Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Преподобный Антоний о «вечных муках»

Александр  Буздалов, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни
Богословский спор о вечности или конечности посмертных мук / 19.10.2016

В скандальной, как уже можно сказать, статье профессора В.Е.Семенова (в защиту оптимистической эсхатологии другого профессора - А.И.Осипова) обращает на себя внимание ссылка автора на преп. Антония Великого - в подтверждение своего мнения и окончательное посрамление оппонентов («высшей добродетелью рассуждения (по мысли Антония Великого) они не одарены»). Чтобы оценить всю сюрреалистичность этого заявления, следует обратиться к трудам всуе упомянутого святого. Пройдемте, так сказать, по гиперссылке. «Не как думают некоторые из кощунов, которые услаждают уши, а душе пищу не предлагают, что мол мука грешников имеет конец, что единый Господь говорил о "огне вечном" а не о огне во веки веков. <...> Разве не принадлежит последнему безумию полагать кончину века: и что именно до этого времени будет мучиться диавол вместе с изгнанным с ним злым бесом. Если он освободится от ран и мучений, то тогда в любом случае неудачниками были святые, которые до века жили в покое: за что им умирать или страдать, если кончился их век? По необходимости, если кончится мука грешников, кончится и вечная жизнь святых» (Вопросы святого Сильвестра и ответы преподобного Антония) (Цит. по кн.: Преподобный Антоний Великий. Поучения. М., изд. Сретенского монастыря, 2008).

Итак, если само учение о том, что муки грешников «в будущем веке» будут иметь конец, преподобный почитал «последним безумием», то какого рода умственным расстройством обозначить ссылку на него в апологии этого учения - это пусть автор уже сам решает как специалист в этой области (профессор психологических наук), к тому же обладающий столь редкой в наши дни добродетелью рассудительности.

«Кто имеет страх Господень, тот имеет сокровище вечных благ, тот свободен и от вечных наказаний, уготованных грешникам. Страх Господень лучше злата, и сребра, и драгоценных камней. Никакой мудрец не может получить такой славы, как боящийся Господа. Страх Господень изгоняет из души всякое коварство и всякий грех. Напротив, кто не боится Господа, тот впадет во многие беззакония. Страх Господень освобождает человека от грехов, вечных наказаний и власти змия» (Слово 2). «По причине гордости ад получил бытие свое, и вечные наказания уготованы. По причине гордости родились черви, никогда не умирающие, и явился огнь, никогда не угасающий» (Слово 5). «Итак, мы не должны много заботиться о служении людям, чтобы не сделаться участниками их грехов и не быть исполнителями их порочных желаний; не должны исполнять похоть очес наших (см.: 1 Ин. 2, 16) и оставлять без внимания сердце наше, дабы в будущей жизни вечно не быть во тьме кромешной, идеже будет плач и скрежет зубóм (Мф. 8, 12)» (Слово  9 / преп. Антоний Великий. Двадцать слов к монахам). Последняя цитата особенно актуальна, учитывая присутствующий в статье В.Семенова контекст «православного социализма» с его догматом «заботы о служении людям», поставленного во главу угла, то есть на место христианского служения Богу в благоговейном «страхе» перед Ним... И здесь в очередной раз становится понятным, что мы имеем дело не только и не столько с богословским недомыслием и невежеством, сколько с другой системой ценностей, а именно, с квазихристианским гуманизмом с его хозяйской сублимацией греха, рядящейся в прометеевскую «любовь к людям», а на самом деле потворствующей их грехам ради продолжения блаженного участия в них.

Иначе говоря, подлинная мотивировка этого неприятия явленной в Откровении истины о вечном наказании нераскаявшихся грешников и несмирившихся гордецов вовсе не заявленное повышенное человеколюбие и прочие высоконравственные декларации, но именно нерасторжимая онтологическая связь с грехом «ветхого человека», «угождающего диаволу и его сообщникам» и при этом почитающего себя за порядочного человека. В этой духовной слепоте («рабстве греху») «ветхий человек» в принципе не способен увидеть всю мерзость греха, как она есть (или, что то же самое, «в очах Божиих»), по той простой причине, что грех и составляет основное содержание его жизни. Отсюда - такой стабильный аргумент этого богословствующего гуманизма: как Бог может вечно карать за такие пустяки, если даже «мы-грешные» легко это прощаем «ближнему» (то есть самим себе - в переводе с академической латыни), или, как пишет проф. Семенов: «даже у людей высшая мера наказания - пожизненное заключение или смертная казнь (в большинстве стран уже отмененная)». Отсюда же - другой святоотеческий эпиграф к его статье про «человечество в Благодати» (мол, Боговоплощением и Искуплением все оправдано и исцелено; все человечество, дескать, теперь обречено на поступательное «преображение» вместе со всем «миром», симптомом чего и является отмена смертной казни в странах прогрессивной морали).

Поэтому и мысль преподобного Антония (великими подвигами стяжавшего подобие Божие, действительно став по благодати Божией «новой тварью во Христе») противоположна романтической экзегезе проф. Семенова (так же как апокатастические толкования проф. Осипова на поверку оказались, мягко говоря, далеки от ортодоксального смысла тех святоотеческих текстов, на которые он ссылался, ища подтверждение в Св. Предании своему теологумену, этому, к слову сказать, общему месту отечественного «неопатристического» богословия и неооригенической «новой теологии» Запада). Поэтому случись невзначай очная ставка гуманиста-профессора и небожителя-ортодокса и поведай второй первому все то, что выше процитировано о «вечных муках», сдается, в ответ он услышал бы... те же титанические словеса «праведного негодования», что и прот. Георгий Городенцев: «Жестоковыйный инквизитор!», «Мракобес, зарвавшийся от безнаказанности!», «Акцентуированная и тщеславная личность!». Одним словом, типичный «поддонок в рясе».

Нам же, елицы православные христиане, да послужит это уроком, мобилизуя в духовном трезвлении: «Блюдите убо, како опасно ходите», «аще праведник едва спасается, аз где явлюся, грешный?»


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 16

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

16. Александр Ан : Ответ на 12., Фёдор:
2016-10-20 в 09:49

А Вы, товарищч, вообще осознаёте о чём Вы тут пролепетали???
"..И отвергшиеся от Бога смогут и в вечности его не видеть - это их выбор и Бог его принимает..."


То есть Сама Любовь, Само Всепрощение, Само Совершенство "принимает" диавльскую мерзость и непотребство, да ещё и "вечное"!!! О, Господи, дивны дела Твои!
Ведь это, болезный Вы наш, то же самое, как если бы в прекрасном, поражающем своим великолепием, светом, благоуханием Храме, прямо посреди него принимать и не обращать внимание на зловонную выгребную яму!..

Поэтому и Ваше
"самое высокое - любовь..."


звучит в высшей степени фальшиво и по-фарисейски! Какая уж тут, рядом с выгребной ямой, любовь!..
15. Kiram : Ответ на 3., Александр Ан:
2016-10-19 в 22:23

Мне кажется, уважаемый автор, что и "черви, никогда не умирающие, и огнь, никогда не угасающий" будут существовать ровно до того момента, когда последний из существующих грешник (по Оригену - сам диавол) раскается и осознает! В противном случае, Вы во-первых, высказываете свои сомнения во Всеведении Создателя; во-вторых, ставите под сомнение Его Абсолютное Совершенство, поскольку существо, создающее нечто неказистое, нечто с червоточиной, равно как и ошибающееся в чём-либо, не может претендовать на звание Абсолюта...


"Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест,- 11так и слово Мое, которое исходит из уст Моих,- оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его".
Исайя 55
14. Kiram : Ответ на 2., Лев Хоружник:
2016-10-19 в 21:30

Всем, кто внимательно изучал труды А.И. Осипова известен метод, каким он делает святых своими единомышленниками. Берется фрагмент текста, который можно перетолковать в нужном смысле, после чего святой и становится осиплянином. Метод вырывания из контекста, конечно, не нов, но здесь он не извинителен в двойне, поскольку А.И. Осипов не может не знать, что у этого святого имеются слова, прямо противоположные тому, чему учит он сам. Тут Осипов совершает еще один грех. Желая защитить себя от обвинений в искажении текста, он представляет св. отцов некими эзотерическими учителями, которые профанам говорят одно, а посвященным, умеющим читать между строк, другое, тем самым наполняя сердца своих читателей гордостью и презрением ко всем, кто думает иначе.


Весьма точно подмечено! Поэтому сомнительно то, что он не понимает что делает. В чём тогда его мотивация? Я прихожу к выводу, что это вопрос риторический.
13. вода : Ответ на 1., Полтораки:
2016-10-19 в 21:11

Прекрасное упражнение в герменевтике!

.

Прекрасное!
Вы совершенно правы.
Уважаемый автор всё время упражняется в подобном философствовании, обличая в своих статьях мировоззрение Н.В. Сомина, путает, ... порой, и часто Гермеса с Христом.

Да..., "зуд торгашества" заразил многих.
12. Фёдор : Ответ на 7., Александр Ан:
2016-10-19 в 18:53

Т.е. качества абсолютности и совершенства Вы за Отцем нашим не признаёте?



Богом все создано совершенным. Именно поэтому и люди, и ангелы созданы имеющими свободную волю, а не роботами. И отвергшиеся от Бога смогут и в вечности его не видеть - это их выбор и Бог его принимает.

Тут надо понимать, что самое высокое - любовь, а она может быть только свободной, без принуждения.

Больше доверяйте учению Церкви, принятому от Святых, а не своим измышлениям...
11. Фёдор : Ответ на 3., Александр Ан:
2016-10-19 в 18:49

Мне кажется, уважаемый автор, что и "черви, никогда не умирающие, и огнь, никогда не угасающий" будут существовать ровно до того момента, когда последний из существующих грешник (по Оригену - сам диавол) раскается и осознает!



Только времени в жизни будущаго века уже не будет - начнется первая минута и уже никогда не остановится!!!
Бог живет вне времени и после Всообщаго Воскресения из мертвых и Страшного Суда времени уже не будет.
Поэтому и муки попавших в озеро огненное и серное не смогут окончиться НИКОГДА! Сейчас надо нам каяться!
10. Александр Ан : Ответ на 8., М.Яблоков:
2016-10-19 в 17:54

Лажу полную ты здесь написал. Ориген твой анафеме предан Вселенским Собором. И всеведению Божию это не противоречит, а совершенство Творца в наделении твари свободной волей, как раз несовершество было бы, если бы тварь была как компьютер. Понял?



Как не понять, болезный! Понял. Другое дело, понял ли ты...
9. М.Яблоков : Ответ на 7., Александр Ан:
2016-10-19 в 16:54

Признаем, только не в твоем языческом понимании.
8. М.Яблоков : Ответ на 3., Александр Ан:
2016-10-19 в 16:46

Лажу полную ты здесь написал.
Ориген твой анафеме предан Вселенским Собором.
И всеведению Божию это не противоречит, а совершенство Творца в наделении твари свободной волей, как раз несовершество было бы, если бы тварь была как компьютер. Понял?
7. Александр Ан : Ответ на 5., Апографъ:
2016-10-19 в 16:38

И вообще с "Абсолютом" - это Вам в отдел оккультной эзотерической литературы, а не в Православие!



Т.е. качества абсолютности и совершенства Вы за Отцем нашим не признаёте?
6. Александр Ан : Ответ на 4., Русский Сталинист:
2016-10-19 в 16:35

Григория Нисского.Он тоже писал про апокатастасис, но в отличие от Оригена не учил о пред существовании душ и проч.



Уважаемый, но само Святое писание имеет в себе строки о (по-Вашему) "проч."...
5. Апографъ : Ответ на 3., Александр Ан:
2016-10-19 в 15:01

По причине гордости ад получил бытие свое, и вечные наказания уготованы. По причине гордости родились черви, никогда не умирающие, и явился огнь, никогда не угасающий

Мне кажется, уважаемый автор, что и "черви, никогда не умирающие, и огнь, никогда не угасающий" будут существовать ровно до того момента, когда последний из существующих грешник (по Оригену - сам диавол) раскается и осознает! В противном случае, Вы во-первых, высказываете свои сомнения во Всеведении Создателя; во-вторых, ставите под сомнение Его Абсолютное Совершенство, поскольку существо, создающее нечто неказистое, нечто с червоточиной, равно как и ошибающееся в чём-либо, не может претендовать на звание Абсолюта...



"МНЕ КАЖЕТСЯ..." Читайте Святого Антония и не будет казаться!

Раскаяние - это видение своих грехов. Покаяние - их исправление. Возможно только прибегнув к Церковному Таинству Покаяния (исповедь), что разрешите на земле, то будет разрешено на Небе (Матфей 18; 18). И как Вы себе дьявола на исповеди представляете, или, например, Ирода, Искариота, Ария and Ko...?!

"Абсолютное Совершенство, поскольку существо, создающее нечто неказистое, нечто с червоточиной, равно как и ошибающееся в чём-либо, не может претендовать на звание Абсолюта..." - Это не обоснованная попытка обвинить автора в демиургическом представлении о Боге. И вообще с "Абсолютом" - это Вам в отдел оккультной эзотерической литературы, а не в Православие!
4. Русский Сталинист : Ответ на 3., Александр Ан:
2016-10-19 в 13:40

По причине гордости ад получил бытие свое, и вечные наказания уготованы. По причине гордости родились черви, никогда не умирающие, и явился огнь, никогда не угасающийМне кажется, уважаемый автор, что и "черви, никогда не умирающие, и огнь, никогда не угасающий" будут существовать ровно до того момента, когда последний из существующих грешник (по Оригену - сам диавол) раскается и осознает! В противном случае, Вы во-первых, высказываете свои сомнения во Всеведении Создателя; во-вторых, ставите под сомнение Его Абсолютное Совершенство, поскольку существо, создающее нечто неказистое, нечто с червоточиной, равно как и ошибающееся в чём-либо, не может претендовать на звание Абсолюта...



Кроме еретика Оригена никого больше не знаете?
Хотя бы свт. Григория Нисского.
Он тоже писал про апокатастасис, но в отличие от Оригена не учил о пред существовании душ и проч.
3. Александр Ан : Re: Преподобный Антоний о «вечных муках»
2016-10-19 в 11:59

По причине гордости ад получил бытие свое, и вечные наказания уготованы. По причине гордости родились черви, никогда не умирающие, и явился огнь, никогда не угасающий



Мне кажется, уважаемый автор, что и "черви, никогда не умирающие, и огнь, никогда не угасающий" будут существовать ровно до того момента, когда последний из существующих грешник (по Оригену - сам диавол) раскается и осознает!
В противном случае, Вы во-первых, высказываете свои сомнения во Всеведении Создателя; во-вторых, ставите под сомнение Его Абсолютное Совершенство, поскольку существо, создающее нечто неказистое, нечто с червоточиной, равно как и ошибающееся в чём-либо, не может претендовать на звание Абсолюта...
2. Лев Хоружник : Re: Преподобный Антоний о «вечных муках»
2016-10-19 в 11:58

Всем, кто внимательно изучал труды А.И. Осипова известен метод, каким он делает святых своими единомышленниками. Берется фрагмент текста, который можно перетолковать в нужном смысле, после чего святой и становится осиплянином. Метод вырывания из контекста, конечно, не нов, но здесь он не извинителен в двойне, поскольку А.И. Осипов не может не знать, что у этого святого имеются слова, прямо противоположные тому, чему учит он сам. Тут Осипов совершает еще один грех. Желая защитить себя от обвинений в искажении текста, он представляет св. отцов некими эзотерическими учителями, которые профанам говорят одно, а посвященным, умеющим читать между строк, другое, тем самым наполняя сердца своих читателей гордостью и презрением ко всем, кто думает иначе.
1. Полтораки : Re: Преподобный Антоний о «вечных муках»
2016-10-19 в 11:29

Прекрасное упражнение в герменевтике!

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме