«Наг весь, в руке посошок»

15 августа – память блж.Василия, Московского чудотворца

2 Владимир С.М.  наталья чистякова 
1441
Время на чтение 25 минут

УРОКИ ОТ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО, МОСКОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА

435 лет со дня прославления (1588 г.)

ПО ПУТИ НА КРАСНУЮ ПЛОЩАДЬ

В отпуске, перед отъездом из Москвы, всегда стараюсь побывать в один из последних дней на Красной площади.

Выход к ней – символически – через метро «Площадь революции» («Дай мне красного, красного!» (Быт.25,30) - получили)… мимо палаток, сбоку массив гостиницы «Москва»…Всегда почти по левую руку, по пути торгуют какой-нибудь диковинной литературой или старинными значками, наградами. В конце 80-х – начале 90-х прошлого века, когда вскипала и уже кипела «перестройка», здесь постоянно, у краснокирпичной стены толпился любопытствующий и спорящий обо всем и вся народ.

Тогда только-только начала появляться литература – самиздат, брошюрки, листовки – на доселе неслыханные и невиданные темы: в защиту императора Николая II, о кадровом составе послереволюционных «чекистов», репрессиях и голодоморе, роли Церкви в России и т.д. и т.п. Здесь, у книжных развалов, вспыхивали яростные споры «демократов» и «монархистов», коммунистов и верующих. Однажды я тоже сцепился с одним «демократом», борцом за справедливость, который принялся обличать Патриарха, Алексия II: мол, народ бедствует, а он на «Чайке» ездит, как все власть имущие, такой же, как они.

– Послушайте, – говорил я, – это же элементарно, если он будет пешком ходить, то он за три часа только площадь перейдет, как же он будет исполнять многочисленные и огромные обязанности, он же не катается ради удовольствия?..

Но спорить с этими людьми бесполезно. Как однажды сказал Владимир Солоухин в «Камушках»: «В каждом демократе сидит, притаившись, диктатор, насильник и беззаконник».

Это было еще до истинно «демократического» жеста Б. Ельцина, который как-то проехался на городском автобусе (или троллейбусе), демонстрируя власть народа и близость (в буквальном смысле) к нему. Как ни странно сейчас, но этот примитивный пиар имел немалый тогда резонанс!

Борис Николаевич вообще особо относился к транспортным средствам. Многие помнят еще, как он обязывался положить голову на рельсы, если не выполнит обещанного неповышения цен и всякой иной поддержки родному «россиянскому» народу. Он не выполнил, но голову на рельсы тоже не положил. Да и поезд не в ту сторону поехал…

Несколько лет назад, выйдя из метро, я услышал подозрительный стук барабанов и увидел целую колонну кришнаитов, шествующих по направлению к Манежной площади… Разрисованные парни и девицы в сари, бесцеремонные, демонстративно громкие, с детьми – Боже мой!.. Я-то думал, что они укромно ныне где-то ютятся, а они нагло, не стесняясь народа нашего, и сейчас вытанцовывают в самом центре Москвы… И кто-то ведь им позволяет.

В конце 80-х – начале 90-х, когда я останавливался на Арбате у землячки – кришнаиты постоянно устраивали свои шествия по оному, среди множества зевак. Я пытался пару раз полемизировать с этими ребятами, но они очень агрессивны, хотя не кушают мяса и говорят о любви к зверушкам.

Кстати сказать, герой известного российского сериала для детей, «зверушка» Лунтик неуловимо, но весьма похож на изображения божков индуистско - кришнаитского пантеона. И получается, что в души, сердца и умы миллионов детей закладывается определенный образ на неосознаваемом уровне, со знаком «плюс», сугубо позитивный. Можно представить, как это сработает, когда дитя повзрослеет и встретится с подобным ликом уже осознанно.

Но вот, слава Богу, – поворот, и открываются слева Воскресенские ворота, а главное – Иверская часовня. И в сердце сразу теплеет - там, в невидимой ещё глубине ждёт - ожидает всех нас Матерь Божия...

Душа светлеет, приближаясь к Пречистому Образу Её, спадает шум и суета. Я прихожу в эту часовню, как на прощание с Москвой, за Материнским благословением перед дальней дорогой на край земли... Благослови, Пречистая, спаси и сохрани.

Перед Иверской часовней, метрах в двадцати – выложенный в мраморе круг: «Нулевой километр автодорог Российской Федерации». Отсюда начинается путь наш… Здесь всегда толпится народ, и завёлся обычай: встают в центр круга, правой рукой через левое плечо бросают монетку, загадывая желание…Рядом – ребята с соколом и обезьянкой – фотографироваться, и тут же у стены живые двойники – «Ленин» и «Сталин»…Народный балаган кипит вокруг.

Россия суеверная, гадающая, оккультная – и Русь Святая. Как уверует человек, так и пойдёт.

Всё рядышком – вот Матерь Божия, а вот – гадательный круг. И так везде и во всём, но здесь – явная символика, на главной площади страны.

Из часовни, через Воскресенские ворота – на Красную площадь. Под арками всегда двое-трое нищих просят милостыню. «Подайте, Христа ради!». Когда просят ради Христа, обязательно надо подать хоть копеечку.

Однажды в Сочи, в году 90-м, я прибежал – спешил, ждала семья – утром, на литургию, кинул мелочь нескольким нищим на входе во двор, а уже в храме, в притворе увидел женщину с картонкой, на которой второпях разобрал только крупное «Христа ради, помогите ребёнку…», и замешкался, пошарил, мелочи не осталось. И пробежал, а потом хотел к концу службы подать, но ее уже не было, той женщины, а был только открывающийся неожиданно стыд в душе: как же так, просили ХРИСТА РАДИ! – а ты пробежал и не дал. Как будто Самому Христу не дал!..

С того времени, когда вижу или слышу «Христа ради!» – кто бы ни был, подаю, хоть малость.

Кланяюсь храму Казанской иконы (сюда захожу на обратном пути), и поспешаю по брусчатке к собору ПОКРОВА БОГОРОДИЦЫ, храму Василия Блаженного. Слева остаются Ильинка, ГУМ и Лобное место, справа – мавзолей.

Собор Покрова, что на рву – центр, навершие Русской земли. На входе – памятник всем известный: «Гражданину Минину и Князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818». Я люблю здесь походить, побродить, но сначала – в храм, к Василию. Здравствуй, друг наш Блаженный святой, Божий любимец!..

Приложившись к раке с мощами блаженного, обхожу собор. Если тепло, хорошо посидеть на камнях с противоположной стороны, с видом на Васильевский спуск…Здесь все по-домашнему, хозпостройки, экскурс-бюро, слава Богу, не зачистили пока, не «огламурили», потому что от гламура тоска на душе. Хорошо здесь летом, на солнышке…

Там, вдали, за мостом через Москву-реку – Большая Ордынка, храмы «Всех скорбящих Радосте», там «Владимирская» в Толмачах, в Третьяковке, Никола в Пыжах, Марфо - Мариинская обитель, храм св. Екатерины и собор священномученика Климента…

Бьют кремлевские куранты, и этот неспешный благородный звон уходит ступенчато во все стороны Москвы, во все стороны земли Русской, по городам и селам, по морям и рекам, по степям и тундрам…

Отсюда, со взгорья, с навершия России зрится Русь Святая – купола и куполочки, и кресты, видимо и невидимо одушевляющие огромную страну, древнюю и многострадальную, исхоженную завоевателями, каликами перехожими и святыми, обильно политую кровью…

СОГРЕТЫЙ БОЖЬЕЙ БЛАГОДАТЬЮ

Появился Василий на свет в храме Божием, в холодном декабре 1468 года, как бы предвозвещая будущие свои слова, охватывающие всю его земную жизнь: «Если люта зима, то сладок рай».

По преданию, это произошло в притворе Елоховского храма в честь Владимирской иконы Богородицы, где мать его Анна горячо молилась о благополучных родах. Они с мужем Иаковом были прихожанами этой церкви. (Спустя два с лишним века,8 июня 1799 года, на третий день после рождения, здесь крестили Пушкина, о чём свидетельствует памятная доска на входе).

Ныне Елоховский Богоявленский собор - в центре Москвы. Елох название села, где жили родители, по древнерусски «ольха», и речка была под названием Ольховка и ручей Елоховец, в котором купался с ребятней и Василий.

О детстве святого ничего не известно, можно только предположить, что атмосфера семьи была такова, что сердце мальчика было совершенно и с абсолютным доверием открыто Богу, а весь бытовой уклад находил правильное и бесспорное объяснение в непоколебимо точном соотношении небесной и земной жизни, и это, конечно, не было каким-то умственным, рациональным знанием, но глубоко объемлющим всё существо ребенка духовным состоянием.

Вероятно, это была богоизбранность именно на почве благочестивой до святости жизни родителей, а может и всего рода.

Как бы то ни было, когда Василию шел шестнадцатый год, его отдали учиться сапожному ремеслу. И тут проявилось впервые то, что совершенно изменило его земную жизнь.

В один из дней в сапожной лавке появился заезжий купец, который привез на баржах в Москву хлеб, и заказал пошить ему сапоги, да покрепче, чтоб не один год носить. Когда он сказал об этом, Василий неожиданно засмеялся: «Господин, сошьем тебе такие, что век не износишь!». И вдруг заплакал…

Сапожный мастер, проводив заказчика, взъярился на ученика:

- Ты что позволяешь себе смеяться над почтенным человеком?!

– Не над ним я посмеялся,- сказал Василий. – Долгую жизнь намечает себе господин купец, а не знает, что завтра умрёт.

Подивился сапожник словам Василия, но вот прошло три дня, а заказчик за сапогами не являлся. Тогда мастер сам понес ему сапоги и пришел как раз к погребению – оказалось, два дня назад купец скончался… Вспомнил мастер слова ученика - и встрепенулся, мальчонка-то вон какой непростой.

Вскоре после этого Василий ушел из мастерской, покинул семью и начал тернистый подвиг юродства…Открывшийся дар Божий преобразил совершенно его жизнь. Отныне он и в палящий зной и в лютый холод ходил обнаженный и босой по улицам и посадам Москвы, изнуряя себя, ходил молча, не отвечая на насмешки и вопросы, полностью пребывая в молитве, в беседе с Богом. Тело для него не значило уже ничего, ибо пребывая в бренном мире телесно, духом он пребывал вне его… Нам, обыкновенным людям, с верой менее горчичного зерна, это почти невозможно постигнуть, только как бы с краешка заглянуть.

Впрочем, вот более близкое и подробное свидетельство: вспомним преподобного Серафима Саровского, как он в молитвенное мгновение предстал перед Мотовиловым, в Духе Святом, и лицо его просияло, и сам служка «убогого» Серафима почувствовал великую радость и необыкновенную теплоту, объявшую его, хотя был конец ноября, стояла зима…

Этой благодатию Божией был согреваем и блаженный Василий - ни стужа, ни зной не угнетали его плоть. В «Книге степенной царского родословия» (ок.1563 г.), первом систематическом труде по русской истории, составленном по благословению свт. Макария, митрополита Московского, так и говорится о Василии: «Божия бо благодать греяше его».

О ПУСТОЙ ЛЮЛЬКЕ, ПЬЯНИЦАХ И ХОЖДЕНИИ ПО МОРЮ

Ночи блаженный Василий проводил обычно в молитве на церковных папертях, часто уединялся в одной из башен Китай-города, на берегу Москвы-реки, близ Яузы.

Нагой и босой круглый год, он получил прозвище «нагоходец». Однажды некие девицы-красавицы, продававшие на торгу свое рукоделие, посмеялись наготе блаженного, и тотчас ослепли. В ужасе упали они с раскаянием в ноги Василию, и тот, дунув им в глаза, вернул зрение.

Блаженный порой совершал поступки, за которые претерпевал «лютая биения и ударения и досаждения и злословия и поругания…от злых человек», которые с благодарением принимал. Так было, например, когда он опрокинул у торговцев лоток с калачами, а у других пролил кувшин с квасом. Потом обнаружилось, что калачи были испечены из муки с вредной примесью (мел добавляли и известку, прощелыги), а квас испорченный, которым можно было отравиться.

Народ московский все более убеждался, что в действиях блаженного открывался особый, поучительный смысл, все более становилось очевидным, что Василий – обличитель неправды, человек Божий. Он все более стал пользоваться вниманием москвичей и почитанием. К его словам стали прислушиваться, разумея, что Василий говорит не просто так.

Потому-то, вняв с доверием его неожиданному совету, поехал аж в Киев один состоятельный купец, у которого никак не ладилось несомненно богоугодное дело – строительство каменного храма, на Покровке.

Уже доведенный до свода, храм неожиданно рухнул. Его перестроили – и снова он обрушился. Третий раз подвели под свод – положив многие труды – и опять всё обвалилось! Тогда отчаявшийся купец и обратился к блаженному Василию, на что «нагоходец» ответил:

- Поезжай в Киев, найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь.

Поехал купец в Киев, нашел там убогого Иоанна, в ветхой хижине. Блаженный плел лапти и качал пустую люльку.

– Кого ты качаешь? – спросил с недоумением купец.

– Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание,- ответил убогий Иоанн.

И встрепенулось сердце купца, и пронзили его эти слова – уже несколько месяцев, как он, поссорившись, удалил, выгнал из дома родную мать.

Поблагодарил он убогого Иоанна, а с ним и Василия, поспешил в Москву, вернул мать домой, покаялся, пал на колени, испросил у неё прощения.

И благополучно после этого достроил храм.

А сколько за нас пустых люлек качаются, а дела не идут, не ладятся.

В одну из весенних ночей 1521 года Василий молился перед Успенским Собором в Кремле и неожиданно услышал великий шум в церкви. Двери распахнулись, и Василий узрел, как чудотворный образ Владимирской Богородицы стронулся с места и раздался голос: «Икона со святителями московскими российскими хочет удалиться из града!». Изо всех дверей и окон собора изверглось пламя, затем огонь сделался невидим.

Вскоре Москва подверглась нашествие хана казанского Махмет-Гирея. Устрашенная столица обратилась к Богу и Пречистой с покаянной молитвой о спасении, и она была услышана: татарское войско отступило от Москвы.

Слово истины, как свидетельствует Священное писание и подтверждает история Церкви, приносится и от неверных, и от врагов, и даже от животных.

Как-то из Персии плыл по Каспийскому морю корабль, на котором было много людей. И вот начался на Каспии шторм, все сильнее и сильнее, волны уже перекатываются через палубу, народ в трюмах стонет, и нет уже кажется спасения…

Были вместе с персами на корабле и несколько русских православных христиан, которые в минуты смертельной опасности сказали персам: «Есть у нас на Руси в Москве блаженный Василий, который ходит по водам, и волны его слушают, он имеет великое дерзновение ко Христу, и может избавить от потопления корабль наш и спасти нас».

Только произнесли они молитвенно эти слова, как внезапно все увидели обнаженного человека, стоявшего на воде, который взял корабль за руль и направил через бурные волны.

Вскоре волнение стало затухать, ветер прекратился, и все спаслись от неминуемой, казалось, гибели.

Когда персы вернулись домой, они рассказали о чудесном спасении шаху, который написал в свою очередь об этом царю Иоанну Грозному.

А те из персов, которые доехали по делам купеческим до Москвы, увидели на Великом Торгу и узнали своего спасителя – блаженного Василия. Они повалились ему в ноги с горячей благодарностью, а москвичам сообщили, что это и есть тот самый муж, который спас их в бушующем море.

Блаженному Василию Господь даровал духовным зрением видеть Ангелов и бесов. В этом неоднократно убеждались жители Москвы, наблюдавшие, как Василий, набрав камней, швыряет их в углы жилищ, где обитали благочестивые люди, и напротив – лобызает углы домов, где москвичи пьянствовали, «и прочая мерзкая и скаредная дела творяху».

Казалось бы, наоборот надобно делать, но блаженный объяснял: в жилищах праведных бесы ужиться не могут, они, скрежеща от злобы зубами, собираются по углам дома – их-то и побивает Василий.

Дома же, где творится беззаконие, святые Ангелы со скорбью покидают – и блаженный оказывает им почитание, прося молиться о недостойных жильцах, «да не в конец погибнут, но да в покаяние обратятся». Народ слушал Василия, мотал на ус…

Кстати вспомнить, ради спасения погибающих Василий не гнушался посещать и набитые пьяницами корчемницы, и входя в общение с самыми опустившимися людьми, старался и умел находить средства исправить их и возвратить к доброй жизни.

Однажды, придя в одно из таких заведений, блаженный увидел пьяницу, «от пропойства всего трясущегося» и умоляющего корчемника «неотступно дати вина на медницу», может быть последнюю, оттянутую у голодной семьи. Блаженный не стал укорять пьяницу, зная, конечно, что в данное время укоры эти бесполезны…

Когда же кабатчик, рассерженный неотступными просьбами пьяницы, подал, наконец, ему стакан вина, «с сердцем глаголя: прими, пьяница, черт с тобою!», пьяница осенил себя и сосуд с вином крестным знамением.

Тогда блаженный Василий сильно возрадовался, «нача руками плескати и смеятися», а собравшимся в корчемнице объяснил, что когда корчемник сказал пьянице «черт с тобою!» и подал ему стакан, тогда «бес вниде в стакан винный», а когда пьяница знаменал крестным знамением себя и сосуд с вином, бес выскочил из стакана, «палимый крестным знамением аки огнем».

Речь блаженного запала в сердце слышавших его и обрадовала их, показав, что для них еще не потеряна надежда спасения. Если одно только сотворенное пьяницей крестное знамение изгнало беса, то, значит, неистощимое милосердие Божие ищет спасения грешников и готово всегда прийти им на помощь, лишь бы они вспомнили Бога и Его заповеди.

КАК БЛАЖЕННЫЙ ПИЛ ВИНО С ЦАРЕМ

Особая тема – блаженный Василий и царь Иоанн Грозный. 1547-й год, в начале которого венчался на царство государь, оказался очень непростым…Сначала в апреле, а потом в конце июня в Москве полыхали сильные пожары, к которым, предполагают, были причастны и противники семьи Глинских (матерью Иоанна была Елена Глинская, вторая жена великого князя Василия Ивановича).

Как-то в летний полдень Василий пришел в Воздвиженский монастырь, и остановившись перед соборным храмом, стал неутешно плакать и молиться. Недоумение видевших это горожан разрешилось на следующий день: пожар, возникший у Воздвиженского храма в монастыре, стал самым большим за этот период - горели Арбатская улица, Кремль, Китай-город, Большой посад, едва не погиб от дыма и гари молившийся в Успенском соборе митрополит Макарий. Вот о чем плакал блаженный Василий.

Как, наверное, и о грянувшем затем бунте против молодого царя, сразу после пожара. Причиной беспорядков стали активно распространяемые слухи о том, что город спалили колдовством, в котором виноваты Глинские, и начались над ними расправы…

Как видим, сценарий «майданов» и цветных революций во все времена одинаков: надо возбудить народ обвинениями против власти, а потом, оседлав протест, эту самую власть попытаться уничтожить…

Вот в каких условия начиналось царствование Иоанна Грозного. В конце концов главные, именитые заговорщики были арестованы и казнены.

Когда о блаженном Василии стало известно Государю, он пригласил его в царские палаты, первый раз в день своего тезоименитства. Дважды подносили Василию чарку с вином и дважды он выливал его в окно. Видя, что Иоанн готов разгневаться, блаженный объяснил:

- Царь, не сердись, только что я погасил огонь, готовый уничтожить Новгород.

После этого он спешно вышел и исчез.

Посланные специально в Новгород гонцы подтвердили: когда там начался - во время царской трапезы - пожар, вскоре горожане увидели нагого человека, который водоносом заливал огонь, который быстро погас.

Ещё более Царь стал уважать и почитать блаженного после Божественной литургии в Успенском соборе Кремля, где, заняв незаметное место, молился и Василий.

После службы Государь, увидев Василия, спросил, почему не усмотрел его во время литургии. На что блаженный ответил:

- Благоверный царь! Народа в церкви было множество, но на службе только трое: митрополит, царица, да я, грешный, а протчий народ все житейская умом мечтаху, да и Царь мыслию был на Воробьевых горах, созидая себе полаты. Истинное же моление еже в церкви телесно предстояти, а умом к Богу возводитися.

Иоанн, в самом деле думавший о новом загородном дворце на Воробьевых горах, убедившись с изумлением, что блаженный и сердечные помыслы прозревает, «оттоле нача его боятися». Еще бы не забояться, когда тебя насквозь видят.

А нам какой урок! – каждое мгновенье видит наше сердце и помыслы Сам Господь. Постоянная память о том и есть «страх Божий», напоминает нам от Господа блаженный Василий, Его верный слуга.

Вот еще один тому пример. Как-то богатый купец, почитавший блаженного, умолил его принять в дар лисью шубу. Конечно, она была Василию не нужна, но как и многое другое, послужила духовному назиданию, для всех полезному.

Несколько воров, увидя Василия в дорогой шубе, решили завладеть ею, для чего один из них пал на землю, притворившись мертвым, а когда блаженный приблизился к ним, подельники стали проливать над «умершим» притворные слезы, а Василию объяснили, что их друг внезапно скончался и даже покрыть его нечем, и на погребение денег нет.

Сняв с себя шубу, Василий спросил, действительно ли их товарищ мертв? На что те клятвенно заверили, что истинно так. Тогда Василий накрыл лежащего шубой со словами: «Шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Будь отныне истинно мертв за лукавство твое, ибо те, которые лукавят, потребятся».

И лежавший притворщик - лихоимец тут же умер.

Проповедуя милосердие, блаженный Василий прежде всего помогал тем, кто стыдился просить милостыню, хотя крайне нуждался в ней. Был случай, когда он отдал богатые царские подарки купцу - иностранцу, который остался без средств к существованию, три дня ничего не ел, но не обращался за помощью, стеснялся.

Василий сурово осуждал тех, кто подавал милостыню с корыстными целями, не из сострадания к бедности и несчастью, а в надежде легким путём привлечь благословение Божие на свои дела и задумки. Или – на Тебе, Боже, что мне не гоже.

Однажды Василий увидел беса, который принял облик нищего, воссел у Пречистенских ворот и всем, кто подавал милостыню, оказывал немедленную помощь в делах. Естественно, не за просто так. Блаженный угадал козни лукавого и прогнал его.

Или вот, о смирении. Однажды один благочестивый сапожник нес продавать новые сапоги и шагая по Москворецкому мосту, нечаянно «от людского затеснения» толкнул проходившего мимо Василия. Тот осерчал, выхватил у мастера сапоги, швырнул их в грязь и затоптал ногами.

Сапожник же, по безгневию и кротости своей, как ни в чем не бывало, нисколько не огорчившись, вытащил сапоги из грязи, спустился к Москве – реке, чтобы вымыть их. И каково же было его изумление, когда он вдруг «обрете сапоги полны злата».

А Василия и след простыл.

Несмотря на лишения и невзгоды, испытанные при жизни, которая, он знал, «в руце Божией», блаженный Василий прожил, достигнув глубокой старости, 88 лет и скончался 2 (15) августа 1557 года. По преданию, незадолго до смерти Василия - на Кулишках, в доме боярыни вдовы Стефаниды Юрловой, которая привечала его - посетило царское семейство, при этом блаженный пророчески указал не на старшего, а на младшего сына Государя Феодора как будущего царя.

Во время похорон Иоанн Грозный вместе с боярами нес гроб блаженного, отпевание его совершал митрополит Макарий с собором духовенства, т.е. его погребали, общим свидетельством, как великого святого и государственного человека, и это истинно так.

Блаженный был похоронен близ алтаря Троицкого храма, что на рву, на месте которого полным ходом шло строительство нового Покровского собора, в память покорения Казани.

Прославлен блаженный Василий Поместным Церковным Собором 2 августа 1588 г., по благословению святителя Иова, вскоре ставшего первым русским Патриархом. В том же году в Покровском соборе был устроен придел во имя святого Василия Блаженного, с отдельным входом. Ещё до прославления ему была написана служба соловецким старцем Мисаилом.

Много различных исцелений и чудес происходило у гроба блаженного Василия, они засвидетельствованы современниками. Православные москвичи с особенной духовной теплотой почитали и почитают память Блаженного Василия. Интересно, что в соборе долгие годы хранилась царская казна – несмотря на то, что храм был за пределами надежных стен Кремля, защищающих от возможных воров. Однако государи больше верили покровительству блаженного Василия.

В описании облика святого имеются немудреные подробности: «Наг весь, в руке посошок». Почитание его было столь сильным, что Покровский собор и пристроенный к нему придел и доныне именуются храмом Василия Блаженного. Вериги святого Василия Блаженного хранятся в Московской Духовной Академии. (Чтоб ревновали будущие пастыри духовные о главном!).

ПОД ПОКРОВОМ БОГОРОДИЦЫ

Покровский собор – памятник победы в казанском походе царя Иоанна Грозного. Завоевание Казани, положившее начало процессу образования православной Российской империи, имело огромное значение.

Казанское ханство, выделившееся в 1438 г. из состава Орды, стало до поры до времени непреодолимым препятствием для поступательного движения Руси на Восток. Процессы разрушения государственности в Орде сопровождались опустошительными набегами на восточные и северо-восточные окраины Российского государства, это приводило к разорению обширных районов, пленению множества русских людей, которые потом продавались и в Османский султанат.

На время взятия Казани (штурм начался на Покров 1/14 октября 1552 года) там находились в плену тысячи русских людей.

Одоление Казани способствовало стремительному расширению России на восток и присоединению сибирских земель, а в дальнейшем – освоению Дальнего Востока.

К ликованию по поводу побед на востоке, в Казани и Астрахани, в пору возведения собора, присоединился и народный энтузиазм, вызванный стратегическими победами русского оружия и на западе – в 1558-60 г.г. пали Дерпт (древнерусский Юрьев), Нарва, Мариенбург и Феллин. Развалился давнишний враг России – Ливонский орден

Внутри страны активно проводились реформы, призванные вывести её на качественно новый этап развития. Архитектурный замысел Покровского собора и выражал пафос идеи соборности, единения всех слоев русского общества в преддверии еще больших свершений.

Покровский собор поднялся, возник как бы неожиданно, но с неодолимой неизбежностью – как символ Третьего Рима, хранителя, Промыслом Божиим, неискаженной - православной веры христианской, как символ крепнущей в единении духа и пространства русской государственности.

Необычное разноцветье куполов выводили, предположительно, из видения блаженным Андреем Небесного Иерусалима, где «были сады многие, в них древа высокие, колеблющиеся своими вершинками…Одни из деревьев цвели, другие златовидною листвою были украшены, иные имели плоды различные несказанной красоты». С блаженным Андреем, который по происхождению был славянином, связано явление Покрова Богородицы (во Влахернском храме Константинополя, X в.) и установление этого великого праздника.

В 1547 году, напомним, впервые в истории состоялось царское венчание Московского государя, которое совершил святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси. Он же благословил Иоанна IV идти на Казань и предсказал ему грядущую победу. В согласованном единстве Церкви и власти в этот период проходили Земские и церковные Соборы, которые явили целую «эпоху новых чудотворцев», состоялся Стоглавый собор, огромный толчок получило развитие древнерусской письменности, впервые началось печатание книг диаконом Иваном Федоровым…

Величайшая ответственность ложилась на плечи Русского Царя, призванного блюсти в благочестии и вере народ и государство, которое стало хранителем истинного, православного христианства, земным царством, состояние которого определяет время бытия всей земной истории.

Тяжелейший крест для правителя-христианина, обязанного для противостояния угрозам употреблять меч власти, дабы пресекая меньшее зло, не дать развиться большему во вверенном ему Богом государстве…

Никогда не было и не будет России «комфортно». Всегда она как хранительница Православного христианства была и будет в агрессивном окружении темных сил, стремящихся во все времена разрушить оплот Церкви Божией на земле. Эта духовная цель – борьба против Бога - определяет все движения и поползновения мировой политической гидры и весь событийный исторический ход.

Война против Православия – ползучая, сетевая, информационная, видимая и не видимая всегда щла и идёт, ныне с особенным нарастанием, явственно обнажаясь в своей сатанинской сущности…

Вот лишь маленький эпизодик, связанный с нашей темой: как-то в одной центральной газете появилась публикация, посвященная памяти Василия Блаженного. По канонам информпропаганды, сначала идет вполне канонический правдивый текст, рассказывающий о жизни и чудесах святого, а вот заканчивается он - якобы предсказанием св. Василия о будущих правителях России, ну и конечно же – о нынешнем главе государства Российского, о Президенте – в оскорбительном духе. Причем, сделано это со всем подобающим убожеством…Человек, сочинивший сие, к сожалению, не понимает, что святой Василий может его вопросить оттуда, как лихоимца лукавого в чуде с шубой: «истинно ли я говорил такие слова?..»

А настоящие, подлинные предсказания святого Блаженного Василия давно известны и очевидны: живи по заповедям Христа, делай доброе и не делай зла, будь милосерден, не воруй, не лукавь, живи чисто.

Блаженный Василий и сейчас своим присутствием обличает с Красной площади Руси всех нечестивцев, обманщиков и гордых людей.

А в особенности – тех лукавых притворщиков, приближенных к высшей власти, – кто всеми способами, через все сферы жизнедеятельности, образования, культуры стремятся, осознанно и неосознанно, навязать стране и народу вместо идеалов Евангелия антихристову систему ценностей, в навершии которой – Золотой телец, культ денег, стяжательство, служение мамоне, а не Богу… Внутренний враг в России всегда опаснее внешнего, это уже стало аксиомой.

Почему на Руси так любят Василия, так почитают блаженных? Потому что «мы юроди Христа ради», как пишет о том великий апостол Павел (1 Кор. 4,10). Ни богатства, ни золото мира, ни власть – ничего нет выше служенья Христу, стремления жить по Христу. На иконе Сам Господь благословляет Блаженного Василия, обнаженного от всего земного и подобно Христу, не имевшего, «где главу подклонити».

Вся жизнь юродивого красноречивее всяких слов говорила народу о христианском идеале, обличала отступление от него. Русский народ видел в блаженных горячих искателей «Царствия Божия и правды Его» (Мф.6,33) и любил их за это.

Искание «правды Божией» лежит в глубине души всякого русского человека: кем бы он ни был, он всегда чувствует, хоть и не всегда осознает, что всем мы обязаны Богу и должны жить так, как Бог заповедует – по-Божьи, в согласии с Его правдой.

И ныне святой Василий благовествует нам об этом, со всеми святыми, под Покровом Царицы Небесной, с главной площади страны, с навершия Русской земли … И напоминает Блаженный всегда и всем: голыми пришли в этот мир – голыми и уйдём, по другому не бывает. «Наг весь, в руке посошок».

Главное, чтобы нам в этом пути («дней… в них же седьмдесят лет, аще же в силах, осьмдесят лет», пс.89), со своим посошком – душу сохранить, ко Христу придти.

Использованная литература:

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Красной площади (Храм Василия Блаженного). М., 2002.Патриаршее Подворье храмов в Зарядье в Китай-городе.

.

.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Рыжов
Самый сложный вопрос – русский. Без русских никуда. Но куда – с русскими?
Актуальное обозрение. Часть третья. «Нам нужна глубинная деколонизация нашего сознания»
19.02.2024
Как выбирали Патриарха
К 15-летию Поместного Собора РПЦ 27-28 января 2009 года
28.01.2024
Рождество в Вифлееме
Воспоминания о паломничестве. Часть 2
10.01.2024
Рождество в Вифлееме
Воспоминания о паломничестве. Часть 1
08.01.2024
Все статьи Станислав Рыжов
Последние комментарии
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 10:32
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Потерянное время
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.04.2024 01:01
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24