Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Реформа Патриарха Никона и старообрядчество

Андрей  Коренев, Русская народная линия

10.10.2015

Рожденная сошествием Святого Духа без малого (18 лет)  2000 лет назад Христианская Церковь являет собой организованное сообщество верующих и породненных через Таинства людей. Эта Церковь создательница и хранительница христианского вероучения в его неизменной чистоте. Вероучение и соответствующие ему обряды были созданы и письменно оформлены семью Вселенскими Соборами к 9 веку по Рождеству Христову. Это вероучение не подлежит никаким правкам и усовершенствованиям, оно лишь торжествует в житиях святых людей, обогащаясь опытом их праведных жизней. Ковчег спасения человечества - Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь Христова с момента своего возникновения стала главной мишенью для всех вражеских, богоборческих сил, ибо иначе не может быть в падшем, во зле лежащем мире. По многим признакам, сообщенным в пророчествах святых отцов, в течение 20 века наступил последний, седьмой Лаодикийскийпериод бытия земной Христианской Церкви и период, характеризующийся массовым расцерковлением и вероотступничеством клириков.

Православная общественность и в т.ч. Союз «Христианское Возрождение» (СХВ) реагирует на значимые явления церковной жизни. Наше внимание привлек сборник статей «Латинский рейх» (М.,2013 г.). Тема католической экспансии на каноническую территорию РПЦ МП, а также взаимоотношения ее с так называемыми старообрядческими конфессиями не утрачивают своей актуальности. Авторы статей названного сборника (все анонимные) в целом достаточно справедливо и аргументированно разоблачают вредоносность Ватикана, но совершенно ошибочно повествуют о церковном расколе и реформах 17 века. По некоторым вопросам представим здесь свои замечания и возражения. 

В статье «Россия, Малороссия и РПЦ» автор называет причиной «старообрядческого» раскола присоединение Украины к России. Употребление слова «присоединение» вместо «воссоединение» выдает мировоззренческую позицию автора. Раскол он называет «старообрядческим», хотя он был инициирован и совершен царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном. Потребности в каких-либо реформах не существовало. Весьма промыслительно в этой связи, что не только в этой статье, но и во всей апологетике алексеевско-никоновской церковной реформы не приводится ни единого конкретного примера «устарелости» какого-либо обряда. В отличие от тех, кто совершенно бездоказательно оправдывает эту реформу, такие авторы, как Б.П.Кутузов («Тайная миссия патриарха Никона», М.,Алгоритм, 2008 г. и другие его книги ), В.Е.Мельников («Краткая история старообрядческой церкви», Барнаул, 2009 г.) убедительно показывают и доказывают подрывной характер церковной реформы 17 века. Во-первых, надо посмотреть, что за личности осуществили правку (а на самом деле порчу текстов . Это жидовин, прохвост Арсений Грек, самозванец, жидовин Паисий Лигарид, Епифаний Славинецкий, киевский монах, тоже выученик иезуитских коллегий и другие подобные им перевертыши. Каждый, кто знает русский и церковно-славянский языки, может легко убедиться самостоятельно путем сравнения текстов до их «правки» и после. Православный Символ веры и тот испорчен. Спрашивается, какого рожна убран альтернативный союз «а»: «рожденна, а  не сотворенна», наличие которого исключает всякую двусмысленность, подобную наличию ее в известной фразе «казнить нельзя помиловать» даже со знаками препинания. Будь в этой фразе союз «а», смысл был бы точен, однозначен. Далее, добавление соединительного союза «и» в 4-м члене ... «сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася», потому что воплощение и вочеловечивание одно и то же, а союз «и» перед словом «вочеловечивание», означает, что Боговоплощение и вочеловечивание разные события. Изъятие слова «истинного» по отношению к Святому Духу с большой «натяжкой» можно объяснить тем, что истинность его разумеется сама собой. Во фразе «Его же царствию несть конца» замена его на «не будет» искажает смысл. Повсеместная замена дательного падежа на родительный только искажает смысл до абсурдного. Например, в 90-м псаломеследует «и воздаяние грешникам узреши», т.е. кому воздаяние, а не грешников сих воздаяние кому-то) , как в заявленном тексте.  Подобных несуразиц пруд пруди в современных богослужебных текстах. Кто же мешает устранить их, вернувшись к дореформенным редакциям ?

Что же касается правила перстосложения, то с ним давным давно внесена полная ясность. Двуперстие узаконено еще Стоглавым Собором 1551 года. В этой связи уместно напомнить одну непреложную истину: все попирающие под любыми предлогами Соборные установления и в т.ч. правила перстосложения, совершают преступление. Доподлинно известно, что и греки крестились двумя перстами, но кого-то среди них тревожил реформаторский зуд. Весьма полезно помнить пророчества святых отцов, обращаясь к ним во многих житейских ситуациях. И в их числе пророчество преподобного Серафима Саровского о том, что архиереи последних времен онечестивятся настолько, что перестанут верить и в Воскресение. При этом не стоит ждать от таких признания: «Это о нас».

Для устранения хотя бы явных несуразностей, сохраняющихся в богослужебных текстах, а также для принятия решения о выходе РПЦ МП  из богопротивного экуменического «Всемирного Совета Церквей» (ВСЦ) и неучастия в 8-м разбойничьем Соборе, нужна лишь добрая воля архиереев РПЦ МП и прежде всего Первосвятителя Патриарха Кирилла.

Союз «Христианское Возрождение» ходатайствует об этом.

Падший мир сумел преодолеть язычество еще во времена Авраама и часть мира восприняла учение Христа Спасителя, вошла в Его Церковь, которая, несмотря на все житейские бури, в течение тысячи лет была единой. Однако апостасия явление неизбежное и объективное. Схизма, расколы, отпадения закономерны. Благодать ушла из  Католической Церкви, а у всех протестантов ее не было с самого начала. И Русской Православной Церкви, наследнице Византии, в Третьем Риме церковный раскол 17 века нанес невосполнимый в полной мере урон. Обо всех ошибках Синодального периода имеется достаточно неопровержимых свидетельств, но и реформированная РПЦ дала немало святых, дополнила Православное вероучение их трудами. В то же время старообрядчество, претерпев многие несправедливые гонения, в отдельных случаях, пусть и невольно, заразилось сектантством. Этот трагический опыт можно и нужно использовать для окончательного уврачевания последствий церковного раскола 17 века, ибо того, что было сделано Собором 1971 г. (согласно решениям которого дореформенные и пореформенные обряды признаны равночестными), недостаточно.

Современный мир обезумел окончательно и безповоротно, что показал Второй Ватиканский собор, что красочно и убедительно показано талантливым и честным американским кинорежиссером Стэнли Крамерром в фильме «Это безумный, безумный, безумный мир» и (или для примера)  в малобюджетном российском фильме «Пыль», который, к сожалению, в широком прокате не был и вряд ли будет. Ибо шокирующую правду в этом фильме крыть нечем.  

Очевидно, что Запад нравственно разложился, а Россия даже в советский период сумела сохранить и возродить (частично) здоровые духовные силы. Именно эти силы и, разумеется, Божия помощь, Покров Пресвятой Богородицы, помогли нам одержать великую Победу по большому счету не только над Гитлером, а над вскормившем его Западом.  Увы, в настоящее время  РПЦ МП, начиная со Священноначалия, сильно обмиршвляется, что видно невооруженным взглядом. Священники, ходящие вне храмов в гражданской одежде (даже в коротких штанах-шортах), разъезжают на автомобилях «Бизнес класса», зараженные сребролюбием, все требы строго по прейскуранту для богатых и бедных одинаково. Среди прихожан даже дамы в штанах и шляпке вместо юбок и платков. Друг друга не знают, обращаются не «брат и сестра, батюшка, матушка», а «мужчина» и «женщина», словно они не в храмах, а на базарах. Все это и многое другое яркие подтверждения вышеприведенных суждений.

Правда, какой бы суровой она ни была, не должна скрываться, ретушироваться, недоговариваться и тем паче подменяться полуправдой, что, увы, имеет место в вышеназванном сборнике (без выходных данных и фамилий авторов). Без признания правды в ее полноте  православные не смогут воссоединиться в «Единой, Святой... «под одним омофором». Только надо поторопиться, обстоятельства диктуют, время поджимает. 

Мы - русские! С нами  -  Бог!

А.А.Коренев, заместитель главы Союза «Христианское Возрождение»

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 103

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

103. М.Е. : Один вопрос к раскольникам, нынешним "старообрядцам" разных толков:
2015-12-11 в 16:20

Как вы собираетесь спастись вне Церкви Христовой, не причащаясь Тела и Крови Христовых?
С Аввакумом и его умершими последователями все ясно, а вас, пока еще живых телесно, жалко...
102. Харитонов Андрей : О молитве Ефрема Сирина
2015-12-11 в 14:01

Как-то мне встречались обвинения в адрес православных христиан со стороны старообрядцев в том, что мы, якобы, извратили некоторые тексты и придали им чуть ли не богохульный смысл.

Приводились строки из великопостной молитвы Ефрема Сирина:
«Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, духъ пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми». Старообрядцы говорят: разве может Бог Сам давать людям то, что ведет к погибели? Вместо «не даждь ми» они молятся «отжени́ от мен́е».

Вспомнилось мне это сегодня при чтении Послания апостола Павла Римлянам: «Как написано: Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня» (Рим.11:8). У еп. Кассиана «дал им дух нечувствия».

Выходит, напрасно старообрядцы нас упрекают, нет ничего «неправильного» в нашем тексте великопостной молитвы.
101. Русский Сталинист : Ответ на 85., М.Яблоков:
2015-10-17 в 16:43

Грузия приняла св.крещение в 4 веке, и никогда в Грузинской Православной Церкви не было двуперстия )



Совершенно верно.
100. М.Яблоков : Ответ на 99., Харитонов Андрей:
2015-10-17 в 13:53

А может и не столько...


Разумеется.
99. Харитонов Андрей : Это уже автору статьи
2015-10-17 в 10:31

... наводит на мысль, что вам, старообрядцам, вполне комфортно в расколе и вы не находите в нем ничего противоестественного.

Следовательно, воссоединиться в «Единой, Святой... «под одним омофором», как желает автор, затруднительно не только из-за мнимых или действительных погрешностей и недостатков в жизни РПЦ МП. А может и не столько...
98. М.Яблоков : Ответ на 96., Олег Владимирович Коршунов:
2015-10-17 в 10:14

Зачем Дорогой Редакции из года в год "пиарить" на своем ресурсе раскольников и брать грех на свою душу - сам поражаюсь.( Лебедевъ)
Действительно неясно - зачем?


Действительно, зачем?
Раскольники бесноватые все как один, и совершенно справедливо все находятся под анафемой.
97. Харитонов Андрей : Ответ на 94., Нечернозёмец:
2015-10-17 в 09:12

Отказ от Нового Завета это действительно препятствие непреодолимое.

Новый Завет - в Крови Господа нашего Иисуса Христа (Лк. 22:20), а не в покрывалах и пении.

Женщина, молящаяся с непокрытой головой, бесчестит свою голову (1 Кор. 11:5), а не Церковь. Тем более, это скорее исключение, чем правило в РПЦ МП. В тех храмах, где мне приходится бывать, женщины в платках и никто не орет на клиросе.

То, что вы выбрали такую малозначительную причину, больше похожую на придирку, наводит на мысль, что вам, старообрядцам, вполне комфортно в расколе и вы не находите в нем ничего противоестественного.
96. Олег Владимирович Коршунов : Наши споры почти бесполезны
2015-10-16 в 23:11

Зачем Дорогой Редакции из года в год "пиарить" на своем ресурсе раскольников и брать грех на свою душу - сам поражаюсь.( Лебедевъ)

Действительно неясно - зачем?
Бесполезны также споры с ними. В этих спорах они выглядят убедительней, т.к. всегда к ним готовы и живут этим противлением и неприязнью к Православной Церкви, как Украина к России. У них свои источники, своя версия истории, которую они уже почти навязали общественному сознанию, именно, благодаря этим спорам и пиару в СМИ. Наши аргументы ими не воспринимаются, церковную историю митр. Макария они не признают, убедить их в чем-то невозможно. Однако это статья собрала рекордное число комментариев. Вот вам и результат - привлечение внимания и симпатии к расколу.
Года два назад вышла книга с православной концепцией раскола прот.Александра Соколова. Там все эти вопросы о троеперстиях и проч. спокойно обсуждаются с цитатами и даже с картинками. Пусть читают черноземцы и нечерноземцы, Бог им в помощь
95. Нечернозёмец : Ответ на 88., М.Яблоков:
2015-10-16 в 22:00

В чём неверность старых обрядов, в частности двоеперстия?

В том, что его никогда не было. Это придумали московские правщики в 15 веке, чтобы выделить русское благочестие.

Подобные высказывания это уже очень тяжёлый случай: откровенная ложь и клевета.
94. Нечернозёмец : Ответ на 87., Харитонов Андрей:
2015-10-16 в 21:53

Яркие примеры тому: оплата деньгами в ХХС бесчинства - пения (орания) на клиросе, совершаемое женщинами с непокрытыми головами
Вас понял. Действительно, препятствия непреодолимые.


Отказ от Нового Завета это действительно препятствие непреодолимое.
93. Писарь : 76.Ксении Балакиной "... и еще".
2015-10-16 в 21:42

"Какова вера такову истину и родит".
"Что безнравственно,то и не есть истина".
Это Абсолютный закон.
Закон, имеющий самое непосредственное отношение к жизни.

Св.Игнатий Брянчанинов,не будучи биологом,но будучи человеком,глубоко нравственным,по Воли Божией будучи современником становления теории Ч.Дарвина,-происхождения человека из животного царства,(что от обезъяны,так это не важно,есть теории- от бегемотов,в Африке или от "Хозяина",в смысле -тайги,)почитал бредовую идею сию-глубоко БЕЗНРАВСТВЕННОЙ,стало быть- невежественной и АНТИНАУЧНОЙ.
ЯЗЫЧЕСКОЙ.
В чем,Слава Богу,в скором времени,ни у кого, не останется сомнений.
Вот Вам еще один закон духовной жизни.
Что безнравственно, то и невежественно сиречь антинаучно.
92. Лебедевъ : Ответ на 76., Ксения Балакина:
2015-10-16 в 21:01

Грустно, что появляются подобные статьи (повторяюсь).



Все прения со старообрядцами разрешаются просто: критерий истинности Церкви - наличие Духа Святого, который проявляется через Его носителей - святых. Наши святые - "никониане" Св.Серафим Саровский, Св.Иоанн Кронштадтский и множество других. Для них они - НИКТО, а мы - никакие не братья, братьями не были и не будем. Принимают они к себе только через КАНОН ОТРЕЧЕНИЯ ОТ НИКОНИАНСКОЙ ЕРЕСИ.
Вопросы об иконописи, пении, крестном знамении значимы, но всё это "инструменты" для веры, а не наоборот.

Зачем Дорогой Редакции из года в год "пиарить" на своем ресурсе раскольников и брать грех на свою душу - сам поражаюсь.
91. Нечернозёмец : Ответ на 84., М.Яблоков:
2015-10-16 в 20:32

Инквизиция возглавлялась РКЦ, а раскольников наказывал Православный Царь, как государственных преступников.


Вы вообще историю читали? Никаких отличий нет. Всё один в один. Зачем вводить, как вы делаете , людей в заблуждение?
Католические кардиналы точно так же никого не казнили. Проводили расследование, после которого католические короли карали протестантов: пытали, убивали. Реформаторы делали аналогично.
90. Писарь : 76.Ксении Балакиной.
2015-10-16 в 20:20

Уважаемый Ксения Балакина.

"...и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася".

Означает ТВОРЧЕСКИЙ АКТ,ДУХОВНЫЙ.
В коем Истина Божественного Откровения,Слава Божия, воплощается в Вере,безсеменно оплодотворяя ее.
Потому наша Вера-Вера Правая(Истинная)и Славная.
Из Веры рождается Истина и непременно,непреложно,без истления, ВОЧЕЛОВЕЧИВАЕТСЯ,.
Таков один из законов духовной жизни,но весь вопрос состоит, всегда и ныне и присно и во веки веков, только в одном:
" В чем твоя вера?".
Или иначе.
Какова вера такову истину родит.
Нравственную или нет.
Истина всегда нравственна,что безнравственно, то и не истина.
Еще один закон.
89. М.Яблоков : Ответ на 86., Нечернозёмец:
2015-10-16 в 19:34

Причем тут "собор по дубом"? Все истинные соборы рецепцируются последующей жизнью Церкви. "Старобрядчество" анафематствованно вместе с анафемой-Аввакумом, и превратилось в итоге в тысячи непризнающих друг друга сект.
88. М.Яблоков : Ответ на 86., Нечернозёмец:
2015-10-16 в 19:31

В чём неверность старых обрядов, в частности двоеперстия?


В том, что его никогда не было. Это придумали московские правщики в 15 веке, чтобы выделить русское благочестие.
87. Харитонов Андрей : Ответ на 81., Нечернозёмец:
2015-10-16 в 19:14

Яркие примеры тому: оплата деньгами в ХХС бесчинства - пения (орания) на клиросе, совершаемое женщинами с непокрытыми головами

Вас понял. Действительно, препятствия непреодолимые.
86. Нечернозёмец : Ответ на 79., М.Яблоков:
2015-10-16 в 14:54

Клятвы же были наложена не столько на обряд (хотя и на обряд тоже, как неверный), сколько на сам дух противления Церкви. Так что все правильно. Комар носа не подточит


В чём неверность старых обрядов, в частности двоеперстия?
С 988 года по 1656 год Русская церковь крестилась двумя пальцами, выходит жила неправильно?

Людям в 17 веке предлагали принять еретичность двоеперстия. Тот , кто с этим не соглашался вы называете противниками Церкви.
Неужели надо соглашаться с решениями любого собора, тем более с ложными решениями?

Если человек не соглашается с решением какого-либо собора, то он, по вашему, противник Церкви. :-)

К примеру, Собор под Дубом осудил Иоанна Златоуста и поставил Арсакия архиреем Константинополя. Тот, кто не согласен был с решениями Собора под Дубом и не захотел принимать Арсакия, тот по вашему противник Церкви.
85. М.Яблоков : Ответ на 83., Нечернозёмец:
2015-10-16 в 14:19

Грузия приняла св.крещение в 4 веке, и никогда в Грузинской Православной Церкви не было двуперстия )
84. М.Яблоков : Ответ на 81., Нечернозёмец:
2015-10-16 в 14:16

Отличий гонений на старообрядцев от католической инквизиции нет никаких.


Ложь. Инквизиция возглавлялась РКЦ, а раскольников наказывал Православный Царь, как государственных преступников.
83. Нечернозёмец : Ответ на 77., Блинов:
2015-10-16 в 13:44

В древности, когда Русь приняла Святое Крещение и вместе с ним двоеперстие
Как вы объясните тот факт что новгородцы крестились тремя перстами в эпоху Стоглава?

Откуда взят вами этот факт? Вы о всех новгородцах пишите? Новгородский архиепископ был на Стоглавом соборе 1551 года и подписал его решения; митрополит всея Руси Макарий (в 1526—1542 годах — архиепископ Новгородский) был председателем Стоглавого собора 1551 года и подписал его решения.
82. Нечернозёмец : Ответ на 75., Ксения Балакина:
2015-10-16 в 13:33

Да, кстати сказать, эти две иерархии – обе с двуперстным перстосложением и старыми книгами не имеют канонического общения, ибо тоже каждая считает себя более правильной. Это ли не показатель?

Нет, не показатель. Таких примеров в истории можно найти великое множество. РПЦЗ и РПЦ до 2000 года. Греческие церкви + обновленцы с одной стороны и "сергиане" с другой с 1925 по 1943 год, а РПЦЗ- третья сторона. Александрийская, Римская церковь + антиохийские христиане во главе с Павлином с одной стороны и Константинополь + Мелетий с другой.
81. Нечернозёмец : Ответ на 74., Харитонов Андрей:
2015-10-16 в 13:25

У РПЦЗ тоже была масса претензий к РПЦ МП, но это в конце концов не помешало преодолеть раскол и подписать Акт о каноническом общении. Что мешает нам и вам?

Ситуация разная. Разница в том, что старообрядцев гнали, пытали и убивали. Отличий гонений на старообрядцев от католической инквизиции нет никаких. Немало таких в среде новообрядцев, которые одобряют ложь реформы или ещё хуже гонения, пытки и убийства.

Старообрядцы принимают и чтут Новый Завет как Священное Писание, посланное Святым Духом. У новообрядцев отношение к Новому Завету иное. Яркие примеры тому: оплата деньгами в ХХС бесчинства - пения (орания) на клиросе, совершаемое женщинами с непокрытыми головами; греческое духовенство причащает женщин с непокрытыми головами. Вместо христианского учения и веры в Новый Завет в данных случаях (а значит не только в них) предложено другое учение и вера не в слова Бога, а в слова человеков.
80. М.Яблоков : Ответ на 75., Ксения Балакина:
2015-10-16 в 13:15

Кстати, беспоповцы более последовательны в своей ереси, чем поповцы (если можно вообще говорить о какой-то последовательности у сектантов). Поповцы остановились на полпути, за что и были анафематствованы беспоповцами. Жесть )
79. М.Яблоков : Ответ на 78., Харитонов Андрей:
2015-10-16 в 13:12

Читая в интернете материалы по двоеперстию, поймал себя на мысли, что православные христиане сами себя прокляли. Сначала на Стоглавом соборе в 1551 в лице тех, кто не двѣма персты воображаетъ крестнаго знаменія, а потом в 1656 г. в лице тех, кто не творит крест треми персты десные руки.


Стоглав - это местечковый собор. На нем не были представлены южно-русские епархии, а, следовательно, - не было кворума. Потом, сам факт, что на Стоглаве речь шла о перстосложении, говорит о том, что на Руси крестились по-разному, единообразия никакого не было, иначе об этом и не стоило бы и обсуждать. Большой Московский собор провел унификацию в соответствии с обрядностью всей Вселенской Церкви. Клятвы же были наложена не столько на обряд (хотя и на обряд тоже, как неверный), сколько на сам дух противления Церкви. Так что все правильно. Комар носа не подточит )
78. Харитонов Андрей : Re: Реформа Патриарха Никона и старообрядчество
2015-10-16 в 09:17

Читая в интернете материалы по двоеперстию, поймал себя на мысли, что православные христиане сами себя прокляли. Сначала на Стоглавом соборе в 1551 в лице тех, кто не двѣма персты воображаетъ крестнаго знаменія, а потом в 1656 г. в лице тех, кто не творит крест треми персты десные руки.
77. Блинов : Ответ на 61., Нечернозёмец:
2015-10-16 в 08:58

В древности, когда Русь приняла Святое Крещение и вместе с ним двоеперстие


Как вы объясните тот факт что новгородцы крестились тремя перстами в эпоху Стоглава?
76. Ксения Балакина : Дорогой редакции.
2015-10-16 в 07:24

Грустно, что появляются подобные статьи (повторяюсь).
Не каждое мнение должно быть опубликовано и обнародовано. Тем более, что по моему грустнейшему опыту, у большинства людей, именующих себя православными, знания о собственной вере находятся на уровне много ниже плинтуса. Поэтому чтение подобных статей может быть просто искусительным.
Я несколько раз здесь задала вопрос о воплощении и не получила ответа (очень показательно). Пришлось искать самой.

Итого по статье:
В данной статье есть хула на наш Символ Веры:

Православный Символ веры и тот испорчен.



Дорогая редакция, Вы на Литургии произносите испорченный Символ Веры? И все мы тоже?

Спрашивается, какого рожна убран альтернативный союз «а»: «рожденна, а не сотворенна», наличие которого исключает всякую двусмысленность, подобную наличию ее в известной фразе «казнить нельзя помиловать» даже со знаками препинания. Будь в этой фразе союз «а», смысл был бы точен, однозначен.


Как можно фразу «рожденна, не сотворенна» истолковать двусмысленно? Как «рожденна не, сотворенна»??? С перепугу? или с полного игнорирования правил русского языка и здравого смысла?

Далее, добавление соединительного союза «и» в 4-м члене ... «сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы вочеловечшася», потому что воплощение и вочеловечивание одно и то же, а союз «и» перед словом «вочеловечивание», означает, что Боговоплощение и вочеловечивание разные события.


Совершенно правильно так и только так: «сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы И вочеловечшася».
Т.к. воплощение произошло и от Святаго Духа И от Марии Девы (кто этого не понимает – в помощь Иромос 7-гласа: "и Всехитрецу Слову плоть взаимодавшая".
А что воплощение и вочеловечение не одно и то же – в помощь размышление о ереси монофизитов, которые говорили о том, что человеческая природа во Христе была полностью поглощена божественной, и Бог в Нем хотя и воплотился, но не вочеловечился, воспринял только плоть, но не стал человеком вполне.
Т.е. можно воплотиться, но не вочеловечиться.
Как-то так.
75. Ксения Балакина : Ответ на 24., Нечернозёмец:
2015-10-16 в 07:21

О двоеперстие написано в последней, четвёртой книге, стр. 466 глава "История перстосложения"


За ссылку спасибо. Прочитала. Пока не так внимательно, как хотелось, по причине острой нехватки времени - позже проработаю внимательнее.
Что очевидно (согласно данной книге)?
1. До 7-го века крестное знамение совершалось одним перстом. И (по слову преп. Феодора Студита): «Кто изображает крест (на себе) и как-нибудь только (одним) перстом, тотчас обращает в бегство враждебного демона».
Это очень важное свидетельство. Одноперстный крест имеет силу отгонять бесов.
Позднее появляется двуперстие по причине противодействия ереси монофизитов (говоривших об одной природе Христа). Еще позже - троеперстие - т.к. при изначальном двуперстии о Троице вообще речи не шло, что есть неправильно.
Поэтому говорить о том, что двуперстие как-то уж очень особым образом спасительно (неужели перстосложение христиан первых 7-ми веков менее спасительно?) нет никакой возможности.
2. Очень малое количество свидетельств о перстосложении, которые приводит автор, наводит на мысль, что до века примерно так 14 этот вопрос вообще особо никого не волновал – все взоры были обращены на крест, который изображался на челе, а не на перстосложение. В 17 же веке именно вопрос перстосложения противниками реформ был поставлен во главу угла и стал, по сути, причиной раскола.
3. Третье. Здесь много есть рассуждений о чинном старообрядческом богослужении. Но довольно лукаво умалчивается, что речь в данном случае ведется только о старообрядцах, сохранивших иерархию. А ведь бОльшая часть старообрядцев - беспоповцы, которые не имеют священства, а, следовательно Таинств и,понятно, что нет ни Литургии, ни Причастия. Какой смысл говорить о «древнем благочестии» не служа Литургию, не причащаясь? – ведь именно это – отлучение от животворящего Таинства, от Литургии миллионов и миллионов – результат раскола, а не хвалимое здесь служение в Новозыбковской и Белокриницкой иерархии.
Да, кстати сказать, эти две иерархии – обе с двуперстным перстосложением и старыми книгами не имеют канонического общения, ибо тоже каждая считает себя более правильной. Это ли не показатель?
74. Харитонов Андрей : Ответ на 73., Нечернозёмец:
2015-10-15 в 22:09

Ув. Андрей, спорить с тем, что совершение крестного знамением двоеперстием имеет куда более глубинный смысл, чем троеперстие (в котором символические смыслы или отсутствуют или искажены) -бессмысленно.

Так я с этого и начал, что дело в том, какие именно смыслы вкладывать.

Вы вкладываете смысл тайны Пресвятой Троицы в большой, безымянный и мизинец, мы - в большой, указательный и средний пальцы. Вы исповедуете два естества в Христе указательным и средним, мы - безымянным и мизинцем. В чем принципиальная разница, оправдывающая раскол?

Вы привели слова прп. Максима и написали, что в троеперстии не видите от Отца рождение Сына и схождение Его на землю и сошествие в утробу Девы Марии. Я вам ответил, что при желании это можно разглядеть в том же самом положением пальцев на челе и пупе. Если только не терять из вида прижатые наши безымянный с мизинцем.

Затем я написал, что в вашем символизме рождения и исхождения не нашлось места Святому Духу, Вы написали – что я невнимательно читаю и Он исповедуется в соединении ваших прижатых пальцев.

А в итоге что? Что ваши прижатые лучше и совершеннее наших прижатых?
Так и будем десятилетиями ходить по кругу.

Какие символы есть в двоеперстии об этом написал прп. Максим Грек. Если вы не разделяете данное богословское мнение преподобного Максима о двоеперстии и считаете его мнение ошибочным или еретическим, то это ваше полное право.


Ничего против частного богословского мнения прп. Максима не имею (если это подлинная цитата). Тот смысл, что он вкладывает в двоеперстие – вполне православен.

Мне вот непонятно только одно. У РПЦЗ тоже была масса претензий к РПЦ МП, но это в конце концов не помешало преодолеть раскол и подписать Акт о каноническом общении. Что мешает нам и вам?
73. Нечернозёмец : Ответ на 72., Харитонов Андрей:
2015-10-15 в 19:41

Во всех объяснениях, что Вы привели, почему-то не нашлось места для Святого Духа.

Объяснение это не моё, а преподобного Максима Грека.
Вы невнимательно читаете: "Соединением трёх пальцев: большого, безымянного и мизинца тайну исповедует богоначальных трёх Ипостасей, Отца, Сына и Святого Духа единого Бога трое."
Ув. Андрей, спорить с тем, что совершение крестного знамением двоеперстием имеет куда более глубинный смысл, чем троеперстие (в котором символические смыслы или отсутствуют или искажены) -бессмысленно. Какие символы есть в двоеперстии об этом написал прп. Максим Грек. Если вы не разделяете данное богословское мнение преподобного Максима о двоеперстии и считаете его мнение ошибочным или еретическим, то это ваше полное право.
72. Харитонов Андрей : Ответ на 65., Нечернозёмец:
2015-10-15 в 16:10

Это в двоеперстии всё на месте

Во всех объяснениях, что Вы привели, почему-то не нашлось места для Святого Духа.

Что касается различных негативных моментов в церковной жизни, то они возникли не в следствии "неправильного" перстосложения. Уже в Коринфской общине появилось неслыханное блудодеяние, которое обличал Ап. Павел. Были и т. н. иудействующие, которые требовали от христиан соблюдения иудейских обычаев. А это лишь первые десятилетия христианства.
71. М.Яблоков : Ответ на 69., Нечернозёмец:
2015-10-15 в 15:51

Жаль, что сатанинский раскол был не до конца уничтожен.
70. М.Яблоков : Ответ на 66., Лебедевъ:
2015-10-15 в 15:20

Была и в апостольские, но не та, что у раскольников:
http://goo.gl/xDkVOD
69. Нечернозёмец : Ответ на 67., вода:
2015-10-15 в 15:17

раскол - это ересь, смертный грех, не слышит человек.

Тот кто устроил реформу, основанную на неправде и насилии, тот и виновник раскола. К ним и ко всем , кто одобряет ложь и насилие реформы эти слова и адресуйте.
68. Нечернозёмец : Ответ на 66., Лебедевъ:
2015-10-15 в 15:14

А у Вас человек для символики.


Вам сказать и возразить нечего, вы и выдвигаете голословные обвинения.


В апостольские времена традиции крестного знамения вообще не было. Что с того?

Вы жили в то время? Если вы так уверено пишете об этом.

Икона это тоже символ и Распятие - символ и нательный крест - символ.

Символы нужны или не нужны? - Если вы считаете их для себя лишними, то Христианская церковь имеет иное мнение.
В государстве и то есть символы, если кто-то публично будет сжигать флаг или герб, то подвергнется наказанию.

Что делали реформаторы: они публично на своих соборах 17 века и в дальнейшем поносили и оскорбляли древнее, православное, перстосложение, называя его всякими злобными ругательствами; а древлеправославных и вовсе анафеме предали и объявили еретиками. Дальше , ещё хуже, начали насильничать, гнать, пытать и убивать людей.
67. вода : Ответ на 65., Нечернозёмец:
2015-10-15 в 14:22

Это в двоеперстии всё на месте, как об этом писал прп. Максим Грек. Потому как : "Два перста и едина рука являют Распятого Господа нашего Иисуса Христа в двух естествах и единой Ипостаси познаваемого"(Петр Дамаскин)Лоб символизирует Отца, два перста - Христа, чрево - землю и утробу Богоматери.Двумя пестами крестятся потому что Христос распялся за каждого из нас на Кресте.Вся эта символика отсутствует в троеперстии.



Уважаемый НЕчернозёмез, надеюсь, что Харитонов Андрей вам, просто, не поверит.
Объясню почему, почему не поверит.

В "затёртых" временем банальностях есть доля истины, а порой, немалая.
Например, вот в таких;
Всё новое - это "хорошо" забытое старое.
Ещё, в старинном - языческом - римском -
разделяй и властвуй.
Начинать можно с малого, например, сперва "доказать", что накладывать крёстное знамение двумя перстами - это "истинная" историческая правда, которая непременно "восторжествует", глядишь, уже где-то, там ... недалеко, замаячила "идея" изменить по примеру "умнейших из мудрейших" католиков наш Православный Символ Веры, утверждённый на I Вселенском Соборе в Никее и дополненным на II Вселенском Соборе в Константинополе.
Объясняют, объясняют уважаемому Нечернозёмцеву. что раскол - это ересь, смертный грех, не слышит человек.
Или тут что-то другое? Может быть готовится некое "сретение" обновленцев со староверами? Типа - ""Встреча на Эльбе".
Уважаемый Нечернозёмцев, неужели Вы совсем не понимаете, или мысленно и сердечно невнимательны, когда, утром, произносите вслух или мысленно Молитву Святому Духу.
Или у вас, уважаемый Нечернозёмцев, как бы, "свой, прямой контакт" с Богом имеется?
66. Лебедевъ : Ответ на 65., Нечернозёмец:
2015-10-15 в 13:51

Двумя пестами крестятся потому что Христос распялся за каждого из нас на Кресте.Вся эта символика отсутствует в троеперстии.



Вся символика для человека.А у Вас человек для символики.В апостольские времена традиции крестного знамения вообще не было. Что с того?
65. Нечернозёмец : Ответ на 64., Харитонов Андрей:
2015-10-15 в 12:54

Но при троеперстие - где от Отца рождение Сына и схождение Его на землю, где сошествие в утробу Девы Марии?

Все на месте, как Вы сами и писали:"Положением же пальцев на челе, исповедуем две следующие вещи: Сын от Бога и Отца родился, точно также как и наше слово от ума происходит, и как свыше сошло по Божественному слову глаголющему, преклони небеса и сойди. А положением перстей на пупе, схождение Его на землю, то есть в Пречистую утробу Богоматери бессеменное зачатие Его, и девятимесячное обитание вселение, явственно возвещаем."

Это в двоеперстии всё на месте, как об этом писал прп. Максим Грек. Потому как : "Два перста и едина рука являют Распятого Господа нашего Иисуса Христа в двух естествах и единой Ипостаси познаваемого"(Петр Дамаскин)

Лоб символизирует Отца, два перста - Христа, чрево - землю и утробу Богоматери.

Двумя пестами крестятся потому что Христос распялся за каждого из нас на Кресте.

Вся эта символика отсутствует в троеперстии.
64. Харитонов Андрей : Ответ на 61., Нечернозёмец:
2015-10-15 в 10:07

Но при троеперстие - где от Отца рождение Сына и схождение Его на землю, где сошествие в утробу Девы Марии?

Все на месте, как Вы сами и писали:
"Положением же пальцев на челе, исповедуем две следующие вещи: Сын от Бога и Отца родился, точно также как и наше слово от ума происходит, и как свыше сошло по Божественному слову глаголющему, преклони небеса и сойди. А положением перстей на пупе, схождение Его на землю, то есть в Пречистую утробу Богоматери бессеменное зачатие Его, и девятимесячное обитание вселение, явственно возвещаем."
63. М.Яблоков : Ответ на 61., Нечернозёмец:
2015-10-15 в 07:38

Двоеперстие вообще московские правщики придумали в 15 веке. Ни одна из существующих Поместных Православных Церквей его не знает и не знала.
62. М.Яблоков : Ответ на 61., Нечернозёмец:
2015-10-15 в 07:35

Но при троеперстие - где от Отца рождение Сына и схождение Его на землю, где сошествие в утробу Девы Марии? Наконец, изображение восхождения Сына на Крест - в двоеперстии, а не Троицы - в троеперстии.


Чушь какая раскольническая! ) Ничего это и в двоеперстии и подавно нет. Ты хотя бы запомни таинство Святой Троицы: пострадал Сын, благоволением Отца и содействием Святого Духа.
61. Нечернозёмец : Ответ на 60., Харитонов Андрей:
2015-10-15 в 00:12

Что мешает соединением трёх пальцев: большого, указательного и среднего тайну исповедывать богоначальных трёх Ипостасей, Отца, Сына и Святого Духа единого Бога?


Ничего не мешает. Но при троеперстие - где от Отца рождение Сына и схождение Его на землю, где сошествие в утробу Девы Марии? Наконец, изображение восхождения Сына на Крест - в двоеперстии, а не Троицы - в троеперстии.

В древности, когда Русь приняла Святое Крещение и вместе с ним двоеперстие, вся символика Церкви наполнена святыми отцами глубокими смыслами: иконопись, единогласное пение, двоеперстие, храмостроительство.

А что предложено насилием реформы взамен?
- Концерты из оперетт и опер -современное партесное пение; светская живопись из католицизма; храмы-здания, скопированные в Италии у тех же католиков или типовые коробки; потеря символов в перстосложении и искажение их; наконец отказ от Нового Завета, когда в ХХС орут (другого слова нет) на клиросе женщины с непорытыми головами, а им ещё за подобное бесчинство и поругание святынь деньги платят, из пожертвованных людьми на храмы, на правду. Про дух стяжательства и богатство высшего духовенства даже упоминать не стоит. А сами отношения между архиереями и прихожанами какие в настоящее время?
60. Харитонов Андрей : Ответ на 58., Нечернозёмец:
2015-10-14 в 22:15

Соединением трёх пальцев: большого безымянного и мизинца тайну исповедует богоначальных трёх Ипостасей, Отца, Сына и Святого Духа единого Бога трое. Протяжением же соединенных указательного и среднего пальцев два естества во Христе, то есть, Самого Спаса Христа исповедуем совершена Бога, и совершена человека во двою существу и естеству веруемого и познаваемого.

Что мешает соединением трёх пальцев: большого, указательного и среднего тайну исповедывать богоначальных трёх Ипостасей, Отца, Сына и Святого Духа единого Бога?
59. Сергей Швецов : Re: Реформа Патриарха Никона и старообрядчество
2015-10-14 в 20:48

Что такое Единоверие?
https://clck.ru/9bG7k
58. Нечернозёмец : Ответ на 56., Харитонов Андрей:
2015-10-14 в 20:25

Любимый старообрядцами проф. Каптерев пишет об этом так .....

Почитаем лучше святых отцов, например Максима грека: "Так и знаменованием честного Креста таинственно всех нас вместе учит благоверия таинству.- Исповедую же самую Святую и достойную поклонения Троицу и с Небес Единородного на землю сошествие и распятие Его, когда хочет судить живым и мертвым, то есть праведным и грешным. Соединением трёх пальцев: большого безымянного и мизинца тайну исповедует богоначальных трёх Ипостасей, Отца, Сына и Святого Духа единого Бога трое.
Протяжением же соединенных указательного и среднего пальцев два естества во Христе, то есть, Самого Спаса Христа исповедуем совершена Бога, и совершена человека во двою существу и естеству веруемого и познаваемого. Положением же пальцев на челе, исповедуем две следующие вещи: Сын от Бога и Отца родился, точно также как и наше слово от ума происходит, и как свыше сошло по Божественному слову глаголющему, преклони небеса и сойди. А положением перстей на пупе, схождение Его на землю, то есть в Пречистую утробу Богоматери бессеменное зачатие Его, и девятимесячное обитание вселение, явственно возвещаем. А вождением от туда всей руки на правую и на левую стороны, ясно изображаем, что Он хочет перенести горький ответ от праведных, стоящих одесную Судии, на нечестивых и грешных, по Спасову Божественному гласу, глаголющему к противящимся и не покоряющимся иудеям."

Ничего подобного в троеперстии нет.
57. М.Яблоков : Святитель Игнатий об единоверии:
2015-10-14 в 19:29

Святитель Игнатий об единоверии:

"Расколом называется нарушение полного единения со Святою Церковию, с точным сохранением, однако, истинного учения о догматах и таинствах. Нарушение единения в догматах и таинствах – уже ересь. Собственно раскольническими церквами могут быть названы в России только единоверческие церкви... [Они] отличаются в некоторых обрядах, что не имеет никакого влияния на сущность христианства... К образованию [их] послужило отчасти невежество, приписывающее некоторым обрядам и обычаям более важности, нежели сколько эти обряды имеют... В [единоверческих] церквах заметен избыток набожности, доходящий до суеверия и лицемерства... Когда христианин обратит все внимание свое на наружные обряды, то непременно он оставляет без внимания существенную часть христианства – очищение внутренних сосудов, следовательно, лишается всего духовного преуспеяния и истекающего из этого преуспеяния истинного познания Христа, то есть делается чужд истинного христианства. Когда же, напротив того, христианин к вере холоден и ее наружные обряды совершает с небрежением, то этим удаляет от себя Бога, Который желает, чтоб Его служители служили Ему со страхом и трепетом, и делается безбожником и еретиком." (свт. Игнатий Брянчанинов).

http://goo.gl/glq6zK
56. Харитонов Андрей : Ответ на 51., Нечернозёмец:
2015-10-14 в 18:10

2) двоеперстие символически более верное глубокое чем троеперстие по смыслу

Это смотря какой смысл вкладывать.
Двоеперстие пришло на смену единоперстия в 9 веке в противовес монофизитам. В конце 12 в. греки стали креститься троеперстием, чтобы подчеркнуть отличие Православия от несториан.
Любимый старообрядцами проф. Каптерев пишет об этом так: "Если появление двоеперстия и продолжительность его существования в православной греческой церкви зависело исключительно от монофизитства, только во время борьбы с ним имело свой особый смысл и значение, то, как скоро борьба с монофизитством прекратилась, греческая константинопольская церковь, желая и самой формой перстосложения отличаться не только от монофизитов-одноперстников, но и от несториан, всегда строго державшихся двоеперстия, так как они соединили с ним свое еретическое учение о соединении во Христе двух природ, и в двоеперстии видели символическое выражение и подтверждение своего еретического учения,- заменила у себя двоеперстие более естественным и свойственным каждому христианину, помимо вероисповедных его особенностей, троеперстием, как выражающим главный, основной догмат христианства - учение о святой Троице."
55. М.Яблоков : Ответ на 53., вода:
2015-10-14 в 17:35

Всех православных братьев и сестёр с Праздником.


И вас, дорогая, с Праздником! )
54. М.Яблоков : Ответ на 39., Нечернозёмец:
2015-10-14 в 16:54

Анафема наложена всеми Восточными Патриархами. Никто ничего не снимал. Как раскольники были вне Церкви, так и остаются до сего дня. Безблагодатные секты.
Страницы:   1 | 2 | 3 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме