Защита общественной нравственности - не декларация, а насущный государственный интерес

0
215
Время на чтение 6 минут
12 декабря 2012 года Президент России Владимир Владимирович Путин выступил с посланием к Федеральному собранию, в котором, в частности, отметил, что общество испытывает «явный дефицит духовных скреп...» Утрата нравственных ориентиров, напрямую угрожает безопасности государства. В июле этого года В. В. Путин на встрече с лидерами фракций Государственной думы России сказал: «если нам не хватает пока общей культуры, нравственных и моральных ограничений, то (они) должны быть обязательно, в том числе, и морально-правовые». Сегодня мы оказались в ситуации, когда неравнодушные люди, в том числе и церковные, готовы откликнуться на все инициативы государства в области защиты нравственности и традиционных ценностей. Но в этой статье мне бы хотелось показать, что данный императив объективно наталкивается на отсутствие четко сформулированных юридических терминов. Последнее сильно затрудняет деятельность и общественников и правоохранительной системы в области пресечения разного рода мероприятий, грубо и цинично нарушающих общественную нравственность.

Сайт Русская народная линия сообщал, как минувшим летом в Новосибирске прошла скандальная акция Bubblе Baba Challenge, когда группа людей, совершив велопробег по центральным улицам города с надувными женщинами и мужчинами (продукция интим-магазинов), окончила свою акция заплывом «на резиновых бабах» на пляже «Бумеранг», который, вопреки заявлениям организаторов акции, был открыт для публичного посещения. Невольные зрители, в том числе и дети, наблюдали, как участники «шуточного соревнования» имитировали совокупление с продукцией порочного «прогресса».

Я не дерзаю на лавры Фрейда или Юнга, чтобы дать психологическую оценку действиям данных «пловцов», однако коммерческая подоплека очевидна – спонсором акции выступила сеть секс-шопов, чей красочный баннер красовался на месте проведения заплыва, а весьма специфическая продукция продавалась с выставленных лотков. Но самое интересное, что подробный репортаж о прошедшем «заплыве», со множеством фотографий опубликовал официальный сайт мэрии г. Новосибирска. Лишь после того, как православные и патриотические общественники обратились в мэрию, полицию, прокуратуру, УФАС с требованием привлечь к ответственности организаторов данной вакханалии, статья и фотографии с официального сайта Новосибирска были удалены (и то лишь после второго письма в мэрию)! Директор сайта был привлечен к дисциплинарной ответственности за размещение непристойного контента, однако «обиженный сайт» продолжал размещать нелестные статьи о новосибирских общественниках. Мэрия свидетельствовала, что организаторы акции не согласовали проведение таковой с местными властями, а также, что повторение подобных мероприятий недопустимо на территории города Новосибирска. Конечно, это маленькая победа, однако при этом ни организаторы акции, ни ее спонсоры не были привлечены ни к административной, ни к уголовной ответственности. А ведь данная акция проводилась уже шестой раз подряд!

Следует отметить, что в Новосибирске действуют несколько православных и патриотических организаций, которые способны реагировать на подобные безобразия, наработан опыт взаимодействия с правоохранителями. Но так, увы, не везде. А ведь подобные «секс-шоп-заплывы» проходят во многих регионах страны, скажем в Ленинградской области таких мероприятий несколько и собирают они, по некоторым данным до 400 человек – участников и зрителей. И что же со всем этим делать? С одной стороны – понятен нравственный императив российских граждан и главы государства, с другой – многие воспринимают подобные заявления исключительно как декларативные, и чиновники на местах либо просто не реагируют на «несогласованные мероприятия», либо демонстрируют ситуативную безалаберность. В свою очередь общественники, чтобы безобразие было признано безобразием, вынуждены обращаться в правоохранительные органы, во всевозможные инстанции, собирать доказательства, оплачивать экспертизы (нередко из своего кармана), участвовать в судах, а потом еще идти на «следующий» круг, при том, что коэффициент полезного действия иной раз выходит минимальный.

На сегодняшний день православные и патриотические организации могут и хотят действовать предусмотренными законом способами, охраняя то, что всем нам дорого и свято, но многие законодательные инициативы, равно как и принимаемые законы оказались недостаточно проработаны именно в области юридической техники. Складывается впечатление, что многие из них являются политическими декларациями того, что наша страна желает видеть себя традиционным обществом, в то время, как вопросы конкретного применения норм этих актов остаются за кадром. В результате, каждый, кто избрал путь правового противодействия разного рода безнравственным акциям, будь то в общественном пространстве, в интернете или на ТВ не раз испытал горечь того, что системы административных и судебных органов не восприняли эти нормы как новое значимое измерение государственной политики. А многие из представителей бюрократического аппарата откровенно рассматривают нормы о защите нравственности и традиционных ценностей как второстепенную дополнительную работу, которой лучше бы и не было.

Отсутствие должного КПД вынуждает православных и патриотических гражданских активистов возвращаться к старым «дедовским» методам, которые характерны для этапа становления гражданского общества - пикеты, стояния, публичные акции. Все это, к большому сожалению, не имеет той эффективности, которую дает правовое противодействие, а напротив, ведет только к усилению общественной напряженности, атомизации общества, что совершенно не характерно для сильного государства!

Православные и патриотические общественные организации готовы идти совершенно иным путем - аргументировано отстаивать свою позицию в судах и инстанциях. Но это будет возможно только тогда, когда государство будет во всем (в том числе, в законотворческой деятельности) воспринимать вопросы нравственности и традиционных ценностей как вопросы первостепенной важности. Урегулирование этих вопросов должно осуществляться столь продуманно и с такой степенью проработки деталей правоприменения, что всем станет очевидно, что это не просто политика, это – реальный, насущный государственный интерес.

Ну а теперь к конкретным примерам. На сегодняшний день в нашей стране существуют колоссальные пробелы в области законодательного регулирования оборота информации, угрожающей нравственности и традиционным ценностям:

1. Закон о СМИ не содержит серьезных ограничений для эротической продукции, за исключением печатной и телевизионной. Интернет остается вне зоны контроля. Во всех аспектах, которые касаются охраны нравственности и традиционных ценностей, этот акт имеет фактически декларативный характер.

2. На сегодняшний день любому электронному СМИ достаточно поставить знак «18+», чтобы публиковать все что угодно. Именно так и отреагировали на данный закон все крупнейшие интернет-ресурсы. Это не заставило их относиться к контенту с большей ответственностью. Наоборот, пометка, в какой-то степени, даже «развязала» руки, а подростки, в свою очередь, будучи заинтригованы, считают заслуживающими внимания сайты именно с пометкой «18+».

3. Закон о рекламе содержит упоминание о непристойной рекламе. Но как определить ее границы и признаки, если мы не имеем ни одного законодательного определения «непристойного»? Даже «эротика» и «порнография» не имеют пока четкого законодательного определения, чем пользуются прокатчики абсолютно разрушительных для целомудрия артхаусных фильмов. Какая-то конкретика об опасной для целомудрия информации начала появляться в Законе о защите детей от вредной информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Но у этого закона есть одна темная сторона: многие поняли или пытаются представить его в обратном ключе, что де «после 18 лет все безвредно». Как бороться за нравственность в судах, если понятийный аппарат законодательства создает условия, когда каждый подобный процесс для истца немыслимо сложен – обращение во множественные инстанции (которые в обязательно порядке включают русскую народную игру искателей справедливости - «хождение по кругу»), дорогостоящие экспертизы, плюс поиски тех независимых экспертов, которые эти экспертизы осуществят. Выше я писал о всех этих сложностях! Про размытость юридических терминов эксперты говорят уже пару десятилетий. Но у законодателя так и не дошли руки до решения этой проблемы. Так не лучше ли дать определение, которое избавит защитников нравственности от «хождений по кругу»?

Хотелось бы отметить еще один момент. Не так давно на федеральном уровне был принят Закон о запрете «пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений». Многими правоприменителями он оценивается, увы, как сложнореализуемый на практике. Употребление размытых и неопределенных в других актах терминов, таких как «пропаганда», «нетрадиционных» приводит к тому, что у этого акта есть все шансы стать еще одной политической декларацией. Юристам (в том числе и правоохранителям) было бы намного проще работать с законом, запрещающим «представлять или оценивать гомосексуальные и инцестные отношения как социальную норму». Это избавило бы от понятийной неразберихи и некоторой напряженности в области юридической оценки тех или иных действий.

На сегодняшний день перед общественниками и законодательной властью в области защиты нравственности и традиционных ценностей стоит задача – создавать акты в этой области с высочайшим уровнем юридической техники и обязательной оглядкой на правоприменения. Другими словами необходимо со всей ответственностью и искренностью относится к данной сфере, ибо таковая, по словам В. В. Путина является основой безопасности государственности, общественного спокойствия и национального единства.

Диакон Артемий Сильвестров, клирик Собора во имя св. блгв. князя Александра Невского, г. Новосибирск, руководитель Православного молодежного миссионерского центра Новосибирской митрополии
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Защита общественной нравственности - дело народа, личности, Церкви и государства.

1 - Для начала хорошо бы вернуть суверенитет России (изменить ст 15) Конституции РФ п.4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. 2 - разрешить иметь свою идеологию, нац идею. Изменить в Конституции статью 13 п. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.. 3 - право должно быть нравственным, руководствоваться моралью. (см книгу ГВ Мальцева Нравственные основы права) Общественная мораль подвержена изменениям.Ее сейчас и пытаются изменить. Христианские ценности должны утверждаться моралью. Подумать над ст 14 конституции. Записать в Конституции о роли Православия в сохранении духовно - нравственных и культурных традиций. 4 - В Концепции нац безопасности и стратегии нац безопасности защита традиционных и духовно - нравс., культурных и семейных ценностей прописана. Сейчас идет общественное обсуждение Концепции информационной безопасности детей. Можно на сайте Роскомнадзора внести свои конкретные предложения. Спешите, скоро общественное обсуждение закончится. 5 Чтобы прописать защиту традиционных и семейных ценностей нужен либо конституционный закон, который перекроет все, либо референдум. А чтобы их инициировать, нужен соцопрос, который докажет, что Россия является страной традиционных ценностей, что подавляющая часть населения России не поддерживает гомосексуальные браки, ЛГБТ-сообщество, разрушение семьи, изымание детей под ложными предлогами и все остальное, вплоть до инцеста. Тут возможны и др варианты и работа над поправками многих законов, о СМИ в частности... А главное, чтобы РПЦ в лице православных на деле являли образец святости и своим примером вдохновляла остальных, а не поддерживала убийство младенцев и абортивной контрацепции и др. новаций.
Cветлана / 23.12.2013, 21:41
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Артемий Сильвестров
В погоне за лайками он утратил чувство реальности
Священник Артемий Сильвестров о деятельности заштатного диакона Олега Рыжкова, распространяющего в Интернете антипрививочные фейки
22.02.2022
Все статьи Священник Артемий Сильвестров
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06