Слово пастыря и гражданина

Вышел в свет сборник работ протоиерея Владислава Свешникова "Прикосновение веры"

0
195
Время на чтение 6 минут
Многие читатели РЛ наверняка хорошо знают имя отца Владислава Свешникова. В будущем году исполняется 30 лет его иерейского служения, в течение которых были преследования со стороны советских "органов", удаление из Москвы в тверскую глубинку, возвращение в 1990-х в Москву и активная проповедь и церковно-общественная деятельность, преподавательская работа в Московской духовной семинарии и Свято-Тихоновском богословском институте, выступления на радио "Радонеж", участие в работе патриотических движений. В настоящий момент о. Владислав является настоятелем московского храма Трех Святителей на Кулишках и духовным наставником Союза Православных граждан, принимает участие в деятельности движения С.Ю.Глазьева "За достойную жизнь".

Несколько лет назад издательство "Паломник" выпустило в свет его фундаментальную работу "Основы христианской этики". Новая книга о. Владислава названа "Прикосновение веры". Связь с повествованием Евангелия о кровоточивой, прикасающейся к краю ризы Христовой и получающей исцеление по вере, отчетливо прослеживается в тонких, выверенных проповедях и эссе автора, смиренно представляющего свое слово на суд Божий и читателя в свидетельство собственных прикосновений к правде Божией и бытию Церкви.

Сборник поделен на три части и все три дополняют друг друга, характерно передавая образ самого о. Владислава как пастыря-проповедника, религиозного философа и церковно-общественного деятеля. Часть первая, озаглавленная "Торжество Православия", включает тексты некоторых проповедей за богослужением, в основном, имеющие отношение к великопостной части годового круга. От Прощенного Воскресения к Пасхе и Радонице проходит читатель, получая возможность символически пережить Торжество Православия, восходящего, по апостолу Павлу, "от уничижения к славе". Часть вторая, лаконично означенная именем "Строматы" (с греч. - пестрый лоскутный ковер), более созерцательна и имеет форму отдельных философских зарисовок, примеров мировоззренческой и нравственной рефлексии над конкретными понятиями православного учения и событиями окружающей жизни. Некоторые черты сближают тексты о. Владислава с другими работами из наследия русской религиозной мысли - духовными дневниками Ивана Ильина и о. Александра Ельчанинова. Глубокая укорененность в святоотеческой традиции органически дополняется живыми и меткими размышлениями над происходящим, психологически точными портретами современного человека и мира.

Наконец, третий, заключительный раздел "Христианство и служение" объединяет в себе статьи и доклады о. Владислава Свешникова, часть из которых была прочитана на различных форумах и конференциях, печаталась в церковных периодических изданиях, другие же выходят в свет впервые. Во многих затрагивается тема кризиса национальной жизни и существующих общественных движений. Требование формирования консолидирующей силы, "нового ведущего слоя", в рассмотрении автора тесно переплетается с необходимостью глубокого проникновения в духовное содержание национальной истории и идеалов. Увы, пишет автор, "в современной России такой общественной силы нет, потому что нет здорового общества... Национальное бытие - бессодержательно; мировоззренческое пространство наполнено бессмыслицами - антинародно-либеральными, ветхо-коммунистическими или квазипатриотическими. На всей этой чуши ничего дельного не построить. Одни подделки и подмены. Надо выжидать, одновременно действуя..."

В другом месте о. Владислав предельно конкретно и точно указывает на главный недостаток современных патриотов: "сознание их, как и сознание коммунистов, не только прежних, но и нынешних, насквозь идеологично. В идеологии же всегда содержится сухая, волюнтаристская и тоталитарно хватающая живых людей схема. Народным сознанием руководит, хотя и смутное и часто искаженное, но живое мировоззрение".

Именно последнему - построению целостной и пронизанной духовными интенциями системы взглядов на Божий мир и на себя самого - в максимальной мере способствуют проповеди и публицистика о. Владислава. Круг вопросов, поднимаемых сборником "Прикосновение веры" чрезвычайно широк: от толкований теста Св. Писания до современной психологии и политики; от внутренней аскезы до общественного служения. У читателя порой может даже возникнуть ощущение некоторой спонтанности и мозаичности представленных материалов. Отчасти это так, ибо принцип "прикосновений", положенный в основание книги, сам по себе предполагает большую свободу и широту изложения по сравнению с формальным подходом к систематизации. И, тем не менее, при ближайшем знакомстве становится очевидна духовная связанность и фундаментальность всего состава книги, как наглядное отражение качеств мышления самого автора.

От страницы к странице, от раздела к разделу разворачивается масштабный практический образ Православия, церковных понятий и идеалов в их динамическом соотношении с реальностью современного мира и человека. Это можно назвать особым родом катехизиса и методологией введения в ценности православной традиции - не схоластических, где параграф за параграфом излагаются догматы, библейские сюжеты и содержание богослужений, но живо воспринятых христианскими совестью и сознанием и взаимосвязанных в общее целое церковного бытия, миссии спасения и служения в мире. Такой метод одновременно конкретен и убедителен, он, невзирая на некоторый субъективизм трактовок, взывает к опытному воспроизведению читателем уже в собственной жизни. Строгость же мысли, лаконизм главных определений, умение о. Владислава удачно избегать общих мест и возможных уклонений в мечтательность или самооправдания делают прочтение книги серьезной и напряженной работой, а не "благочестиво-приятным досугом".

Слог автора хлесток, слово - решительно и без обиняков. Максимально самокритично разобраться в себе, назвать вещи своими именами значит для о. Владислава половину дела, необходимый залог противоборства греху, недопущения ошибок. Неслучайно, завершающий итог сборнику подводит развернутая, можно даже сказать, программная работа под названием "Цель жизни" - назначение всей книги можно увидеть в том, чтобы вывести читателя к точке максимально заостренной совестной восприимчивости и выбора цели в соответствии с ним. Сама постановка вопроса о цели для православной духовной литературы является необычной и важной. Чаще говорится о "смысле жизни" или о "норме жизни", но "цель жизни" вбирает и то, и другое, представляя собой установку на деятельную и вдохновенную переработку практического материала. "Построить свою жизнь так, чтобы в ней уже здесь, на земле, начал действовать Божественный дар бессмертия. Это прозрение Божественного бытия и есть начинающееся знание Бога. Если оно начинается невоображательным образом, и если создаются все условия, необходимые для такого познавания, оно становится бесконечным, ибо беспределен Сам Бог".

Своеобразен жанр произведений о. Владислава, включенных в сборник. За исключением проповедей из первой части "Торжество Православия", принадлежащих несомненно к образцам традиционной православной гомилетики, два другие раздела весьма необычны и несут на себе несомненный отпечаток русской религиозной и современной экзистенциальной философской мысли; они по-хорошему публицистичны и полемичны, как полемично по существу само современное сознание, определяющее себя посредством множества "за" и "против" в отношении массы разноречивых окружающих явлений. Однако, мудрость и опытность человека старшего поколения надежно оберегают автора от общей раздробленности, впадения в неуместные частности и волюнтаристских оценок. Личная позиция о. Владислава диалектична: он ценит жизнь в ее идеальной основе и в то же самое время не испытывает нужды в искусственно сглаженной, идеализированной картине, не идет мимо проблемных сторон и вопросов, в т.ч. и касающихся неустройств современной церковной жизни.

Вероятно, в силу этого свойства, статьи о. Владислава Свешникова за прошедшие годы по значению своему нередко превосходили рамки обыкновенной публицистики, но представляли своего рода сжатые манифесты по вопросам единства Церкви (деятельность московских либеральных священников Г.Кочеткова и Г.Чистякова), церковно-государственных отношений ("Психология "неосергианства""), движения противников ИНН и др.

И все-таки идейные несогласия, критика и позиционная борьба не увлекают автора, а только представляют предмет его человеческого и пастырского переживания, чувства глубокой ответственности за людей Церкви и происходящее в ней. Предначертанными перед духовным взором при любых обстоятельствах остаются примеры Евангелия и образы святости.

"Блажен тот, - пишет о. Владислав во введении к новой книге, - кто во время земной жизни Спасителя, почуяв своим духом Его животворящую силу, дерзнул прикоснуться хотя бы к краю риз Его в надежде ощутить на себе спасающий ток этой силы; блажен: ибо по его вере животворящая сила Христова даровала ему спасительную жизнь.

Блажен и тот, кто жизненно пребывая в животворящем теле Церкви, глава которой - Христос, смиренно осмеливался касаться духом своей несовершенной, но несомненной веры сокровенных Таин Божественной жизни, и токи Божественной благодати вводили его в мирное творческое лоно вечнующих вдохновений.

Дерзаем и мы, по прямому повелению Христову, не остаться в стороне от этих желанных касаний, и, может быть, предметы, до которых достанет прикосновение нашей немощной веры - в ее интуитивных прозрениях, в рассуждениях верующего ума, в сверхчувственных созерцаниях, - откроют свои подлинные смыслы, порою ясные, а порою потаенные..."

Пожелаем же духовному слову о. Владислава Свешникова и впредь пребывать с нами во всех характерных тревогах и радостях православных в России, при содействии Божием и дальше служить делу церковного русского возрождения.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Космос Святого Георгия
Память 6 мая
05.05.2023
Все статьи Андрей Рогозянский
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:34
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:34
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49