий князь Ярослав для усмирения жителей, взволнованных голодом, "когда ожесточенные суздальцы, под влиянием суеверных убеждений, приписали голод чарам злых жен и безжалостно предали их лютой смерти..."

Первое, что сразу же приходит в голову по прочтении этих строк: город к означенной дате УЖЕ был. Его не могло не быть, и, по всей видимости, это был не просто город, а некое немаловажное приграничное поселение на северо-востоке Киевского государства. Иначе разве стал бы самолично великий киевский князь Ярослав Мудрый, сын великого русского князя Владимира Святославича Святого, беспокоиться и проделывать такой немаленький путь для усмирения каких-то никому неведомых "суздальцев". И уж, наверно, по здравому рассуждению, этому городу было никак не менее 24 лет, ибо, согласимся, что построить и за 24 года, по тем временам, стратегический населенный центр, пусть и не очень великий - дело отнюдь не простое. Это все-таки не Комсомольск-на-Амуре и даже не Тольятти, когда напрягалась почти вся 300-миллионая страна, да и те строились не на пустом месте. Наверняка ему, то есть Суздалю, было и того больше.

В книге Д. Сахарова "Историческое описание Суздальского первоклассного Спасо-Евфимиевского монастыря" (Москва, Синодальная типография, 1905 г.) об историческом бунте далее сказано так:

"Появление мудрого Ярослава восстановило порядок: виновники мятежа были наказаны более или менее тяжело, сообразно степеням вины; независимо же от карательной меры, из уст великого князя выливались воззвания к жителям, основанные на высоком христианском веровании, что не волшебники виноваты, а Бог карает людей гладом и мором за грехи их, и что смертный в бедствиях своих должен только умолять благость Всевышнего. Речь сия имела плодотворную силу, а это ведет к убеждению, что Суздальская страна, до прибытия Ярослава, уже озарена была светом благодатного учения Христова...".

"Суздальская страна", "суздальская земля" - вот как тогда в Киевской Руси называли ее северо-восточную окраину. Ну, представим, может ли существовать Ставропольский край без его столицы г. Ставрополя? Или Хабаровский - без Хабаровска? Или (нынешний) Краснодарский?... Конечно же, город был, и, причем, центрообразующий . Это, во-первых. Во-вторых, "... уже озарена была светом благодатного учения Христова...". Вот что нам еще указывает на то, что городу никак не менее 1000 лет.

Кстати, к такому же выводу приходит известный археолог, доктор исторических наук М.В. Седова, более четверти века посвятившая раскопкам в городе Суздале и его окрестностях, которая пишет: "Время возникновения Суздаля можно без особого риска удревнить примерно на 100 лет по сравнению с первым его летописным упоминанием".

Суздальский летописец середины XVIII века Анания Федоров, ключарь кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы и автор монументального "Исторического собрания о граде Суждале" (1754г.), сообщая нам о крещении св. великим князем Владимиром града Суждаля (отцом, напомним, Ярослава Владимировича Мудрого), спустя два года после Крещения в 6496 (988г. по Р.Х.) всея Руси, говорит и о том, что: "великий святитель и чудотворец Феодор, Епископ Суздальский, его же равноапостольный князь Владимир взят с митрополитом из Греции в Россию, прием (принял) паству в Суздале в лето 6498 (990)".

Вот она одна из достоверных, документально подтвержденных, отправных точек отсчета возраста г. Суздаля - 990г., исходя из которой, Суздалю, минимум , к 2005 году, - 1015 лет (а не 981; опять же какой-никакой - юбилей)! Самое малое. Ибо снова логика нам подсказывает, что не равноапостольный князь Владимир со святителем и чудотворцем Феодором построили град Суждаль, а он был, УЖЕ стоял на том самом месте, где стоит и поныне, потому как они хоть и оба святые, а Феодор еще и чудотворец, но сотворить такое чудо во мгновение ока ни тот, ни другой не могли. Да и не поехали бы они во чисто поле в такую даль, ведь ехали-то ставить епископа, а епископов не в деревнях и не в хуторах ставят, а на обширных и, как правило, обжитых территориях, с центром в них, в виде какого-никакого, а града, с какими-никакими жилыми помещениями, с соответствующей, как бы мы теперь сказали, инфраструктурой и "коммунальными службами", в виде каких-никаких артелей ремесленников: каменщиков, плотников, печников, гончаров, кузнецов и т. д. Небольшого, по нашим понятиям, но все-таки города, способного дать кров, обустроить, обогреть, да и накормить, в конце концов, епископа, с перспективой строительства в нем одного-двух, для начала, храмов, с одним обязательным кафедральным. Ведь где-то ему еще и служить, епископу, надобно. Крестить, окормлять, проповедовать...

То, что храмы были построены, мы узнаем из краткого рукописного сказания, хранившегося в Ризнице кремлевского Рождественского собора (ныне, к сожалению, утраченного, но дошедшего до нас в списках) о святителе Феодоре, суздальском чудотворце, которого протоиерей Михаил Херасков, благочинный города Суздаля в конце XIX называл "апостолом Суздальской страны":

"Приняв паству (от святого великого князя Владимира) словесных овец в Суждальской стране и, видя их помраченными многобожия прелестию, начал, возлагая на Бога упование, сеяти семя слова Божия, возделывая слезами и многия производя труды и подвиги апостольские, труждаяся, идольские капища разрушая, храмы же святые в тех местах во славу Божию созидая и украшая; множество народа развращенна уловив в веру Христову не только во граде, но и в окрестных его местах... Видев же народ богоугодное житие его и кроткий нрав, и слыша богодухновенное учение его, обращался в веру Христову и принимал святое крещение" (перевод автора).

Из сказания видно, что храмы начинают строиться в городе с самого начала многоплодной миссионерской деятельности святителя Феодора в Суздальской земле, то есть примерно с того же 990 г. То, что храмы строились в бытность святителя Феодора, следует и из сообщения суздальского летописца Анании Федорова: "Преставился же епископ Феодор и положен бысть в Суздальской соборной церкви Рождества Пресвятые Богородицы".

Дата преставления святителя, по житию, точно неизвестна. Однако по некоторым данным можно утверждать, что кончина его последовала между 1014-1024 годами. Ныне принята дата 1023 г. Так что кафедральный суздальский собор, ныне именуемый - Рождества Пресвятыя Богородицы к 1023 году уже существовал, был возведен. Не важно, деревянный ли, каменный (есть сведения, что в те времена он носил иное наименование - Успения Богородицы).

В уточнение своего сообщения о посещении великим князем Владимиром Суздальского края Анания Федоров, дабы не быть голословным, приводит выписки из Степенной книги о Крещении России, где, в частности, говорится: "в лето 6498 (990) от Киева подвижеся блаженный Владимир шествовати в Суждальскую землю, взем с собой двух епископов, иже приидоша к нему в Корсунь с митрополитом Михаилом, послани от святейшего Патриарха (Константинопольского) Фотия и в земли Суждальской вся люди крестиша".

Из жития св. Владимира по Четьи-Минеи (изд. 1759 г.) также видно, что великий князь просил Патриарха Цареградского послать к нему новых архиереев и иереев, "жатва бяша много, делателей же мало. И поемши пришедшие к нему епископы, пойде с ними во область Ростовскую и Суждальскую"... Наконец, в настенной надписи при мощах святителя Феодора, писанной в 1635 году, сказано: "в лето 6498 (990) первый и Великий Князь Владимир просвети Суждальскую землю Святым Крещением и паству вручи Епископу Феодору".

И снова - в который раз документально подтвержденный - 990 год! Стоит ли нам после этого зашориваться на первом и, как выясняется, далеко не единственном упоминании о Суздале глубоко чтимого летописца Нестора. Возможно, до нашего времени дошли не совсем полные списки с его Летописи, написанной им, кстати, уже в XII в. на основании многих предшествующих, не дошедших до нас летописей XI в. (а каких-то, возможно, и до него). Есть даже ссылки на таковые, например, известного русского историка Татищева. Татищев видел их, работал с ними, но потом они сгорели, как сгорел во время пожара в Москве найденный Мусиным-Пушкиным в конце XVIII века первоисточник "Слова о Полку Игореве". Не отрицаем же мы после этого его подлинность. Почему же мы должны брать под сомнение вышеприведенные источники и делать вид, что их как бы нет. Ту же, к примеру, Степенную книгу, которая восходит к древним новгородским преданиям. Не надо при этом так уж недоверчиво, как мы это делали в эпоху тотального атеизма, относиться к чисто церковным источникам. Ведь и жития святых, и настенные надписи над гробницами не с потолка, знать, брались. Все-таки наши предки, а тем более люди православные, боящиеся греха, а в ту пору еще и самые ученые, грамотные, врать и заниматься приписками вряд ли бы стали.

Да и вообще, не хватит ли нам уже усекать себя и заниматься безблагодатной игрой в поддавки? Творцы истмата доказывали нам, что настоящая - великая - истории России началась с 1917 года. До этого был сплошной мрак: невежество, рабство, нищета, голод, холод, самодурство салтычих и т.д. В нынешних учебниках истории наших детей уверяют, что настоящая "рассеянская" история началась чуть ли ни с "перестройки" и что даже Великую Отечественную мы выиграли исключительно благодаря поддержке "цивилизованных" стран Запада и США...

Между тем, - и об этом часто забывают, - церковь Святителя Николая Чудотворца, к примеру, стояла в Киеве уже в 50-х годах Х столетия, а церковь пророка Божия Илии была построена еще раньше - в 944г. А раз были церкви, значит, были прихожане, то есть: христиане были на Руси еще до всеобщего, мобилизационного, на официальном уровне, принятия Крещения . Бабушка великого князя Владимира княгиня Ольга приняла святое Крещение в 955 г. А еще раньше в 860 году крестились киевские князья Аскольд и Дир. И вот что интересно, 860 год явился также годом признания Киевской Руси самой передовой и мощной державой тогдашней "ойкумены" Византией. Но и это не все. Оказывается, принятие Аскольдом христианства с именем Николай не было первым крещением русских князей. Первые случаи крещения, совершенные в 790-830 гг. описаны в житиях святителя Стефана, архиепископа Сурожского и Георгия, епископа Амастридского.

Константинопольский Патриарх Фотий (это, примерно, тот же 860 г.) оставил нам сообщение о том, что Русь "переменила эллинское нечестивое учение... на чистую и неподдельную христианскую веру". Во-первых, тут мы узнаем, что Русь не просто прозябала в каком-то там диком славянском язычестве, как нас постоянно заверяли, а была к тому времени широко и, видимо, давно знакома с "эллинским" (греческим, дохристианским) учением, то бишь с теми же Сократом, Платоном, Аристотелем (которых хорошо, кстати, знали и вселенские учителя нашей Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст)... Ибо, прежде чем что-то переменять, надо это что-то иметь, чем-то обладать, и достаточно длительно время. А, во-вторых, переменила на "чистую и неподдельную христианскую веру". Так, может быть, принятие веры Русью и официальное Крещение, то есть как бы закрепление этой веры на государственном уровне - это все же не одно и то же? Как ни одно и то же: личное и даже из глубин народных идущее (наряду, безусловно, с прежним язычеством и эллинизмом) исповедание христианской веры и обязательное, общепринятое, рекомендованное к исполнению. Как, например, в Византии до IV века и после ее государственного принятия царем Константином, когда во многих отношениях стало даже выгодно быть христианином, чем не быть, особенно, при дворе, в среде вельмож и купцов.

Но и это еще не все. Тут - внимание! При дальнейшем углубленном изучении русской истории, мы выясняем, что бани в России были известны в самой глубокой древности. Да, но при чем тут бани, спросит, возможно, кто-то? А вот при чем.

Наш великий летописец Нестор, на которого мы так любим ссылаться, относит их, то есть бани, к I (первому) веку по Р.Х., когда св. Апостол Андрей (Первозванный), проповедуя в Киеве Евангельское слово, отправился потом в Новгород, где он увидел чудо - парившихся в бане. В ней, по описанию его, все превращались в цвет сваренных раков. Накалив печь в деревянных банях, говорит Нестор, входили туда нагими и там обливались водой; потом брали розги и начинали сами себя бить, и до того секли, что едва выходили живыми; но потом, окатившись холодной водой, оживали. При этом, заключает Нестор, никем не быв мучимы, сами себя мучили и совершали не омовение, а мучение. Некоторые обливались еще квасом. Сам-де Апостол Андрей рассказывал об этом обряде по прибытии его в Рим...

Кстати сказать, в Европе (не считая, конечно, Рима и Греции), в Вене, Париже бани появились лишь в начале XIX века, причем русские. Правда, они значительно отличались от настоящих наших: там они парились без веников, и только обмывались и потели при весьма слабеньком паре. И то, они посещали русские бани только во время сильной простуды, ревматизма и озноба. В остальное время года, как и раньше, окроплялись из тазиков и кувшинов.

Мы не спроста пустились в такое далекое путешествие, аж в первый век по Р.Х. Обратим внимание, Киев и Новгород к тому времени уже существовали. Хотя бы в виде неких поселений с баньками на окраинах. Хотя есть и другая "усеченная" версия, из которой следует, что апостол Андрей проповедовал не в Киеве, а на некой безлюдной горе, где впоследствии вырос Киев, и не в Новгороде, а вокруг да около Ильмень-озера, где ныне град Новгород. Но если мы верим Нестору, когда говорим, что первое (у него!) упоминание о Суздале значится под 1024 годом, то почему же мы не должны верить ему же, когда он говорит, что апостол проповедовал в поселениях, с большим скоплением людей, что все же логичнее, а не на горах ежикам и птичкам и на берегах красивых озер рыбкам?

К чему мы об этом? А вот к чему. Дело в том, что есть еще одна любопытная версия касательно возраста града Суждаля, которую мы, в связи с вышеизложенным, никак не можем сбрасывать со счетов и которую наша официальная историография почему-то упорно не замечает.

Знаменитый наш летописец и ключарь Рождественского собора в уже упомянутом основательном труде под названием "Историческое собрание о граде Суждале" во первой главе своей пишет:

"О построении, и когда и кем град Суждаль был построен.

Существует народная повесть (упоминаемая во многих письменных источниках), указывающая на время основания города Суждаля.

В лето 4902 по всемирном потопе (в год 606 до Р.Х.), и по размышлении, от столпотворения людей, произшедшие от племени Аефетова, сына праведнаго праотца Ноя, три брата Великие Князья: Сан, Авесхасам, и премудрый Асан пришли во страны Российские. Два из них обосновались близ Варяжскаго моря, где устроили города, в том числе и Великий Новгород; третий же их брат, отошел от них далече в дикие леса и в топные места и избрал место, на котором и заложил град, по великому своему суждению дав ему имя Суждаль[1]. Так говорит древняя повесть, а кроме той повести, никакой другой, более обстоятельной, о зачале града Суждаля до нас не дошло (разве где имеется во иных местах, но об этом нам не известно). Слишком много с тех пор утекло воды, много сему граду случилось пережить нестроений и разорений, как и неоднократных бывших в нем великих пожаров"[2] (перевод автора).

Тут смущение, как нам кажется, происходит от словосочетания "народная повесть". Вроде как-то оно несерьезно. Можно ли доверять, каким-то изустным, передающимся из века в век байкам. Между тем, народная повесть - это то, что Пушкин называл "Преданье старины глубокой". Мы знаем: есть Писание (Ветхий и Новый заветы) и есть Предание. Для нас, православных, то есть русских, (ибо "если не православный, значит, и не русский", как сказал Ф.М. Достоевский), это то, на чем зиждется, неколебимо стоит вот уже более 2000 лет наша Православная Церковь. В отличии, скажем, от лютеранской или любой другой протестантской: у них есть только Писание. Предание - это наше святоотеческое духовное наследие. Это жития наших святых. Это наши молитвы. Поучения, наставления, житейские правила, пророчества, былины, переданные (от слова передавать) из уст в уста, из одного поколения в назидание другому, имеющие непреходящую, вечную ценность. Маловажные, сиюминутные сведения из века в век запоминать не станут. "Преданье, - по В.Далю, - рассказ, повествование (в нашем случае как раз "народная повесть"), память о событии, перешедшая устно от предков к потомкам".

Известный русский фольклорист, историк и литературовед XIX в. А.Н. Афанасьев опирался в своих исследованиях исключительно на "преданья старины глубокой", и добился поразительных результатов. Многие былины, сказания, легенды и даже сказки, передававшиеся из поколения в поколение изустно, имели под собой реальную историческую почву.

Разумеется, нам трудно делать далеко идущие выводы на основании всего лишь одного упоминания о некой "народной повести" (к сожалению, Анания Федоров, не назвал письменных источников, в которых она упоминается). Однако не иметь ее в виду мы уже не можем, ибо нет, как говорится, дыма без огня. Подходя строго научно, конечно - пока - несерьезно даже заявлять, что Суздалю более чем 2000 лет (Джордж Буш и конгресс США немедленно заявят резкий протест и откажут нам в наименовании "страны с рыночной экономикой", хотя им самим чуть более двухсот лет). Но поставить, наконец, вопрос о том, сколько же в действительности лет городу Суздалю, мы вполне имеем право. И, Бог видит, давно.

Так сколько же все-таки лет городу Суздалю?

981- со дня прибытия в 1024 г. в город Великого Князя Ярослава для усмирения жителей, взволнованных голодом?

1015- с момента прибытия в 990 г. по Р.Х. в город Великого Равноапостольного Князя Владимира с Великим же Святителем и Чудотворцем Феодором, Епископом Суздальским?

Или 2611 - со времени прибытия на место будущего Суздаля его основателя премудрого Асана, давшего к тому же по великому своему суждению ему его настоящее имя Суждаль.

По крайней мере, духовно город родился в 990 году. Для нас это ясно. Согласимся, смешно и абсурдно говорить, что город родился в год "усмирения в нем голодного бунта". Это он для вчерашних идеологов родился в момент первого "революционного" прозрения трудящихся масс. А для Бога и для Православной Руси город родился (это как минимум) в год его посещения равноапостольным великим князем Владимиром, с одновременным же официальным его Крещением и поставлением на новую кафедру святителя Феодора, епископа Суждальского, чудотворца.

Для Бога, для Православной России, ну и, конечно, для нас, православных.

P.S. Есть смысл, как мне кажется, обратить все-таки самое пристальное внимание и на свидетельство известного русского историка В.Н. Татищева (о чем мимоходом уже упомянуто выше), который в своей "Истории Российской", ссылаясь на источник, существовавший в его время, но не дошедший до наших дней, пишет, что уже в 982 году Владимиром был предпринят военный поход в богатый земледельческий район, расположенный к северу от среднего течения реки Клязьмы. Владимир "иде в поле и, покорив землю польскую (ударение на "у" - В.Д.), град Суздаль утверди". В 982 году!

Но и это не всё. Здесь, как говорят, собака зарыта еще и в том, что слово "утвердил" в старославянском языке, как, впрочем, и в нашем современном, вовсе не тождественно словам "основал" или "заложил".

В Евангелие от Матфея читаем (27, 65): "Рече же им Пилат: имате кустодию: идите, утвердите ..." - в синодальном переводе: "Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте...". Или, рядом (27, 66): "Они же шедше утвердиша гроб, знаменовавше камень с кустодиею" - в синодальном переводе: "Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать".

Сравним у В.И. Даля: " Утвержать, утвердить что, - укреплять, скреплять или прикреплять. Утвердить столбы подпорами, пасынками. Зеркало это утверждено крючьями..." и т.д.

То есть речь в приведенном Татищевым летописном отрывке идет скорее о закреплении князем Владимиром за собой уже (опять же) существующего города в качестве пограничного форпоста на северо-восточной окраине Киевской Руси, полноправным владельцем которой он становится с 973 года, когда одержал победу над своим братом Ярополком. "Покорить" же, в данном контексте, означает - привести к покорности . Только и всего. Ведь еще годом раньше, а именно в 972 году, как говорит все та же летопись Нестора, по смерти сына Ольги киевского князя Святослава, Ростово-Суздальская земля отходит в удел его младшему сыну - Владимиру, назначенному тогда княжить в Новгороде. Князь Владимир, таким образом, буквально пришел всего лишь прикрепить , присоединить к себе де-факто то, что принадлежало ему по праву наследства де-юре. Здесь попутно выясняется также, что и Ростов и Суздаль к 972 году УЖЕ были. Ну, то, что Ростов был уже в 862 году - это по Нестору. А вот с каких пор до 972 года был Суздаль - это пока загадка, и поэтому заострять внимание на этой дате особо не стоит.

Зато стоило бы, как мне кажется, наряду с 990 годом, остановиться все-таки и на 982-ом.

В 982 году Суздаль посетил язычник Владимир (в 2007 году - 1025 лет этому событию, чем не юбилей?)

В 990-ом - он же, Владимир, но уже крестившийся и крестивший Русь. И прибывший крестить Суздаль.

На каком же остановиться? Здесь весь вопрос в том, верим ли мы Татищеву или нет? С другой стороны, почему мы должны верить Нестору и не верить Татищеву? Неужели такой серьезный и уважаемый всеми историк стал бы цитировать несуществующий источник? Зачем бы ему это могло понадобиться? Чтобы удревнить город Суздаль всего-то на восемь лет? И ради этого рисковать своей репутацией? Ведь те же современники могли схватить за руку и уличить. Нет, не похоже. Несерьезно. Архи-сомнительно. Скорее, сдается, нам лучше бы было поверить Татищеву, чем не поверить.



СНОСКИ:

[1] Кстати же, Анания и объясняет, почему - Суждаль. "Созидатель града Суждаля, - говорит Анания Федоров, - дал имя граду Суждаль, исходя, по всей видимости, из его местоположения, а место ему было определено в сухой долине в окружении непроходимых бывших лесов, изобилующих озерами и болотами. (Так не только на Руси, но и в прочих странах: наименование городов происходят или от рек, или от каких-либо знамений, или от их создателей). Поэтому град Суждаль, по суждению основателя (и суждение его, как нам кажется, справедливо) наречен от суходолов. Тогда это звучало как Сух-долъ, потом же, с течением времени, литера согласного " х " (по правилам Славенороссийской грамматики), изменилась на ж, гласного же краткаго о на долгое а , потом и одебелевающее ъ на отончающее припряжногласный ь . Так и закрепилось имя городу - Суждаль.

По старым же стихотворным правилам, ныне отжившим, согласные литеры х и ж, могут иметь промежуточную литеру з , отсюда, видимо, и пошло не совсем правильное написание - Суздаль , в противовес церковным печатным древним и новым книгам, в которых везде, как это видно, в Псалтирях, в Прологах, в Уставах, в Кормчей, в Скрижали, в Патерике Печерском, в Соборном изречении сущем, во архиерейских бумагах, и иерейских служебниках и прочих, град Суждаль печатается с литерой ж,а не с з " (перевод автора).

[2] Помимо времени основания, Анания акцентирует наше внимание и на "положении места, где град Суждаль построен": "Расположился город, как уже было сказано раньше, в сухой долине, на месте красном, для глазу отрадном, каковое и к плодоношению всякому угодное, не токмо овощей, но и древес садовых множества плодящее; от царствующего ныне града Москвы к северо-востоку склоняющегося сто восемьдесят верст расстоянием; воздух весьма приятный и здравый, в середине лета от солнца и в середине зимы от уныния средства содержащий, где как безмерная жара, так и чрезвычайная стужа редко бывают, но все в меру и сносно, и к житию человеческому весьма пригоже (перевод автора).

Виктор Дауров, член Союза писателей России (Суздаль)


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме