15 марта по новому стилю 1917 года в село Коломенское пришла крестьянка и направилась прямиком к Вознесенскому храму, где разыскала настоятеля священника Николая Лихачева. Назвалась Евдокией Андриановой из подмосковной слободы Перерва и поведала батюшке о своих снах, виденных незадолго до этого, в феврале. В тех сновидениях был голос: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Её нужно взять, сделать красной и пусть молятся». В другом сне Евдокия увидела белый храм (точь-в-точь как этот Вознесенский), а в нём величественную Женщину, в которой крестьянка узнала Божию Матерь. Отец Николай пригласил Евдокию в храм, где она осмотрела все находящиеся там иконы, но явленного ей во сне образа не узнала ни в одной из них. Сторож подсказал поискать на колокольне, на лестнице, заглянуть в чуланы. И вот в церковном подвале среди старых досок была найдена большая черная узкая икона. Когда её промыли от многолетней пыли, то увидели изображение Богородицы, восседающей на царском престоле в красной порфире, с венцом на голове, со скипетром и державой в руках. У Неё на коленях - благословляющий Богомладенец Иисус Христос. Именно в этой иконе крестьянка узнала явившийся ей во сне образ, ранее никому не известный.
В этот же день Россия осталась без Царя... В 9 ч. 40 м. вечера к станции Псков подошел поезд, украшенный красными флагами. В нём находились представители Временного комитета Гучков и Шульгин, прибывшие на встречу к Николаю II. К ним в вагон поднялся флигель-адъютант Мордвинов и пригласил депутатов на аудиенцию к императору. Их провели в салон, где уже находился министр двора граф Фредерикс. Вошел государь. Он был в пластунской черкесске, спокойный, но бледный. По знаку государя начал говорить Гучков, завершив свою речь словами: «Всякая борьба для Вас, государь, бесполезна» и далее советовал последовать решению (!) Временного комитета и отречься от престола. Он также подчеркнул, что большинство из них стоит за конституционную монархию. Гучков предлагал отречься в пользу наследника при регенстве великого князя Михаила Александровича. В это время в вагон вошел генерал Рузский. Он прошептал Шульгину, что это «дело» уже решенное. Тогда Гучков предложил государю, помолившись Богу, исполнить пожелание Государственной Думы и отречься от престола Российской империи в пользу цесаревича. При словах о молитве император как-то странно взглянул на Гучкова... Возможно, государь был удивлен, услышав от Гучкова «поучительные» слова о молитве и о Боге... Гучков передал императору проект манифеста. Государь взял его, аккуратно сложил и стал говорить твёрдым и спокойным голосом. Он сказал, что принял решение не отрекаться в пользу сына - он не может расстаться с больным ребёнком и поэтому отрекается за него в пользу своего брата Михаила. «Надеюсь, что вы поймёте чувства отца», - тихим голосом закончил император. Взяв со стола сложенную бумагу - проект манифеста, который привёз Гучков, государь удалился в свой вагон.
Депутаты растерялись. Они не были готовы к такому решению императора. Они не знали, имеет ли право государь отречься от престола от имени своего сына. Но после обсуждения решили принять отречение в таком виде. Государь сам лично составил черновик акта отречения в пользу великого князя Михаила Александровича и приказал генералу Нарышкину переписать его на машинке. Войдя в салон, государь передал готовый акт Гучкову, который зачитал документ вслух. Государь стал прощаться и удалился в свой вагон. Часы показывали 11ч. 45 мин. ночи. Депутаты вернулись в свой вагон, где их ждала закуска. На путях стояли люди. Толпа безмолвствовала. Некоторые крестились. Так закончилось 300-летнее правление династии Романовых.
Но это было лишь начало конца - последнего российского императора Николая II, его жену и пятерых детей, расстреляли в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. А в августе 2000 года члены царской семьи были прославлены Русской Православной Церковью в лике святых, вернув таким образом царственную власть - ибо можно не сомневаться в том, что страстотерпцы предстоят пред престолом Божиим.
Явлением Своего образа Царица Небесная как бы засвидетельствовала, что теперь Она Сама станет Царицей Русской земли и будет усердно молить о ней Своего Сына и Бога. По мнению ряда православных толкователей, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии и последующие политические события посланы русскому народу как часть наказания за множественные грехи, и в частности, за нарушение Соборной клятвы 1613 года, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства. В акафисте иконе, в частности, говорится «Радуйся, яко присно внушаеши нам омывати грехи своя слезами покаяния».
А в те мартовские дни 1917 года в Вознесенский храм в Коломенском стекалось множество народа, шли крестные ходы из окрестных храмов, приходили целые группы с заводов и фабрик близ Коломенского. Вскоре всю Россию облетело известие о том, что под Москвой произошло чудесное явление новой иконы. Спустя какое-то время Державная икона явила чудо обновления - стала светлой, ясной и... «красной», по цвету царской порфиры, как бы пропитанной кровью. Позднее выяснили, что этот образ в 1812 году перенесен из Вознесенского монастыря в Кремле. В начале 20-х годов Державную икону отправили в запасники Исторического музея, но уже было создано с неё несколько почитаемых списков. Один из них все советские десятилетия находился в никогда не закрывавшемся московском храме св. пророка Илии в Обыденском переулке. В 1920-е годы этот храм называли «оплотом контрреволюции», поскольку его прихожанами были многие дворянские семьи, ученые, бывшие государственные служащие и военные из числа тех, кто не уехали из России и еще не были отправлены в лагеря. В 1990-е годы список Державной иконы был снова принесен туда, где икона была явлена, - в Казанский храм в Коломенском.