Пессимистическое богословие некоторых ревнителей православной веры

0
1907
Время на чтение 6 минут

В настоящее время среди богословов образовалось два противоположных лагеря: одни утверждают, что нет особенной разницы какой веры человек и Бог по своему милосердию спасет всех (таковы проф. А.И.Осипов, филокатолики и модернисты), другие утверждают, спастись могут только православные христиане и никто кроме них не спасется и не спасается. Две крайние и противоположные точки зрения.

О.Георгий Максимов в частности написал много статей на эту тему, одна из них «Оптимистическое богословие», в которой критикует первую точку зрения. Но, к сожалению, так уж устроена наука богословия (если она вообще является наукой, в чем мы очень сильно сомневаемся), что она есть всего лишь некое приближение к Истине, аппроксимация (математическое понятие). Самое сильное богословие изрекли святые отцы, водимые Духом Святым - преп. Иоанн Дамаскин «Точное изложение православной веры», преп. Иустин Попович и святитель Филарет (Дроздов) в своем бессмертном творении «Катехизис».

Многие современные богословские труды написаны людьми, увы, не святыми и представляют собой разную степень искажения истины. Хорошо бы богословам поставить на полку эти книги как высочайший авторитет и по мере необходимости извлекать оттуда цитаты для спрашивающих, но они почему-то непременно хотят сказать что-то новое, изобрести, модернизировать. Если с богословием фантастически-оптимистическим все более-менее понятно, то с богословием противоположного лагеря не все так просто. Богословие о.Георгия Маскимова очень близко к истине, но где-то он перегибает палку и впадает в абсолютизацию своих же богословских конструкций, которые являются ничем иным, как неким продуктом головного мозга. Его богословие является глубоко пессимистическим в отличии от радужного и безответственно «оптимистического» богословия тех, кто всем пророчит неминуемый рай.

И чем вообще отличается теория от реальности, и что является критерием истины - практика (реальность) или теория? Вот, например, представим, что какой-то ученый создал прекрасную гармоничную теорию некоторого физического процесса, в котором вода замерзает при температуре ноль градусов Цельсия, и защитил по ней кандидатскую и докторскую диссертацию, его затаив дыхание слушала ученая комиссия, поражаясь глубине его мыслей и красоте его теории, но вот та комиссия пришла на святой источник в очень сильный мороз и видят, что он не замерз, тогда они обратились к этому ученому: «скажи, почему здесь твоя теория не работает? Значит в ней есть какая-то ошибка?» «Нет, - отвечал тот ученый. - Моя логика неоспорима, не верьте своим глазам. Моя теория абсолютна и в ней не может быть ошибок». Так вот уважаемый о.Георгий Максимов говорит подобное же, что никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя вымолить некрещеных и все некрещеные и неправославные попадают в ад и, более того, в аду их место в вечности. Разве это не последняя степень пессимистического богословия?

Этот уважаемый батюшка и богослов знает, что в наше время есть примеры того, как, например, старица Варвара Вырицкая, духовная дочь преподобного Серафима Вырицкого, вымаливала абортированных некрещеных младенцев по благословению Царицы Небесной, или же старец Николай Гурьянов сказал однажды своему духовному чаду с ноткой тревоги в голосе: «Почему ты не молишься о своем отце?» (отец его был некрещеный, умер и являлся ему несколько раз во сне с немой просьбой о молитве, причем этот человек, в настоящее время уже священник, не говорил старцу Николаю об этих снах, и потому данный случай еще одно подтверждение удивительной прозорливости старца Николая). «Это выдумки», - ответит уважаемый батюшка Георгий Максимов. А почему выдумки? На это он не ответит, хотя, конечно, понятно: все, что не соответствует его богословской теории, «безупречной и неоспоримой в своей сверхлогичности и абсолютности», является «выдумкой» . Вот если бы явился Господь наш Иисус Христос и сказал о.Георгию: «Отец Георгий, действительно есть те из некрещеных, что попали в рай, что отмолены, хотя их очень и очень мало», и он, наверное, ответил бы Господу: «Нет, этого не может быть» или же посчитал бы, что это было ложное видение. Проблема в вере.

Подобная точка зрения, что нет спасения некрещеным (даже относительно невинным абортированным младенцам, имеющих только первородный грех) вредна тем, что повергает сродников умерших некрещеных в черную глубину отчаяния и отчуждения от их ошибавшихся при земной жизни умерших сродников, что особенно явственно видно в случае младенцев абортированных. Мало того, что они (эти младенцы) страдали, когда их убивали, так еще и ад их вечное место по теории пессимистического богословия или же в лучшем случае они никогда не увидят Света Божественного, который по преп. Симеону Богослову и есть рай. Разве это не жестоко? Да к тому же еще и вредно, так как препятствует молитве любви за свое погибшее чадо, препятствует восстановлению любви столь естественной между матерью и ребенком, отцом и чадом (кстати и оптимистическое богословие не особенно ратует за молитву, утверждая, что они (абортированные младенцы) автоматически спасаются, не признавая первородный грех, который не смыт таинством крещения). Но пессимистическое богословие и на этот случай выдумало оправдание: Бог будто бы знал, что они вырастут извергами, когда станут взрослыми, потому почел за лучшее для них допустить их аборт (минимизируя их наказание в вечности). А что думают о Промысле Божием святые? Откроем книгу святителя Иоанна Тобольского «Илиотропион», в которой есть такие строки: «...Итак, перестанем и мы расширять крылья любопытствующего нашего суждения о предметах нам недоведомых. Волны безграничного океана Высочайшего Ума, непрестанно вращающиеся и возвращающиеся, восходящие и нисходящие, превосходят быстроумие всякой мудрости, не только человеческой, но и ангельской.

И как же могли бы мы постигнуть конечные причины глубочайших Божественных судеб? Кто может постигнуть Божье предопределение: зачем этот родился в язычестве, другой в Христианстве? Почему Евангельская проповедь во многих странах довольно поздно огласилась, а потому, многие тысячи людей погибли, лишась возможности спастись принятием Христова учения, тогда как в других странах оно быстро огласилось? Почему одно государство наполнено еретиками, другое свободно от всех пороков неправоверия и в нем сильно укоренилось благочестие? Почему наказание Божье за грехи одних минет (до времени), а других постигает? Почему иногда невинные в преступлении предаются суду, обвиняются и погибают, а грехи некоторых людей отзываются на их детях и дальнейших их потомках?» (Иоанн Тобольский (Максимович) свт. Илиотропион, или Сообразование с Божественной Волей).

Богословие святых было святым и непорочным, потому что через них глаголал Дух Святой, а богословие наших современников искажено их страстями и является в большей степени продуктом мозга и потому не может быть абсолютно верным. Конечно, нам ближе богословие о.Георгия Максимова неизмеримо более высокой степенью трезвенности, аутентичности святоотеческому богословию и разумности (в сравнении с оптимистическим богословием и синкретическим модернизмом), но признать и его за абсолютную истину мы не можем, хотя бы потому, что Истина - есть КТО (Господь Иисус Христос), а не ЧТО (некая пусть и кажущаяся совершенной богословская система).

Если же уважаемый о.Георгий Максимов когда-нибудь пожелает поправить свою богословскую теорию в сторону деабсолютизации некоторых утверждений, особенно освещенных в этой статье, то мы будем рады и засвидетельствуем о еще большем приближении его слов к той Вечной Правде, которая не лишена и Милости; к тому Судие, предвосхитить суд (о вечной участи каждого человека) Которого является делом страшным и непозволительным никому из смертных, насколько бы умны и образованны они ни были. Да поможет нам милосердный Господь.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Ответ на 1., Anton:

Скорее всего о. Георгий и имеет ввиду общий порядок, а на исключительный не указывает или не имеет его ввиду. Если же мы будем рассматривать исключительный порядок применительно к общему, то мы перейдем в разряд оригенистов-модернистов.

Согласен с Вами. Но к сожалению, батюшка Георгий исповедует именно исключительно НЕВОЗМОЖНОСТЬ спасения вообще всех, кто не крещен, то есть он не допускает никаких исключений. Таким образом он предвосхищает Страшный СУД Божий и делает его простой формальностью в отношении иноверцев и некрещенных, так как по его мнению исход уже ясен - они не спасутся. Т.е. вместо Бога - личности с его точки зрения выступает некая программа, результат которой уже ясен. Он не разделяет общий порядок и исключительный. Для него слова Господа Иисуса Христа "Кто не родится от воды и духа не может войти в Царство Небесное" и есть Истина в последней инстанции, которые обжалованию не подлежат. А когда я напомнил ему о словах Господа "Если не будете как дети то не войдете в Царство Небесное", которые тоже если абсолютизировать мы получим печальный итог невхождения многих православных в Царство Небесное и даже о.Георгия тоже, увы.
Владимир_Урусов / 15.06.2016, 09:25

2. Re: Пессимистическое богословие некоторых ревнителей православной веры

Уважаемый Влвждимир! Поясните, где А. И. Осипов говорит, что будто все равно, к какой церкви принадлежать? Так и говорит? Или вы это придумали. История о некой "старице" Варваре, вымаливающей, как вы говорите, "абортированных" младенцев просто чудовищна. В чем смысл, этих молитв? Т.е. злой Бог этих младенцев, даже грехов не имеющих запихивает в ад, а добрая старица их вымаливает, и тогда Бог их прощает? Здесь нет речи о покаянии, об изменении - ибо личных грехов-то нет. Это проповедь грубейшего юридизма.
Hélène / 24.03.2016, 20:43

1. Немного в защиту о.Георгия Максимова

Согласен с автором статьи, что всепрощенческий оригенизм-модернизм неприемлем к христианской вере. А вот касательно изречений о.Георгия Максимова на эту тему, мне кажется выводы сделаны поспешно. Касательно общего порядка священник о.Георгий Максимов прав. А то о чем говорит автор статьи, это порядок исключительных случаев. Скорее всего о. Георгий и имеет ввиду общий порядок, а на исключительный не указывает или не имеет его ввиду. Если же мы будем рассматривать исключительный порядок применительно к общему, то мы перейдем в разряд оригенистов-модернистов.
Anton / 24.03.2016, 12:52
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Урусов
«Что противного природе Бога, когда молятся о некрещёных младенцах?»
Продолжение (второе) о ереси отрицания Всемогущества Божия
08.10.2022
Об одной малозаметной ереси
К полемике о том, могут ли спастись некрещёные
02.09.2022
Могут ли некрещеные младенцы войти в Царство Небесное?
Размышления Владимира Урусова о возможности спасения некрещеным
17.09.2018
Спектакль для граждан России
Владимир Урусов о фракционной дисциплине в Государственной Думе и о необходимости борьбы за отмену статьи Конституции о приоритете международного права над российским
30.08.2018
Все статьи Владимир Урусов
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40