В своих статьях и письмах Николай Васильевич Гоголь вносит в общественный дискурс первой половины XIX века идеи о связях православной духовности, творческого начала в человеке и социокультурных преобразований в обществе. Причем с акцентом на православную духовность, тогда как в тогдашнем образованном российском обществе преобладали идеи нигилизма, масонства и атеизма.
Оказывается, православная духовность является матрицей, с которой начинается творчество и социокультурные преобразования. И как запустить эту матрицу?
«Будьте не мертвые, а живые души.
Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом...».
Н.В.Гоголь
Представленные Гоголем в сборнике «Выбранные места из переписки с друзьями» статьи призывали образованное русское общество вернуться к модернизации жизни на основе православной духовности. И это вызвало резкое неприятие, вплоть до обвинений писателя в гордыне и даже в помешательстве. Сам он в 1847 году писал: «Почти в глаза автору стали говорить, что он сошел с ума, и прописывали ему рецепты от умственного расстройства». 7 апреля 1847 года А.О.Смирнова писала В.А.Жуковскому о Гоголе: «В Москве его сочли совсем за сумасшедшего и объявили это во всеуслышание, разумеется, его друзья». Позднее, в 1912 году, оптинский старец Варсонофий напишет: «Гоголя называли помешанным. За что? - За тот духовный перелом, который в нем произошел, и после которого Гоголь твердо и неуклонно пошел по пути богоугождения, богослужения».
В своих статьях писатель делает упор на том, как следует жить по-христиански, будучи тем, кем ты являешься - писателем, чиновником, помещиком и так далее. Гоголь искренне надеялся, что читатели с интересом примут его книгу. Он даже писал в 1846 году своему издателю Плетневу: «...Она нужна, слишком нужна всем - вот что покамест могу сказать...» Он даже советует Плетневу запасать бумагу для переиздания, в котором он не сомневается: «Книга эта разойдется более, чем все мои прежние сочинения, потому что это до сих пор единственная моя дельная книга».
Но все получилось иначе. У книги действительно были сторонники, например, Алексей Хомяков, князь Петр Вяземский, Иван Аксаков, но гораздо больше было противников. Причем противники были не только из лагеря «западников» - Герцен, Белинский, Грановский, Тургенев, Анненков, но и из «славянофилов» - Сергей Тимофеевич Аксаков, его сын Константин Аксаков. Примечательно, что и русское духовенство встретило книгу Гоголя без какого-либо восторга. В чем же дело?
В сборнике представлен ряд статей, в которых предложены новые формы социокультурных отношений, вытекающие из православных идеалов и соблюдения духовных законов в общественных отношениях. В статье «Христианин идет вперед (Письмо к Щ.....ву) Николай Васильевич дает такое обоснование необходимости модернизации общества по православным духовным идеалам: «Перебери всех философов и первейших всесветных гениев: лучшая пора их была только во время их полного мужества; потом они уже понемногу выживали из своего ума, а в старости впадали даже в младенчество. Вспомни о Канте, который в последние годы обеспамятел вовсе и умер, как ребенок. Но пересмотри жизнь всех святых: ты увидишь, что они крепли в разуме и силах духовных по мере того, как приближались к дряхлости и смерти. Даже и те из них, которые от природы не получили никаких блестящих даров и считались всю жизнь простыми и глупыми, изумляли потом разумом речей своих».
В этом сравнении читателю предлагается задуматься о влиянии духовной жизни на интеллектуальный уровень человека и общества в целом. Духовная жизнь делает человека не просто умным, что само по себе важно, она еще делает человека носителем духовной любви, что намного важнее ума. Укрепление в себе духовного человека приводит к возрастанию духовной цельности до такого уровня, который позволяет творцу перейти от конкретной сферы творчества к социокультурному и показать определяющее влияние духовных идеалов на культурные и исторические события, их оформление в рамках национальных традиций.
В своих взглядах Гоголь отнюдь не стоял особняком в русской жизни, в русской культуре. Напротив, он определяет главную, магистральную линию великой русской литературы - линию Пушкина-Гоголя-Достоевского. И Пушкин, и Гоголь, и Достоевский, пройдя через страдания, раздумья, покаяния, в процессе духовной жизни пришли к единому - иногда слово в слово совпадающему - выводу: только по закону Христову построенная жизнь может быть жизнью истинной.
В книге «Выбранные места из переписки с друзьями» в десяти из тридцати двух глав книги национальная идея вынесена в заглавие. Однако и в тех главах, где имя ее отсутствует в названии, речь идет о России, а в предисловии Гоголь просит соотечественников прочитать его книгу «несколько раз» и «всех в России» помолиться о нем. Общественная дискуссия должна была внести коррективы в предложенные Гоголем идеи и главное запустить следующий этап формирования духовного поля культурных традиций.
На основе полученных с откровениями духовных матриц - создание новых стандартов социокультурных изменений в обществе. К тому времени в русском обществе уже работали творческие группы западников и славянофилов. Сборник мог в значительной степени усилить позиции последних, но далеко не всеми из них был принят как информация к дальнейшим концептуальным разработкам.
Общественная дискуссия началась, но не привела к реализации тех стандартов, которые Николай Васильевич предлагал в своем сборнике для укрепления культурных традиций. Современники видели в Гоголе писателя, но никак не философа и тем более христианского социолога, который способен на основе духовной синергии и глубокого анализа социальной реальности, предложить новые стандарты для модернизации общественных отношений.
В «Авторской исповеди» Николай Васильевич, отвечая на упреки критиков, утверждавших, что в «Выбранных местах из переписки с друзьями» он изменил своему назначению и вторгся в чуждые ему пределы писал: «Я не совращался с своего пути. Я шел тою же дорогою... - и я пришел к Тому, Кто есть источник жизни». По мере духовной синергии, Николай Васильевич получал откровения с духовными матрицами, которые он оформлял в своих статьях в новые стандарты преображения общественных отношений. Через духовную жизнь писателя традиция проявила себя как творческое начало, соединение духовных и умственных усилий человека с Божественными энергиями дало творческие результаты. Гоголь это стал понимать еще до издания сборника, о чем свидетельствует его письмо поэту Николаю Языкову в июле 1843 года: «В продолжение говения займись чтением церковных книг. Это чтение покажется тебе трудно и утомительно, примись за него, как рыбак, с карандашом в руке, читай скоро и бегло и останавливайся только там, где поразит тебя величавое, нежданное слово или оборот, записывай и отмечай их себе в материал. Клянусь, это будет дверью на ту великую дорогу, на которую ты выдешь! Лира твоя наберется там неслыханных миром звуков и, может быть, тронет те струны, для которых она дана тебе Богом».
В предисловии к «Выбранным местам из переписки с друзьями» Гоголь напишет, что своей новой книгой он хотел искупить бесполезность всего, доселе им написанного. Эти слова вызвали немало нареканий и побудили многих думать, что Гоголь отрекается от своих прежних произведений. Однако о бесполезности своих сочинений он говорит в смысле религиозном, духовном, ибо, как пишет далее Гоголь, в письмах его, по признанию тех, к которым они были писаны, находится более нужного для человека, чем в его сочинениях. Все его письма написаны после глубоких личных переживаний и молитв, в процессе которых происходило восприятие откровений, несущих духовные матрицы, которые писатель и воплотил в своих письмах и статьях.
Вот, что он сам писал об этих переживаниях: «Стоит только хорошенько выстрадаться самому, как уже все страдающие становятся тебе понятны и почти знаешь, что нужно сказать им. Этого мало; самый ум проясняется: дотоле сокрытые положенья и поприща людей становятся тебе известны, и делается видно, что кому из них потребно. В последнее время мне случалось даже получать письма от людей, мне почти вовсе незнакомых, и давать на них ответы такие, каких бы я не сумел дать прежде. А между прочим, я ничуть не умней никого». Чтобы дать ответы, каких не сумел бы дать прежде, нужно иметь духовные основания, которые вероятно и были матрицами, приходящими с откровениями.
Своими публикациями писатель стремился просветить людей и понимал это таким образом: «Просветить, - пишет Гоголь, - не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь». Ведя земную жизнь, он уже понимал, что такое вечность и видел смыслы духовных подвигов.
В статье «Христианин идет вперед (Письмо к Щ.....ву) Николай Васильевич пишет: «Но перед христианином сияет вечно даль, и видятся вечные подвиги. Он, как юноша, алчет жизненной битвы; ему есть с чем воевать и где подвизаться, потому что взгляд его на самого себя, беспрестанно просветляющийся, открывает ему новые недостатки в себе самом, с которыми нужно производить новые битвы. Оттого и все его силы не только не могут в нем заснуть или ослабеть, но еще возбуждаются беспрестанно; а желанье быть лучшим и заслужить рукоплесканье на небесах придает ему такие шпоры, каких не может дать наисильнейшему честолюбцу его ненасытимейшее честолюбие. Вот причина, почему христианин тогда идет вперед, когда другие назад, и отчего становится он, чем дальше, умнее». И это возрастание мудрости становится все более и более заметным в трудах писателя.
В начале января 1850 года Гоголь прочел Аксаковым первую главу второго тома «Мертвых душ», но уже в переработанном виде. Иван Сергеевич, присутствовавший на чтении, писал родным из Ярославля 9 января того года: «Спасибо Гоголю! Все читанное им выступало передо мною отдельными частями во всей своей могучей красоте... Если б я имел больше претензий, я бы бросил писать: до такой степени превосходства дошел он, что все другие перед ним пигмеи».
Через две недели, 19 января, Гоголь прочитал Аксаковым вторую главу. На другой день Сергей Тимофеевич спешил поделиться своим впечатлением с сыном Иваном: «До сих пор не могу еще придти в себя... Такого высокого искусства: показывать в человеке пошлом высокую человеческую сторону, нигде нельзя найти... Теперь только я убедился вполне, что Гоголь может выполнить свою задачу, о которой так самонадеянно и дерзко, по-видимому, говорит он в первом томе...».
Заслужить рукоплесканье на небесах - вот цель, которую ставил перед собой Гоголь. Такое рукоплесканье можно заслужить только строгой духовной жизнью и воплощением накопленного благочестия в своем творчестве. Но такое рукоплесканье невозможно без поношения в земной жизни, ибо несение духовного креста обрекает человека на земные страдания.
Благочестие Николая Васильевича было многим известно, он был примерным христианином, постником и молитвенником, жил скудно, от причитающейся ему доли наследства отказался в пользу матери и сестер, не имел даже своего дома, жил или на съемных квартирах, или у друзей. Он постоянно помогал нуждающимся студентам, а после его смерти в 1852 году от него остались только книги, одежда да около сорока рублей денег, а между тем созданный им фонд «на вспоможение бедным молодым людям, занимающимся наукою и искусством», составлял более двух с половиной тысяч рублей. Вот и все материальное наследие Гоголя.
Что касается духовного наследия, то оно огромно и его невозможно измерить. Гоголь смог воплотить подаренные вечностью идеи в своих лучших письмах, статьях и литературных произведениях. И, несмотря на негативную оценку ряда известных общественных деятелей русского общества, его труды были в целом благосклонно оценены самыми строгими духовными наставниками. И такие наставники были в Оптиной Пустыни.
Продолжение следует...
При подготовке статьи использованы следующие источники:
1. Воропаев В.А. Николай Гоголь. Опыт духовной биографии\ https://azbyka.ru/fiction/nikolaj-gogol-opyt-dukhovnoj-biografii/
2. Восторгов И. И. Честный служитель слова /Речь на панихиде по Н. В. Гоголю по случаю открытия ему памятника в гор. Тифлисе, сооруженного городским самоуправлением // Полн. собр. соч.: В 5 т. Т. 2. СПб., 1995. С. 226-227.
3. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж, 1983. С. 261).
4. Гоголь Н.В. Завещание\ http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-219-.htm
5. Мономенова М. Гоголь в Оптиной - путь в рай\ http://ruskline.ru/analitika/2016/09/20/gogol_v_optinoj_put_v_raj/
6. Монахиня Вера Н.В. Гоголь в Оптиной Пустыне\ http://internetsobor.org/russkaya-pravoslavnaya-tserkov/tserkovnye-novosti/russkaya-pravoslavnaya-tserkov/n-v-gogol-v-optinoj-pustyni
7. Воропаев В.А. Святая Обитель. Гоголь в Оптиной Пустыне\ http://www.optina.ru/pub/p02/#017
8. Мельник В. Сокровенный Гоголь\ http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/05/18/sokrovennyj_gogol/
9. Преподобный Макарий Оптинский\ http://www.optina.ru/starets/makariy_life_short/
10. Чижов Ф.В. Воспоминания о Н.В. Гоголе // Кулиш. П.А. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем: В 2-х т. Т. 1. СПб., 1856.
11. Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма. 6-е изд. Л., 1991.
12. Варсонофий, схиархимандрит Оптинского скита. Беседы... с духовными детьми. СПб., 1991.
13. Анненкова Е.И. Записки о Гоголе В.С. Аксаковой // Гоголь и русская литература XIX века. Л., 1989.
14. Моторина. Монах в миру\ http://www.pravoslavie.ru/297.html
15. Протоиерей Николай Булгаков. «Будьте живые души!» \http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/04/04/bud_te_zhivye_dushi/
16. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические\ https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/55