Неспасающиеся

0
3067
Время на чтение 6 минут

Основной причиной современного плачевного духовного состояния нашего общества является отсутствие остроты ощущения личного спасения как проблемы.

Понятно, что те, чья жизнь протекает без Бога и вне Церкви, далеки от темы спасения. Они не ведают, а чаще - не хотят знать, что настоящая опасность имеет измерение, выходящее за рамки их земной жизни. Но ведь есть ещё и христиане, есть мы (Говоря «мы», автор не настаивает, чтобы читатель считал себя обязанным входить в это множество (сам автор в него, конечно, входит). Пусть каждый сам определит для себя, относится к нему это «мы» или нет), православные. Что же сказать о нас?

В храмах не умолкает проповедь. Издан значительный объем христианской литературы, включающий как богословские труды, так и целое море православной публицистики. Есть православные радио- и телепередачи. В интернете размещены тексты и видеозаписи бесед многих священников. И о спасении говорится, конечно же, очень часто. Слово это примелькалось. Стало привычным. Как у наших предков самая частотная лингвистическая конструкция с этим словом - «спаси тебя Бог» - истерлась в скороговорке до семантически пустой формы «спасибо», так и у нас спасение перестало быть собственно спасением - выходом из-под смертельной угрозы, а превратилось в богословский термин.

Нет, конечно, мы по-прежнему осознаём ценность спасения. Если нас спросить, желаем ли мы спастись, мы честно ответим «да». Но вот спроси, что является целью нашей земной жизни, и уже не каждый выберет ответ «спасение души». И ведь есть иные правильные ответы на этот вопрос - быть со Христом, стяжать благодать, обожиться... Скорее всего, будет озвучен один из них.

Все эти ответы имеют близкие, во многом совпадающие поля значений. Обожиться, т.е. стать святым, человек сам собою не может. Ему для этого необходимо стяжать благодать, источником которой является Бог. А чтобы стяжать благодать, надо быть со Христом и следовать тем путём, который Он нам указал. И если ты прилепился к Христу, если ищешь святой жизни и трудишься, чтобы стяжать благодать, Бог тебя спасёт.

Однако катастрофичность нынешнего положения читается только в слове «спасение». Прочие варианты ответов допускают возможность убаюкать себя мыслью, что всё не так уж и плохо. Что всё идёт в правильном направлении. Я христианин, я уже со Христом. Бог не оставляет меня и осеняет своей благодатью. Мой стаж христианина растёт с каждым годом, а значит, растёт и мой опыт христианства - не говорит ли это о том, что я потихоньку приближаюсь к тому, что называется обожением? Понятия, которые тут используются, позволяют говорить о накоплении некоторого качества. Обычно этого уже достаточно, чтобы мы считали, что качество нами реально накапливается. И только спасение определяется в конце пути: либо ты спасёшься, либо нет. Накопить спасение дорогой нельзя.

Поэтому спасение в наших мыслях о самих себе вытесняется на периферию, а на первый план выходят другие слова. Заниматься спасением собственной души скучно. Нет уверенности в результате. Нечем похвастаться, нечего представить окружающим тебя людям. Да, мы понимаем, что спасение требует от нас труда. И иногда спохватываемся, ловим себя за руку, не давая поступить ложным образом. Иногда преодолеваем собственные слабости (и очень гордимся этим). Ходим на исповедь и каждый раз находим, что сказать, - это ли не труд? Однако можно сказать и так: мы периодически возвращаемся на путь спасения, вспоминаем о нём. А это значит, что не всегда о нём помним и часто сходим с него, теряем.

Что же, неужели мы при этом полностью перемещаемся с духовного на земной план? Увязаем в житейском и не думаем о высоком? Отнюдь нет. Скучно заниматься спасением собственной души, а вот спасением других заниматься интересно. И когда мы не радим о себе, мы утешаем себя тем, что приносим пользу другим.

Спасением других мы занимаемся по-разному. Во-первых, путем непосредственного воздействия. Мы вмешиваемся в жизнь тех, кто нас окружает. Даём непрошенные советы. Злимся, когда им не следуют. С увлечением анализируем поступки других людей. Значительная доля наших разговоров посвящена такому анализу. Еще большее место ему уделено в наших мыслях.

Во-вторых, мы активно работаем по созданию христианской среды. Кто-то пишет статьи, кто-то проводит мероприятия. Звучат правильные слова, цитируются святые отцы и Писание. Принимаются документы, призванные стать вкладом в возрождение нашей духовности. Эта деятельность захватывает многих, а для некоторых становится смыслом существования.

В-третьих, можно бороться с тем, что мешает спасению, что губит чистоту душ, не даёт воскреснуть нашей культуре. Здесь тоже находится источник вдохновения для написания статей, - уже не назидательных, а разоблачительных и гневных. Можно также проводить протестные мероприятия, собирать подписи под письмами и петициями. Чего-то требовать от светских или духовных властей. Иногда подобная деятельность становится нам настолько необходимой, что мы специально погружаемся в клоаку современной культуры с целью найти там очередную гадость, которую можно было бы сделать мишенью для наших огненных стрел. Чем больше разоблачений, тем лучше, не так ли? Или говоря гадостях всё больше, мы отводим им всё большее место в публичном пространстве, чего они совсем не заслуживают?

На самом деле культура не спасает. Неважно, с какой стороны к этому подходить: будем ли мы насыщать культуру хорошим, правильным, высокоморальным, православным, наконец; или наоборот, - будем вычищать зло, запрещая, исключая из школьной программы и программ телевидения, лишая государственной поддержки, давая отрицательные рецензии, предавая анафеме. И в том и другом случае мы не спасем ни души. Культура - не первопричина, а следствие. В лучшем случае - среда, которая помогает развиться или препятствует тому, что уже есть в человеке.

Культура - это поле смыслов, взаимодействующих с душой человека. Мы можем обнаружить исторические примеры весьма успешного и продуктивного взаимодействия, когда человек, опираясь на культуру, поднимается вверх, перемещая свою жизнь из бытового в духовный план. Но это происходит потому, что человек внутренне сам движется в этом направлении. Культура также может оставаться бесплодной. Она может содержать множество совершенно правильных артикуляций; люди будут их слышать, многократноповторять, но в их жизни ничего не будет меняться. Или хуже: за внешним фасадом благополучия будет скрываться тайное вожделение зла, - тайное не только от официальной культуры, но и от себя самого. Рано или поздно гнойник прорвется, и внешнее культурное благополучие будет сметено в исторически короткие сроки.

Надежное культурное основание обретается лишь на пути личного спасения. Если все занимаются спасением других, пренебрегая борьбой с тьмой внутри самого себя, то всё общественное движение к спасению оказывается иллюзорным. Оно существует лишь в виде декларации, некой выдвинутой идеи и, не находя ни в ком реализации, так и не наполняется жизнью. Должны быть те, кто действительно ставит себе целью спасение и через это преобразует свою жизнь. Хотя бы просто для того, чтобы доказать возможность заявленной идеи. Ещё для того, чтобы на них можно было указать, как на образец.

В принципе, на настоящий образец указывать не обязательно - он не может укрыться. Так или иначе проявляя себя, такой человек неизбежно становится центром привлечения внимания окружающих, и непременно найдется кто-то, кто захочет ему подражать. Поэтому эти люди, образующие фундамент добра в культуре, не обязательно должны составлять значительное множество. Критическая масса, необходимая для подлинного возрождения, не столь велика, чтобы считать возрождение невозможным. Но беда современной эпохи заключается в том, что каждый считает, что такие люди обязательно найдутся, что существование таких людей - это внешний по отношению к нему фактор. Мы убеждены, что имеем возможность заниматься тем, что нам интересно. На ком-то там держится мир, и мы можем ещё играть в свои игрушки. Необходимость спасения не звучит в нас мобилизационным призывом. Мы не расцениваем Евангелие как полученную повестку. Выбирая между «надо» и «хочется», мы всегда делаем выбор в пользу «хочется», и чего после этого стоят наши правильные слова?
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

221. Ответ на 220., Андрей Карпов:

О всех путях спасения говорит Откровение и учит Св.Церковь. Вы же ищите другие пути, а это - сатанизм. Впрочем, да. Наше дело предупредить. Для вас никаких авторитетов не существует, кроме вашей гордыни. Оставайтесь с ней один на один.
М.Яблоков / 12.07.2016, 12:39

220. Ответ на 217., М.Яблоков:

Бог Сам Себя ограничил

Бог не ограничивает Себя с тем, чтобы кого-нибудь не спасти. Ибо суббота для человека, а не человек для субботы. Христа хотели побить камнями за нарушение установлений, Вы же просто хватаете Его за руку. Помните: "Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся." (Св. Евангелие от Матфея 18:12,13) Кто здесь пастух? Не Бог ли? А Вы говорите Ему: не ходи Господи, не ищи пропавшую овцу... Не верю я, что Он Вас послушает.
Андрей Карпов / 12.07.2016, 09:23

219. Ответ на 215., М.Яблоков:

И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет» А Карпов считает, что есть.

ну, считает и считает. Наше дело - предупредить
vlad7 / 12.07.2016, 06:47

218. Ответ на 216., Андрей Карпов:

"Ограничением воли Бога является только иная свободная воля. А если воли совпадают, то чем ограничен Бог?" Ограничением воли Божией является непротиворечие Самому Себе. Он только такой избрал способ спасения человека и никакой другой. Все остальное из области эзотерики.
М.Яблоков / 12.07.2016, 05:21

217. Ответ на 216., Андрей Карпов:

Бог Сам Себя ограничил, приняв человеческую плоть. Вот это вы как раз имплицитно отрицаете. В отличие от вас, я исповелкют православное вероучение. У вас же гностический эзотеризм.
М.Яблоков / 12.07.2016, 03:54

216. Ответ на 213., М.Яблоков:

Если вы заявляете, что Христос может спаси и без Церкви

Без Церкви нет спасения. Однако я бы поостерегся высказываться в том духе, что Бог что-то не может. Ограничением воли Бога является только иная свободная воля. А если воли совпадают, то чем ограничен Бог? Вы очень смело высказываетесь за Бога. Я предпочитаю высказываться за человека. Если человек хочет спастись, ему одна дорога - в Церковь. что в Церковь можно пробраться каким-то иным путем, чем через крещение

Опять таки, если высказываться за человека, то у него нет иного пути в Церковь, как через крещение. За Бога же высказываться я не рискую. Бог совершает чудеса в Церкви, в том числе и чудо Евхаристии. Бог не подчиняется человеческому принуждению. Поэтому говорить, что мы исчерпывающе знаем все чудеса Господни, было бы очень смело.
Андрей Карпов / 11.07.2016, 19:01

215. Ответ на 212., vlad7:

И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет»

А Карпов считает, что есть.
М.Яблоков / 11.07.2016, 16:15

214. Ответ на 211., Андрей Карпов:

Это для вас почему-то выглядело иначе. Не говорите за всю Одессу, вам ведь уже сделали умные люди замечание. Говорите только про себя.
М.Яблоков / 11.07.2016, 13:06

213. Ответ на 210., Андрей Карпов:

Если вы заявляете, что Христос может спаси и без Церкви, или что в Церковь можно пробраться каким-то иным путем, чем через крещение, то вы погрешаете в догматике, на что я обращаю внимание. Что вам еще не понятно?
М.Яблоков / 11.07.2016, 13:04

212. Ответ на 206., Ксения Балакина:

мы можем только вслед за святителем Феофаном понимать, что "я без Православия не спасусь".

Как и никто из людей не спасется без Православия. «Здесь Христос, в Православной нашей Церкви, а в другой какой-либо нет Его. И не ищи, не найдешь» [Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года. С. 25]. «Святая Церковь Православная есть сокровищница благ спасения. Что бы тебе ни нужно было для спасения. — все то найдешь в ней, и только в ней. Помимо ее и сам Господь не дает сих благ… Став Главой Церкви, Он не иначе действует во спасение наше, как чрез сие тело Свое. И не ищи к Его сокровищам спасения другого доступа. Его нет» [Свт. Феофан Затворник. «3-е и 5-ое.. письма в С.-Петербург по поводу ереси тамошней"]. http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksimov/vne-tserkvi-net-spasenija/5_3
vlad7 / 11.07.2016, 12:56
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Человек
04.05.2024 11:43
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.05.2024 01:32
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 16:48
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 15:40
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 15:31
Подвиг священника о. Стефана Щербаковского
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 09:08