itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

12 шагов от Христа...

К «богу, как мы его понимаем»

Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
1000
Время на чтение 12 минут

10 сентября 2010 года состоялось третье заседание комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Участники заседания рассмотрели проект комиссии: «Концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых».

Ранее Проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых обсуждался 17 августа 2010 г. на круглом столе, инициированном комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.

Сразу же, как только новоиспеченная Концепция (а это очень важный церковный документ!) увидела свет на различных православных сайтах, среди верующих началось бурное и тревожное обсуждение. Как среди тех, кто занимается непосредственно реабилитацией, так и среди просто неравнодушных, живущих жизнью Церкви, людей.

Недоумения вызвали кратчайшие сроки, данные на обсуждение Концепции: три дня для изучения и сбора комментариев важного регулирующего реабилитационную работу документа, конечно же, недостаточно. Затем появились вопросы к составу круглого стола и собственно разработчикам Концепции - некоей редакционной группе комиссии по социальной деятельности. Но вопросы остались риторическими, т.к. и участники круглого стола, и редакционная группа предпочли скромно остаться неузнанными.

Но больше всего вопросов прозвучало к самой системе реабилитации, которую предлагается утвердить в Концепции - группам анонимных алкоголиков и наркоманов «12 шагов».

В нашей Церкви давно уже ведется острая полемика между сторонниками и противниками фактически протестантских шагов, которые, якобы, вполне могут вписаться в жизнь любого прихода и начать приносить там добрые плоды. Я уже писала и довольно подробно на эту тему (Скажи мне кто твой «бог» и я скажу кто ты»/ http://www.narkotiki.ru/ecolumn_6283.html). Сегодня мне хочется лишь напомнить тем, кто не видит ничего особенного в этой программе, о том, что же на самом деле такое - «12 шагов». Поскольку не являюсь ни сотрудником реабилитационного центра, ни практикующим наркологом, я не буду сама вдаваться в глубокий анализ двенадцатишаговой программы, а приведу два мнения людей, чьи рассуждения показывают, насколько глубоко и профессионально вникли они в проблему.

Начну с обзора известного ученого-психиатра, доктора медицинских наук, профессора, руководителя отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ «ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского» А. Л. Игонина/1/.

Непосредственно перед подготовкой своей работы, он опросил полтора десятка врачей - наркологов, которые пролечили в последние годы сотни больных алкоголизмом и наркоманией. Опрошенные врачи сообщали больным данные о ячейках общества АА.

В результате проведения мини-исследования оказалось, что подавляющее большинство наркологических больных, получивших координаты активистов общества АА, постоянными посетителями его заседаний так и не стали. Съездив по полученному адресу один или несколько раз, пациенты, как правило, туда не возвращались. Из 100 больных, посетивших ячейки общества АА, максимум 2-3 человека задерживались в них на более или менее продолжительное время.

А.Л. Игонин рискует предположить, что плохая приживаемость движения АА в России объясняется отличиями в менталитете западного (в первую очередь, американского) и российского жителя. Следующей причиной плохой приживаемости «12 шагов» он полагает то, что программа основывается не на нашей, восточной, а на западной ветви христианства - протестантизме.

«Деятельность ячеек общества АА проникнута духом так называемой протестантской этики с ее прагматизмом, рационализмом, индивидуализмом (несмотря на декларации о взаимопомощи), нежеланием подчиняться авторитетам, культом жизненного успеха, который понимается преимущественно с меркантильных позиций и другими известными качествами. Наш человек более эмоционален, открыт, доверчив, альтруистичен. Кроме того, он больше ориентируется на авторитеты, нуждается в опеке и духовном наставничестве.

В России плохо приживаются даже внешние формы деятельности ячеек обществ АА. Наркологические пациенты в нашей стране едва ли способны, подобно западным товарищам по несчастью, приученным к долгим собраниям протестантской общины, обсуждать тему их приближения к Богу по шесть часов в день, несколько раз в неделю. Поэтому большинство из вновь организованных ячеек обществ АА быстро прекращают свое существование» - пишет Л.А.Игонин.

Если же говорить о сообществах пациентов на религиозной основе, то в большинстве случаев более успешной их деятельность оказывается тогда, когда они созданы под эгидой традиционных для нашей страны религиозных организаций. Наиболее известны сообщества наркологических больных при Русской православной церкви. Они оказываются более жизнестойкими и стабильно функционирующими, чем ячейки общества анонимных алкоголиков и наркоманов. В качестве примера известный профессор приводит деятельность Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Москве, руководимого игуменом Анатолием (Берестовым).

При этом Л.А. Игонин вовсе не отрицает деятельности общества АА (АН) в России. Напротив, он считает, что «какая-то часть наркологических больных, скорее всего небольшая, будут с пользой для себя посещать именно ячейки общества АА. Но в то же время не следует объявлять метод, используемый АА панацеей и пытаться искусственно его внедрять даже в тех случаях, когда он отвергается специалистами и самими пациентами».

Подробный и интересный анализ работы «12 шагов», включая всю историю происхождения и деятельности этого движения за границей, провел священник РПЦ - руководитель реабилитационного центра в Мельничных Ручьях, клирик Храма Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, г. Санкт-Петербург - иерей Максим Плетнев. Вот что пишет он в своей работе «12-тишаговая программа как религиозное явление»/2/:

«В этой статье я, прежде всего, предлагаю выяснить, принадлежит ли данное явление к религиозным движениям. Если вывод будет положительным, то попробуем данное движение классифицировать...

Попробуем выяснить какое из мнений ближе к действительности, при этом отметим, что ни противники, ни защитники не отрицают в принципе религиозности данного явления.

Как АА, АН сами себя позиционируют? Приведем выдержки из издания «Анонимные наркоманы»: Присоединиться к нам может каждый, независимо от возраста, национальности, сексуальной ориентации, убеждений, религии или отсутствия таковой» «Мы не религиозная организация. Наша программа представляет собой ряд духовных принципов, с помощью которых мы выздоравливаем от кажущегося безнадежным состояния души и тела» [6]. И далее: «Составляя нашу книгу, мы молились» [7]... и дальше текст молитвы.

Неправда ли, поражает соседство заявлений: «мы не связаны с религией», с высказываниями: «составляя нашу книгу, мы молились», или «наша программа представляет собой ряд духовных принципов». Не могу не привести еще одну цитату - это вторая традиция АА: «В делах нашей группы есть только один высший авторитет - Любящий Бог, в том виде, как Он может выразить Себя в нашем групповом сознании. Наши лидеры всего лишь облеченные доверием исполнители, они не руководят нами». А кто руководит? Исходя из текста второй традиции, выходит, что «Любящий Бог».

Невольно приходишь в недоумение. Вроде перед нами определенное религиозное движение. И, в тоже время, участники этого движения отрицают свою религиозность».

Далее в своей работе о. Максим дает подробную историческую справку. Согласно этой справке история движения «12 шагов» такова.

В XIX веке в г. Балтиморе появилось «Товарищество Вашингтона» (Washingtonian Society», 1840 г.). Первыми его членами были только алкоголики, пробовавшие осуществить идеи взаимопомощи. Позже это «Товарищество» переродилось в политизированное движение, занимающееся соответственно иными вопросами и постепенно утратило способность помогать алкоголикам.

В 90-х годах XIX века по инициативе лютеранского пастора Франка Бахмана в Англии было организовано «Христианское Сообщество ранних веков», из которого впоследствии выделилась так называемая Оксфордская группа (1928 год). Целью этой группы было возрождение христианских традиций и заповедей, но в либерально-протестанстком понимании, т.е. создание нового еще более либерального модерна в ответ на уже устоявшийся модернизм.

Частично опыт Оксфордской группы был использован при написании Программы «12 шагов» Анонимных Алкоголиков.

В 1934 году человек по имени Эдвин предложил своему другу Биллу свою идею: для выздоровления необходимо признать свое бессилие в отношении алкоголя и что необходимо найти СВОЕГО БОГА, которого он назвал «Высшей Силой». Так зародилось движение АА. А уже в следующем году возникло Сообщество АА. (очень интересно и подробно в статье о. Максима (см. ссылку/2/) рассказывается вся эта история, но привести ее целиком в формате данной статьи нет возможности - авт.)

Существенное влияние на формирование Программы Сообщества АА оказали, помимо Оксфордской Группы, взгляды Карла Густава Юнга (один из самых мистически настроенных психологов) и философа Уильяма Джеймса.

В 1937 году один из основателей Сообщества АА выходит из Оксфордской группы и организует «Группу безымянных алкоголиков».

Анализируя идеи, положенные в основу методов реабилитации по программе «12 шагов», о. Максим приходит к логичному выводу, что перед нами определенно религиозная практика, в которой можно обозначить:

1) иерархичность - единый центр, институт спонсорства (наставничества);

2) обрядность - молитва, медитация, исповедь (пятый шаг);

3) заповеди - 12 шагов, 12 традиций;

4) вероучительные тексты - издания: «Анонимные Алкоголики», «Анонимные Наркоманы», «Большая книга». Но особо отмечу центральную идею 12-шаговой программы, которая убеждает нас в том, что мы рассматриваем своеобразную религию - это обращение к Высшей Силе, к Богу (что является сутью религии).

Несмотря на очевидно доказанные факты, создатели этого религиозного движения (а так же их современные последователи) упрямо этот факт отрицают. По мнению о. Максима это происходит от того что, во-первых, последователи АА не понимают всей глубины того, с чем они столкнулись по причине некоторой богословской безграмотности. А вторая причина (на уровне предположения, что, впрочем, небезосновательно) более корыстна.

Дело в том, что практически с самого начала своей деятельности АА осуществляют свою практику в государственных учреждениях. Известны случаи судебных разбирательств. Суть в том, что программа - религиозная и заключенных (в среде которых это, видимо, продвигалось) нельзя обязывать посещать их собрания. Обязательное посещение групп АА нарушает конституционное отделение церкви от государства, а для американцев конституция священна...

Поскольку АА были изначально заложены на фундаменте Оксфордской группы, нелишним было бы обратиться к их практике, а она в свою очередь напоминала поведение квакеров. «Квакеры (по Н. Тальбергу «Истории Христианской Церкви») - это сообщество людей, которыми отвергнуты церковные учреждения. Нет у них таинств, храмов и богослужений, духовных должностных лиц. Они устраивают свои религиозные собрания, в которых проводят время в молчании и самоуглублении, в ожидании озарения от Св. Духа. Почувствовавший это присутствие, может выражать вслух свои чувства в молитве, песнопениях или поучениях».

Кроме того, в Оксфордской группе существовала своеобразная форма исповеди (ничего общего с Православием, конечно, не имеющая - авт.) - исповедоваться во время общения в группе. Темы, предлагаемые членами для духовных дискуссий, должны были активно обсуждаться на собраниях. Это происходило в форме исповеди, свидетельства и веры в Силу, более могущественную, чем они сами.

Члены Оксфордской группы практиковали то, что они называли «руководством свыше»: молились, а затем слушали, что им скажет Господь. Потом они записывали то, что слышали. Последние «молитвенные» опыты, кстати, очень напоминают нью-эйджевские оккультные послания от высшей силы. В книге игумена N «От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?» описывается свидетельство женщины, которая после различных оккультных опытов принимала, например, послания от «космических братьев». Еще одно миленькое «совпадение»: в АА используют медитацию, которая, как известно, пользуется неизменным успехом в различных эзотерических учениях....

Вывод батюшка из всего этого делает неутешительный: такое богословие Оксфордской группы может привести своих последователей к состоянию глубокой духовной прелести.

И, к сожалению, движение АА и АН в полноте вобрало эти богословские установки.

О. Максим Плетнев:

«Происходит отказ от Христа, под термином «Бог» больше не подразумевается Бог Нового Завета. В начале на собраниях АА молились молитвой «Отче Наш», изучали Библию, особое внимание уделялось «Нагорной проповеди». В дальнейшем появляется программа 12 шагов и молитва «о душевном покое». Ранние издания АА (например «Большая книга») были написаны свободным слогом, предлагающим человеку освобождение. Современные издания имеют характер директив, написанных скорее приказным тоном...

Как же относится к этому явлению верующему человеку? С осторожностью. Понимая, что перед ним оригинальный и своеобразный культ, может быть (из-за богословской безграмотности) в полноте неосознаваемый самими организаторами и участниками. Культ, хранящий в себе определенные духовные опасности.

Смею утверждать что, 12 шагов ведут не в Церковь. В России участники АА, АН приходят к Православию не потому, что они занимаются по 12 шагам, а потому, что они живут в России. В тех же Соединенных Штатах 12 шагов приведут болящего совсем не к Православию. По свидетельству участников АА, АН большинство занимающихся по данной программе к истинной Вере не приходят. Многие в результате занятий по 12 шагам могут придти к оккультному сознанию.

Считаю глубоко неверным в церковную жизнь вводить чуждое Церкви явление. Желательно не программу «Двенадцать шагов» пропагандировать, а на основе святоотеческого учения о борьбе со страстями, на основе церковного опыта создать православную программу духовного возрождения».

Мнение о. Максима не единично. Среди противников «12 шагов» много авторитетных, опытных священников-экспертов, непосредственно занимающихся реабилитацией людей с алкогольной и наркотической зависимостью. Среди них: протоиерей Алексий Бабурин, Протоиерей Сергий Бельков, протоиерей Олег Стеняев, протоиерей Евгений Попеченко, протоиерей Александр Новопашин, протоиерей Александр Талько, протоиерей Алексий Шульгин, протоиерей Георгий Иоффе, протоиерей Вячеслав Наумов. Игумен Анатолий (Берестов), иеромонах Антоний (Кадышев), иерей Алексий Мороз, иерей Валентин Жохов, иерей Алексий Плужников, иерей Максим Плетнев, иерей Роман Тарасов, иерей Дионисий Долженко и др.

О том, насколько это душевредно, подробно описано в обращении к Святейшему Патриарху Алексию II участниками заседания Круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви»/3/.

Можно долго еще рассуждать на тему полезности «12 шаговой» по сути протестантской программы, хотя, на мой взгляд, все предельно ясно становится уже тогда, когда читаешь список людей, давших оценку этой программе. Надо сказать, что многие из вышеупомянутых священников считают программу ересью, а такой аргумент должен перевешивать все иные, когда речь идет об использовании данного инструмента в ограде церковной. В случае же принятия Концепции без серьезных поправок в православной системе реабилитации начнется совсем другая история, идущая по пути 12 шагов... от Христа.

P.S. И напоследок информация к размышлению. Совсем недавно скандально известный Олег Зыков (президент благотворительного фонда «НАН», член Общественной палаты РФ) принял участие в разработке проекта Концепции организационно-методического плана преобразования российской наркологической службы на основе правовых и мотивационных аспектов организации наркологической помощи, включая вопросы принудительного и обязательного лечения больных наркологического профиля. /4/. В списке разработчиков его имя стоит первым. Но интересно другое. Среди других разработчиков:

-руководитель Центра психолого-медико-социального сопровождения г. Москвы (ОЗОН), член редколлегии альманаха «Вопросы ювенальной юстиции» (выпускается фондом «НАН») - Евгений Цымбал;

- руководитель медицинских программ фонда «Нет алкоголизму и наркомании» - Сергей Полятыкин

- сотрудник Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы - В. К. Доронкин.

Это не может не тревожить. Когда с Церковью сотрудничают такие люди, как Зыков, ожидать можно чего угодно. В статье «И снова Зыков, господа!», опубликованной на Русской народной линии /5/ очень подробно рассказывается о его деятельности.

Пожалуй, как нельзя более кстати вспомнить слова замечательного подвижника Православия о. Серафима (Роуза): «Сейчас гораздо позднее, чем вы думаете»....

Ссылки:

/1/ http://narkotiki.ru/expert_6426.html

/2/ http://www.religare.ru/2_60859.html

/3/ Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью

/4/ http://www.nan.ru/?f=concept_nar/

/5/ И снова Зыков, господа!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Re: 12 шагов от Христа...

Забыли то, что Анонимные Наркоманы не просят церковь вставить их в концепцию реабилитации. Если АН могут быть полезны зависимым сотрудничая с церковью, они с удовольствием посотрудничают, оставаясь такими какие они есть. Инициатива исходит не от сообщества, а от церкви... Программа духовна, но не религиозна. Она основана на общепринятых человеческих принципах. Таких как честность, ответственность, любовь и т.д. В литературе АН употребляются слова "Бог, как мы его понимаем", "Высшая сила", "Сила более могущественная", но это всего лишь термины. В них не вкладывается какого-то философского или метафизического смысла. Поэтому программа подходит любой конфессии будь то православие, буддизм, ислам или любая другая. То что группы проходят в 130 странах по всему миру это лишний раз подтверждает. Более того группы могут посещать атеисты и агностики. Право на выбор своей веры есть у каждого. Именно поэтому церковь частично против. Не потому что АН плохие, а потому что АН не ведет себя так как церкви угодно т.е. не обращает всех в православие... Повторюсь, если АН могут быть полезны зависимым сотрудничая с церковью, они с удовольствием посотрудничают, оставаясь такими какие они есть... Ничего никому сообщество доказывать не будет, отстаивать свою правоту с пеной у рта не в его традициях. Дело АН проводить регулярные собрания людей для которых наркотики в какой-то момент их жизни стали серьезной проблемой. Десятки тысяч выздоравливающих зависимых по всему миру являются подтверждением эффективности программы. Отрицать это глупо.
nevskiy / 01.03.2012, 09:08

1. странная статья

Очень странная статья, мягко говоря, непрофессиональная. Автор фактически искажает суть Концепции необоснованно перенося центр тяжести на очередной поиск врагов - обсуждается не сама Концепция, а ее примечание. Уважаемая Анна, нельзя так поверхностно и тенденциозно подходить к этому вопросу, необходимо более внимательно прочитать источники. Затем появились вопросы к составу круглого стола и собственно разработчикам Концепции - некоей редакционной группе комиссии по социальной деятельности. Но вопросы остались риторическими, т.к. и участники круглого стола, и редакционная группа предпочли скромно остаться неузнанными.

Неузнанными?! Это вы о чем, Анна? На сайте Патриархии опубликована и Концепция, и состав Комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности: http://www.patriarchia.ru/db/intersobor/sostav/ 1. митрополит Калужский и Боровский КЛИМЕНТ — председатель 2. НЕЛЮБОВА Маргарита Борисовна — секретарь 3. митрополит Воронежский и Борисоглебский СЕРГИЙ 4. архиепископ Тираспольский и Дубоссарский ЮСТИНИАН 5. епископ Горловский и Славянский МИТРОФАН 6. епископ Бобруйский и Быховский СЕРАФИМ 7. архимандрит АЛЕКСИЙ (Поликарпов) 8. архимандрит ТИХОН (Шевкунов) 9. протоиерей Николай СОКОЛОВ 10. протоиерей Александр СТЕПАНОВ 11. протоиерей Аркадий ШАТОВ 12. священник Владимир ХУЛАП 13. монахиня ФОТИНИЯ (Братченко) 14. ГОРБАЛЬ Василий Михайлович 15. ДЕРКАЧ Андрей Леонидович 16. КИПШИДЗЕ Вахтанг Владимирович У меня эти люди вызывают глубокое уважение. Не доверять им невозможно. Но больше всего вопросов прозвучало к самой системе реабилитации, которую предлагается утвердить в Концепции - группам анонимных алкоголиков и наркоманов «12 шагов».

О чем это вы вновь? Где вы там увидели, что в этой Концепции утверждаются эти самые "12 шагов"? Этим 12 шагам посвящено лишь примечание, констатация того факта, что "12 шагов" существуют: ----------------------- 1. Вопросом, вызывающим острую полемику, является отношение Церкви к «Программе 12 шагов». «Программа 12 шагов», которую используют в своем сообществе Анонимные Наркоманы (АН), действительно, является эффективным инструментом в реабилитации алкоголе- и наркозависимых, с этим согласились специалисты во всем мире. Данная программа родилась в религиозной протестантской среде, имела христианское вдохновение, но, предоставляя возможность участия в группах сообщества далеким от веры страждущим, в том числе имеющим предубеждения против религиозной жизни, говорила о Христе прикровенно. Целью создателей программы являлось донесение личного опыта трезвости зависимым от психоактивных веществ (алкоголя) для достижения ими устойчивой ремиссии, а не в приведении последователей к Христу. Программа имеет прикладной, а не вероучительный характер: опыт показывает, что изначально стоящее за ней мировоззрение, хотя и не конгениальное православному церковному, но все же христианское, не является сколько-нибудь серьезным препятствием к воцерковлению человека. Очень многие алкоголе- и наркозависимые люди, достигшие трезвости с помощью данной программы и посещения групп, одновременно успешно воцерковлялись. Немало чад Церкви, не сумевшие преодолеть свою зависимость с помощью церковных Таинств и аскезы, добились успеха, получив помощь в группах сообщества Анонимных Алкоголиков и Анонимных Наркоманов, участие в которых не оторвало их от полноценной церковной жизни. При этом, «Программа 12 шагов» не является церковной программой в православном понимании уже хотя бы потому, что в ней нет таинств, нет священника не только как тайносовершителя, но даже в качестве пастыря и духовника. Программу можно несколько адаптировать к православию, но сделать ее в полном смысле церковной невозможно. Допуская и даже приветствуя участие своих страдающих от зависимости прихожан в группах, работающих по «Программе 12 шагов», Церковь должна сделать приоритетом развитие своей, в собственном смысле церковной системы реабилитации, успешные опыты которой уже имеются. Функционирование при приходах и монастырях групп самопомощи или реабилитационных центров, работающих по «Программе 12 шагов», не является препятствием для становления церковной реабилитации и может поощряться. ----------------------- Замечу только, что невозможна никакая программа, заменяющая собой Церковь. Между тем, во многих комментариях к этой Концепции на сайте http://miloserdie.ru/index.php?ss=1&s=9&id=13054 говорится, что люди пришли к истинному Богу, ко Святой Троице и к таинствам через... "12 шагов"! Это разве плохо? Поскольку не являюсь ни сотрудником реабилитационного центра, ни практикующим наркологом, я не буду сама вдаваться в глубокий анализ...

А напрасно Анна, совершенно напрасно! Поверхностный подход уводит в сторону и вас, и читателя.
Александр А.Б. / 03.11.2010, 12:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Анна Журавлева
Проснуться сиротой...
Трагедия самоубийства лишенной детей матери
02.08.2011
«Довести до сведения властей отрицательное отношение родителей к Форсайт-проекту «Детство 2030»
В Балашихинском районе обсудили реформу в системе образования
12.01.2011
Профессиональные родители: зарплату получит достойный
Зато «не справившихся» с воспитанием собственных детей государство сможет «уволить»
10.12.2010
Все статьи Анна Журавлева
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
Нерусские русские
Новый комментарий от Анатолий Степанов
05.02.2023 20:13
Главный ли «главный раввин» Берл Лазар?
Новый комментарий от Калужанин
05.02.2023 19:31
«Мы все подсели на западную культуру»
Новый комментарий от Vladislav
05.02.2023 18:52
Волгоград или Сталинград?
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 18:20
Невозможно соизмерить человеческий грех и Божий дар
Новый комментарий от Виктор
05.02.2023 15:08
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 11:15
«Чебурашка» как потомок «Последнего богатыря»
Новый комментарий от С. Югов
05.02.2023 11:10