Вне Церкви и без Церкви невозможна христианская жизнь. Так говорят святые отцы Церкви, прожившие жизнь во Христе. Но во все времена были люди, которые считая себя христианами, утверждали, что с Иисусом Христом можно общаться и без посредников.
«...некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают» (1 Тим.2, 5-7).
В наше же время, так называемые христиане, кроме убеждённости в общении с Христом напрямую, показывают ещё немалое невежество. И делают это с потрясающим упорством.
Но сначала разделим христиан на два типа. Условно, конечно. В связи с этим две реальные истории. Про нас...
1. Две женщины о чём-то спорили на кухне. Тему уже не помню. Наконец одна выдвинула такие аргументы, что отвечать было уже нечего. Тогда вторая, помолчав, подняла глаза вверх, заметила цветок и сказала: «Зато у тебя цветок засох»!
2. Играем мы в обеденный перерыв в шахматы. Рядом с нами стоит наш товарищ и комментирует игру. Он кандидат в мастера по шахматам, ему с нами, понятно, играть неинтересно. Но удержаться от колкостей не может: «Ну кто так ходит? Ну баранЫ»!
Мой соперник несколько раз предлагал тому не мешать, но бесполезно. Заходит ещё один наш товарищ, который, впрочем, знает, что конь ходит буквой «Г». Найдя свежие уши, наш кандидат в мастера комментирует игру уже ему.
Мой соперник возмущается: «Да что ты ему-то объясняешь? Он же вообще в шахматах ничего не понимает!»
Теперь уже тому пришла пора возмутиться: «Что? Это я в шахматах ничего не понимаю? Да я может, больше всех вас в шахматах понимаю!» Пауза, потом тихо продолжает: «Вот только играть не умею».
Такое быстрое признание своей несостоятельности я, наверное, и не встречал больше. Как же можно не уважать человека, способного признать, что он неправ?
Чаще всего мы видим другое. Убеждённый в своей правоте не признаёт ни авторитетов, ни аргументированных доводов. Признать свою неправоту??
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
Есть у меня подозрение, что большинство из нас относится к первому типу, возможно, подавляющее большинство. Могу даже привести аргумент. Почему православными в России считают себя около 80%, а воцерковлённых православных христиан около 5%? И вот эти 75% считают, что им Церковь не нужна. Или нужна, но изредка. Ребёнка покрестить, крестным ходом пройтись на Пасху, или водички набрать на Крещение. Покойника отпеть. А ещё зачем?
Моя знакомая так говорила: «Я потому не хожу в церковь, что там нужно стоять на коленях, а я не могу». И тут уже ей как не объясняй, хоть кол на голове теши, она уже нашла причину.
Тысячи христиан оставили после себя свидетельства своего пути к Христу. Церковь Христова обладает огромным опытом предостережения христиан от заблуждений.
Есть в православии духовный спецназ, - святые отцы. Прожив жизнь по Евангелию и оставив свои труды, они нам показывают, как изменить себя к лучшему, в первую очередь. Изменив себя, получив какой-никакой, но личный опыт, легче будет общаться с другими людьми.
Но разве может человек, у которого «Бог в душе», признать, что он чего-то не понимает, что только Церковь может научить его, как нужно читать Евангелие, как бороться со своими грехами (недостатками), как жить по Христовым заповедям?
Про таких писал священномученик Иларион: «Церковь для них как бы враг, слышать дурное о котором всегда так приятно грешному человеку. Это свойство гордого и себялюбивого человека: обо всём он рассуждает смело и самоуверенно, хотя в сущности не понимает того, что утверждает. Особенно ясно обнаруживается это в вопросах веры».
В вопросах веры номинальные христиане имеют такую ярую убеждённость в своей правоте, что диву даёшься. Это как та женщина, которая была уверена в том, что Христос даст нужный ответ ей, если она откроет наугад Евангелие. Вроде как, прямой канал со Христом.
Открыла Евангелие первый раз, читает: «Иуда шед удавися».
Открыла второй раз: «И ты иди и делай такожде».
Признать себя несведущим в вопросах веры, признать себя «рабом неключимым»? Не каждый может такое понести. Поэтому легче проповедовать другим, чем исправлять свои собственные недостатки. А если человек, сам ещё не знающий, как исправить свои недостатки, как избавиться от своих страстей, не обращающийся к Церкви Христовой, начинает учить других, то получится примерно такая проповедь:
«Мы - Христовы рыболовы,
В глубине плывут стада,
Братья, все ли вы готовы,
Бросить в море невода?»
Человек, убеждённый в своей правоте, не желающий слушать Церковь Христову, подвергается опасности обольщения. Один судит о Церкви и святых отцах с точки зрения здравого смысла. Своего, конечно, который образовался от чтения антицерковных СМИ. Другой, прочитав Евангелие, начинает сам его толковать. Ведь понятно, что прав то он, а не те христиане, которые всю свою жизнь выправляли по Евангелию. Третий напрямую спрашивает Христа и тут же получает ответ. Только от кого?
Был некий Валент, которому явился диавол в виде Христа с демонами в образе ангелов. И Валент ему поклонился. Сказав потом братии: «Я не имею нужды в приобщении: сегодня я видел Христа». Тогда святые отцы, связав его цепями, в течение года вылечили его, истребив его гордость молитвами, разнообразным унижением и суровой жизнью, как говорится, противное врачуя противным. Но Валенту повезло, что он был в монастыре, братия его за год вылечила от гордости. И это пал подвижник, уже имевший опыт монашеской жизни! А на что надеются те, которые даже понятия не имеют, что такое духовная жизнь?
Церковь - это место роста. Воцерковлённый человек хотя бы знает свои грехи, а раз знает, то пытается исправить себя. Христианин, который заходит в церковь 2-3 раза в год о своих грехах может даже и не подозревать. Один считает, что он сосуд Божественной благодати. Другой, что он «сосуд, исполненный смрада и мерзости». Первые уже находятся в опасном состоянии, и только Церковь Христова может научить заблуждающихся видеть свои грехи.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет про прельщённого афонского монаха, который молился восторженной, мечтательной молитвой: «При продолжении беседы говорю ему: «смотри, старец! будешь жить в Петербурге, - никак не квартируй в верхнем этаже; квартируй непременно в нижнем. Отчего так? - возразил Афонец. «От «того, - отвечал я,- что если вздумается ангелам, внезапно восхитить тебя, перенести из Петербурга на Афон, и они понесут из верхняго этажа, да уронят, то только ушибешься. «Представь себе,- отвечал Афонец, - сколько уже раз, когда я стоял на молитве, приходила мне живая мысль, что ангелы восхитят меня, и поставят на Афоне»!
Здесь удивительно то, что прельщённый монах прислушался к советам другого человека. Видимо, он всё же был немало образован в духовной жизни.
Пример нашего времени:
К священнику пришёл некий молодой человек. И стал рассказывать, что он мало спит, мало ест, много молится, делает каждый день по 1000 поклонов и.т.д. Священник оказался человеком опытным, он не стал отговаривать молодого человека от таких подвигов. Наоборот, он попросил и за него, грешного положить 3 поклона. Через 2 недели приходит к нему несостоявшийся подвижник и говорит: «Что Вы со мной сделали? Я стал много спать, хочу всё время есть, делаю только 3 поклона, ибо сил у меня на большее нет». Вот только тогда священник объяснил, что большие подвиги удаются от самочиния, ибо враг человеческий не только не вредит, но и помогает. Дабы уверить «подвижника» в том, что он движется к святости и ввергнуть того в обольщение и гордость. А получив благословение на 3 поклона от обычного священника, молодой человек разом потерял такую способность к подвижничеству.
Христиане, находящиеся в Церкви, но не слушающие или не знающие ещё рекомендации Церкви, попадают в такие истории. А что сказать о тех, кто находится «выше Церкви», у кого «прямая связь с Богом», которые веря своим ощущениям, самоуверенно считают, что уж они то разберутся, где Бог, а где демоны.
Архимандрит Рафаил (Карелин) пишет о судьбе человека, отошедшего от Церкви: «Для меня судьба Левана Багдинова является страшным примером. Этот человек решил использовать для помощи людям оккультные силы. Он соприкоснулся с демоническим миром, и этот мир сжег его, как свою добычу, в невидимом пламени. Этот мир оторвал его от Церкви и в то же время обольщал образами добра, к которому он всю жизнь стремился.
Его смерть еще раз подтвердила, что истина хранится только в Церкви, что вне ее - вечная тьма, подобная космической ночи; что всякая иная «духовность» делает душу жертвой темных сил.
Леван не понял, что такое благодать Божия, он надеялся на собственные силы. Сатана может явиться ангелом света. Вне благодати Божией, вне Церкви невозможно разгадать, каков настоящий облик незнакомца, манящего душу к себе».
Такая страшная история...
Вот такой диапазон духовного состояния человека, от «засохшего цветка» до подчинения демонским силам. На какой степени религиозности, или на какой степени воцерковлённости находится каждый из нас? Только в Церкви Христовой можно найти ответ на этот вопрос. Церковь даёт силу познать свои немощи.
1. Спасибо!!