Просвещение как очищение души

Культурная традиция как творческое начало. Памяти Н.В.Гоголя. Часть 2

0
432
Время на чтение 10 минут

Часть 1

В своих статьях и письмах Николай Васильевич Гоголь вносит в общественный дискурс первой половины XIX века идеи о связях православной духовности, творческого начала в человеке и социокультурных преобразований в обществе. Причем с акцентом на православную духовность, тогда как в тогдашнем образованном российском обществе преобладали идеи нигилизма, масонства и атеизма.

Оказывается, православная духовность является матрицей, с которой начинается творчество и социокультурные преобразования. И как запустить эту матрицу?

«Я не знаю выше подвига,

как подать руку изнемогшему духом».

Н.В.Гоголь

В своих статьях и письмах Гоголь вносит в общественный дискурс первой половины XIX века идеи о связях православной духовности, творческого начала в человеке и социокультурных преобразований в обществе. Причем с акцентом на православную духовность, тогда как в тогдашнем образованном российском обществе преобладали идеи нигилизма, масонства и атеизма. Он уже в полной мере начал осознавать ответственность перед высшей правдою...

В статье «Несколько слов о биографии Гоголя» Сергей Тимофеевич Аксаков свидетельствует: «Да не подумают, что Гоголь менялся в своих убеждениях, напротив, с юношеских лет он оставался им верен. Но Гоголь шел постоянно вперед; его христианство становилось чище, строже; высокое значение цели писателя яснее и суд над самим собою суровее».

Возникает вопрос - а как возможно такое - не изменяясь в своих убеждениях постоянно идти вперед, становиться чище душою? Возможно, если встать на сторону Истины, которая только и может быть неизменным убеждением. Истина - вечна, все, что от человека - временно. Гоголь шел по пути духовного спасения самого себя, и многие, общаясь с ним, и читая его статьи и книги, пересматривали свои убеждения и отношение к идолам мира сего.

Один из друзей писателя, Михаил Максимович, известный ученый, встретившийся с ним после трехлетнего перерыва в Киеве в августе 1835 года, вспоминал, что Гоголь уже тогда поразил его своей глубокой религиозной настроенностью. «Нельзя было не заметить перемены в его речах и настроении духа, - рассказывал он, имея в виду прогулки писателя по старому Киеву, - он каждый раз возвращался неожиданно степенным и даже задумчивым... Я думаю, что именно в то лето начался в нем крутой поворот в мыслях - под впечатлением древнерусской святыни Киева, который у малороссиян ХVII века назывался Русским Иерусалимом».

По всей видимости, в это время Гоголь начинает получать откровения с духовными матрицами, которые наполняют его энергией благодати и являютсядуховно-ценностными идеями для творческой деятельности. По словам Сергея Тимофеевича Аксакова, летом 1840 года Гоголю были видения, после которых он уверовал, что жизнь его «нужна и не будет бесполезна», ему открылся новый путь. «Отсюда, - пишет Аксаков, - начинается постоянное стремление Гоголя к улучшению в себе духовного человека и преобладание религиозного направления, достигшего впоследствии, по моему мнению, такого высокого настроения, которое уже несовместимо с телесною оболочкою человека».

Главным признаком того, что откровение есть проявление Божественной энергии, является его высокий нравственный потенциал - духовная любовь к ближнему и Богу. Например, Кузьме Минину в откровениях снов трижды приходил преподобный Сергий Радонежский и призывал его на создание ополчения для освобождения Москвы от интервентов. Поэтому откровения от Бога всегда высоконравственны и несут в себе духовные матрицы, с помощью которых личность может создать социокультурные творческие продукты. И Гоголь реализует полученные матрицы в содержании своих статей и книг.

Вера Сергеевна Аксакова, прочитав вышедшую в 1842 году повесть Гоголя «Рим», заметила: «Такого рода произведения возбуждают удивление не к автору, а к самому творчеству, к этому дару, истинно от Бога посланному человеку; не таинство ли это в самом деле, что человек может так творить». Гоголь был склонен считать, что предназначение подлинного искусства - быть «незримой ступенью к христианству», к храму, к обрядовому богослужению, что настоящее творчество, настоящая литература та, которая ведет читателя к Богу, смирению и спасению.

В 1842 году выходит в свет первый том поэмы «Мертвые души», задуманной как эпос в трех частях, обнимающий собой «всю Русь» и «все человечество в массе». В том же году издано было и собрание сочинений Гоголя в четырех томах. В них впервые напечатаны новая расширенная редакция «Тараса Бульбы», а также «Шинель» - последняя из написанных Гоголем повестей. По сути, к тридцати трем годам Гоголь создал и напечатал практически все свои художественные произведения.

Писатель продолжает строго соблюдать правила духовной жизни, готовит и публикует серию статей мировоззренческого характера, направленных на обсуждение узловых вопросов российской жизни. Эти статьи он опубликует позднее в сборнике «Выбранные места из переписки с друзьями». Постепенноприходит понимание того, что мудрость, лежащая в основе гениальности, не есть достижение человеческого ума, а есть дар Божий, который дается тем, кто проявляет максимум стремления к духовной чистоте. И этот дар можно реализовать в культурных проектах, например, литературных произведениях, но можно осмыслить применительно к социокультурным проблемам российского общества. И такое осмысление может привести к появлению новых вариантов организации социальных отношений в обществе - созданию новых социокультурных стандартов (правил жизнедеятельности).

Согласно православному учению традиционное общество развивается на основе духовного состояния его правящей элиты. Основная задача элиты - поддерживать на основе традиции стандарты социокультурных отношений в обществе, которые лежат в основе действующей социально-экономической модели. Эти стандарты формировались исторически, как реализация духовных идеалов во всех формах отношений в обществе. Но процесс развития общества приводит к тому, что появляются такие проблемы, для решения которых существующих стандартов явно недостаточно и тогда необходима их модернизация.

Задача модернизации социокультурных стандартов, как форм воплощения культурной традиции и есть основная задача духовной элиты общества. Поэтому многие деятели русской культуры и культур других народов Русской цивилизации поднимались в своем творчестве до осмысления, создания и модернизации социокультурных стандартов в тех случаях, когда старые стандарты переставали обеспечивать сохранение нравственности и элементарные нормы социальной справедливости в обществе. Важнейшим условием для творцов новых социальных стандартов - было достижение синергии с духовными идеалами, либо в процессе духовной жизни, либо через духовно-культурное самообразование.

Что касается последнего, то например, в советское, официально безбожное время, многие решения принимались с опорой на исторические стандарты русских культурных традиций, с опорой на их духовные идеалы. Достаточно вспомнить о советской соборности, милосердии, служении обществу, социальной справедливости, равенстве гарантий элементарного жизнеобеспечения. Да, большевики были безбожниками, но они поступали намного честнее некоторых нынешних «псевдоправославных ревнителей» в воплощении евангельских заповедей в общественных отношениях. И многие свои решения социальных и культурных проблем, большевики нашли в историческом опыте Русской цивилизации, который самым тщательным образом изучали. И в ряде случаев их решения были мудрыми, прежде всего в сферах образования, культуры и обороны.

Гоголь напишет в своей статье «Христианин идет вперед (Письмо к Щ.....ву): «Есть высшая еще способность; имя ей - мудрость, и ее может дать нам один Христос. Она не наделяется никому из нас при рождении, никому из нас не есть природная, но есть дело высшей благодати небесной. Тот, кто уже имеет и ум и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней и день и ночь, прося и день и ночь ее у Бога, возводя душу свою до глубинного незлобия».

И продолжает: «Если же она вступит в дом, тогда начинается для человека небесная жизнь, и он постигает всю чудную сладость быть учеником. Все становится для него учителем; весь мир для него учитель: ничтожнейший из людей может быть для него учитель. Из совета самого простого извлечет он мудрость совета; глупейший предмет станет к нему своей мудрой стороной, и вся вселенная перед ним станет, как одна открытая книга ученья: больше всех будет он черпать из нее сокровищ, потому что больше всех будет слышать, что он ученик. Но если только возомнит он хотя на миг, что ученье его кончено, и он уже не ученик, и оскорбится он чьим бы то ни было уроком или поученьем, мудрость вдруг от него отнимется, и останется он впотьмах, как царь Соломон в свои последние дни».

В истории России XIX века мы видим целый ряд представителей духовной элиты, которые, соблюдая правила духовной жизни, смогли создать и предложить русскому обществу новые социокультурные стандарты. Речь идет в первую очередь о славянофилах - И.В. и П.В. Киреевских, А.С.Хомякове, Ю.Ф.Самарине, К.С. и И.С.Аксаковых и других. Николай Васильевич Гоголь не был славянофилом, но был близким другом И.В.Киреевского и А.С.Хомякова и был в курсе тех острых вопросов, по которым в то время шла общественная полемика.

И не только в курсе, но подготовил и издал сборник статей «Выбранные места из переписки с друзьями», в котором представил публике православные стандарты организации общественных отношений по узловым проблемам того времени. Сборник был издан в начале 1947 года с большими цензурными сокращениями и многими современниками был воспринят негативно. И.С. Аксаков писал: «Много еще пройдет времени, пока уразумеется вполне все глубокое и строгое значение Гоголя, этого монаха-художника, христианина-сатирика, аскета и юмориста, этого мученика возвышенной мысли и неразрешимой задачи!».

И причина непонимания была в том, что писатель предложил российскому обществу возвращение к нормам православной жизни с последующим укреплением нестяжания, братолюбия, милосердия, соборного служения России, как духовных оснований для решений острых проблем.

Но образованное общество стремительно погружалось в гедонизм и атеистический рационализм. Поэтому конструктивной дискуссии не получилось...

Продолжение следует...

При подготовке статьи использованы следующие источники:

1. Воропаев В.А. Николай Гоголь. Опыт духовной биографии\ https://azbyka.ru/fiction/nikolaj-gogol-opyt-dukhovnoj-biografii/

2. Восторгов И. И. Честный служитель слова /Речь на панихиде по Н.В.Гоголю по случаю открытия ему памятника в гор. Тифлисе, сооруженного городским самоуправлением // Полн. собр. соч.: В 5 т. Т. 2. СПб., 1995. С. 226-227.

3. Флоровский Г. В. Пути русского богословия. 3-е изд. Париж, 1983. С. 261).

4. Гоголь Н.В. Завещание\ http://feb-web.ru/feb/gogol/texts/ps0/ps8/ps8-219-.htm

5. Мономенова М. Гоголь в Оптиной - путь в рай\

http://ruskline.ru/analitika/2016/09/20/gogol_v_optinoj_put_v_raj/

6. Монахиня Вера Н.В. Гоголь в Оптиной Пустыне\ http://internetsobor.org/russkaya-pravoslavnaya-tserkov/tserkovnye-novosti/russkaya-pravoslavnaya-tserkov/n-v-gogol-v-optinoj-pustyni

7. Воропаев В.А. Святая Обитель. Гоголь в Оптиной Пустыне\ http://www.optina.ru/pub/p02/#017

8. Мельник В. Сокровенный Гоголь\

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/05/18/sokrovennyj_gogol/

9. Преподобный Макарий Оптинский\ http://www.optina.ru/starets/makariy_life_short/

10. Чижов Ф.В. Воспоминания о Н.В.Гоголе // Кулиш. П.А. Записки о жизни Николая Васильевича Гоголя, составленные из воспоминаний его друзей и знакомых и из его собственных писем: В 2-х т. Т. 1. СПб., 1856.

11. Феофан Затворник, святитель. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? Письма. 6-е изд. Л., 1991.

12. Варсонофий, схиархимандрит Оптинского скита. Беседы... с духовными детьми. СПб., 1991.

13. Анненкова Е.И. Записки о Гоголе В.С. Аксаковой // Гоголь и русская литература XIX века. Л., 1989.

14. Моторина. Монах в миру\ http://www.pravoslavie.ru/297.html

15. Протоиерей Николай Булгаков «Будьте живые души!» \http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/04/04/bud_te_zhivye_dushi/

16. Преподобный Исаак Сирин Слова подвижнические\ https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/55

17. Д.А. Валуев\ http://homyakov.lit-info.ru/homyakov/publicistika/valuev.htm
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Бухвалов
Все статьи Валерий Бухвалов
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00