itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Общественная дипломатия как важный фактор мироустройства

Выступление на встрече с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым 10 апреля 2015 года.

Генассамблея ООН по Украине  Бывший СССР 
0
2336
Время на чтение 10 минут

Несмотря на поговорку «Против лома - нет приема», общественная дипломатия оказалась сильнее, и то, что не смогли перед СССР сделать оружием, сделали холодной войной. Эти же цели и методы они пытаются сейчас применить и к России, сопровождая их различными экономическими и политическими санкциями, попытками изоляции, вовлечения в вооруженные конфликты и прочее. Несмотря на то, что мы нашли против них противоядие на внешней арене, благодаря силе нашего оружия, экономического потенциала и сильной официальной дипломатии. Раненный и озлобленный «зверь» готовит нам новые испытания через активизацию своего «либерально-демократического актива», финансируемые ими НПО и прочие организации, и приступит к расшатыванию ситуации изнутри, в т.ч., разыгрывать межэтнические и межрелигиозные карты, а также ударить по самосознанию русского населения.

Хорошо, что Президент своевременно отреагировал на готовящиеся новые вызовы и сейчас проводятся организационные и превентивные решения по консолидации общества и предотвращению противостояния в обществе.

Однако, успокаиваться пока рано и это только начало той большой работы, которая нам предстоит как во внешней, так и внутренней политике, где как раз общественная (народная) дипломатия выходит на первый план как мягкая сила, за которой, несомненно, должны стоять и консолидация общества, и патриотизм и вся мощь нашей страны

Мы позволили развалить СССР, потому что своевременно не среагировали на произошедшие социальные и интеллектуально-технические сдвиги в мировом сообществе, позволяющие использовать неправительственные организации, НПО-дипломатию, «мягкую информацию», мягкую силу в качестве эффективного оружия для достижения геополитических, геоэкономических и геокультурных целей. США, Запад сумели найти способ превратить, модернизировать народную или НПО-дипломатию в инструмент подрывных действий, разложения советского строя, системы изнутри, в духовной и виртуальной сферах. Превратили информационное превосходство для поражения эмоций, восприятия, психики, интеллект противника и др.

В период 2-х полярного мира, роль народной (общественной) дипломатии играла существенную роль и оказывала существенное влияние на принятие тех или иных политических решений. Дальше США установили свой диктат, которому мы и наши партнёры не смогли ничего противопоставить, и роль народной дипломатии растворилась в грубой силе и лживой пропаганде Америки. Результаты этого всем известны по искусственным катастрофам и войнам, трагедиям многих государств (более 20 государств) и народов, написанных и осуществляемых по сценариям США, при содействии купленных ими элит и наёмников.

В условиях роста глобальных вызовов и угроз, природных, техногенных и социальных катастроф в обществе наступило осознание всё большего числа людей того, что необходимо действовать самым и помогать властям. Пришло понимание, какие угрозы несет человечеству однополярный мир и необузданные амбиции США. Об этом свидетельствуют и опросы Международного Исследовательского Центра Геллапа (Gallup International), проводимые авторами исследования «Глобальный барометр надежды и отчаяния» в 65 странах различных континентов с охватом более 70000 респондентов. На вопрос: «Какая страна представляет наибольшую угрозу для всего мира?» 24% опрошенных такой страной назвали США, (далее: с 8% Пакистан; 6% Китай; по 5% Афганистан, Израиль, Иран и Сев. Корея; по 4% Индия, Ирак, Япония; 3% Сирия, и только 2% назвали Россию?!»

Общественная дипломатия - это форма ответа на глобальные вызовы и угрозы, на становление нового мирового порядка, на ход внутриполитического развития. Она родилась и получила признание в эпоху глобализации, цивилизационных сдвигов, глубоких изменений, произошедших в мире, в том числе и в психологических установках людей. Все более расширяющиеся познания увеличивают способности общественных дипломатов для оказания влияния на людей в процессе общения и формирования общественного мнения. Всё больше возрастает роль и возможности общественной дипломатии в вопросах предупреждения и разрешения конфликтов через массовые интернет коммуникации.

Общественная дипломатия имеет ряд преимуществ перед официальной, она менее затратна, более разнообразна в используемых приёмах, методах и содержании, менее стереотипна и действует с учётом различия в социокультурных условиях и традициях. Она несопоставимо более свобода в своих действиях, менее зависима от официальных решений, более рациональна с точки зрения житейского подхода к сложным проблемам межгосударственных отношений и способна на своём уровне выявить ранние, латентные стадии назревающего конфликта и осуществлять превентивные меры по его гашению. Общественная дипломатия использует, как правило, негосударственные формы и методы неофициального общения и действия на различных уровнях и в рамках непрерывно разрастающейся сети НПО-сообществ, межличностных, семейных и иных отношений, с применением новейших достижений в области коммуникативных технологий и способов влияния на интеллект и психику человека, на общественное мнение.

Правомерно подчеркнуть, что Россия на порядки отстаёт от США, Запада в том, что касается теории и практики использования мягкой силы и общественной дипломатии в интересах достижения своих целей во внешней политике и тем самым обрекает себя на малую конкурентоспособность в международных делах.

В условиях настоящего кризиса и глобальной «войны», навязываемой России, настойчивых разнообразных попыток втянуть её в настоящую войну или изолировать руководство России, наряду с мерами самозащиты, поисками друзей и процессов их вовлечения в свою орбиту. Должно срочно, системно и фундаментально содействовать и всемерно создать механизмы поддержки и расширения возможностей функционирования общественной дипломатии (т.н. мягкой силы). Активнее и шире привлекать парламентскую и общественную дипломатию к решению глобальных проблем. Без соответствующей поддержки государства сильную общественную дипломатию не выстроить, так как кроме финансового, здесь нужен серьезный административный ресурс и содействие.

К сожалению, никто у нас в стране этим конкретно не занимается. Ни Администрация Президента, ни Правительство в купе с МИД, ни Госдума с Советом Федерации, ни общественная Палата РФ, несмотря на наличие в них определенных структур по данному профилю. Дальше единичных публичных обсуждений данной проблематики на площадках этих структур дело не идёт, а если где и есть попытки и результаты, то явно топором рубленные. И все это, несмотря на серьезные задачи, поставленные Президентом в этой области, выделяемые значительные финансовые средства и связанные с этим ожидания. Не хотелось бы думать, что это неприбыльная работа и потому ею не занимаются (хотя и средства списываются, наверное, немалые), просто надо понимать, что прибыль от общественной (народной) дипломатии много больше и выражается не только в безопасности, стабильности и развитии, но и в самом факте дальнейшего существования государства. Притом, что общественная дипломатия - это важнейший стратегический ресурс, наиболее оправданное и эффективное средство в современных условиях для преодоления тяжелейших последствий геополитической и социальной катастрофы начала 21 века и особенно нынешних условиях.

Современная общественная дипломатия России должна рассматривается как инновационная гуманитарная технология общественной самоорганизации граждан, используемая для недопущения и мирного разрешения конфликтных ситуаций в стране и за рубежом, сближения народов и государств, достижения высокого качества жизни людей, сохранения окружающей среды. Поэтому чрезвычайно актуальной является задача научного осмысления и обеспечения, с одной стороны, российской общественной дипломатии, имеющей конструктивный и созидательный смысл, а с другой, - активного противодействия западной общественной дипломатии, применяющей против России разрушительную «мягкую силу».

Общественная дипломатия имеет колоссальное значение и влияние, как во внешней, так и внутренней политике. В обоих случаях, помимо организационных и финансовых, мы имеем дело с человеческими ресурсами, что наиболее важно и имеет основную миссию. Выход общественной дипломатии в практическую деятельность на международной арене и внутри страны поставил вопрос о профессиональной подготовке общественных дипломатов, чтобы они могли достойно, грамотно, со знанием дела выполнять свои миротворческие, гуманитарные функции и добиваться положительных результатов. Общественный дипломат - это, по существу, новая профессия, чрезвычайно необходимая. В перспективе эти люди должны составлять элиту России.

При всем выше сказанном, в России можно отметить положительную динамику развития общественной дипломатии, особенно НПО-дипломатии. В основном усилиями самых организаций, расширяется диапазон целей, содержания и методов деятельности общественной дипломатии. Россия многонациональная страна и для неё особое значение общественная дипломатия приобретает и во внутренних конфликтных ситуациях, когда государство не в состоянии решить проблемы, возникающие на национальной, этнической, религиозной почве. Только путем общественной дипломатии можно разрешать конфликты идентичности, восстанавливать идентификационную принадлежность к одной стране - России. В частности, речь идёт об идентификации мусульман с Россией. Общественная дипломатия держится на самом мощном ресурсе - на ресурсе человеческих отношений, связей и интересов, на доброй памяти, на общей истории, на понимании, доверии, чувствах. Этим она отличается от классической дипломатии, в основе которой лежат формальные межгосударственные отношения, нормы и предписания, и в этом, помимо внутренней, она играет существенную внешнеполитическую роль.

В условиях отсутствуя национальной идеи, соединяющей людей и народы и создающей нацию, перед Россией ещё и стоит вопрос, какую миссию ей нести в глобализирующемся мире, и здесь роль общественной дипломатии незаменима, так как надо вести непрерывный диалог, договариваться, искать согласия по всем жизненно важным вопросам и сообща решать возникающие проблемы.

К сожалению, при всем развитии различных общественных организаций и форм общественного воздействия, нам никак не удается построить достойное гражданское общество и соответствующую ему систему институтов влияния. При всем этом, самоорганизация Российского общества продолжается в различных сферах общества, в т.ч. информационной. Появляются общественные организации, которые берут на себя функции охраны порядка, миротворчества, правозащитников, защиты русскости, укрепления дружбы народов; включаются в борьбу с коррупцией, с преступностью; налаживают диалог с властями, объединениями граждан, с предпринимателями; находят способы проведения во власть на местах, людей способных нести ответственность и возлагать на себя обязанности, и многое другое.

Можно сказать, что во внутренней политике речь идет о признаках начала широкого общественного движения за возрождение страны, за достижение межнационального, межрелигиозного мира, неотъемлемым элементом которого является общественная дипломатия. Если бы у нас была достаточна поддержка институтов гражданского общества и в соответствии с этим развиты общественная дипломатия и искусство применения мягкой силы, вполне удалось бы избежать и чеченской войны, и войны с Грузией и украинских событий.

В России, всё ещё имеет место пренебрежительное и даже недоверчивое отношение к неправительственным и самостийным общественным организациям, особенно патриотическим. Со стороны государства им, за редким исключением, не оказывается ни какой поддержки. В определенной мере такая настороженность объяснима по отношению к общественным организациям, получающим гранты из-за рубежа и действующим в интересах грантодателей, вопреки национальным интересам. Что имело место и продолжает иметь место, даже, несмотря на определенные меры, принимаемые к «Иностранным агентам». При этом государство несмотря на поговорку «Сколько волка не корми ...» само начало финансировать их на десятки миллионов рублей («Хельсинская группа», «Голос» и др.) а реально работающие общественные организации, за редким исключением, не получают ни рубля поддержки (кроме прикормленных и откатывающих организаций). Есть случаи, когда под видом неправительственных организаций, действуют и криминальные структуры. Имеет место неравноправный характер отношений государственных органов и общественных организаций, которые их открыто, критикуют и указывают на недостатки и др. К ним, нередко предъявляются завышенные требования со стороны власти, их игнорируют, вытесняют на обочину или закрывают. У подавляющего большинства способных и общественных организаций есть немалые финансовые проблемы, которые не позволяют им появляться на международных форумах и особенно за рубежом в международных структурах, что сдерживает потенциал действовать в виде мягкой силы и вынуждает пребывать в вялотекущем режиме.

Сегодня российской общественной дипломатии отводится важная роль в решении таких задач как участие в деятельности ООН и других крупных международных организаций, актуализации национальных интересов в культуре, экономике и экологии, миграционной политике, защиты прав соотечественников за рубежом, продвижения русского языка в мире, укрепления добрососедских отношений с приграничными странами, налаживания культурных и образовательных обменов, нераспространения оружия, наркотиков, эпидемий и других социально опасных явлений, профилактики экстремизма и ксенофобии.

Для продвижения общественной дипломатии, повышения её эффективности и вовлечения в неё новых сил, было бы целесообразно:

- Создать под эгидой МИД - Общественную Палату Народной Дипломатии или общественный Совет по вопросам народной дипломатии;

- Изыскать для этой важной работы и структуры необходимые средства и приступить к профессиональной подготовке и переподготовке кадров;

- Реформировать работу ФА «Россотрудничество и Фонда «Русский мир»;

- Эффективно использовать потенциал различных национально-культурных организаций, землячеств, автономий и др. сообществ;

- Создать механизмы влияния мягкой силы через потенциал обучающихся зарубежных студентов (через самообразующиеся молодёжные организации);

- Использовать как мягкую силу рычаги миграционной политики, туристических, спортивных и молодёжных организаций;

- Создать базу организаций и спикеров, для организации командировок и привлечения их потенциала по участию в различных международных организациях и мероприятиях;

- Создать пул активистов по основным различным темам и регионам и приглашать их в различные СМИ;

- Как было предложено ранее, открыть для них и других организаций, занятых в сфере общественной дипломатии, Специальный канал на телевидении. Система ГЛОНАСС (цифровое телевидение) будет иметь 64 канала. Один из них может принадлежать общественной дипломатии.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Re: Общественная дипломатия как важный фактор мироустройства

интереснейший текст
Дмитриев / 15.04.2015, 20:12
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Хомерики
Россия должна оперативно вмешаться
В Польше готовят 500 грузин для свержения законной власти в Грузии
21.09.2023
«Отщепенцы не дают покоя грузинскому народу»
Владимир Путин должен помочь Грузии преодолеть грузинскую чуму в виде готовящегося «евромайдана»
19.09.2023
Грузия открыто «показывает зубы» США
Об импичменте президенту Грузии и российско-грузинской дружбе
06.09.2023
«Благодарю Путина за принятое решение»
Указ Президента России о безвизовом режиме и прямом авиасообщении возродит дружбу двух братских православных народов – грузин и русских
10.05.2023
«Грузинская власть, наконец-то, осознала значение и роль России»
В Тбилиси на улицы вышли консерваторы – сторонники прогрузинской политики и дружбы с Москвой
14.03.2023
Все статьи Владимир Хомерики
Генассамблея ООН по Украине
Гремучая смесь безволия и апатии
Россия отмахивается от обвинений, вместо того, чтобы предъявлять свои требования
10.01.2023
Победа любой ценой
Поражение обойдётся дороже
17.11.2022
Распад НАТО был бы идеальным вариантом
Есть большая опасность эскалации и расширения конфликта на Украине, но если будет окончательно решен вопрос с Киевом, в структуре блока произойдут изменения
15.11.2022
Дмитрий Медведев: «Это похоже на начало агонии ООН»
Генассамблея всемирной организации приняла проект резолюции о создании механизма, призванного выплатить ущерб Украине
15.11.2022
8 июля скончался Валерий Ганичев
«Наш патриотизм шел от Победы»: беседа с бывшим председателем Союза писателей России
08.07.2022
Все статьи темы
Бывший СССР
День памяти князя Петра Горчакова
Сегодня мы также вспоминаем сенатора кн. Ю.А.Долгорукова, министра В.Н.Ламсдорфа, художника В.И.Сурикова, конструктора А.Д.Швецова и маршала Л.А.Говорова
19.03.2024
День памяти епископа Старицкого Алипия (Попова)
Сегодня мы также вспоминаем мыслителя Д.А.Хомякова, богослова Н.Н.Глубоковского, писательницу Л.А.Чарскую, художника А.В.Куприна, авиатора К.К.Арцеулова и маршала В.И.Чуйкова
18.03.2024
День памяти св. благоверного князя Даниила Московского
Сегодня мы также вспоминаем видных русских ученых Н.Е.Жуковского и П.В.Никольского, генерала А.А.Брусилова и исследователя Арктики К.С.Бадигина
17.03.2024
Он преобразил весь мир
К 165-летию со дня рождения изобретателя радио А.С. Попова
16.03.2024
Любимый дед Советского Союза
К 20 летию со дня смерти великого русского и советского актера Ивана Петровича Рыжова
16.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии