Еще раз о «православном социализме»

0
612
Время на чтение 8 минут

Данная статья была написана еще в мае, на 90%. Я не стал ее тогда предлагать к публикации, поскольку не было ясности, насколько «православный социализм» вреден. После доклада Н.В.Сомина ясность появилась. Моя работа «Химера "православного социализма"» действительно эмоциональна, как отметили некоторые комментаторы. Но иначе и быть не могло. Как еще должен человек отвечать на провокацию? Когда после краха ряда утопий, после появления антиутопий, нам с совершенно серьезным видом предлагается очередная утопия, побочным эффектом даже обсуждения которой (не говоря о реализации) становится дискредитация нашей веры?! Когда вновь предлагается «все отнять и поделить», но каким-то особо деликатным, «православным», способом, вы хотите, чтобы я пропел «Аминь» этой уголовщине? Не дождетесь.

Павел Тихомиров предлагает в своем комментарии под моей статьей весьма своеобразное определение идеологии, которую я назвал инструментом в деле устроения государственной и общественной жизни. Он назвал ее «системой верований о структуре общества». Верить можно в Бога, можно в человека, но верить «о человеке» извините, носителю русского языка несподручно, так же, как и верить «о структуре общества». Если же Вы имеете веру "в структуру общества", Вы адепт социалистической религии, к которой пытаетесь притянуть за уши Православие. Ни в структуру общества, ни в идеологию верить православному христианину не нужно. В структуре общества нужно жить, согласно православной вере, а идеологией пользоваться, как пользуются всяким инструментом, и желательно, - на благо государства и общества, а не во вред

Между Соминым и Сёминым связь такая же, как между цветочками и ягодками. Использую здесь сравнение Л.А.Тихомирова, которое он применил для того, чтобы вскрыть связь между романтиками-либералами и социалистами-революционерами его времени. Бесовщина приобыкла за тысячелетия общения с человеческим родом рядиться не только в одежды кротости и смирения, но может даже явиться в «образе ангела светла».

Если часть общества тяготеет к левым идеям, от этого они (идеи) никогда не станут правыми. Почему «Русский Дух» должен тяготеть к социализму? Он тяготеет к братской любви, взаимовыручке и т.д. Но для чего эти высокие понятия, которые ценны сами по себе, заменять ходульным, никем никогда не виданным «православным социализмом»?

А вообще, если отойти от критики, для того, чтобы вымолить у Подателя всяческих благ лучшее, нежели имеем сейчас, общество и государство, необходим подвиг веры, а не отвлеченное конструирование утопий. Истинный преобразователь нравов, общества и государства - тот, кто полагает душу свою за други своя, а не сеятель пропагандистских штампов.

Итак, майская статья.

На РНЛ уже не первый год обсуждается идея «православного социализма». Ратующие за нее вызывают немало сочувствия. Наиболее же четко формулирует свои взгляды доктор философских наук А.Л.Казин. Если к позиции Н.В.Сомина есть целый ряд претензий, то с Казиным согласен почти во всем, кроме самого термина «православный социализм». В таком деликатном деле, как идеология, необходимо точное соответствие содержания форме.

Меня, должен признаться, коробит от таких словосочетаний, как «православный банкинг», «православное кафе»... или «православный социализм». Православным может быть человек, православным может быть народ, православным может быть Царь. Во всех этих случаях прилагательное «православный» соотносится в конечном итоге с личностью, с понятием конкретным. Тогда как «социализм», «банкинг» - понятия абстрактные. Конечно, определение «православный» приложимо и к абстрактным понятиям, например: «православное богослужение», «православное мировоззрение» и т.д. Но разница богослужения и мировоззрения с банкингом и социализмом в том, что в первых случаях богослужение с мировоззрением выделяются из ряда других богослужений и мировоззрений, т.е. это служит определенности. Во вторых же случаях никакой определенности не возникает. Потому что при классификации понятий «социализм» и «банкинг» признак отношения к религии не является существенным.

Следовательно, указанные неологизмы используются скорее в пропагандистских целях, нежели для точного наименования предмета. Если обратимся к таким конкретным понятиям, как «православный банк» или «православное кафе», то увидим здесь лишь рекламу, адресованную представителям названного вероисповедания. (Молодежный сленг уже ответил на подобные нелепости, именуя «православным» то, чему хочет дать рекламу в ироническом тоне). Поскольку слово «Православие» указывает на определенную веру в Бога, боюсь, не имеем ли мы здесь дела с грехом употребления имени Божия всуе.

В вере заключена тайна, потому что очевидность в вере не нуждается. Употребляя без разбора имя веры во всевозможных житейских делах, мы занимаемся десакрализацией, что отнюдь не похвально. Равно не похвально изображение святых икон и святых храмов в рекламных целях на упаковке всевозможной пищевой продукции, которая после использования отправляется в мусорные контейнеры. Пусть мои слова покажутся кому-то резкими, но и словесная реклама с использованием слова «православный» недалеко отсюда ушла.

Если нас приучат употреблять это словосочетание «православный социализм», то с тем же успехом, отталкиваясь от Марксовой теории развития общества и государства, мы начнем толковать о «православном рабовладельческом строе», «православном феодализме», «православном капитализме». Будем с умным видом рассуждать, в чем разница «православного феодализма» и «католического феодализма» или «православного капитализма» и «протестантского капитализма» и т.д. Дабы избежать этой нелепой комедии, думается, не нужно вводить и термина «православный социализм». Это что касается формы.

Теперь о содержании. Социалистические учения возникли в качестве реакции на развитие капитализма, богоборческого строя, который ставит во главу угла власть капитала, власть мамоны, а не служение высшим идеалам. Разумеется, у православного человека никакой симпатии к указанному строю быть не может. Именно поэтому в ряды социалистов в свое время влилось немало людей с православными корнями.

Идею сочетать здоровую реакцию на богоборческий капитализм с Православием считаю верной, потому что лишь Православие может до конца последовательно выступать против любого богоборчества. Однако нужны корректировки. И весьма существенные.

Социализм возник не только как политическое учение, не только как мировоззрение, но и как суррогат религии. Вера в благодетельность диктатуры пролетариата, вера в возможность (или даже неизбежность) построения совершенного общества, где люди обязаны быть добродетельными и т.д. - кругом вера, притом, тяготеющая к хилиазму!

Если мы будем иметь в виду этот аспект социализма, то получится, что говорить о «православном социализме» - то же, что и говорить, например, о «православном манихействе» или «православном монофизитстве», вообще о «православной ереси», забывая о том, что ересь и Православие - противоречащие друг другу понятия.

Наконец, если целый ряд отцов Церкви XIX-XX веков высказался об идее социализма в определенно отрицательном смысле, что за нужда подвергать их учение ревизии? Это может стать опасным прецедентом.

Вряд ли кто-то из православных будет возражать против государственной собственности на недра, общественной или государственной собственности на некоторые средства производства. Однако не обязательно называть это словом «социализм», и уж тем более - «православный социализм».

А.Л.Казин очень кстати упомянул об изысканиях К.Н.Леонтьева, касающихся исследуемой проблемы: «Леонтьев предлагает свой план спасения Святой Руси от антихриста путем соединения православной монархии с идеальным корпоративно-общинным строем:

«Социализм, понятый как следует, есть не что иное как новый феодализм, уже совсем недалекого будущего, разумея при этом слово феодализм, конечно, не в тесном и специальном его значении романо-германского рыцарства или общественного строя, именно времени этого рыцарства, а в самом широком его смысле, т. е. в смысле глубокой неравноправности классов и групп, в смысле разнообразной децентрализации и группировки социальных сил, объединенных в каком-нибудь живом центре духовном или государственном; в смысле нового закрепощения лиц другими лицами и учреждениями, подчинение одних общин другим общинам, несравненно сильнейшим или чем-нибудь облагороженным (так, например, как были подчинены у нас в старину рабочие селения монастырям). Теперь коммунисты (и, пожалуй, социалисты) являются в виде самых крайних, до бунта и преступлений в принципе неограниченных либералов; их необходимо казнить, но сколько бы мы их ни казнили, по нашей прямой и современной обязанности, они, доводя либерально-эгалитарный принцип в лице своем до его крайности, обнажая, так сказать, его во всей наготе, служат бессознательно службу реакционной организации будущего, и в этом, пожалуй, их косвенная польза, даже и великая».»

Здесь следует понимать, что социализм выставляется Леонтьевым в абсолютно отрицательном смысле: ради благоденствия государства социалистов «необходимо казнить». Польза же от него подразумевается лишь косвенная, в виде последующей реакции. Таковой реакцией явился период правления И.В.Сталина, когда, действительно были возрождены некоторые элементы феодализма, закрепощения общественных сил. Этот строй, вопреки официальной риторике, был до мозга костей контрреволюционным. Он был уникален. Чтобы его повторить, нужно, как минимум, повторить всю цепь экстраординарных исторических событий, реакцией на которые он явился, т.е. опять пролить реки крови. Однако нынешние, как Патриарх, так и Глава государства, единогласно заявляют, что Россия исчерпала свой лимит на революции. Кто-то может с ними не соглашаться, но тогда этот кто-то пусть и не спешит именовать себя православным.

Кто-то понимает под социализмом социальную организацию, отличную от организации государственной и дополняющую ее. Однако термин «социализм» достаточно устоявшийся, имеющий свое законное содержание. Если к нему прилагаются какие-то уточнения, как было на закате Советского Союза, когда модно было говорить о «социализме с человеческим лицом», нам кажется, - это лишь свидетельство своего рода коррозии понятия.

Но для новой идеологии коррозировавшие понятия неприемлемы. Они должны быть свежи и чеканны.

Что мы предлагаем? Собственно говоря, не так уж и много нового. Всего лишь проверенную временем классическую формулу: Православие. Самодержавие. Народность.

Если первые два понятия триады вопросов не вызывают (действительно: «православие» указывает на религиозную принадлежность, «самодержавие» - на политическую). А вот как быть с термином «народность»? В теоретических трудах XIX-XX веков он не раскрыт сколько-нибудь удовлетворительным образом.

Можно отождествить термины «народность» и «национализм», если понимать его, как предлагал И.А.Ильин, т.е. как любовь к своему народу, свободную от неприязни к другим народам. Это вполне допустимо. Но тогда получается несоответствие. Потому что терминами «Православие» и «самодержавие» обозначаются вполне определенные вещи, которые можно подвести под родовые понятия: «вероисповедание» и «политический строй». А вот как быть с чувством (любви к своему народу)? Получается ряд: вероисповедание, политический строй, ... чувство.

Предлагаю понимать под принципом «народности» «социально структурированный народ». Природа социальной структуры нации, к слову, блестяще раскрыта в трактате Л.А.Тихомирова «Монархическая государственность».
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Ответ на 5., В.Рыжков:

В связи с Вашей статьей, хочу повторить два моих комментария на тему Православного социализма:"Понятие Православного социализма подразумевает устроение Православного государства на основе социалистических экономических отношений. Вообще любое государство (не только Православное) строится на базе каких-то экономических отношений. Без экономических отношений сообщество людей не может существовать, поскольку людям для жизни просто необходима еда, жилье и одежда. В процессе ее производства и обмена люди вступают в экономические отношения. Всего известно 5 типов экономических отношений: первобытно общинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические. При построении Православного государства в современных условиях (а именно об этом, как мне кажется идет речь) встанет вопрос о выборе основы экономических отношений. И тут у нас появляются 2 ограничения – 1.экономические отношения должны использовать машинное производство и поддерживать технический прогресс (в противном случае государство быстро отстанет в техническом развитии от соседей и вероятнее всего будет завоевано или поглощено ими). 2.экономические отношения и мотивируемое ими поведение людей не должно вступать в противоречие с учением Православной Церкви. Первое ограничение отсекает первобытно общинные, рабовладельческие и феодальные экономические отношения как основу для построения будущего Православного государства. Тогда остается выяснить какие экономические отношения не противоречат (либо противоречат в наименьшей степени) учению Православной Церкви. Хорошо, допустим, вы не можете себе представить Православный социализм. А Православный капитализм вы можете себе представить? Разве может быть Православное ростовщичество? Или знаете вы как можно служить и Богу и моммоне? И как сочетать любовь к ближнему с эксплуатацией чужого труда? "и"...А ведь что такое на самом деле православный социализм? Это есть решение вопроса о том, как православному христианину надлежит относиться к миру.А само решение это происходит по следующему алгоритму:1. Первая ступень дискуссии. Нужно или нет христианское государство.1.1. Нет, не нужно, христианин должен жить в том государстве, в каком он родился, ничего не менять, а лишь честно трудится и исполнять законы этого государства. (дальнейшая дискуссия в данном случае бесполезна).1.2. Да. Христианское государство – это не человеческое произволение, а промысел Божий о людях. Без явной помощи Божей («Сим победиши»), Константин вряд ли бы занял римский престол и, что более важно, вряд ли бы удержал власть. А потому, дело каждого христианина строить и поддерживать христианское государство.1.2.1. Отсюда следующая ступень дискуссии. Должно ли христианское государство при своем строительстве использовать как основу принцип справедливости или возможна в христианском государстве несправедливость в отношениях между людьми.1.2.1.1. Несправедливость в социальных, экономических и политических отношениях между людьми в христианском государстве возможна. (дальнейшая дискуссия в данном случае бесполезна).1.2.1.2. Принцип справедливости «является важнейшим принципом построения социума, в котором возможно бесконфликтное существование «пшеницы» и «плевел» и «Справедливость есть одна из форм проявления любви». Поэтому, да. Христианское государство должно строиться на принципе справедливости. Несправедливость умаляет любовь.1.2.1.2.1. Следующая ступень. Может ли православный христианин жить за счет эксплуатации чужого труда.1.2.1.2.1.1. Да, может. (дальнейшая дискуссия в данном случае бесполезна).1.2.1.2.1.2. Нет. Не может. Эксплуатация отрицает любовь.1.2.1.2.1.2.1. Следующая ступень – православный социализм."

Вы правы. Буквально повторили ход моих рассуждений. Я специально выжидал ответа записных оппонентов Вам, но ожидать можно долго. Возразить нечего. Сим победиши!
Егоргий / 16.10.2016, 08:52

9. Православный социализм как "прелесть"

Прочитав о православном социализме о.Сергея - уловил важный момент, когда, чем, кого и почему прелесть "социализма" побеждает. Почему здесь уголовщина? Социализм это та же прелесть, которая заставляла ради своего светлого будущего убивать миллионы, а затем ради себя самой с "человеческим лицом", саму себя разрушить, со всеми социальными достижениями. Прелесть сама по себе иррациональна, нравится только самой себе. Посему общество и власть обольщаемых тем более кровожадней , чем больше утешаются этой прелестью. Посему посадить целое общество в омут прелести - это тяжкое преступление, уголовщина. Еще недавно строящие социализм и коммунизм не знали, что строят и трудятся, умирают, чтобы их дети жили для светлого будущего немногих олигархов и их детей. Такова жестокая правда "прелести". Просто вместо прелести "социализма" пришла другая прелесть "капитализма", ради которой теперь должны жить будущие поколения. Сама "прелесть" не исключает каких либо достижений общества и личности, но обесценивает их так, что в истории плодами этих достижений пользуются другие. Все эти истины давно известны "Ветхому Завету", где подробно описывается как разрушаются "прелести" и "кумиры" мира сего за отступление от Любви Божией.
Родос / 05.10.2016, 16:53

8. Ответ на 7., А.В. Сошенко:

. Например, достаточность в экономике или, предположим, автаркия и т.д. - это не исключительность социализма

. Уважаемый Сошенко, достаточность, вернее - самодостаточность (конечно-же, не абсолютная, а в большой степени) и автаркия совершенно два разных понятия не только в теории, но и на практике. Экономика СССР никогда, в абсолютном понимании, не была автаркией, этот термин, и то - приблизительно, можно применить к финансовой системе СССР. Есть другие примеры социалистического хозяйствования, например, страны СЭВ, и, это моё мнение, довольно открытая экономика СФРЮ (Большая Югославия).
вода / 05.10.2016, 09:38

7. Ответ на 5., В.Рыжков:

В связи с Вашей статьей, хочу повторить два моих комментария на тему Православного социализма:"Понятие Православного социализма подразумевает устроение Православного государства на основе социалистических экономических отношений. Вообще любое государство (не только Православное) строится на базе каких-то экономических отношений...".

Повторю и я: "Понимать под социализмом экономический уклад - подмена понятий. Например, достаточность в экономике или, предположим, автаркия и т.д. - это не исключительность социализма. Это может быть основой для любого строя. В известной степени эти понятия даже противоречат социализму. Общественная собственность на средства производства? Также. Читайте славянофилов. Многоукладность и т.д. - тем более. Социальные достижения - это социальность, а не социализм. Читайте славянофилов на эту тему! Вспоминая советскую власть мы ностальгируем в основном об этом, о социальных гарантиях, образовании людей и т.п. Но туда, в социализм, возврата нет. А если и есть, то вернется все уже в виде фарса. Поэтому в этой части нужно ориентироваться не на социализм, а на социальность. И на основополагающие принципы - каждому должно быть гарантировано получение образования и профессиональная его деятельность исключительно из его способностей и стремлений. Но это не монополия социализма. Общинность, коллективизм и т.д. - тоже. Читайте у славянофилов. А какие базовые понятия для социализма? Извращенное понятие "свободы", "братства" и т.п. Именно это ведет к революциям и уничтожению людей. Социалистическая "свобода" в либеральной ипостаси называется "права человека". Или вот - "братство" народов, например. Которое в реальности, через, мягко выражаясь, ущемление русских привело сначала к развалу СССР, а сейчас есть все основания по этой же схеме развалить и современную "демократическую" Россию. А до этого - к братоубийственной гражданской войне. Либерализм-социализм-либерализм- и т.д. Сколько можно кружить? А здесь и сейчас - кружить под соусом "православного социализма"?
А.В. Сошенко / 05.10.2016, 07:43

6. Re: Еще раз о «православном социализме»

Православным может быть человек, православным может быть народ, православным может быть Царь

Классика. Народ... царь (отчего-то с большой буквы, словно бы он не то что прочии человецы). Что православной является прежде всего церковь, иерею отчего-то и в голову не пришло.
Сергей Швецов / 05.10.2016, 07:17

5. По поводу Православного социализма

В связи с Вашей статьей, хочу повторить два моих комментария на тему Православного социализма: "Понятие Православного социализма подразумевает устроение Православного государства на основе социалистических экономических отношений. Вообще любое государство (не только Православное) строится на базе каких-то экономических отношений. Без экономических отношений сообщество людей не может существовать, поскольку людям для жизни просто необходима еда, жилье и одежда. В процессе ее производства и обмена люди вступают в экономические отношения. Всего известно 5 типов экономических отношений: первобытно общинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические. При построении Православного государства в современных условиях (а именно об этом, как мне кажется идет речь) встанет вопрос о выборе основы экономических отношений. И тут у нас появляются 2 ограничения – 1.экономические отношения должны использовать машинное производство и поддерживать технический прогресс (в противном случае государство быстро отстанет в техническом развитии от соседей и вероятнее всего будет завоевано или поглощено ими). 2.экономические отношения и мотивируемое ими поведение людей не должно вступать в противоречие с учением Православной Церкви. Первое ограничение отсекает первобытно общинные, рабовладельческие и феодальные экономические отношения как основу для построения будущего Православного государства. Тогда остается выяснить какие экономические отношения не противоречат (либо противоречат в наименьшей степени) учению Православной Церкви. Хорошо, допустим, вы не можете себе представить Православный социализм. А Православный капитализм вы можете себе представить? Разве может быть Православное ростовщичество? Или знаете вы как можно служить и Богу и моммоне? И как сочетать любовь к ближнему с эксплуатацией чужого труда? " и "...А ведь что такое на самом деле православный социализм? Это есть решение вопроса о том, как православному христианину надлежит относиться к миру. А само решение это происходит по следующему алгоритму: 1. Первая ступень дискуссии. Нужно или нет христианское государство. 1.1. Нет, не нужно, христианин должен жить в том государстве, в каком он родился, ничего не менять, а лишь честно трудится и исполнять законы этого государства. (дальнейшая дискуссия в данном случае бесполезна). 1.2. Да. Христианское государство – это не человеческое произволение, а промысел Божий о людях. Без явной помощи Божей («Сим победиши»), Константин вряд ли бы занял римский престол и, что более важно, вряд ли бы удержал власть. А потому, дело каждого христианина строить и поддерживать христианское государство. 1.2.1. Отсюда следующая ступень дискуссии. Должно ли христианское государство при своем строительстве использовать как основу принцип справедливости или возможна в христианском государстве несправедливость в отношениях между людьми. 1.2.1.1. Несправедливость в социальных, экономических и политических отношениях между людьми в христианском государстве возможна. (дальнейшая дискуссия в данном случае бесполезна). 1.2.1.2. Принцип справедливости «является важнейшим принципом построения социума, в котором возможно бесконфликтное существование «пшеницы» и «плевел» и «Справедливость есть одна из форм проявления любви». Поэтому, да. Христианское государство должно строиться на принципе справедливости. Несправедливость умаляет любовь. 1.2.1.2.1. Следующая ступень. Может ли православный христианин жить за счет эксплуатации чужого труда. 1.2.1.2.1.1. Да, может. (дальнейшая дискуссия в данном случае бесполезна). 1.2.1.2.1.2. Нет. Не может. Эксплуатация отрицает любовь. 1.2.1.2.1.2.1. Следующая ступень – православный социализм."
В.Рыжков / 04.10.2016, 22:02

4. Когда после краха ряда утопий, после появления антиутопий, нам с совершенно серьезным видом предлагается очередная утопия, побочным эффектом даже обсуждения которой (не говоря о реализации) становится дискредитация нашей веры?! Когда вновь предлагается «в

Сразу бы так. Вот такими словами и нужно было начинать. Вы только что пропели "Аминь" несправедливости,капитализму, вымиранию населения(русского в первую очередь).Хорошо все-таки, что мало простого народу в глубинке читает РНЛ(вообще и-нет) и поэтому может к Церкви относиться позитивно...
электрик / 04.10.2016, 16:05

3. вдогонку

Если не нравится прозвучавшее ранее определение: И. - Система верований о структуре и функционировании общества. Можно «систему верований о структуре» заменить на: «Систему политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу». В принципе, не понравившееся Вам слово «верование», можно заменить на нечто, более академичное: «Результат рационального и эмоционального освоения человеком окружающей действительности».
Павел Тихомиров / 04.10.2016, 14:24

2. Re: Еще раз о «православном социализме»

О.Сергий употреблет слово "уголовщина" правомерно. Есть некоторые личности, которые готовы хоть сейчас бежать с дрекольем отнимать у соседа лишние метры. Это люди, которые комфортно чувствовали себя в обществе привилегий и связей. Но вспомним и другое. ВСЕ революционеры, все устроители социализма ВСЕГДА широко пользовались услугами уголовников. Для этого открывались тюрьмы. потому что нормальные люди не годились на эту роль. Котовский, Дыбенко, Сталин, Камо....
Lucia / 04.10.2016, 14:15

1. носитель языка

о.Сергий, если я написал "система верований" применительно к обществу и к человекам, то, поверьте, имел ввиду именно систему верований, а не что иное. Вы же в курсе, наверное, что верование в то, что такое человек, - совершенно различны для буддиста, фрейдиста, материалиста и т.д. Именно верования, потому что есть набор гипотез, принимаемых на веру, и уже с этим набором гипотез о том, что такое человек, начинается идеологическая работа, выстраивание различных схем. (Ну не буду же я вам тут про антропологию, сами, надо полагать, в курсе). Можно сравнивать пантеистическое понимание человека, католическую традицию осмысления персоны, православную традицию осмысления личности, фрейдистские и иные способы осмысления мотивации и целеполагания - и получится, что желательными будут совсем неодинаковые социальные схемы. Ну это же элементарно.
Павел Тихомиров / 04.10.2016, 12:21
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Сергий Карамышев
Архитекторы всеукраинского раскола обнажают клыки
О саморазоблачающем интервью архиепископа Памфилийского (США) Даниила (Зелинского) Би-би-си
14.01.2019
«Летопись 2018 года»
Краткий перечень наиболее важных событий года, изредка чередуемый с очень сжатыми комментариями
05.01.2019
В чем польза укронацистского режима?
Порошенко последними своими действиями укрепляет Русскую Церковь на Украине качественно
03.01.2019
От десакрализации к «паралитургии»
Превращение католических храмов в музеи и архивы - очередной этап демонтажа остатков благодати Божией в Папской церкви
24.12.2018
Ёлочка… от сатаны
Или Христово Рождество, Ханука и сатанинский шабаш в одном зале
20.12.2018
Все статьи Священник Сергий Карамышев
Последние комментарии
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от учитель
18.04.2024 08:27
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Александр Волков
18.04.2024 07:44
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24