Перед началом ноября все средства массовой информации напоминали нам о том, что мы должны будем развернуть трёхцветные флаги, а потом дружно и очень весело праздновать общероссийский ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА.
Я задал в интернете вопрос «Кто придумал этот праздник, что он означает и в честь какого исторического события нам его нужно праздновать?» Получил такой ответ: «В.Путин в 2005 году подписал указ об учреждении в России 4 ноября нового государственного праздника - «Дня Народного Единства» в память о событиях 4-го ноября 1612 года».
А сама идея отмечать праздник именно в этот день принадлежит Межрелигиозному совету России. Поэтому День Народного Единства является не только светским, но и межрелигиозным праздником, который отмечают все жители страны представители разных религий и конфессий.
Кроме того пришло много совсем не серьёзных и весьма путаных ответов от каких-то второстепенных депутатов и народных активистов из малых городов. Чувствовалось, что большинство этих авторов сами не очень хорошо понимают то, о чём пишут. Но все ссылались на освобождение Москвы в Смутное время войском Второго Ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Никто из главных политических лидеров или административных деятелей современной России не решился чётко и серьёзно объяснить народу, что такое ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА И В ЧЕСТЬ КАКОГО ИМЕННО ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ ОН НАЗНАЧЕН.
По результатам опроса ВЦИОМ (Институт изучения общественного мнения), проведённого в 2012 году, большинство россиян считают, что в России народного единства НЕТ. Таких набралось 56 % респондентов. В том, что единство есть уверены толко 23 % респондентов.
Если в России Народного Единства нет сейчас, то не было его и 4 ноября 1612 года.
А, что же в этот день было? Что мы должны праздновать?
Была военная интервенция шведов на севере России и поляков на юге. По Выборгскому договору царя Василия Шуйского (1607 год) шведам был отдан весь Карельский перешеек и города Изборск Гдов ЯмбургЛадога, Тихвин, а также крепости Корела и Орешек. Даже Великий Новгород на несколько лет попал под шведскую оккупацию. Многие бояре из северных русских городов присягали на верность шведскому королевичу Карлу Филиппу.
На юге России была польская военная интервенция и просто многочисленные малые и большие разбойничьи шайки. Поляки осаждали Смоленск и Троице-Сергиеву Лавру. Многие русские бояре во главе с Семибоярщиной присягнули на верность польскому королевичу Владиславу, сыну Сигизмунда III.
А в столице, опасаясь безвластия, москвичи впустили в Кремль часть польского войска и Семибоярщину с приспешниками. Кремль находился в осаде ещё со времени Первого Ополчения во главе с Прокопием Петровичем Ляпуновым.
Снаружи Кремля, на территории Москвы воевали между собой разные группировки бояр, казаков, поляков и просто разбойников, а в Кремле голод доходил до того, что там уже ели человечину. 4 - го ноября Второе Ополчение под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского воевало на улицах Москвы с отрядом польского гетмана Ходакевича. Поляки пытались деблокировать Кремль, но были разбиты и ушли из Москвы. А Второе Ополчение заняло Китай-город и, только 5 -го ноября князь Пожарский, держа в руках Казанскую икону Божией матери, открыл ворота Кремля и выпустил всех, кто там находился. Вместе с Семибоярщиной из Кремля вышла инокиня Марфа вместе со своим сыном и будущим царём Михаилом Романовым.
А в Москву, впервые в России, стали собирать Общерусский Земский Собор для выборов нового царя. На собор приглашались бояре и дворяне, церковнослужители и купцы. Приглашены были даже свободные крестьяне. Трудно сейчас судить о том, как протекали выборы на Соборе, но точно известно одно - 21 февраля 1613 года Великим Земским и Поместным собором был избран племянник последнего Рюриковича царя Феодора Иоанновича 16-ти летний Михаил Романов. Ни самого Михаила, ни его матери на соборе не было. Выйдя из Кремля, они сразу уехали в своё имение в деревню Домкино, а потом в Ипатьевский монастырь. От Земского собора в Ипатьевский монастырь было направлено посольство для прошения Михаила Романова стать русским государем.
Мать Михаила воспротивилась благословить сына Михаила на царство. Русское государство от польских, литовских и шведских войск, а также от разных разбойников, казаков и от непостоянства разных незаконных правителей было вконец разорено.
Прежние сокровища царские, из давних лет собранные из России вывезены. Дворцовые сёла и чёрные волости розданы в поместья дворянам и детям боярским, но они опустошены, а служилые люди бедны. Кому Бог повелит быть царём, то чем ему служилых людей жаловать, свои государевы обиходы пополнять и против недругов России, чем стоять?
Но московское посольство и священники сумели уговорить Марфу и она благословила сына Фёдоровской иконой Божией Матери.
Царя Михаила Романова короновали 21 июня 1613 года. Но до Столбовского мира со шведами было ещё почти 4 года. Столбовский мир со шведами был заключён 27 февраля 1617 года. Деулинское мирное соглашение с поляками было заключено 1 декабря 1618 года. То есть почти через 5 лет после избрания царём Михаила Романова.
Патриарх Филарет, отец царя Михаила, вернулся с Москву только в июле 1619 года, то есть через 6 лет после избрания Михаила. А до этого времени в России правили различные боярские группировки - остатки Семибоярщины.
А, где же в этом хаосе власти, военных и политических событий выбрать какой-то особый ДЕНЬ НАРОДНОГОЕДИНСТВА ???
Если у кого-то будут попытки популяризации и даже привития традиций празднования Дня Народного Единства, то их организаторы обязательно столкнутся с множеством трудностей и противоречий, в основе которых лежит смешение трех несовместимых для современной культуры идей: народное освобождение России, почитание религиозной святыни Казанской иконы Божией Матери и монархия. Каждая из этих идей сама по себе вполне жизнеспособна в нашем обществе, но искусственное их соединение представляется невозможным по следующим причинам.
Во-первых, история российского народа в сознании современных людей никак не связана с уверенностью, что именно Россия находится под особым Святым покровительством Божией Матери. Такой взгляд вполне свойственен православным людям дореволюционной России и истинно верующим сейчас, но совершенно чужд нашей исторической науке и образовательным структурам.
Во-вторых, почитание религиозных святынь, возродившееся в постсоветском обществе, фактически замкнуто на получении какой-то пользы (Подай Господи) и никак не связано с таким глубоким христианским мотивом, как благодарение Бога и Божией Матери.
В третьих, идеи монархизма, итак подмоченные физическим и политическим уничтожением царской семьи дворянства за годы Советской власти, окончательно были дискредитированы горсткой современных популяризаторов, многие из которых смахивают на пациентов психиатрических клиник.
Но 4 ноября - это День Казанской иконы Божией Матери. В Москве есть храм Казанской иконы, построенный ещё князем Пожарским. В Санкт-Петербурге на Невском проспекте стоит Казанский собор. Вот давайте и будем 4 ноября праздновать наш православный праздник ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ!!!
2. Re: К годовщине избрания первого царя из дома Романовых и День народного единства
1. Впервые в истории России???