Татария. Райцентр Высокая Гора. Райцентр как райцентр, традиционный для российских райцентров парк Победы с традиционным памятником участникам Великой Отечественной войны. По традиции под новый год здесь ставят ёлку. В этом году по чьей-то прихоти (поговаривают, что по личному распоряжению главы района Рустама Калимуллина) ёлку венчает полумесяц.
«С чего бы это?» - возмущаются в соцсетях жители Высокой Горы, «Всё нормально!» - отвечают им оппоненты-односельчане. В том, что полумесяц в данном случае символизирует ислам, не сомневаются ни те, ни другие. Разговоры ведутся на русском языке, так как большинсьво жителей Высокой горы - русскоязычные (по переписи 1989 года, русских там было - 53%, татар - 43%).
В дореволюционных источниках село известно также под именем Рождественское, по названию Рождественско-Богородицкой церкви (построена в 1881-86; памятник истории и культуры). Так вот действительно, с чего бы преимущественно русскоязычном селе на ёлку полумесяц водружать? И где, спрашивается. Елка-то ведь не у мечети стоит, а в совершенно светском месте, рядом с памятником участникам ВОВ. По воспоминаниям ветеранов, даже в окопах ставились елки, и украшались гильзами и другими подручными материалами. Знали бы павшие, как в их родном селе елки украшать станут...
«Данный случай стоит воспринимать как попытку исламизировать светский праздник, для чего его наиболее запоминающиеся символы (такие, как звезда на макушке) стараются сделать конфессионально близкими, - выразил свое мнение корреспонденту РНЛ эксперт Института национальной стратегии, видный исламовед Раис Сулейманов. - В Татарстане ситуация вокруг празднования Нового года сейчас принимает характер чем-то напоминающий ситуацию в Дагестане: в Казани ваххабиты два года назад активно расклеивали листовки с призывами не праздновать Новый год, потому что, дескать, это «немусульманский праздник». То есть ваххабиты хотят загнать мусульман в какое-то гетто, чтобы они замыкались исключительно только на своей религии, всячески дистанцировались и даже противопоставляли себя окружающему населению, в том числе и светской аудитории».
По мнению эксперта, власти пошли на определенный эксперимент в одном конкретном районе, решив «исламизировать» новогоднюю елку.
«Это не первый такой пример. Так, в ряде музеев Казани с 20 декабря 2014 года по 6 января 2015 года в рамках новогодних программ для детей вместо привычных Деда Мороза и Снегурочки показывают "гостью из Саудовской Аравии Фатиму и Караванщика Саида", вместо елки - финиковую пальму, вместо зимнего снега - аравийскую пустыню. Зачем насаждают бедуинские обычаи и культурный ландшафт Саудовской Аравии татарским детям в государственных музеях Казани мне непонятно», - искренне удивлен Раис Сулейманов.
«Эволюция исламистов понятна, - считают пользователи соцсетей, где публикация фото каркаса елки с полумесяцем вызвала немало откликов. - Если нельзя празднование Нового года запретить, то его нужно извратить и приватизировать».
В замене традиционной звезды или снежинки на полумесяц комментаторы видят «последовательное разрушение культурного кода совместного общежития между татарами и русскими - сознательное внедрение разногласий и отличий».
«Необходимо сегодня же демонтировать это позорище и наказать того, кто это позволил и придумал», - категорично высказался Мансур Сайфуллин.
Критические замечания в адрес новшества, похоже, достигли цели. «После полемики в соцсетях районные власти одумались, сначала добавили симметричную фигуру - получилось "кольцо", а затем, говорят, заменили на снежинку с лучами», - сообщил РНЛ председатель Общества русской культуры Казани Михаил Шеглов.
Листовка 2011 года с требованием не праздновать Новый год из Казани |