1. Россия стояла и стоит на трех «китах», трех основах, трех столпах. Когда они в той или иной степени отрицаются, отрицается и Россия и наступает либо смута или происходит нашествие иноплеменников. Самодержавие, Православие, Народность - актуальна ли эта формула XIX века в наши дни, как у французов - Свобода, Равенство и Братство? Внутреннее наполнение этих категорий существенно изменилось. В Российской империи главой Церкви был император. Теперь во главе Церкви патриарх, Церковь независима от Государства. Монархия, сословность общества ушли в прошлое. Мы уже почти 100 лет живем в Республике. Поэтому я решусь модернизировать триединую формулу Уварова. Православие, Республика.
Предвижу гнев и крайнее возмущение близких мне по духу людей. Но вот, что говорил о формах государственного устройства народов владыка Вениамин: «Самый лучший способ правления и государством и людьми, безусловно, монархия. Монархия - высшая форма правления. Есть, конечно, ещё выше форма - это теократия. Но теократию сохранить в мире очень трудно, потому что тогда мы должны руководствоваться конституцией Неба, а Небо говорит: не убий, не укради, не любы сотвори, что отца и мать свою. Небо говорит даже о любви к врагам....Да, если мы признаем Бога Царем Неба и Земли, то мы должны полностью исполнять Его волю, а если нет, то теократия не в силах остаться с нами.
Монархия не так сильно отличается от теократии, хотя здесь уже вступает человеческий элемент. Православная монархия, религиозная монархия руководствуется конституцией Неба. Достаточно вспомнить, как появилась монархия в истории еврейского народа.
В период Судей еще с горы Синай Бог был у них Царём Неба и Земли. Но евреи пришли к Самуилу и попросили земного царя, как у других народов. Самуил опечалился, а Господь сказал: «Что ж ты печалишься? Не тебя они оскорбили, а Меня отвергли. Я у них был Царем и Неба и Земли, а теперь они царя земного хотят». Но в то же время Господь снизошёл к этому народу и дал ему царя - избранного, помазанного от Бога, которому делегировал власть божественную на земле, которого должно слушать как Бога.
Так появилась монархия в еврейском народе. Потом этот монархический способ правления был передан Византии, а Византия передела его России православной....
Эсхатологическое чувство свойственно всем народам, и России в том числе. И тот народ, который больше страдает, имеет сердце более восприимчивое к грядущим событиям, приближающимся в той или иной стране или во всём мире. Эсхатология - это учение о конце мира. Оно свойственно даже атеистам. Только у них не Бог, а материя. Исчезает нефть, энергия и земля идет к гибели - в их представлении это тоже эсхатология, но безбожная.
В нашей эсхатологии для россиянина Христос и Россия на первом месте. Конечно же, многие люди монархического устроения желают возвращения царя. Чтобы пришёл царь и царствовал нами.
Мой духовник архимандрит Кирилл (Павлов) с сомнением относился к скорому возрождению России...Бог не спасает человека без человека. Бог знает, может, Господь и монарха нам даст - мы не знаем грядущих событий. Но это не значит возложить на Него все-все-все надежды, упования, а самим ничего не делать, не совершенствоваться, духовно и нравственно не укрепляться. Если мы считаем, что придет царь и всё сделает за нас, то это неверно, конечно» (Русский дом. №1.2016.С.9). Восстановить монархию - это значит восстановить, а точнее создать новых господ. Империя это всегда узаконенное неравенство. Откуда появятся новые господа? Прежние (бывшие) господа проиграли в Гражданскую войну. Собственно они были обречены, так как изменили присяге, Государю, России. Да они и не хотели реставрировать монархию, а боролись за свои привилегии. Новых господ, узаконенных, наследственных не примет Народ. Сословность ушла вместе с монархией, а без неё она не действенна. И потому вопрос теперь уже не в том, что сейчас актуально для России - Монархия, Республика, Конфедерация, Унитарное государство. А какая Республика. Несомненно, президентская, а не парламентская. Президент с его правами сейчас в России это по существу «светский» монарх. Несомненно, это федерация, а не конфедерация или унитарное государство. Федерация опять же как «светская» форма Империи, то есть Империя в «железный век» России. Итак, Православие и Республика.
2. Пойдем дальше. Триединая формула окончательно должна звучать так.
Православие, Республика, Национализм.
Национализм это глубинная стихия Русской Нации, одно из проявлений народного духа, а сегодня - надежда на сохранение России как независимого, суверенного государства в XXI веке. Я писал о национализме во всех своих четырех книгах, посвященных русскому национализму (Русский человек Размышление православного националиста. С-Пб., 2008г.; Моя Россия, С.-Пб.,2011 г.; Испытание русскостью. С.-Пб.,2014 г.; Символ веры русского человека. С.-Пб.,2015 г.), и не буду повторяться. В данный момент я бы связал его с русским самосознанием или как это сейчас принято говорить с национальной идентификацией, то есть со способностью осознавать себя русским, жить по-русски, мыслить и творить по-русски. «Народ, не имеющий национального самосознания - есть навоз, на котором произрастают другие народы» (П.А.Столыпин). А еще проще русский националист это тот, кто осознает себя частью своего народа. Или как сказал великий русский писатель Лев Толстой национализм это «сознание великой духовной силы народа, к которому имею счастье принадлежать, хотя не жизнью, а породой».
Уточним, тот, кто считает себя частью России, является патриотом России. Отсюда идея России - единство и неповторимость её народов, племён и культур. Единство определяется единой Родиной, исторической судьбой, общностью базовых ценностей. Оно закреплено наличием федеративного государства, ранее Империей. Русская неповторимость - быть стержневым народом России, что является и Русским крестом. Русская идея XXI века - быть духовным центром мира, или в привычных терминах, быть Третьим Римом, а значит и «удерживающим от прихода беззаконника. Вот как об этом говорили Президент и Патриарх.
Президент Путин В.В. из предвыборной статьи: «Стержень, скрепляющая ткань уникальной российской цивилизации - русский народ, русская культура...Русский народ является государство образующим - по факту существования России. Великая миссия русских объединять, скреплять цивилизацию...Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты».
Патриарх Кирилл на XVIII съезде ВРНС 11.11.2014 г.: «Судьба русского народа, его благополучие, его целостность, зрелость его самосознания должны быть признаны ключевыми факторами в сохранении духовного и политического единства России. Пренебрегать этим сегодня - значит разрушать государство, закладывать под него мину замедленного действия...Мы никогда не согласимся с теми, кто хочет видеть Россию, Россией без русских, лишенной национального и религиозного лица, потерявшей чувство солидарности и единства. Подобный сценарий чреват катастрофическими последствиями не только для нашего государства, но и для всего мира».
3. Патриарх и Президент почувствовали недостаточность двух столпов России для её независимого и суверенного существования в XXI веке и призывают нас, прежде всего русских людей, осознать свою ответственность за судьбу России, перестать жить прошлым.
Из речи Путина на Валдайском форуме 2013 г.: «Для россиян, для России вопросы "кто мы?", "кем мы хотим быть" звучат в нашем обществе все громче и громче. Мы ушли от советской идеологии, вернуть её невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма. Очевидно, наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения. Вопрос обретения и укрепления национальной идентичности носит для России фундаментальный характер».
Патриарх Кирилл: «Очень важно, чтобы в элитах возникло понимание того, что подлинное русское национальное самосознание, основанное на нашей культурной и религиозной традиции, не угрожает целостности России и межнациональному миру в ней, а наоборот - выступает главным гарантом единства страны и дружбы между её народами».
И потому русский национализм будет востребован в XXI веке или нас снова ждут великие потрясения, новые смуты и нашествия. И значит Православие, Республика, Национализм - это по существу современная государственная идеология для русских. Для мусульман она будет звучать так - Ислам, Республика, Национализм. Заметим, не сепаратизм, не шовинизм, а национальная идентичность в составе Российской Федерации.