10 сентября 2010 года состоялось третье заседание комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. Участники заседания рассмотрели проект комиссии: «Концепция Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых».
Ранее Проект Концепции Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых обсуждался 17 августа 2010 г. на круглом столе, инициированном комиссией по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Сразу же, как только новоиспеченная Концепция (а это очень важный церковный документ!) увидела свет на различных православных сайтах, среди верующих началось бурное и тревожное обсуждение. Как среди тех, кто занимается непосредственно реабилитацией, так и среди просто неравнодушных, живущих жизнью Церкви, людей.
Недоумения вызвали кратчайшие сроки, данные на обсуждение Концепции: три дня для изучения и сбора комментариев важного регулирующего реабилитационную работу документа, конечно же, недостаточно. Затем появились вопросы к составу круглого стола и собственно разработчикам Концепции - некоей редакционной группе комиссии по социальной деятельности. Но вопросы остались риторическими, т.к. и участники круглого стола, и редакционная группа предпочли скромно остаться неузнанными.
Но больше всего вопросов прозвучало к самой системе реабилитации, которую предлагается утвердить в Концепции - группам анонимных алкоголиков и наркоманов «12 шагов».
В нашей Церкви давно уже ведется острая полемика между сторонниками и противниками фактически протестантских шагов, которые, якобы, вполне могут вписаться в жизнь любого прихода и начать приносить там добрые плоды. Я уже писала и довольно подробно на эту тему (Скажи мне кто твой «бог» и я скажу кто ты»/ http://www.narkotiki.ru/ecolumn_6283.html). Сегодня мне хочется лишь напомнить тем, кто не видит ничего особенного в этой программе, о том, что же на самом деле такое - «12 шагов». Поскольку не являюсь ни сотрудником реабилитационного центра, ни практикующим наркологом, я не буду сама вдаваться в глубокий анализ двенадцатишаговой программы, а приведу два мнения людей, чьи рассуждения показывают, насколько глубоко и профессионально вникли они в проблему.
Начну с обзора известного ученого-психиатра, доктора медицинских наук, профессора, руководителя отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ «ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского» А. Л. Игонина/1/.
Непосредственно перед подготовкой своей работы, он опросил полтора десятка врачей - наркологов, которые пролечили в последние годы сотни больных алкоголизмом и наркоманией. Опрошенные врачи сообщали больным данные о ячейках общества АА.
В результате проведения мини-исследования оказалось, что подавляющее большинство наркологических больных, получивших координаты активистов общества АА, постоянными посетителями его заседаний так и не стали. Съездив по полученному адресу один или несколько раз, пациенты, как правило, туда не возвращались. Из 100 больных, посетивших ячейки общества АА, максимум 2-3 человека задерживались в них на более или менее продолжительное время.
А.Л. Игонин рискует предположить, что плохая приживаемость движения АА в России объясняется отличиями в менталитете западного (в первую очередь, американского) и российского жителя. Следующей причиной плохой приживаемости «12 шагов» он полагает то, что программа основывается не на нашей, восточной, а на западной ветви христианства - протестантизме.
«Деятельность ячеек общества АА проникнута духом так называемой протестантской этики с ее прагматизмом, рационализмом, индивидуализмом (несмотря на декларации о взаимопомощи), нежеланием подчиняться авторитетам, культом жизненного успеха, который понимается преимущественно с меркантильных позиций и другими известными качествами. Наш человек более эмоционален, открыт, доверчив, альтруистичен. Кроме того, он больше ориентируется на авторитеты, нуждается в опеке и духовном наставничестве.
В России плохо приживаются даже внешние формы деятельности ячеек обществ АА. Наркологические пациенты в нашей стране едва ли способны, подобно западным товарищам по несчастью, приученным к долгим собраниям протестантской общины, обсуждать тему их приближения к Богу по шесть часов в день, несколько раз в неделю. Поэтому большинство из вновь организованных ячеек обществ АА быстро прекращают свое существование» - пишет Л.А.Игонин.
Если же говорить о сообществах пациентов на религиозной основе, то в большинстве случаев более успешной их деятельность оказывается тогда, когда они созданы под эгидой традиционных для нашей страны религиозных организаций. Наиболее известны сообщества наркологических больных при Русской православной церкви. Они оказываются более жизнестойкими и стабильно функционирующими, чем ячейки общества анонимных алкоголиков и наркоманов. В качестве примера известный профессор приводит деятельность Душепопечительского центра во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского в г. Москве, руководимого игуменом Анатолием (Берестовым).
При этом Л.А. Игонин вовсе не отрицает деятельности общества АА (АН) в России. Напротив, он считает, что «какая-то часть наркологических больных, скорее всего небольшая, будут с пользой для себя посещать именно ячейки общества АА. Но в то же время не следует объявлять метод, используемый АА панацеей и пытаться искусственно его внедрять даже в тех случаях, когда он отвергается специалистами и самими пациентами».
Подробный и интересный анализ работы «12 шагов», включая всю историю происхождения и деятельности этого движения за границей, провел священник РПЦ - руководитель реабилитационного центра в Мельничных Ручьях, клирик Храма Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, г. Санкт-Петербург - иерей Максим Плетнев. Вот что пишет он в своей работе «12-тишаговая программа как религиозное явление»/2/:
«В этой статье я, прежде всего, предлагаю выяснить, принадлежит ли данное явление к религиозным движениям. Если вывод будет положительным, то попробуем данное движение классифицировать...
Попробуем выяснить какое из мнений ближе к действительности, при этом отметим, что ни противники, ни защитники не отрицают в принципе религиозности данного явления.
Как АА, АН сами себя позиционируют? Приведем выдержки из издания «Анонимные наркоманы»: Присоединиться к нам может каждый, независимо от возраста, национальности, сексуальной ориентации, убеждений, религии или отсутствия таковой» «Мы не религиозная организация. Наша программа представляет собой ряд духовных принципов, с помощью которых мы выздоравливаем от кажущегося безнадежным состояния души и тела» [6]. И далее: «Составляя нашу книгу, мы молились» [7]... и дальше текст молитвы.
Неправда ли, поражает соседство заявлений: «мы не связаны с религией», с высказываниями: «составляя нашу книгу, мы молились», или «наша программа представляет собой ряд духовных принципов». Не могу не привести еще одну цитату - это вторая традиция АА: «В делах нашей группы есть только один высший авторитет - Любящий Бог, в том виде, как Он может выразить Себя в нашем групповом сознании. Наши лидеры всего лишь облеченные доверием исполнители, они не руководят нами». А кто руководит? Исходя из текста второй традиции, выходит, что «Любящий Бог».
Невольно приходишь в недоумение. Вроде перед нами определенное религиозное движение. И, в тоже время, участники этого движения отрицают свою религиозность».
Далее в своей работе о. Максим дает подробную историческую справку. Согласно этой справке история движения «12 шагов» такова.
В XIX веке в г. Балтиморе появилось «Товарищество Вашингтона» (Washingtonian Society», 1840 г.). Первыми его членами были только алкоголики, пробовавшие осуществить идеи взаимопомощи. Позже это «Товарищество» переродилось в политизированное движение, занимающееся соответственно иными вопросами и постепенно утратило способность помогать алкоголикам.
В 90-х годах XIX века по инициативе лютеранского пастора Франка Бахмана в Англии было организовано «Христианское Сообщество ранних веков», из которого впоследствии выделилась так называемая Оксфордская группа (1928 год). Целью этой группы было возрождение христианских традиций и заповедей, но в либерально-протестанстком понимании, т.е. создание нового еще более либерального модерна в ответ на уже устоявшийся модернизм.
Частично опыт Оксфордской группы был использован при написании Программы «12 шагов» Анонимных Алкоголиков.
В 1934 году человек по имени Эдвин предложил своему другу Биллу свою идею: для выздоровления необходимо признать свое бессилие в отношении алкоголя и что необходимо найти СВОЕГО БОГА, которого он назвал «Высшей Силой». Так зародилось движение АА. А уже в следующем году возникло Сообщество АА. (очень интересно и подробно в статье о. Максима (см. ссылку/2/) рассказывается вся эта история, но привести ее целиком в формате данной статьи нет возможности - авт.)
Существенное влияние на формирование Программы Сообщества АА оказали, помимо Оксфордской Группы, взгляды Карла Густава Юнга (один из самых мистически настроенных психологов) и философа Уильяма Джеймса.
В 1937 году один из основателей Сообщества АА выходит из Оксфордской группы и организует «Группу безымянных алкоголиков».
Анализируя идеи, положенные в основу методов реабилитации по программе «12 шагов», о. Максим приходит к логичному выводу, что перед нами определенно религиозная практика, в которой можно обозначить:
1) иерархичность - единый центр, институт спонсорства (наставничества);
2) обрядность - молитва, медитация, исповедь (пятый шаг);
3) заповеди - 12 шагов, 12 традиций;
4) вероучительные тексты - издания: «Анонимные Алкоголики», «Анонимные Наркоманы», «Большая книга». Но особо отмечу центральную идею 12-шаговой программы, которая убеждает нас в том, что мы рассматриваем своеобразную религию - это обращение к Высшей Силе, к Богу (что является сутью религии).
Несмотря на очевидно доказанные факты, создатели этого религиозного движения (а так же их современные последователи) упрямо этот факт отрицают. По мнению о. Максима это происходит от того что, во-первых, последователи АА не понимают всей глубины того, с чем они столкнулись по причине некоторой богословской безграмотности. А вторая причина (на уровне предположения, что, впрочем, небезосновательно) более корыстна.
Дело в том, что практически с самого начала своей деятельности АА осуществляют свою практику в государственных учреждениях. Известны случаи судебных разбирательств. Суть в том, что программа - религиозная и заключенных (в среде которых это, видимо, продвигалось) нельзя обязывать посещать их собрания. Обязательное посещение групп АА нарушает конституционное отделение церкви от государства, а для американцев конституция священна...
Поскольку АА были изначально заложены на фундаменте Оксфордской группы, нелишним было бы обратиться к их практике, а она в свою очередь напоминала поведение квакеров. «Квакеры (по Н. Тальбергу «Истории Христианской Церкви») - это сообщество людей, которыми отвергнуты церковные учреждения. Нет у них таинств, храмов и богослужений, духовных должностных лиц. Они устраивают свои религиозные собрания, в которых проводят время в молчании и самоуглублении, в ожидании озарения от Св. Духа. Почувствовавший это присутствие, может выражать вслух свои чувства в молитве, песнопениях или поучениях».
Кроме того, в Оксфордской группе существовала своеобразная форма исповеди (ничего общего с Православием, конечно, не имеющая - авт.) - исповедоваться во время общения в группе. Темы, предлагаемые членами для духовных дискуссий, должны были активно обсуждаться на собраниях. Это происходило в форме исповеди, свидетельства и веры в Силу, более могущественную, чем они сами.
Члены Оксфордской группы практиковали то, что они называли «руководством свыше»: молились, а затем слушали, что им скажет Господь. Потом они записывали то, что слышали. Последние «молитвенные» опыты, кстати, очень напоминают нью-эйджевские оккультные послания от высшей силы. В книге игумена N «От чего нас хотят «спасти» НЛО, экстрасенсы, оккультисты, маги?» описывается свидетельство женщины, которая после различных оккультных опытов принимала, например, послания от «космических братьев». Еще одно миленькое «совпадение»: в АА используют медитацию, которая, как известно, пользуется неизменным успехом в различных эзотерических учениях....
Вывод батюшка из всего этого делает неутешительный: такое богословие Оксфордской группы может привести своих последователей к состоянию глубокой духовной прелести.
И, к сожалению, движение АА и АН в полноте вобрало эти богословские установки.
О. Максим Плетнев:
«Происходит отказ от Христа, под термином «Бог» больше не подразумевается Бог Нового Завета. В начале на собраниях АА молились молитвой «Отче Наш», изучали Библию, особое внимание уделялось «Нагорной проповеди». В дальнейшем появляется программа 12 шагов и молитва «о душевном покое». Ранние издания АА (например «Большая книга») были написаны свободным слогом, предлагающим человеку освобождение. Современные издания имеют характер директив, написанных скорее приказным тоном...
Как же относится к этому явлению верующему человеку? С осторожностью. Понимая, что перед ним оригинальный и своеобразный культ, может быть (из-за богословской безграмотности) в полноте неосознаваемый самими организаторами и участниками. Культ, хранящий в себе определенные духовные опасности.
Смею утверждать что, 12 шагов ведут не в Церковь. В России участники АА, АН приходят к Православию не потому, что они занимаются по 12 шагам, а потому, что они живут в России. В тех же Соединенных Штатах 12 шагов приведут болящего совсем не к Православию. По свидетельству участников АА, АН большинство занимающихся по данной программе к истинной Вере не приходят. Многие в результате занятий по 12 шагам могут придти к оккультному сознанию.
Считаю глубоко неверным в церковную жизнь вводить чуждое Церкви явление. Желательно не программу «Двенадцать шагов» пропагандировать, а на основе святоотеческого учения о борьбе со страстями, на основе церковного опыта создать православную программу духовного возрождения».
Мнение о. Максима не единично. Среди противников «12 шагов» много авторитетных, опытных священников-экспертов, непосредственно занимающихся реабилитацией людей с алкогольной и наркотической зависимостью. Среди них: протоиерей Алексий Бабурин, Протоиерей Сергий Бельков, протоиерей Олег Стеняев, протоиерей Евгений Попеченко, протоиерей Александр Новопашин, протоиерей Александр Талько, протоиерей Алексий Шульгин, протоиерей Георгий Иоффе, протоиерей Вячеслав Наумов. Игумен Анатолий (Берестов), иеромонах Антоний (Кадышев), иерей Алексий Мороз, иерей Валентин Жохов, иерей Алексий Плужников, иерей Максим Плетнев, иерей Роман Тарасов, иерей Дионисий Долженко и др. |
О том, насколько это душевредно, подробно описано в обращении к Святейшему Патриарху Алексию II участниками заседания Круглого стола «Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью. Концепция профилактики алкоголизма и наркомании в Русской Православной Церкви»/3/.
Можно долго еще рассуждать на тему полезности «12 шаговой» по сути протестантской программы, хотя, на мой взгляд, все предельно ясно становится уже тогда, когда читаешь список людей, давших оценку этой программе. Надо сказать, что многие из вышеупомянутых священников считают программу ересью, а такой аргумент должен перевешивать все иные, когда речь идет об использовании данного инструмента в ограде церковной. В случае же принятия Концепции без серьезных поправок в православной системе реабилитации начнется совсем другая история, идущая по пути 12 шагов... от Христа.
P.S. И напоследок информация к размышлению. Совсем недавно скандально известный Олег Зыков (президент благотворительного фонда «НАН», член Общественной палаты РФ) принял участие в разработке проекта Концепции организационно-методического плана преобразования российской наркологической службы на основе правовых и мотивационных аспектов организации наркологической помощи, включая вопросы принудительного и обязательного лечения больных наркологического профиля. /4/. В списке разработчиков его имя стоит первым. Но интересно другое. Среди других разработчиков:
-руководитель Центра психолого-медико-социального сопровождения г. Москвы (ОЗОН), член редколлегии альманаха «Вопросы ювенальной юстиции» (выпускается фондом «НАН») - Евгений Цымбал;
- руководитель медицинских программ фонда «Нет алкоголизму и наркомании» - Сергей Полятыкин
- сотрудник Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы - В. К. Доронкин.
Это не может не тревожить. Когда с Церковью сотрудничают такие люди, как Зыков, ожидать можно чего угодно. В статье «И снова Зыков, господа!», опубликованной на Русской народной линии /5/ очень подробно рассказывается о его деятельности.
Пожалуй, как нельзя более кстати вспомнить слова замечательного подвижника Православия о. Серафима (Роуза): «Сейчас гораздо позднее, чем вы думаете»....
Ссылки:
/1/ http://narkotiki.ru/expert_6426.html
/2/ http://www.religare.ru/2_60859.html
/3/ Современные методики реабилитации лиц с химической зависимостью
/4/ http://www.nan.ru/?f=concept_nar/
2. Re: 12 шагов от Христа...
1. странная статья