Новые сведения о вятском периоде жизни епископа Исидора (Колоколова)

На Петряевских чтениях-98 кировский архивист Е.Н.Чудиновских выступила с докладом "Ближайший друг Григория Распутина был расстрелян в Вятке".1 В докладе приводились архивные документы, которые убедительно свидетельствовали: епископ Исидор (Колоколов), служивший в декабре 1916 года панихиду по убитому Григорию Распутину, был расстрелян 20 сентября 1918 года в г.Вятке. Именно отпевание Распутина было поставлено ему в вину местными чекистами.

Публикацию этих данных можно смело назвать исторической сенсацией, потому что во многих авторитетных книгах до сих пор повторяется (многократно усиливаясь с помощью перепечаток в Интернете), что епископ Исидор был умучен в 1918 году в г.Самаре (посажен на кол).2 Хотя справедливости ради стоит отметить: еще в 1924 году русский эмигрантский историк и публицист А.Валентинов, перечисляя замученных во время "красного террора" архиереев, называл Владыку Исидора не иначе как "Вятским". 3

Вместе с тем следует сделать ряд уточнений, касающихся времени пребывания еп.Исидора (Колоколова) в нашем городе. Согласно воспоминаниям активных большевиков, которые цитирует в своем докладе Е.Н.Чудиновских, еп.Исидор появился в Вятке вскоре после событий февраля 1917 года и именно вокруг него группировались, по определению авторов мемуаров, "лабазники, извозчики и прочий черносотенный сброд".4 Собственно, и в приговоре еп.Исидору и иеромонаху Флавиану никаких реальных обвинений им предъявлено не было, кроме "как монархистов и контрреволюционеров расстрелять".5

Но на самом деле еп.Исидор (Колоколов) жил в Вятке на несколько лет раньше. В июне 1913 года еп.Исидору было назначено местопребывание в Филейском Александро-Невском монастыре, затем в декабре 1913 года он жил в Вятском Свято-Трифоновском монастыре.6 Аналогичные данные можно найти и в архивах.7

В докладе Е.Н.Чудиновских приводится прошение Вятского братства о слепых, в котором в защиту Владыки говорится, что "епископ Исидор с утра до вечера бескорыстно трудился для детей вятского пролетариата, устроил для них приют".8 Но, конечно, это вынужденное лукавство, потому что приют создавался за несколько лет до 1917 года и не только "для детей вятского пролетариата", но для всех нуждающихся детей. Его так и называли - "приют малолетних преосвященного Исидора на Морозовской улице".9

Еп.Исидор служил и в вятских храмах. Одна из местных газет, например, сообщала: "В воскресенье, 1 марта, в Воскресенском соборе после вечерни молебен и акафист Господу Иисусу при общенародном пении совершит преосвященный Исидор".10

Что касается расстрела еп.Исидора, то в этот же день, 20 сентября 1918 года, в г.Орлове также без суда и следствия был расстрелян прот.Михаил Тихоницкий11 (в 2003 году Русская Православная Церковь прославила о.Михаила в лике священномученика, его память чтится 7/20 сентября). Рискнем предположить: такое "совпадение" в датах не случайно, оно было заранее спланированной, четко согласованной акцией чекистов, которые таким массированным ударом стремились ошеломить тех, кого они считали пусть пассивными, но "монархистами и контрреволюционерами".

Одновременно с епископом Исидором и монахом Флавианом были расстреляны еще 15 вятчан, в том числе 67-летий известный фотомастер Петр Григорьевич Тихонов12 (его фотовиды г.Вятки до сих пор в качестве иллюстраций используют историки).

Это только несколько эпизодов, помогающих создать более полную картину 1910-х годов. Уверен, в дальнейшем удастся выявить новые факты о вятском периоде в жизни еп.Исидора (Колоколова).

ПРИМЕЧАНИЯ
1Чудиновских Е. Ближайший друг Григория Распутина был расстрелян в Вятке // Петряевские чтения-98 (Тезисы докладов к чтениям). Киров-на-Вятке, 1998. С.78-81.
2См., напр., Цыпин В., прот. Русская Церковь (1917 - 1925). М., 1996. С.135; За Христа пострадавшие: Гонения на Русскую Православную Церковь, 1917-1956: Биографический справочник. М., 1997, кн.1. С.529.
3Валентинов А. Черная книга ("Штурм небес"). Лондон, 1924. С.35.
4Чудиновских Е. Указ. соч. С.80.
5Там же. С.79.
6За Христа пострадавшие. С.529.
7ГАКО (Государственный архив Кировской области), ф.1100, оп.1, д.24. Л.237.
8Чудиновских Е. Указ. соч. С.80.
9Вятские епархиальные ведомости. 1915, N11 (отд. дух.-лит.). С.335.
10Вятская речь. 1915, N45, 28 февр. С.3.
11Житие священномученика Михаила Тихоницкого. Киров, 2003. С.23-24. Два сына о.Михаила пошли по монашескому пути - более того, стали епископами, и один из них, Владыка Вениамин (Тихоницкий) возглавлял Вятскую епархию в 1942-1957 годах.
12Любимов В. Старая Вятка. Квартал за кварталом. Первая часть. Начало. Киров, 2004, С.71.

А.В.Маркелов (г.Киров), avkimarkelov@mail.ru
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Артем Маркелов:
«Члены семьи бывшего императора совершили получасовую разминку... за станцией Свеча»
Еще раз о проезде Царской семьи в Тобольскую ссылку через Вятскую губернию
14.12.2018
Выбор за каждым
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
19.06.2017
В Вятке увековечат память Александра I и Александра II
Историк Артем Маркелов о решении городской думы установить информационную доску в память важного события
28.11.2013
Вятский церковно-исторический клуб открыл новый сезон
Состоявшееся заседание было посвящено тобольской ссылке Царской семьи и церковной истории ХХ века
10.10.2013
Памяти защитника православных святынь
На Вятке отметили 110-летие Бориса Владимировича Талантова
03.05.2013
Все статьи автора
Последние комментарии
«Стирается грань между Церковью и расколом»
Новый комментарий от Неизвестный
06.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019