Однако, справедливость требует сказать, что такой взгляд неправомочен сейчас - то время, о котором многие вспоминают как о самой яркой для верующих интеллектуалов поре, безвозвратно ушло.
Сам Сергей Сергеевич напишет об этой "эпохе застоя" в эссе "Моя ностальгия", что ему мила была "несобственно прямая речь о вере", нуждавшаяся в "филологических прикрытиях". Говоря о мировой культуре, прежде всего о византийской культуре, Аверинцев, по словам Святейшего Патриарха Алексея "помог многим нашим соотечественникам найти дорогу к Церкви".
Своими трудами "Поэтика ранневизантийской литературы" (1977), "Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье", (1986), "Риторика и истоки европейской литературной традиции"(1996), библейскими переводами С.С.Аверинцев вывел российскую филологическую школу на новый уровень. Его эрудиция, и вместе с тем ярко выраженная научная концептуальность уже в молодом возрасте сделали его ученым с мировым именем.
Для "людей неученых", вернее не для узких специалистов филологов особо заметным явлением были публикации в 1980-х годах, заранее обреченных на шельмование партийных органов, статей Аверинцева в 5 томе "Философской энциклопедии" и в энциклопедии "Мифы народов мира". В них впервые за советские годы говорилось о великом философском, культурном и нравственном значении христианства.
В советское время многие воспринимали его как ученого- христианина диссидента, диссидентское (в его первоначальном, положительном смысле) стремление к справедливости Аверинцев пытался реализовать и в общественной жизни.
В 1989-1991 гг. он избирался народным депутатом СССР) от АН СССР, был членом Межрегиональной депутатской группы. К сожалению, общественная активность привела к тому, что в эти и последующие годы ученый был втянут в деятельность активной катехизаторской общины в Москве. И в это время из "культовой фигуры" для многих он превратился в "фигуру пререкаемую".
Но об этом говорить сейчас не время, после кончины и по горячим следам о спорных вещах не пишут.
В последние несколько лет, увы, Аверинцев по состоянию здоровья жил заграницей в Вене, где он и скончался.
Последние книги С.С.Аверинцева - "Поэты" М, 1996 , "Скворешниц вольных гражданин...". Вячеслав Иванов: Путь поэта между мирами. СПб, "Алетейя", 2001, "Стихи духовные", 2002 еще раз подтвердили его приверженность эпохе "диссидентского романтизма", которая безвозвратно ушла. Но в последних книгах воплотилась и постоянная верность Аверинцева нравственным критериям поступков, в том, числе и писательских от чего всех нынешних Пелевиных , Сорокиных, Ерофеевых и Аксеновых давно тошнит. И за это - низкий ему поклон.
Прощаясь с Сергеем Сергеевичем Аверинцевым, прах которого по его завещанию привезут на родину и похоронят на Даниловском кладбище, надеемся, что Господь примет его в селениях праведных по молитвам тех людей, которых он в свое время привел к вере.
Людмила Ильюнина, Русская линия