Неужели мы в расколе?

Важные пояснения к статье

Новости РПЦ  Проблемы церковной жизни  Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви 
1 Алкаш 
1101
Время на чтение 11 минут
Фото: из интернет-источников

От редакции: Автор статьи, как нам представляется, попадает в логическую ловушку, когда без наличия соборного определения на основании им самим самовольно интерпретированных слов Святых Отцов выносит вердикт о расколе в отношении тех или иных людей или общин. Но проблема, которую он поднимает достойна внимания и обсуждения.

Недавно была опубликована моя статья «Братья и сестры, неужели мы – в расколе?», в отношении которой у некоторых читателей возник ряд вопросов. Ответу на эти вопросы была посвящена моя следующая статья, а также я продолжил отвечать на них в комментариях под ней.

Но одному из этих вопросов я решил посвятить отдельную настоящую статью, которая получилась относительно короткой, что соответствует пожеланиям некоторых читателей. Этот вопрос можно представить примерно так: ну, хорошо, из статьи мы увидели, что фактически все эти отступления от Предания Церкви действительно существуют в современной церковной практике и подпадают под определение раскола, которое даёт Первое каноническое Послание святителя Василия Великого. Но ведь пока об этом нет специального определения Архиерейского Собора РПЦ, а значит, мы пока не можем считать действительным расколом все эти факты отступления, до тех пор, пока не об этом не будет принято соответствующее соборное решение.

Начну отвечать на этот вопрос с понятия слова Церковь. Когда мы употребляем это слово, то в разных случаях можем подразумевать разные его значения.

Иногда мы употребляем это слово, имея в виду Церковь как мистическое Тело Христово, к которому принадлежат только те крещеные люди, которые веруют так, как учит Православная Церковь, которые своей жизнью по Евангелию стараются очищать свои сердца для действия в них благодати Святого Духа, которые честной борьбой со своими грехами и страстями и понуждением себя к исполнению Заповедей стараются расторгнуть свою дружбу с сатаной и сделаться друзьями Богу. Такое понятие о Церкви Христовой и ее границах – ее догматическом и нравственном Преданиях, вытекает из учения святых отцов о критериях принадлежности человека к Церкви Христовой. Назовем это понимание значения слова «Церковь» ДУХОВНЫМ пониманием. А саму эту Церковь будем называть Церковь – ТЕЛО ХРИСТОВО.

А иногда мы употребляем это слово в другом значении, назовём его условно ЮРИДИЧЕСКИМ. В юридическом значении Церковь – это то, что связано с в понятием Поместной Церкви – все те люди, которые занимают в земной церковной организации различные штатные должности – архиерейские, священнические и другие, это иерархическая структура Церкви, различные её учреждения и подразделения, церковные здания и сооружения – храмы, монастыри и др., это архиерейские Соборы, их решения и иные нормативные акты, это все те ныне крещёные люди, которые приняли крещение от православных священников. Можно эту Церковь также назвать земная Церковь – ОРГАНИЗАЦИЯ.

Количество людей, находящихся в земной Церкви – организации, сильно отличается от количества людей, принадлежащих к Церкви – Телу Христову. Членов Церкви в её духовном значении несравненно меньше, чем членов земной Церкви-организации.

Можно сказать так: всякий член Церкви – Тела Христова является членом Церкви – организации. Однако далеко не всякий член Церкви – организации является членом Церкви – Тела Христова.

Для еще большей ясности напишу еще такую простую расхожую народную поговорку: всякая стерлядка – это рыба, но не всякая рыба – стерлядка.

Об этом же говорит нам Господь в Евангелии: «Не всякий говорящий мне: «Господи, Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7:21), то есть исполняющий евангельские заповеди. «Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15:4) (пребывать в Господе, по толкованию святых отцов – значит пребывать в Его заповедях). «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30), и др.

То есть, реальная Церковь Христова – это именно духовное сообщество людей, имеющих правильную Веру и живущих по евангельским заповедям. Таких людей всегда очень и очень мало, по сравнению с остальной массой крещёных, о чём я уже писал в предыдущих статьях. А то, что мы сейчас привыкли понимать под словом Церковь, является лишь условным наименованием земной церковной организации, посредством которой можно войти (при понуждении себя к жизни по Евангелию) в настоящую духовную Церковь – Тело Христово, чтобы спастись.

Итак, есть два критерия принадлежности к Церкви – духовный и юридический.

Точно также можно определить те же самые два критерия отпадения от Церкви в раскол или ересь – юридический и духовный.

Для примера юридического отпадения от Церкви возьму 15-е Правило Двукратного Собора. В нём речь как раз идёт о юридическом признаке раскола – прекращении поминовения патриарха. То есть здесь говорится не о внутреннем духовном состоянии человека, по которому можно сделать вывод о том, пребывает ли он в Церкви – Теле Христовом или нет (точно ли он знает Православную веру, живет ли по Заповедям, нет ли у него нераскаянных смертных грехов, ведёт ли он борьбу с греховными страстями), а о его внешних действиях – обоснованном или необоснованном прекращении поминовения. Если прекращение поминовения будет признано необоснованным, то такой священник признается раскольником и по юридическому признаку отпадает от Церкви-организации. При этом, отпав от юридической Церкви, он, конечно, обязательно отпадает и от Церкви духовной.

А вот другой признак раскола, который определяется Первым каноническим Посланием святителя Василия Великого: «О покаянии мыслити инако, нежели как сущие в церкви, есть раскол». Здесь – признак не юридический, а именно духовный. Что значит – иметь ложные понятия о покаянии? Например, не считать необходимостью изучение евангельских заповедей и понуждение себя к жизни по ним, а считать их просто положительными нравственными примерами, хотя и похвальными, но вовсе не обязательными для того, чтобы спастись. Внешне такой человек, не стремящийся изучать Евангелие и жить по его заповедям, считается принадлежащим к Церкви-организации, он может ходить в храм, считаться среди людей очень положительным христианином, он может делать много разных дел, которые считаются у людей добрыми, может даже иногда приступать к таинствам, назвав несколько грехов, которые он таковыми считает. Но все это – лишь признаки его юридической принадлежности к Церкви-организации. А в духовном смысле он находится в расколе, согласно данному определению святителя Василия. То есть он не принадлежит к Церкви – Телу Христову, хотя принадлежит к Церкви-организации. В духовном смысле он – погибает, его дух мёртв, он оторван от Бога и находится в плену своих страстей и злых духов. А таких людей среди современных «воцерковленных» христиан – огромное множество, но никого не интересует их реальное духовное состояние – знают ли они Православную веру, изучают ли Евангелие, стараются ли жить по Заповедям и проч.

Более подробно о важности изучения евангельских заповедей можно почитать здесь.

Кстати, я и не особенно настаиваю именно на формулировке «раскол» применительно к духовному состоянию современных христиан. Просто это слово очень звучное и тревожное, и может заставить хотя бы некоторых задуматься о своем реальном духовном состоянии.

Можно заменить это слово на слова: вечная смерть души, отрыв от Бога, вражда с Богом, дружба с сатаной, потеря благодати и проч. Главное – понять, что подавляющее большинство современных христиан из-за современных искажений Предания Церкви о делании покаяния находятся в отрыве от Церкви – Тела Христова, в состоянии духовной смерти.

Итак, если каким-либо соборным определением какое-либо сообщество людей признано раскольническим, то это, конечно, раскол – и юридический, и фактический (духовный). Такие соборные определения выносятся для того, чтобы не только юридически констатировать факт раскола (или ереси), но и для того, чтобы определить порядок внешних взаимоотношений членов Поместной (или Вселенской) Церкви с раскольниками или еретиками – оградить христиан от общения с ними, определить порядок и основания прекращения их поминовения и других видов молитвенного общения и иных взаимоотношений, внести изменения в устав и иные церковные акты и проч.

Но далеко не всегда такие вопросы по фактам духовного раскола могут быть вынесены на рассмотрение Собора. Например, если раскольниками являются сами архиереи – разве можно надеяться на то, что они смогут соборно осудить себя самих? Это может случиться только в редчайших случаях – когда найдётся кто-нибудь из их числа, который бы доказал им это. Но даже и тогда, когда происходят такие случаи (как, например, в случае со св. Марком Эфесским и его попытками противостоять ереси), обращение их к покаянию очень и очень маловероятно. Еретики и раскольники к покаянию практически не способны – слишком глубоко их духовное повреждение.

Но для того, чтобы мы могли констатировать факт духовного раскола, вовсе не обязательно соответствующее соборное определение. От того, что его по каким-то причинам нет, духовный раскол не перестает быть духовным расколом. Потому что его признаки уже определены данным Каноном (Первым каноническим Посланием святителя Василия Великого), а каноны имеют не только физическую или юридическую сторону, но и духовную. А духовные состояния людей определяются их внутренним отношением к ПОКАЯНИЮ – к исправлению своего ума, их отношением к смертным грехам и страстям, к исполнению евангельских заповедей, и не зависят от юридических определений и соборных решений церковной власти.

Нет, нам не нужно ждать этого нереального мифического соборного определения, а нужно понимать реальное духовное состояние современной земной Церкви, для того, чтобы наконец-то перестать руководствоваться в деле своего спасения искаженными современными понятиями о покаянии, о которых я писал в предыдущих статьях, а начать реально заниматься своим спасением путём изучения творений святых отцов и их применения в своей жизни.

Приведу простой поясняющий пример относительно юридического и духовного отпадения человека от Церкви на уровне приходской жизни.

Предположим, какой-либо прихожанин впал в смертный грех блуда. Если он придёт на исповедь и исповедует этот грех, то священник обязан наложить на него каноническую епитимью и отлучить на определенный срок от таинств. Каноническая епитимья – пример юридического определения отлучения от Церкви для человека, который и так уже духовно от нее отлучён Самим Богом вследствие совершения смертного греха.

Но если такой человек будет думать: «Утаю грех, чтобы не быть отлучённым от Церкви, и буду продолжать ходить и причащаться», то разве от этого он останется членом Церкви – Тела Христова? Нет, учение святых отцов однозначно – после совершения смертного греха человек сразу же отпадает от благодати Святого Духа, разрывает связь с Богом, отпадает от Церкви. А епитимья – это лишь юридическая констатация данного факта.

Точно также и соборное определение об отпадении какого-либо человека или группы людей в раскол или ересь служит лишь юридической констатацией факта его (их) духовного отпадения от Церкви – Тела Христова.

Один из комментаторов упорно меня пытает – как я могу знать духовную реальность? Откуда мне известно, например, что в результате совершения смертного греха (к числу которых относится и раскол) человек отпадает от Церкви – Тела Христова, несмотря на то, что об этом нет соответствующего соборного решения или иных нормативных церковных актов?

Духовную реальность нам открывает учение святых отцов Православной Церкви. Чтобы увидеть ее, нужно просто регулярно и тщательно изучать их творения и применять их в своей жизни. Одним из святых отцов, открывающим нам эту духовную реальность, является святитель Игнатий (Брянчанинов). Вот что он пишет о смертных грехах: «Что такое грех смертный? Смертный грех есть тот, который убивает вечною смертию душу человека, совершившего такой грех. Если человек умрёт в смертном грехе, не принеся в нем должного покаяния, то демоны похищают его душу и низводят ее в подземные, мрачные и душные пропасти, во ад, на вечное мучение... Иной упился вином, и в этом состоянии душа его разлучилась от тела; иной пошёл на воровство и грабеж, и гнев Божий поразил его на самом злодеянии!.. Если кто умрёт в смертном грехе, не успев покаяться в нем, того душа идёт во ад. Ей нет никакой надежды к спасению».

«Знаменуя смерть души, святой Иоанн Богослов сказал: "Есть грех к смерти и есть грех не к смерти" (1 Ин. 5:16). Он назвал смертным грехом грех, убивающий душу, тот грех, который совершенно отлучает человека от Божественной благодати и соделывает его жертвою ада, если не уврачуется покаянием действительным и сильным, способным восстановить нарушенное соединение человека с Богом… Покаяние в смертном грехе тогда признаётся действительным, когда человек, раскаявшись в грехе и исповедав его, оставит грех свой».

«Все яды смертоносны, но каждый из них имеет свое действие: все смертные грехи убивают душу вечною смертию, но каждый производит в ней соответствующее себе расстройство».

Вот этих и подобных слов святого отца мне вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод о том, что человек после совершения смертного греха отпадает от Церкви – Тела Христова. И поэтому, если я вижу человека, который пребывает в смертном грехе, я для себя могу сделать совершенно законный вывод о том, что он не является членом Церкви. И в этом нет никакого осуждения. Таково учение святых отцов.

Причём святитель Игнатий пишет о своих письменных трудах, что в них нет ничего, что принадлежало бы ему самому. Всё в них – согласное учение древних святых отцов Церкви, выдержки из творений которых он приводит постоянно. Цитатами свв. Макария Великого, Антония Великого, Василия Великого, Пимена Великого, Иоанна Лествичника, Исаака Сирского, Симеона Нового Богослова, Исайи Отшельника, Тихона Задонского, Димитрия Ростовского и многих-многих других он всегда подтверждает свои слова. Поэтому мне нет и нужды изучать творения других святых отцов. Для того, чтобы научиться пути к спасению и практическому деланию покаяния, мне вполне достаточно одних творений святителя Игнатия. Кстати, недавно в комментариях этот самый читатель почему-то старался убедить меня в том, что святые отцы не лгут, хотя я никогда и не утверждал обратного. Вот именно по этой самой причине я и признаю для себя творения святителя Игнатия (Брянчанинова) согласным учением святых отцов Церкви – т.н. «консенсус патрум».

А что касается духовной реальности факта отпадения общины или Поместной Церкви в раскол, то и об этом учат святые отцы. Помимо канонического Послания святителя Василия, о духовном факте отпадения от Церкви – Тела Христова пишет, например, священноисповедник Никодим (Милаш), слова которого я привожу в начале статьи о расколе: «Самовольное отступление какой-либо поместной Церкви, хотя бы от одного лишь правила, общепризнанного и принятого Вселенскою Церковью, ставит данную церковь в положение раскольничьей общины, так что она перестает быть частью единой Христовой церкви».

Видите, по словам святого отца, достаточно всего лишь одного нераскаянного самовольного нарушения хотя бы одного церковного канона для того, чтобы в духовном смысле отпасть от Церкви – Тела Христова. Ведь слова святого отца совершенно однозначны – «она перестает быть частью единой Христовой Церкви». И речь в этих словах – именно о духовном значении слова «Церковь Христова». Потому что в юридическом значении она может продолжать оставаться Поместной Церковью (или какой либо ее частью) до тех пор, пока не вынесено соответствующего соборного определения о ее отпадении в раскол.

В этой цитате святого отца следует обратить внимание на слово «самовольное». Именно самовольность отступления от канонов св. Никодим считает признаком раскола. Это означает, что не является расколом вынужденное отступление от канонов – например, вследствие того, что какой-то канон в современных условиях потерял свое буквальное значение и актуальность, так как был написан и принят специально в отношении определенных исторических реалий. Но если имеются все реальные возможности соблюсти буквальный смысл канонов, но священноначалие или миряне презирают эти требования и поступают вопреки им, то, конечно, это – и есть их настоящий духовный раскол с Церковью Христовой, духовное отпадение от нее и их духовная смерть, которые могут быть уврачеваны только их истинным и действенным покаянием.

Виктор Николаевич Фролов, православный христианин, Нижегородская область

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

9.

Типичное начётничество.
Новый толк "истинного православия".

8. Ответ на 7, Алкаш:

Весьма актуальная статья нынче! Вот действительно — глас вопиющего в пустыне! Поддерживаю автора всеми фибрами моей никчёмной душонки и желаю ему всех истинных благ!

Наливай уже
Vladislav / 23.12.2023, 18:18

7.

Весьма актуальная статья нынче! Вот действительно — глас вопиющего в пустыне! Поддерживаю автора всеми фибрами моей никчёмной душонки и желаю ему всех истинных благ!
Алкаш / 23.12.2023, 17:46

6. Ответ на 3, Сергей:

Источник Ваших выводов - работа Вашего ума на основе того, что прочитано Вами у свв. отцов. А это - не знание.

Для этого существуют толкования святых отцов, чтобы не впасть в прелесть, а еще хуже в прелесть мнения С НАМИ БОГ! (Ис.8)
Валерий / 19.10.2023, 10:35

5. Ответ на 3, Сергей:

Получается, что Церкви-организации истинной (нераскольной) в настоящее время для Вас не существует?

Сергей, снова приходится сожалеть о Вашей невнимательности. Если бы Вы внимательно читали мою первоначальную статью, то не задавали бы подобных вопросов.
Наша Поместная Церковь – организация в настоящий момент не является раскольнической. Причина этого – та, что, несмотря на повсеместные нарушения и искажения Предания Церкви о покаянии, эта ложная современная практика спасения пока не узаконена соборными постановлениями. Поэтому в таинствах нашей Поместной Церкви еще действует благодать Святого Духа.
Но принять эту спасительную благодать могут только те крайне немногие из ее членов, кто не причастен этим искажениям либо истинно и деятельно покаялись в них.
Остальные члены этой организации находятся в расколе, но не в юридическом, а в духовном. Что это означает, я уже писал ранее.

Источник Ваших выводов - работа Вашего ума на основе того, что прочитано Вами у свв. отцов. А это - не знание.

Да, никто из святых отцов до сих пор не написал о том печальном состоянии, в котором находится современная земная Церковь, именно так и именно теми словами, как это сделал я. Поэтому в моих рассуждениях не последнюю роль играет работа моего ума, Вы правы.
Но для меня это – знание. Для Вас же пусть будет просто моими умозаключениями.
Виктор Фролов / 19.10.2023, 10:33

4.

Спаси Господи, за эту статью, уважаемый брат Виктор!

А таких людей среди современных «воцерковленных» христиан – огромное множество, но никого не интересует их реальное духовное состояние – знают ли они Православную веру, изучают ли Евангелие, стараются ли жить по Заповедям и проч.


Ходишь десятилетиями в церковь, исповедуешься, причащаешься, совершаешь смертные грехи, не считая их смертными, но главное то, что ни один священник не говорит, что находишься в состоянии духовной смерти. А потом мы удивляемся, внезапным болезням, автомобильным авариям, неожиданному гневу и передрягам на работе. "Испытал" на собственном опыте.
Ни кто со мной не будет спорить, если скажу, что хула на Духа Святаго, есть смертный грех, который прямиком утянет в ад. Но сегодня с наших амновов мы слышим, что католики (еретики, авт.), оказывается тоже являются христианами и нашими братьями по вере, и они, также как и мы веруют в Господа Иисуса Христа.
Однажды мне пришлось вступить в полемику с одним своим знакомым иеромонахом, который пытался мне доказать, что католики являются нашими братьями со своей благодатной церковью, именно поэтому нашими отцами в старину применялась икономия при крещении и переходе католиков в православие. Т.е. их уже не крестили, а только миро помазали при письменном отречении от филиокве. Именно поэтому он доказывал, что их церковь благодатна. Я же пытался доказать обратное, говоря, что наличие догмата филиокве является прямой хулой на Духа Святаго - ересью, а значит их церковь безблагодатна. Поэтому при использовании нашими отцами икономии, обязательным было миропомазание - печати Дара Духа Святаго. Но когда у оппонента присутствует "прелесть мнения" (св. Игнатий Брянчанинов) - любые доказательства Истины бесполезны. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
Валерий / 19.10.2023, 08:19

3. Ответ на 2, Виктор :


…расколом именуется некое организованное собрание, которое отделилось от Церкви.


И этим ОРГАНИЗОВАННЫМ собранием как раз и является та Церковь-ОРГАНИЗАЦИЯ, о которой я пишу в самом начале этой статьи (за исключением тех крайне немногих ее членов


Получается, что Церкви-организации истинной (нераскольной) в настоящее время для Вас не существует?
Если так, то это - протестантизм?

Ведь я специально для Вас в этой статье пояснил источник своего знания духовной реальности – согласное учение святых отцов. Чем он Вас не устраивает?

Мы ранее говорили об этом. Источник Ваших выводов - работа Вашего ума на основе того, что прочитано Вами у свв. отцов. А это - не знание.
Сергей из НН / 19.10.2023, 08:03

2. Ответ на 1, Сергей:

…расколом именуется некое организованное собрание, которое отделилось от Церкви.

И этим ОРГАНИЗОВАННЫМ собранием как раз и является та Церковь-ОРГАНИЗАЦИЯ, о которой я пишу в самом начале этой статьи (за исключением тех крайне немногих ее членов, кто мыслит о покаянии правильно – так, как учат святые отцы).

Вы же упорно пытаетесь применить сие понятие к личному состоянию человека,

Духовное состояние отдельных членов организации соответствует состоянию организации в целом.

который, к тому, же мыслит себя в единстве с Церковью.

Мыслить себя таким-то и таким-то – не значит таковым быть на самом деле. Моя статья как раз об этом.
По определению святителя Игнатия, состояние прелести – это то, когда человек принимает ложь за истину.

Один из комментаторов упорно меня пытает – как я могу знать духовную реальность?

Он не пытает - он уверен, что Вы её знать не можете.
И потому говорит, что Ваши выводы, сделанные на основе "знания духовной реальности", не могут быть убедительными. Как для оного читателя, так и для множества других Ваших единоверцев.

Сергей, я не очень понял – о чем Вы здесь пишете. Ведь я специально для Вас в этой статье пояснил источник своего знания духовной реальности – согласное учение святых отцов. Чем он Вас не устраивает?
Виктор Фролов / 18.10.2023, 18:23

1.

Виктор, я уверен, что Вы читали первое Послание свт. Василия целиком - а не только ту строчку, что Вы многократно цитировали. И в этом Послании - как и во всей церковной практике - расколом именуется некое организованное собрание, которое отделилось от Церкви.
Как в одном из толкований: "Раскольниками (σχισματικοί) называются те, которые относительно веры и догматов здраво мыслят, но по некоторым причинам отдаляются и устрояют свои отдельные собрания".
Вы же упорно пытаетесь применить сие понятие к личному состоянию человека, который, к тому, же мыслит себя в единстве с Церковью.

Один из комментаторов упорно меня пытает – как я могу знать духовную реальность?

Он не пытает - он уверен, что Вы её знать не можете.
И потому говорит, что Ваши выводы, сделанные на основе "знания духовной реальности", не могут быть убедительными. Как для оного читателя, так и для множества других Ваших единоверцев.
Сергей из НН / 18.10.2023, 08:57
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Виктор Николаевич Фролов
Когда же придёт царь?
Или За полчаса до Илии
17.12.2024
Приятный яд тщеславия
Мы, будучи обмануты неведением и стремлением получить благодать, не потрудившись для этого в деле покаяния, в борьбе с грехами и страстями попадаемся в сети самообольщения
07.12.2024
Являются ли грехами жизненные удовольствия и наслаждения?
Следует признать, что наш народ за последние десятилетия совершенно развратился разными удовольствиями и наслаждениями
30.11.2024
Узнаем ли мы Илию?
Надо внимательнее вглядываться в современных православных апологетов и проповедников
07.11.2024
Беседы на тему Оглашения
Предисловие. Часть 1
11.05.2024
Все статьи Виктор Николаевич Фролов
Новости РПЦ
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Патриарх Варфоломей – настоящий иезуит
Что стоит за предложением папе Римскому перейти на Юлианскую Пасхалию
16.12.2024
Не получается верить в Христа – почему?
Мы как народ не обрели утраченного Христа
06.12.2024
Почему бы нашим архиереям не стать крестными отцами каждого третьего ребёнка в семье?
Русская Церковь проявляет активность в поощрении рождаемости и поддержке беременных женщин
03.12.2024
«Всё это похоже на социальную шизофрению»
Святейший Патриарх Кирилл выступил на пленарном заседании XXVI ВРНС
28.11.2024
Все статьи темы
Нападения на священнослужителей Русской Православной Церкви
Об инакомыслии и исповедничестве, сносе
Десятинного храма в Киеве, и двойном лишении украинского гражданства...
20.09.2024
«Украинцам продана эта война»: состоялась
премьера фильма Кустурицы о гонениях на УПЦ
20.09.2024
Выступление в ходе посольского «круглого
стола» по урегулированию ситуации вокруг Украины / важное видео на 5′′
14.09.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Что не так с критикой шовинистов
Новый комментарий от Русский Иван
19.12.2024 15:41
Когда Катехон молчит
Новый комментарий от Человек
19.12.2024 15:30
Когда же придёт царь?
Новый комментарий от учитель
19.12.2024 15:25
Очередной «удар по Самодержавию»?
Новый комментарий от учитель
19.12.2024 15:12
Второй ответ архимандриту Тихону (Затекину)
Новый комментарий от Nicola
19.12.2024 15:01
Зачем?
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.12.2024 14:59
«Все развивается, всё активно движется вперед»
Новый комментарий от Мирянин
19.12.2024 14:01