Как воспитывать молодёжь в условиях террористических угроз

Интервью для Министерства образования и науки России

Бывший СССР 
0
553
Время на чтение 8 минут

В 90-е гг. на фоне общей деидеологизации воспитательный элемент практически полностью ушел из образования, образовательные учреждения превратились исключительно в места приобретения знаний учащимися. Как вы считаете, эффективной ли оказалась такая практика, в чем были ее плюсы и минусы? Должно ли государство вернуться в сферу, где долгое время играла роль лишь семья? Может ли идея строительства единой нации, морального и гражданского воспитания быть начата со школы?

Считаю советский опыт здесь исключительно важным!!! У меня в школе был такой предмет - Военно-начальная подготовка. Сейчас он, насколько мне известно, заменён на БЖД - безопасность жизнедеятельности. Однако, ВНП - это не БЖД, именно в рамках этого предмета воспитывались первичные навыки обороны, изучалась военно-политическая обстановка, проводились зарницы, и формировался патриотизм. 17 марта 1991 года я проголосовал за сохранение СССР - это было моё первое голосование в жизни, в 19 лет - и я не сожалею об этом голосе, а горжусь тем, что лично я старался сохранить свою любимую страну! Любой человек воспитывается не только в семье! Процесс воспитания нельзя считать оконченным на любых фазах человеческой жизни. Правило, что «уже поздно воспитывать» - мне кажется, не верно! Скажу более, что потеря воспитательной компоненты в образовании, свёртывание идеологии (интернационализм, дружба народов, взаимовыручка, сотрудничество, коллективизм) ударило не только по таким качествам как совесть, порядочность (НРАВСТВЕННОСТИ), но и снизило потенциал в освоении знаний (понизило дисциплину познавательного труда, размыло цели - с вытекающим провалом в области общей образовательной подготовки). Отвечу чётко на вопрос под номером №1: Такая практика - неэффективна! Государство и не должно никуда уходить! Да может (идея строительства единой нации), и должна быть начата со школы и семьи - в симбиозе!

(Если респондент положительно ответил на вопрос №1) Какова, на Ваш взгляд, может быть роль образовательного учреждения (школы, вуза)?

Роль школы и вуза определяющая! Нужно исходить из целей воспитания в образовательным процессе: 1) это воспроизводство лучших человеческих качеств и их закрепление; 2) прямое стимулирование приобретения новых знаний и познавательного труда. Эти два пункта равнозначны! Цели воспитания - это морально-нравственный, честный, открытый человек, любящий трудиться, уважающий традиции своего отечества, культуру и историю, стремящегося познать свою профессию, стать высоким профессионалом на благо своей семьи и отечества! Этому должны быть подчинены любые мероприятия в школе, предметная сетка, введён и возрождён предмет ВНП. Особое внимание нужно уделить преподаванию - Истории, Культурологи, Обществоведению (как воспитывающих гражданина дисциплин)!

Как Вы относитесь к первым шагам государства в этой сфере? (законопроект об исполнении гимна в школе, внесенный в Госдуму по инициативе губернатора Калужской области А.Артамонова, на разных уровнях возникала идея «уроков патриотизма» в школе и т.д.).

Эта идея положительная! Однако, надо уберечь Министерство образования от формалистики в этом вопросе. Должна быть развёрнута систематическая работа по всей системе, а не в виде рекомендательных позиций для отдельных школ или регионов. Нужно изучать конституцию, основные федеральные законы в рамках Обществоведения в школах.

(Если респондент положительно ответил на вопрос №1) Есть разные подходы к гражданскому воспитанию. Например, в Дании воспитывают критическое мышление, признание свободы и отличия других людей, толерантность, интеллектуальную свободу, а в США и Франции - уважение к государству, его символам, истории и закону. Или достаточно как Великобритании, где школам рекомендовано продвигать знания о британской законодательной системе, институте выборов; стремление быть полезным и принимать участие в жизни своей страны, города, района; уважать правительственные и общественные органы. Что важнее воспитать в текущих российских условиях? И что предпочли бы лично Вы?

Я бы предпочитал никого не копировать и даже не смотреть на чужой опыт, поскольку Россия обладает своим уникальным опытом и в 1960 и начале 1970 гг. мы занимали условное, но всё-таки 2-3 место в мире по уровню образования, а по урокам нравственного воспитания и патриотизма видимо не имели равных вообще в мире! Надо исходить из собственных традиций, а на что сделать акценты я уже указал выше. Нужно изучать историю отечества и своего края (народов России в их многообразии), культуру, включая религиозную (даже если ты атеист!) разных народов России с особым акцентом на интернационализм и дружбу народов, что являлось краеугольным камнем политики советского правительства! Вероятно, важно возродить общественно полезный труд, я сам трудился на заводе в 1988-1990 с 8-го по 10-ый класс - собирал и паял микросхемы в механосборочном цеху под опекой мастера цеха - помню и горжусь этой практикой (сейчас этот завод уничтожен и давно не производит микросхемы!) Конечно, в условиях капитализма, такой труд не возможен в частном секторе, если школа государственная, но тогда на нужды государства - в государственном секторе (частные школы - можно в частном секторе). Нужно воспитывать нужность стране, нацеленность на раскрытие способностей людей (а не приспособление к рынку труда). Особое место - электронная культура, к сожалению, сейчас развращающая. Процесс воспитания должен блокировать угрозы (потенциальные и реальные) для молодого человека, его психике и физиологическому здоровью (исходя из рекомендаций медицинской науки - соответствующих её разделов!)

В Великобритании кампания по патриотическому воспитанию облечена в идею продвижения «британских ценностей». Возможно ли в России формулирование неких «российских ценностей» и, если да, то что можно включить в их число? Если нет, то почему?

Я уже перечислил наши - русские ценности. Во-первых, надо не бояться наши ценности называть русскими ценностями. И это первейшая ценность! Во-вторых, это высокая нравственность, честность, открытость, трудолюбие, коллективизм, взаимовыручка, дружба народов, желание быть полезным своей стране. Основано всё это должно быть на уважении и любви к своей истории, доброте и бережном отношении ко всем её страницам. Особое строка - порицание фашизма, память Войны 1941-1945 гг. Фашизм приобретает сейчас различные формы, он и в то время различался - итальянский, германский, болгарский, испанский, японский фашизм (милитаризм). Процесс воспитания должен выбить почву и сценаристов украинского варианта, потому что этот вариант чреват большой войной и с большой вероятность она всё-таки будет. Поэтому воспитание и патриотизм должны быть обращены к защите своей Родины, любви к ней (культура, история, своя земля, где родился и вырос и т.д.)

В новой редакции Закона об образовании (273-ФЗ) «воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры» отнесены к «основным принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования». Как Вы смотрите на реализацию этих идей через взаимодействие с ветеранскими организациями или как во Франции - через образовательный курс по истории страны («история как национальный роман»)?

В законе постулированы верные вещи! Я об этом написал и сам выше, не читая закона, отвечая на первые вопросы. Конечно, смотрю позитивно! Об этом сказано выше (про фашизм). Здесь ветеранские организации играют ведущую роль (а также СМИ). Что касается западного опыта - подчеркну - воспитание может быть только национальным на отечественном опыте - и это главнее условие! Если продолжится охаивание советского опыта - никакого толку не будет ни от какого закона!

Ведется ли работа по патриотическому воспитанию молодежи в вашем учебном заведении, вашем регионе? Если да, то какая? Содействует ли этому губернатор и его команда? Какие методы и форматы доказали свою эффективность?

Видимо, ведётся, но пока явно недостаточная. Я живу в Москве, поэтому не буду характеризовать этот регион - это столица, здесь больше возможностей. А вот родом я из Брянска, где прожил 30 лет из 42-х и часто бываю у родных, да и сейчас нахожусь в отпуске в Брянске. В этом регионе масса проблем и очень слабые возможности материальные - да и ментальный (иногда и моральный) уровень сменяемых губернаторов ожидает желать лучшего (хотя они и выбираются - «парадокс выбор», когда выбирают не лучших!).

Актуальные события поставили на повестку дня вопрос о профилактике экстремистских настроений (симпатии идеям «Исламского государства») среди учащихся, а казусы (история с Варварой Карауловой и аналогичные ей) заставляют задумываться - могут ли образовательные учреждения скорректировать подобное поведение своих подопечных? И если да, то как?

Нужны программы в рамках современного предмета ВНП - военно-начальная подготовка, где бы на исследовательской основе изучались проблемы конкуренции государств, военного и политического противостояния и их форм, и ученики осознанно понимали способы и методы воздействия на них Ясно одно, когда гордишься и любишь свою землю - никакой «ИГИЛ», никакой воинственный ислам не изменят твою философию, твою позицию. Город Брянск сейчас очень грязный, с совершенно запущенным коммунальным хозяйством, в городе много бездомных собак - это город грязи и собак, когда-то он был совершенно иным, и я это помню! Но я у мамы, и обожаю (!!!) гулять по этим грязным, но зелёным улочкам, по нижнему и верхнему судку, которые находятся под охраной государства, и где нуворишам разрешили застройку, как и роще «Соловьи», хотя она вроде бы запрещена! Управы - нет! Понимаете, когда будет на всё это управа - тогда и уровень патриотизма и воспитания будет выше - в том числе, наравне со всеми теми верными действиями, что прописаны в законе, и о которых я также сказал выше. Но я люблю этот город, я люблю сюда возвращаться, так как я здесь родился, и чувствую себя как хозяин города - вот такое странное чувство, как сторожил! Надо любить нашу землю, и тогда «ИГИЛ» ничего не сможет сделать. Иными словами нужно научить своих детей любить Родину! Это важно! И надо расширять знания - это также защита от манипулирования людьми! Кстати для этого понадобится обуздать неравенство и воровской капитализм - это я как экономист уже утверждаю - и это очень важно!

Образовательные учреждения - не могут - а должны это корректировать! В рамках известных курсов дисциплин, проблемных лекций, приглашения серьёзной профессуры, публичных лекций диспутов, культурологической и политинформационной работы!

Существует ли профилактика экстремизма, терроризма и других негативных проявлений в Вашем регионе? Какие силы были привлечены к её разработке? Какова, на Ваш взгляд, её эффективность?

Профилактика - сильные моральные устои, ощущение индивидом своей гражданственности, гордость за свою страну, материальная обеспеченность жизни, моральная удовлетворённость жизнью и самореализуемость, высокий уровень образования (террористы, как правило, низко образованы, не по диплому, а по фактическим знаниям и логике рассуждений - я имею в виду исполнителей терактов, а не организаторов - последние имеют как правило хорошее образование)! Остальные вопросы этого блока - к правоохранительным органам г. Москвы. Опять отмечу, что нельзя формализовать такую работу - делать её показной и специальной! Это неверно!

На Западе, где также есть прецеденты вербовки молодежи в Исламское Государство, столкнулись с теми же вызовами. Где-то внедряют мониторинг интернет-активности школьников (Великобритания), в отдельных странах ставка сделана на развитие собственных программ преподавания умеренного классического ислама и институт наставников (Франция, Дания), а в Великобритании принято решение о централизованной переподготовке всего профессорско-преподавательского состава с целью раннего распознавания и удержания. Видите ли Вы что-то из этого востребованным в России? Если да, то что?

Считаю контрпродуктивным готовить в этом ключе профессорско-преподавательский состав. Представьте, вот я очень занят - научная работа, которая не кормит и масса лекций, которые хоть немного, но кормят как-то... Зарплаты крайне низкие! А мне ещё посещать лекции по «ИГИЛ» - зачем? Не моя функция что-то распознавать, да я не профессиональный психолог, это отвлечёт силы и ресурсы и эффекта не будет - я уверен в этом! Бороться с экстремизмом вербовками - можно только системной воспитательной работой всех звеньев воспитания и воздействия на молодых людей и не только на молодых - семья, школа, вуз, работа, СМИ. Необходима широкая борьба российских спецслужб в Интернете, с блокированием сайтов включая порнографию - масштабно и массивно, с привлечением к уголовной ответственности владельцев сайтов и даже владельцев доменов, кто размещает информацию. Нужен новый закон, отвечающий угрожающему вызову современной «электронной культуры». В рамках этого, конечно, возможен некий мониторинг, но не стоит его абсолютизировать, я имею в виду успешность этого метода. Закон будет работать только в системе с иным набором методов и инструментов.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

4. Re: Как воспитывать молодёжь в условиях террористических угроз

На Западе, где также есть прецеденты вербовки молодежи в Исламское Государство, столкнулись с теми же вызовами. Где-то внедряют мониторинг интернет-активности школьников (Великобритания), в отдельных странах ставка сделана на развитие собственных программ преподавания умеренного классического ислама и институт наставников (Франция, Дания), а в Великобритании принято решение о централизованной переподготовке всего профессорско-преподавательского состава с целью раннего распознавания и удержания. Видите ли Вы что-то из этого востребованным в России? Если да, то что? (с) Я что-то не понял... Автор интервью предлагает брать пример с загнивающей Америки и биздуховной Гейропы? Спасибо, понабрались-понахватались уже... Считаю контрпродуктивным готовить в этом ключе профессорско-преподавательский состав. Представьте, вот я очень занят - научная работа, которая не кормит и масса лекций, которые хоть немного, но кормят как-то... Зарплаты крайне низкие! А мне ещё посещать лекции по «ИГИЛ» - зачем? Не моя функция что-то распознавать, да я не профессиональный психолог, это отвлечёт силы и ресурсы и эффекта не будет - я уверен в этом! Бороться с экстремизмом вербовками - можно только системной воспитательной работой всех звеньев воспитания и воздействия на молодых людей и не только на молодых - семья, школа, вуз, работа, СМИ. (с) Понятно... В общем, интервьюируемый говорить горазд, а делать ничего не хочет, все на других перекладывает. И еще ухитряется при этом о русских ценностях говорить: о трудолюбии, о коллективизме...
рудовский / 11.10.2015, 09:01

3. Re: Как воспитывать молодёжь в условиях террористических угроз

Пока имеем такте позорные факты : УрФУ снова "оскандалился": в вузе "по звонку" сняли выставку о Великой Отечественной войне, посчитав ее "фашистской" See more at: http://www.nakanune.ru/news/2015/10/2/22416296/#sthash.l0d0bn23.dpuf
зиф / 10.10.2015, 19:46

2. Re: Как воспитывать молодёжь в условиях террористических угроз

Хорошие идеи, товарищ Сухарев, но минобр этим заниматься не будет, это не в его компетенции. Удивительное дело: ливановых ненавидит 99% преподавателей, а оно живёт и пыжится. когда всю бы эту любовь да в нужное русло. Грех терпеть этих гопников.
Богачёв / 10.10.2015, 16:13

1. Re: Как воспитывать молодёжь в условиях террористических угроз

Вообще-то, не ВНП, а НВП - начально-военная подготовка
Богачёв / 10.10.2015, 15:57
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Сухарев
Заждались, но пока не ясен смысл новой модели роста
О новой экономической модели и миграционном вопросе из уст Президента
26.04.2024
«Спекулятивный» капитализм никуда не исчез, а должен уйти
Выступление Набиуллиной в Госдуме было в пользу спекулянтов и крупных олигархических кланов
11.04.2024
Иначе мы похороним страну и экономику
Не нужно обольщаться высоким рейтингом России по ВВП – пора всерьёз браться за экономическое возрождение
03.04.2024
«Экономический прорыв на уровне задач и постановки действий»
В Послании Президента отражены мысли, о которых мы говорим не один десяток лет
29.02.2024
Ещё раз об оскорблении Президента России
Джозефом Стиглицем и главных российских выборах в 2024 году
27.02.2024
Все статьи Олег Сухарев
Бывший СССР
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
День памяти Царя Бориса Фёдоровича Годунова
Сегодня мы также вспоминаем графа Г.Г.Орлова, медальера и скульптора графа Ф.П.Толстого и Маршала Советского Союза А.А.Гречко
26.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:49
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от Дмитриев
26.04.2024 15:48
Ждём новых «крокусов»?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:21
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 15:13
Страх и подвиг
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 14:50