Всеправославный собор и возможность изменения православных канонов

0
1918
Время на чтение 7 минут

Как известно, скоро грядет Всеправославный собор. Но в среде самих православных бытуют устойчивые подозрения, что на нем попытаются изменить или даже отменить те или иные канонические правила нашей Церкви. Я немного коснулся этой темы в своей статье «Поучительная байка про еврея в бане». Однако и по поводу сей статьи также возникли некоторые недоуменные вопросы. Поэтому постараюсь ответить на все сие в данной публикации.

В той своей статье я уже писал, что Господь сказал по поводу возможного изменения канонов: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота илини одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф.5,17-19).

Между тем, иудеи, особенно фарисеи, подозревали Самого Христа в нарушении закона Моисеева. Так «приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ливы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворилих? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так чтоони уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Ониговорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф.19,1-9).

Действительно, получается, как будто бы, противоречие?! Господь говорит, что не пришел нарушить даже йоту из закона Моисеева, но в то же время вроде бы отменяет целую заповедь Моисея о разводном письме! Как это понимать?! А понимать надо так, как понимали сие святые отцы. Вот что по этому поводу пишет святитель Феофилакт Болгарский: «Фарисеи, видя, что Господь заградил их уста, были вынуждены сослаться на Моисея, который в своих предписаниях как будто бы противоречит Христу. Они говорят: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться? Но Господь, всякое обвинение обращающий на их голову, защищает Моисея и говорит: Моисей, давая такой закон, не противоречит Богу; такое постановление сделал он по причине вашего же стокосердия, чтобы вы, по своей распущенности нравственной, вознамерившись вступить в брак с другими женами, не стали погублять первых жен. Действительно, будучи жестоки, евреи доходили бы до убийства своих жен, если бы закон принуждал их непременно жить с ними. Ввиду этого Моисей постановил: пусть жены ненавистные для их супругов, получают документ о разводе».

Таким образом, отсюда следует, что пророк Моисей, видя полную невозможность прекратить в среде жестоковыйных иудеев разводы (богопротивное дело, противоречащее закону Божию, данному еще первым людям в раю (Быт.2,24), по крайней мере, постарался хоть как-то упорядочить и затруднить это плохое дело. Поэтому дал заповедь совершать развод не как попало, не по первому желанию или похоти мужа, но узаконено, чрез разводное письмо. Господь же в духе этой заповеди Моисея вообще запрещает развод, кроме прелюбодеяния супругов.

Итак, по видимости буква этой заповеди Моисея нарушена, но дух ее Господом полностью соблюден: «Потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор.3,6). И что же здесь удивительного, ведь так Он поступает постоянно, в духе Законодателя, Коим Сам и является, делая заповедь строже: «Выслышали,что сказано древним: не убивай,кто же убьет, подлежит суду.А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака", подлежит синедриону, актоскажет: "безумный", подлежит геенне огненной» (Мф.5,21-22). И опять: «Выслышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5,27-28).И наконец: « Сказано также, что если кто разводится с женоюсвоею, пусть даст ей разводную. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5,31-32).

И точно также поступают ученики Христовы, которым «Он дал... способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» ((2 Кор.3,8). Укажу в качестве примера сего на вот на что. Апостол Павел сказал следующее о нравственных требованиях к кандидату на поставление во епископа: «Епископ должен быть... одной жены муж» (1 Тим.3,2). Это же говорится и в Правилах Апостольских (5-е и 17-е правила). Между тем, 12-е правило Шестого Вселенского собора повелевает епископу быть безбрачным.

Что же, здесь имеет место нарушение апостольской заповеди, как думали в свое время обновленцы?! По букве - да; а по духу 12-е правило требует от кандидата во епископы более совершенного исполнения сей заповеди. Ведь апостолы, говоря, что «епископ должен быть... одной жены муж» (1 Тим.3,2), имели в виду совсем не то, чтобы епископ был обязательно женат, но то, чтобы он не был женат дважды и более. Святые отцы Шестого Вселенского собора не нарушили эту апостольскую заповедь, но, наоборот, именно в ее духе и постановили сделать ее строже, требуя от епископа безбрачия. Причем то, что последнее не является нарушением апостольского законоположения, специально оговорено и подчеркнуто в самом 12-м правиле: «Сие же глаголем не ко отложению или превращению апостольского законоположения, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого либо нарекания на священное звание».

Теперь, учитывая все вышесказанное, вернусь к 11-му правилу Шестого Вселенского собора, о котором уже говорил в своей статье «Поучительная байка про еврея в бане». Для начала процитирую это правило еще раз:«Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их, и врачевства принимати от них, ни в банях, купно с ними мытися. Аще же кто дерзнет сие творити: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».

Совершенно очевидно, что, если смотреть не на букву, а на дух сего канонического правила, то речь в нем идет отнюдь не только «про еврея в бане», как лишь хотели бывидеть некоторые! Нет, здесь православные христиане предостерегаются от опасного общения с иудеями, т.е. с лицами еврейской национальности, истово исповедующими иудаизм. Как правильно заметил по этому поводу на форуме той моей статьи Михаил Яблоков: «Просто надо иметь представление, что подразумевается в этом каноне под "баней". Это отнюдь не наши русские бани, где просто моются и все. Кто бывал в Риме, тот наверняка видел т.н. термы - античные бани. Это были в то время центры общественной жизни. В них не только мылись, но проводили в общении очень много времени. Темы же общения могли быть разные, в т.ч. и религиозные. Вот эти-то общения христиан с иудеями и запрещает данное правило. Чтобы духовно не повредиться от последних. В житии апостола Иоанна Богослова говорится, что когда он со своими ученика вошел в такую баню и увидел там еретика Керинфа, то сразу же воскликнул: "Пойдем скорее отсюда, я боюсь, как бы не обрушилось на нас это здание... Бань таких уже нет, однако духовный смыслс его правила сохранился. Новоначальным и неутвержденным в вере общаться с иудеями (имеется в виду религиозными) и еретиками неполезно» (п.3.4).

В качестве примера такого крайне душевредного и даже душегубительного общения христианина с иудеем можно привести случай, описанный в житии преподобного Паисия Великого: «Один изучеников святого Паисия, повинуясь его приказанию, отправился в Египет, чтобы продать свое рукоделие. На пути он случайно встретил некоего еврея, шедшего тоже в Египет, и пошел с ним вместе. Дорогою иудей, увидев простоту его, начал наговорил много лукавых и душевредных слов. Инок, по своей умственной слабости и простотесердечной в конце сказал ему: "Может, ты и прав". Когда же возвратился в пустыню и пришел к преподобному Паисию, то старец для него стал как бы неприступным и долго уклонялся от ученика своего, говоря ему: "Кто ты, человек? я тебя не знаю". На слова инока, что он его ученик, святой Паисий сказал: "Ученик мой был христианином и имел на себе благодать крещения, а ты не таков. Скажи, что случилось с тобой? Поведай о приключившемся с тобою искушении и какой душепагубный яд ты принял на пути своем?" - "Я говорил в дороге только с евреем". - " Что говорил еврей и что ты отвечал ему?" - "Еврей сказал, что Спаситель еще только должен придти в мир; я же на это сказал ему: может быть, и верно то, что ты говоришь". Тогда старец воскликнул: "О, окаянный! что может быть хуже и сквернее сего слова, которым ты отвергся Христа и Его божественного крещения? Теперь иди и оплакивай себя, как хочешь, ибо нет тебе места со мною. Твоеи мя написано с отвергшимися Христа, - с ними ты и примешь суд и муки". Ученик горько заплакал и стал умолять о помиловании. Милостивый старец затворился и стал просить Господа, да простит Он грех ученику его, который согрешил по бесхитростному невниманию. И Господь преклонился на его пламенную молитву и простил согрешившего: преподобный узрел благодать Духа Святого, возвратившуюся в виде голубя к ученику тому и вошедшую в уста его, и при этому видел и злого духа, вышедшего из согрешившего инока в виде темного дыма, и разлившегося по воздуху».

Все вышесказанное здесь о иудействе, конечно, правильно, но это лишь движение в правильном направлении. Со времен преп.Паисия Великого и Шестого Вселенского собора прошло около полутора тысяч лет. С тех пор ситуация в этом отношении весьма усугубилась. Поэтому к сказанному требуется существенное дополнение.

Окончание следует...
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

11. Ответ на 10., Владимир Анатольевич:

Вот и чудненько.
М.Яблоков / 02.06.2016, 19:16

10. Решение Священного Синода БПЦ-Болгарский Патриархат.

РЕШЕНИЕ Св. Синодa от 1 июня 2016 г. относительно ВСЕПРАВОСЛАВНОГО СОБОРА (16-26 июня 2016 г., о-в Крит) На сегодняшнем заседании Св. Синод БПЦ-Болгарский Патриархат в полном составе, прот. №12 / 01.06.2016 г., провел обстоятельное рассмотрение вопросов, связанных с созывом Великого и Святого Собора Православной церкви 16-26 июня 2016 г. на о. Крит, где были обсуждены следующие существенные соображения и причины: 1) отсутствие в повестке дня Всеправославного собора особенно важных для св. Православия тем, которые имеют насущное значение и требуют своевременного всеправославного соборного решения; 2) появившееся о фициально заявленное Поместными православными церквами несогласие по некоторым из уже одобренных текстов Собора; 3) невозможность, согласно уже принятому регламенту проведения Великого и Святого Собора Православной церкви, редактирования текстов в ходе работы Собора; 4) предложенное расположение Предстоятелей Поместных православных церквей в зале, предусмотренное для проведения заседаний Собора, поскольку такое расположение нарушает принцип равенства Предстоятелей Автокефальных Православных церквей; 5) неподходящее месторасположение наблюдателей и гостей Собора; 6) необходимость понести крупные и необоснованные финансовые расходы в случае участия БПЦ-П в Соборе; После проведения голосования Св. Синод единодушно ОПРЕДЕЛИЛ: I. Настоять на переносе на более поздний срок Великого и Святого Собора Православной церкви 16-26 июня 2016 г. на о. Крит, а также на продолжении подготовки к нему; II. В противном случае Св. Синод БПЦ-ПЦ категорично заявляет о решении не принимать участие в работе намеченного на 16-26 июня текущего года Великого и Святого Собора Православной церкви. Источник: http://illyabey.livejournal.com/68188.html

9. Ответ на 3., М.Яблоков:

ты не знал, Щвецов, что в некоторых случаях кроме прямого толкования текста Писания применялось еще и аллегорическое?

Вспомнишь это, когда будешь толковать шестоднев. А у Феофилакта Болгарского в толковании на 1Тим.3:2 никаких аллегорий нет.
Сергей Швецов / 02.06.2016, 06:53

8. Ответ на 7., иерей Илья Мотыка:

Вы же знаете, отче, что в Церкви, кроме письменного Предания, всегда есть еще и устное, которое по свт. Василию Великому (1-е канон. пр.) для благочестия имеет не меньшую силу. Речь идет о традиции. Так вот, такая традиция была в Византийской Империи. А Император - Помазанник Божий - как представитель всех мирян (когда канонически отменено было право мирян участвовать в выборе епископа - 13-е Лаод.), имеел право перемещать епископов в исключительных случаях. Например, если епископ еретик. На на практике было много нарушений, однако мы говорим о норме.
М.Яблоков / 02.06.2016, 03:44

7. Re: Всеправославный собор и возможность изменения православных канонов

Интересно в каких канонах написано, о том, что допустимо переходить из одной кафедры на другую не больше 3 раз. Нет такого канона. Выдумка самоличная, самопровозглашенного кодификатора. И один раз допускался по крайней нужде и и то смотрели косо. В греческой практике в большинстве случаев патриархов избирали из настоятелей монастырей, а не епископов. Что бы не было преждевременного вдовства кафедры и вынужденного перемещения епископа.

6. Ответ на 5., иерей Илья Мотыка:

"Где правило разрешающее переводится, с кафедры на кафедру? Нет такого правила. Практика такая есть, но канона разрешающего ее нет." Вот именно. Только способствует карьеризму и не более того. Допускается только Православному Царю-Помазаннику перемещать епископов.
М.Яблоков / 01.06.2016, 20:49

5. Re: Всеправославный собор и возможность изменения православных канонов

Жаль что нет канонического правила запрещающего самочинное толкование церковных правил. По аналогии со Священным Писанием, которое запрещено толковать отсебятенским способом, но только на основании Святых Отцов. А то, узнаешь такие откровения что диву даешься. Еще больше удивляешься когда читаешь, сходу и от фонаря выдуманные церковные правила. Где правило разрешающее переводится, с кафедры на кафедру? Нет такого правила. Практика такая есть, но канона разрешающего ее нет.

4. Re: Всеправославный собор и возможность изменения православных канонов

Епископ венчается с кафедрой; после смерти епископа кафедра именуется вдовствующей. Более того, в исключительных случаях (14-е Ап. пр.) перемещение епископа с одной кафедры на другую в древности допускалось не более трех раз, так как законных брака может быть (в исключительных случаях) только три. Четвертый брак - прелюбодеяние. Вот что значит "муж одной жены" в экклезиологичском понимании текста Писания.
М.Яблоков / 01.06.2016, 18:07

3. Ответ на 2., Сергей Швецов:

А ты не знал, Щвецов, что в некоторых случаях кроме прямого толкования текста Писания применялось еще и аллегорическое? Ну, когда тебе надо еще много учиться )) У нас даже дети в воскресной школе при храме это знают ))))
М.Яблоков / 01.06.2016, 17:02

2. Ответ на 1., М.Яблоков:

Еще с IV века существует толкование апостольских слов о епископе одной жены муж (1 Тим. 3, 2), гласящее, что под «женой» нужно понимать епархию

Очень интересно. А эти мифические толкователи до 5 стиха 2 главу из 1 Тимофею не дочитали? Там сказано - "хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?" Это о каком собственном доме, о каких детях? Духовных, что ли? А мифическими толкователей я называю потому, что вот толкование Феофилакта Болгарского на это место: "Если человек, связанный узами брака, заботится о мирских делах, а епископ не должен заботиться о мирском, то как же апостол говорит: «одной жены муж» ? Некоторые полагают, что он указал на безбрачие епископа. А если не это должно здесь разуметь, то — что он, имея жену, может жить, как будто не имея ее, то есть не подчиняясь ее желаниям. Говоря сие, апостол не законополагает, что епископ непременно должен быть женатым. Ибо как мог повелеть это говоривший: «желаю, чтобы все люди были, как и я» (1Кор.7:7)? Но если бы по тогдашнему времени, говорит, и случилось это, то пусть он будет мужем одной жены. Это сказано также и ради иудеев, у которых дозволялось многоженство. <u><strong>Некоторые же без всякого основания полагали, что апостол говорит это относительно церкви</u></strong>, - именно говорят, чтобы епископ не переходил от церкви к церкви: потому что это есть любодеяние." Наш бог<>ослов снова транслирует свои фантазии на форуме.
Сергей Швецов / 01.06.2016, 16:09
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Георгий Городенцев
Древние и нынешние препятствия к достойному причащению свв. Таин Христовых
Православный человек может победить всеянное в него бесами и нынешней сомнительной культурой зло, если он имеет веру и любовь Божию
26.10.2021
Что смертоноснее: ковид-19 или карантин?
Карантинные меры убивают людей, преимущественно пожилых, инициируя или обостряя сердечнососудистые и другие заболевания
12.01.2021
Почему «добровольное» принятие чипа является грехом?
Ответ на статью Генриха Голякова «Является ли грехом принятие чипа»
10.06.2020
Не садись на пенек…
Учения Defender Europe 2020 в Польше натравливают поляков на Россию, провоцируя «маленькую» европейскую войну по образцу 08.08.08.
08.06.2020
Все статьи Протоиерей Георгий Городенцев
Последние комментарии
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.11.2024 21:12
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Павел Тихомиров
23.11.2024 20:47
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Иван
23.11.2024 19:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
23.11.2024 19:31
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от влдмр
23.11.2024 16:54
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от Рабочий
23.11.2024 16:06