В архондарике русского Свято-Пантилеимонова монастыря

Афонские зарисовки


Свято-Пантилеимонов монастырь- Добрый день! Калимера*! Я паломник из России... А... нельзя ли у вас поселиться?

- Калимера. На ночь. Больше нельзя. Подходите после пяти, после службы и трапезы. Вещи можете оставить на стеллажах.

Так не очень-то, прямо скажем, приветливо встретили меня в архондарике нашего русского Свято-Пантилеимонова монастыря. Ни тебе традиционной на Афоне стопочки раки, ни чашечки кофе, ни даже стакана воды...

- У меня вот... письмо от владыки... - я протянул ему рекомендательное письмо на фирменном епархиальном бланке от нашего правящего архиерея с нижайшей просьбой поселить меня, обормота, на пару-тройку деньков в гостинице монастыря, но он даже не взглянул на него.

- Да нам хоть от самого вселенского патриарха Варфоломея! У нас тут свои порядки. Всё. Я ухожу.

Фондаричный, как их кое-где зовут на Афоне, отец Игорь, молодой, лет тридцати с небольшим, худощавый монах, в очках, оттеснил меня за порог приемной, закрыл на ключ дверь и куда-то стремительно сгинул.

«Да! - сказал я себе. - Такие дела...»

И вспомнил: «Ты где? На Афоне! Вот и смиряйся, терпи».

архондарик

Стеллажи, в точности такие, как раньше стояли в камерах хранения на вокзалах, располагались прямо напротив двери приемной. Я сгрузил на нижнюю полку рюкзак, переметную сумку, приставил рядышком посох и пошел осмотреться, что тут да как...

Гостиница была в пять этажей. Очень большая гостиница, с широкими маршами лестницы, с площадками, холлами... Все это было, разумеется, построено до революции, когда одних паломников и трудников в Свято-Пантелеимонове размещалось до трех тысяч. Сейчас, судя по всему, было задействовано всего лишь два этажа, тот, на котором размещалась приемная, и еще один, выше, третий этаж... Правда, когда я входил по мостку, перекинутому через ров, отделяющий гостиницу от аллеи, на первом этаже, внизу, на самом дне рва, маячили какие-то люди, как я после узнал, грузины-рабочие.

Поднявшись на третий этаж, сразу недалеко от лестничной клетки я обнаружил небольшой «сапожок» с балконом, идущем по всему внешнему периметру стены. Балкон был, правда, на крепком запоре, но за окном и дверьми, ведущими на него, открывалось Эгейское море. Гостиница нависала прямо над кромкой берега, и хорошо было видно, как о прибрежные валуны плещутся пенные волны...

Под шум волны я прилег, как был, на какой-то диван, оббитый искусственной кожей, в углу у стены и... в ту же минуту уснул. Бессонное многочасовое стояние всю ночь напролет до утра на престольной праздничной службе в монастыре Ксиропотам, обильная затем трапеза с раки и виноградным вином, пеший восьмикилометровый переход, без единого привала, с полной выкладкой, по узкой горной тропе по-над берегом моря - все это, конечно не могло не дать о себе знать... Я уснул как убитый.

Свято-Пантелеимов собор

Проснулся - время без пяти пять. До храма святителя Пантелеимона доскакал почти что вприпрыжку. Нашел в полумраке в притворе свободный стасидий и там еще подремал минут сорок. Служба была короткая, по-видимому, малое повечерие. После чего все на ней присутствовавшие, человек пятнадцать монахов, впереди священноначалие: игумен, настоятель монастыря, духовник и все остальные двинулись в трапезную, благо трапезные на Афоне почти все, какие я видел и до и потом, расположены строго напротив кафоликона - главного храма, в десяти-пятнадцати метрах. В Ксиропотаме так там даже на улицу выходить не надо - в трапезную попадаешь через крытую застекленную галерею.

Трапезная Свято-Пантелеимонова монастыря - нечто среднее между царской палатой и еще одним собственно храмом, только без алтаря, рассчитанное не на одну сотню одновременно вкушающих. Вдоль длинной высокой залы идут в два ряда деревянные столы и скамьи. Стены расписаны евангельскими сюжетами, а столпы ростовыми изображениями святых, среди которых был и преподобный Серафим Саровский. Росписи, стало быть, никак не ранее 1903 года... Ныне здесь спокойно, за двумя небольшими столами, один из которых - игуменский - разместились все присутствовавшие на службе, включая монахов, послушников и нескольких паломников, среди коих, кроме меня, был еще один питерский батюшка и двое по линии ОВЦ.

Была какая-то каша, были бобы, серый хлеб, репчатый лук, моченый чеснок, немного вина и, как везде на Афоне, много соленых маслин: ешь - не хочу...

По выходе из трапезной фондаричный отец Игорь, быстро проскользнув мимо меня, не оглядываясь, через плечо бросил:

- Я вас жду.

В приемной он попросил мой диамонитирион.

- Кем работаете?

- Главным редактором журнала.

Фондаричный даже не прореагировал. Зачем тогда спрашивал? Хоть бы спросил, какого... Ничего тут не «катит»: ни рекомендательное письмо владыки, самого родного брата настоятеля Московского подворья монастыря, ни почтенный все-таки возраст, ни «главный»...

- Так. Только на одну ночь. Вы меня поняли?

«Так точно», - хотел сказать я, но не стал, так сказать, обострять...

- Пойдемте, я покажу. Третий этаж...

Очень он мне напоминал... вот не пойму только кого, то ли народовольца-революционера, какими я их всегда представлял, то ли нашего заместителя по науке, озабоченного не столько наукой, сколько отчетами и формальной дисциплиной: кто во сколько пришел и ушел и т.д.

Кстати, приехав уже домой, я наткнулся на такие слова афонского старца Паисия (Святогорца): «Самым большим беспорядком в монастыре является мирской порядок с военной дисциплиной, который не только утомляет, особенно современный уставший мир, но и изгоняет святую простоту, расточает духовные и телесные силы на земное, из-за чего человек забывает Бога». И ещё там: «Люди устроителям этой системы представляются чурбанами, и они безжалостно обтёсывают их, и, несмотря на то, что люди от этого страдают, радуются тем квадратам, которые из них делают (в стиле кубистов)».

Да! Как ни крути, ни верти, а все-таки правы были те, кто предупреждал меня в отношении Свято-Пантелеимонова монастыря, а таких было, минимум, трое. Представитель Паломнической службы Виктор сказал мне, что в Понтелеимонове очень неохотно принимают тех, кто едет не по линии их собственной паломнической службы от Подворья. Друзья говорили: «А зачем тебе «Пантелеимон»? Бывалые «афониты» давно уже объезжают его стороной и только в конце поездки на пару часов заскакивают туда, чтобы поклониться мощам». Не хотелось им верить, но - убедился... Хотя приходилось встречать и другое - такое, кстати, к примеру, свидетельство: (конца, я думаю, 90-х - начала, 2000-х):

 

«Иеромонаха Исидора русскому богомольцу на Афоне не встретить нельзя. В соответствии с послушанием он - Пантелеимонов гостинник (по-местному - архондаричный), и именно от него зависит, где вам удастся преклонить голову после долгого святогорского пути... Итак, отец Исидор - обычно самый первый пантелеимоновец, вами встречаемый. Обязательное «откуда?» и запись в книге паломников (диамонитирион, то есть вид на жительство, он не спрашивает, как и архондаричные в других монастырях, - афонская этика построена на доверии). Затем - чай. Без спешки, но с лукумом. После вручения образка св. Пантелеимона вас проводят к месту временного пристанища... трудно представить себе более идеального гостинника, чем о. Исидор, встречающий вас как самых дорогих, долгожданных родственников. Длинная борода не может скрыть его радостную улыбку, так же как и очки - его лучезарные глаза. Добавьте к этому всегда доброжелательные, почти восторженные интонации. Но думается и другое - может, в этом суть монашеского делания, в котором после отсечения своего «эго», собственной воли, место начинает «красить человека». Архондаричный должен встречать гостей, как Самого Христа, и он так их встречает»**.

сиромах

Впрочем, на все Божья воля (во всем, еще говорят, Божий промысел), и если бы все было идеально, без сучка и задоринки, я бы наверняка расслабился и не пошел в расстроенных чувствах гулять по набережной... А не пошел бы я туда гулять - не вышел бы впотьмах на мельницу Силуана - не встретил бы на обратном пути сиромаха*** Варнаву - не попал бы с его помощью, на следующий день, в Старый Русик, к отцу Пахомию... Ну и так далее, вплоть до ночевки в настоящей - древней - монашеской келье при Тихвинском храме... Не пили бы мы поутру чай с 76-летним старцем, выходцем из Почаева, в беседке, увитой лозой с виноградными гроздьями, не вели бы с ним разговоров за Веру, «за жизнь», за Отечество, ну и прочая, прочая, прочая...

Так что благодарить мне надо бы, по-хорошему, отца Игоря, архондаричного (фондаричного) русского Свято-Пантелеимонова монастыря, а не ругать почем зря, прости меня, Господи, грешного...

 

__________________________

*Калимера - Доброе утро, добрый день, по-гречески.

**Михаил Талалай. Афонские портреты - http://sibiriakov.sobspb.ru/ros_i_afon/russk_afon/10_pr.russafon.htm)

***сиромах - бродячий монах

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

5. Дорогой о ГОСПОДЕ Сергий! Мир Вам!

За чем же Вы так указываете замечательному великорусскому писателю Виктору Григорьевичу Громыко-Даурову: "у каждого свое впечатление об Афоне, но не надо выдавать его за правило и тиражировать в сеть"? Не по-братски это като. Он ничего оскорбительного о Свято-Пантелеимонов монастыре не написал, что же касается конкретного "фондаричного" (имя его скорее всего Виктор Григорьевич тактично изменил), то и в тупой немонашеской грубости писатель усмотрел действие Промысла БОЖИЯ. За правило эту частную грубость не выдавал, и даже привел другой пример о том же монастыре. Вот вы свое частное умиление выдали за правило, а ведь на Афонее ведется духовная брань. И не ради умиления русские люди сейчас туда устремляются из плененной жидами России. Вам что не нравятся великорусские паломники на Святом Афоне?! Спаси Вас ХРИСТОС, наш Малороссийский Собрат!

4. какждый видит то, что хочет видеть...

Посчастливилось быть на Афоне в январе 2012. по дороге в Уранополи познакомился с Александром из Питера. Ехали вместе в Свято- Пантелеймонов монастырь. там и жили 4 дня. на пристани нас встречал о. Олимпий, пожилой монах, на первый взгляд строгий и не очень приветливый. да, ракии и лукума не предложили при входе в архондарик. Архондаричий о. Виталий!, провел нас в келью и разместил. все рассказал как надо. потом, позже, мы коротали немногое свободное время между послушаниями(а кто же будет работать за нас, это же не санаторий?!) в уютнейшем архондаричном кафе с неповторимым чаем, квасом, и эспресо. плюс сухари из черного хлеба и шоколад. но это мелочи. как позже мы разговаривали с Александром делясь впечатлениями о поездке в ВАтопед- мы дружно решили, что в нашем монастыре встреча и трапеза строже и аскетичнее. это ведь Афон, и русский монастырь- как же еще. потом, в последний день, когда мы прощались с о. Олимпием, уже после совершенно умиротворенные и облагодетельствованные после Причастия и Ватопеда, я склонился поцеловать его руку, а он опередил меня и обнял так меня, как родного, прижал к себе под руку, тепло так и дОбро. как отец прижимает сына к себе. и так стало от этого хорошо и мы уехали с таким хорошим впечатлением, хотя уезжать до этого было грустно. если бы довелось снова быть на Афоне- поехал бы опять в свято - Пантелеймонов монастырь! вот так. поэтому у каждого свое впечатление об Афоне, но не надо выдавать его за правило и тиражировать в сеть. Омельяненко Сергей, Украина, Полтава.

Сергей Ом. / 23.08.2012

3. Там кроме "порядка" - дух коммерции живет...

В прошлом году заглянули и мы на ночлег в наш Свято-Пантелеимонов монастырь и Руссик в этот раз неприятно поразил своей предприимчивостью. К моему знакомому подошел какой-то молодой человек в подряснике и прндложил по 200! евро за имя на поминовение как было сказано у Алтаря. При этом мы обнаружили, что официальная цена - 20 евро за имя(в комнате на стене у архондаричного). Недоумевая от конфликтной разницы цен, он обратился ко мне за консультацией. Мы пришли к выводу, что за 20 евро поминают все же в алтаре.

2. "Напечатали!"

Вот, Виктор Григорьевич! А Ты боялся, что на "Русской Народной Линии" Твою критику некоторых современных нравов Свято-Пантелеимонова монастыря не опубликуют. Сами не побоялись и опубликовали. Что же против правды быть?! Очень ценное суждение Отца Паисия Святогорца. А слово "сиромах" означает что-то вроде "единоборца". "Бродячий" монах о сиромахах несколько обидно получается. Кстати, в Запорожской Сечи сиромахами называли "старых" безсемейных казаков, которые посвящали себя войне на всю жизнь - в отличие от большинства казаков, которые после тридцати лет обзаводились семьями и верстались на службу только во время больших походов. Был и русский вариант слова "сиромах" в казачьей среде - "сирота". Без нынешних сиромахов и Святой Афон не Афон...

1. Re: В архондарике русского Свято-Пантилеимонова монастыря

Чай хорошо пить свой - знаешь, какой надо консистенции, какой сладости, и какие собственные мысли прикладывать к чаепитию. Познавай самого себя, всё вложил Всевышний в тебя, как в микрокосмос, и не надо копаться в других, смущать их привычное одиночество. ИСТИННУЮ МУДРОСТЬ МОЖНО ПРИОБРЕСТИ ЛИШЬ ВДАЛИ ОТ ЛЮДЕЙ В ВЕЛИКОМ УЕДИНЕНИИ, И ПОСТИГАЕТСЯ ОНА ЛИШЬ ПУТЁМ СТРАДАНИЙ. ТОЛЬКО НУЖДА В СТРАДАНИЯХ МОГУТ ОТКРЫТЬ УМУ ЧЕЛОВЕКА ТО, ЧТО СКРЫТО ОТ ДРУГИХ(К.Расмуссен, Венликий санный путь).

остров72 / 02.02.2012
Виктор Дауров:
Есть ли шанс у России?
Из писем крестнику, разных лет
20.08.2015
Никто не хотел напрягаться
Отклик на статью о.Александра Зайцева «О врачебной системе Ксении Кравченко»
15.02.2013
Иверонские диалоги
Афонские зарисовки
06.02.2012
Афон: паром, туда и обратно
Афонские зарисовки
25.01.2012
Все статьи автора