Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Общественная дипломатия как важный фактор мироустройства

Владимир  Хомерики, Русская народная линия

15.04.2015


Выступление на встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым 10 апреля 2015 года. …

Несмотря на поговорку «Против лома - нет приема», общественная дипломатия оказалась сильнее, и то, что не смогли перед СССР сделать оружием, сделали холодной войной. Эти же цели и методы они пытаются сейчас применить и к России, сопровождая их различными экономическими и политическими санкциями, попытками изоляции, вовлечения в вооруженные конфликты и прочее. Несмотря на то, что мы нашли против них противоядие на внешней арене, благодаря силе нашего оружия, экономического потенциала и сильной официальной дипломатии. Раненный и озлобленный «зверь» готовит нам новые испытания через активизацию своего «либерально-демократического актива», финансируемые ими НПО и прочие организации, и приступит к расшатыванию ситуации изнутри, в т.ч., разыгрывать межэтнические и межрелигиозные карты, а также ударить по самосознанию русского населения.

Хорошо, что Президент своевременно отреагировал на готовящиеся новые вызовы и сейчас проводятся организационные и превентивные решения по консолидации общества и предотвращению противостояния в обществе.

Однако, успокаиваться пока рано и это только начало той большой работы, которая нам предстоит как во внешней, так и внутренней политике, где как раз общественная (народная) дипломатия выходит на первый план как мягкая сила, за которой, несомненно, должны стоять и консолидация общества, и патриотизм и вся мощь нашей страны

Мы позволили развалить СССР, потому что своевременно не среагировали на произошедшие социальные и интеллектуально-технические сдвиги в мировом сообществе, позволяющие использовать неправительственные организации, НПО-дипломатию, «мягкую информацию», мягкую силу в качестве эффективного оружия для достижения геополитических, геоэкономических и геокультурных целей. США, Запад сумели найти способ превратить, модернизировать народную или НПО-дипломатию в инструмент подрывных действий, разложения советского строя, системы изнутри, в духовной и виртуальной сферах. Превратили информационное превосходство для поражения эмоций, восприятия, психики, интеллект противника и др.

В период 2-х полярного мира, роль народной (общественной) дипломатии играла существенную роль и оказывала существенное влияние на принятие тех или иных политических решений. Дальше США установили свой диктат, которому мы и наши партнёры не смогли ничего противопоставить, и роль народной дипломатии растворилась в грубой силе и лживой пропаганде Америки. Результаты этого всем известны по искусственным катастрофам и войнам, трагедиям многих государств (более 20 государств) и народов, написанных и осуществляемых по сценариям США, при содействии купленных ими элит и наёмников.

В условиях роста глобальных вызовов и угроз, природных, техногенных и социальных катастроф в обществе наступило осознание всё большего числа людей того, что необходимо действовать самым и  помогать  властям. Пришло понимание, какие угрозы несет человечеству однополярный мир и необузданные амбиции США. Об этом свидетельствуют и опросы Международного Исследовательского  Центра Геллапа (Gallup International), проводимые авторами исследования «Глобальный барометр надежды и отчаяния» в 65 странах различных континентов с охватом более 70000 респондентов. На вопрос: «Какая страна  представляет наибольшую угрозу для всего мира?» 24%  опрошенных такой страной назвали США, (далее: с 8% Пакистан; 6% Китай; по 5% Афганистан, Израиль, Иран и Сев. Корея; по 4% Индия, Ирак, Япония; 3% Сирия, и только 2% назвали Россию?!»

Общественная дипломатия - это форма ответа на глобальные вызовы и угрозы, на становление нового мирового порядка, на ход внутриполитического развития. Она родилась и получила признание в эпоху глобализации, цивилизационных сдвигов, глубоких изменений, произошедших в мире, в том числе и в психологических установках людей. Все более расширяющиеся познания увеличивают способности общественных дипломатов для оказания влияния на людей в процессе общения и формирования общественного мнения. Всё больше возрастает роль и возможности общественной дипломатии в вопросах предупреждения и разрешения конфликтов через массовые интернет коммуникации.

Общественная дипломатия имеет ряд преимуществ перед официальной, она менее затратна, более разнообразна в используемых приёмах, методах и содержании, менее стереотипна и действует с учётом различия в социокультурных условиях и традициях. Она несопоставимо более свобода в своих действиях, менее зависима от официальных решений, более рациональна с точки зрения житейского подхода к сложным проблемам межгосударственных отношений и способна на своём уровне выявить ранние, латентные стадии назревающего конфликта и осуществлять превентивные меры по его гашению. Общественная дипломатия использует, как правило, негосударственные формы и методы неофициального общения и действия на различных уровнях и в рамках непрерывно разрастающейся сети НПО-сообществ, межличностных, семейных и иных отношений, с применением новейших достижений в области коммуникативных технологий и способов влияния на интеллект и психику человека, на общественное мнение.

Правомерно подчеркнуть, что Россия на порядки отстаёт от США, Запада в том, что касается теории и практики использования мягкой силы и общественной дипломатии в интересах достижения своих целей во внешней политике и тем самым обрекает себя на малую конкурентоспособность в международных делах.

В условиях настоящего кризиса и глобальной «войны», навязываемой России,  настойчивых разнообразных попыток втянуть её в настоящую войну или изолировать руководство России, наряду с мерами самозащиты, поисками друзей и процессов их вовлечения в свою орбиту. Должно срочно, системно и фундаментально  содействовать и всемерно создать механизмы поддержки и расширения возможностей функционирования общественной дипломатии (т.н. мягкой силы). Активнее и шире привлекать парламентскую и общественную дипломатию к решению глобальных проблем. Без соответствующей поддержки государства сильную общественную дипломатию не выстроить, так как кроме финансового, здесь нужен серьезный административный ресурс и содействие.

К сожалению, никто у нас в стране этим конкретно не занимается.  Ни Администрация Президента, ни Правительство в купе с МИД, ни Госдума с Советом Федерации, ни общественная Палата РФ, несмотря на наличие в них определенных структур по данному профилю. Дальше единичных публичных обсуждений данной проблематики на площадках этих структур дело не идёт, а если где и есть попытки и результаты, то явно топором рубленные. И все это, несмотря на серьезные задачи, поставленные Президентом в этой области, выделяемые значительные финансовые средства и связанные с этим ожидания. Не хотелось бы думать, что это неприбыльная работа и потому ею не занимаются (хотя и средства списываются, наверное, немалые), просто надо понимать, что прибыль от общественной (народной) дипломатии много больше и выражается не только в безопасности, стабильности и развитии, но и в самом факте дальнейшего существования государства. Притом, что общественная дипломатия  - это важнейший стратегический ресурс, наиболее оправданное и эффективное средство в современных условиях для преодоления тяжелейших последствий геополитической и социальной катастрофы начала 21 века и особенно нынешних условиях.

Современная общественная дипломатия России должна рассматривается как инновационная гуманитарная технология общественной самоорганизации граждан, используемая для недопущения и мирного разрешения конфликтных ситуаций в стране и за рубежом, сближения народов и государств, достижения высокого качества жизни людей, сохранения окружающей среды. Поэтому чрезвычайно актуальной является задача научного осмысления и обеспечения, с одной стороны, российской общественной дипломатии, имеющей конструктивный и созидательный смысл, а с другой, - активного противодействия западной общественной дипломатии, применяющей против России разрушительную «мягкую силу».

Общественная дипломатия имеет колоссальное значение и влияние, как во внешней, так и внутренней политике.  В обоих случаях, помимо организационных и финансовых, мы имеем дело с человеческими ресурсами, что наиболее важно и имеет основную миссию. Выход общественной дипломатии в практическую деятельность на международной арене и внутри страны поставил вопрос о профессиональной подготовке общественных дипломатов, чтобы они могли достойно, грамотно, со знанием дела выполнять свои миротворческие, гуманитарные функции и добиваться положительных результатов. Общественный дипломат - это, по существу, новая профессия, чрезвычайно необходимая. В перспективе эти люди  должны составлять элиту России.

При всем выше сказанном, в России можно отметить положительную динамику развития общественной дипломатии, особенно НПО-дипломатии. В основном усилиями самых организаций,  расширяется диапазон целей, содержания и методов  деятельности общественной дипломатии. Россия многонациональная страна и для неё особое значение общественная дипломатия приобретает и  во внутренних конфликтных ситуациях, когда государство не в состоянии решить проблемы, возникающие на национальной, этнической, религиозной почве. Только путем общественной дипломатии можно разрешать конфликты идентичности, восстанавливать идентификационную принадлежность к одной стране - России. В частности, речь идёт об идентификации мусульман с Россией. Общественная дипломатия держится на самом мощном ресурсе - на ресурсе человеческих отношений, связей и интересов, на доброй памяти, на общей истории, на понимании, доверии, чувствах. Этим она отличается от классической дипломатии, в основе которой лежат формальные межгосударственные отношения, нормы и предписания, и в этом, помимо внутренней, она играет существенную внешнеполитическую роль.

В условиях отсутствуя национальной идеи, соединяющей людей и народы и создающей нацию, перед Россией ещё и стоит вопрос, какую миссию ей нести в глобализирующемся мире, и здесь роль общественной дипломатии незаменима, так как надо вести непрерывный диалог, договариваться, искать согласия по всем жизненно важным вопросам и сообща решать возникающие проблемы.

К сожалению, при всем развитии различных общественных организаций и форм общественного воздействия, нам никак не удается построить достойное гражданское общество и соответствующую ему систему институтов влияния. При всем этом, самоорганизация Российского общества продолжается в различных сферах общества, в т.ч. информационной. Появляются общественные организации, которые берут на себя функции охраны порядка, миротворчества, правозащитников, защиты русскости, укрепления дружбы народов;  включаются в борьбу с коррупцией, с преступностью; налаживают диалог с властями, объединениями граждан, с предпринимателями; находят способы проведения во власть на местах, людей способных нести ответственность и возлагать на себя обязанности, и многое другое.

Можно сказать, что во внутренней политике речь идет о признаках начала широкого общественного движения за возрождение страны, за достижение межнационального, межрелигиозного мира, неотъемлемым элементом которого является общественная дипломатия.  Если бы у нас была достаточна поддержка институтов гражданского общества и в соответствии с этим развиты общественная дипломатия и искусство применения мягкой силы, вполне удалось бы избежать и чеченской войны, и войны с Грузией и украинских событий.

В России, всё ещё имеет место пренебрежительное и даже недоверчивое отношение к неправительственным и самостийным общественным организациям, особенно патриотическим. Со стороны государства им, за редким исключением, не оказывается ни какой поддержки. В определенной мере такая настороженность объяснима по отношению к общественным организациям, получающим гранты из-за рубежа и действующим в интересах грантодателей, вопреки национальным интересам. Что имело место и продолжает иметь место, даже, несмотря на определенные меры, принимаемые к «Иностранным агентам». При этом государство несмотря на поговорку «Сколько волка не корми ...» само начало финансировать их на десятки миллионов рублей («Хельсинская группа», «Голос» и др.) а реально работающие общественные организации, за редким исключением, не получают ни рубля поддержки (кроме прикормленных и откатывающих организаций). Есть случаи, когда под видом неправительственных организаций, действуют и криминальные структуры. Имеет место неравноправный характер отношений государственных органов и общественных организаций, которые их открыто, критикуют и указывают на недостатки и др.  К ним, нередко предъявляются завышенные требования со стороны власти, их игнорируют, вытесняют на обочину или закрывают. У подавляющего большинства способных и  общественных организаций есть немалые финансовые проблемы,  которые не позволяют им появляться на международных форумах и особенно за рубежом в международных структурах, что сдерживает потенциал действовать в виде мягкой силы и вынуждает пребывать в вялотекущем режиме.

Сегодня  российской общественной дипломатии отводится важная роль в решении таких задач как участие в деятельности ООН и других крупных международных организаций, актуализации национальных интересов в культуре, экономике и экологии, миграционной политике, защиты прав соотечественников за рубежом, продвижения русского языка в мире, укрепления добрососедских отношений с приграничными странами, налаживания культурных и образовательных обменов, нераспространения оружия, наркотиков, эпидемий и других социально опасных явлений, профилактики экстремизма и ксенофобии.

Для продвижения общественной дипломатии, повышения её эффективности и вовлечения в неё новых сил, было бы целесообразно: 

- Создать под эгидой МИД - Общественную Палату Народной Дипломатии или общественный Совет по вопросам народной дипломатии;

- Изыскать для этой важной работы и структуры необходимые средства и приступить к профессиональной подготовке и переподготовке кадров;

- Реформировать работу ФА «Россотрудничество и Фонда «Русский мир»;

- Эффективно использовать потенциал различных национально-культурных организаций, землячеств, автономий и др. сообществ;

- Создать механизмы влияния мягкой силы через потенциал обучающихся зарубежных студентов (через самообразующиеся молодёжные организации);

- Использовать как мягкую силу рычаги миграционной политики, туристических, спортивных и молодёжных организаций;

- Создать базу организаций и спикеров, для организации командировок и привлечения их потенциала по участию в различных международных организациях и мероприятиях;

- Создать пул активистов по основным различным темам и регионам и  приглашать их в различные СМИ;

- Как было предложено ранее, открыть для них и других организаций, занятых в сфере общественной дипломатии, Специальный канал на телевидении. Система ГЛОНАСС (цифровое телевидение) будет иметь 64 канала. Один из них может принадлежать общественной дипломатии.

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Дмитриев : Re: Общественная дипломатия как важный фактор мироустройства
2015-04-15 в 23:12

интереснейший текст

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме