Торжества 70-летия освобождения Белграда с участием Президента России, триумфальный визит российских десантников и, наконец, освящение памятника Св. Государю, положившему жизнь ради спасения Сербии - освящение, совершённое двумя Патриархами - все эти страницы летописи русско-сербской жизни ознаменовали наступление накануне зимы «Сербской Весны». Весенним воздухом и настроением веяло и на митингах Сербской Радикальной Партии, где выступал её безсменный руководитель доктор Воислав Шешель (он, кстати, посетил Патриаршую Литургию).
На улицах Белграда вновь появился благословенный дух «пркосности», приводивший в обморочное состояние западных гангстер-дипломатов и их российских подельников в 1992-1995 годах. Молодые лица на митингах радикалов говорят, что новое поколение ещё даст своих Караджичей и Младичей.
Вновь слышится над Сербией звон колоколов погребённой Византии...
Национальное самосознание можно искажать, замалчивать, но изменить его человеку не под силу. «И Россия, и Космет» - девиз тех патриотов, которые родились 16 лет назад, в «осень ультиматума», когда автор этих строк почувствовал неизбежность войны. «Верю в Бога и Россию» - слова, вынесенные Шешелем из застенков Гааги.
Все эти годы меня не покидала надежда на то, что сербский народ сохранит своё русское сердце. И я вижу, что моя надежда была не напрасна.
Многолетняя неопределённость и многочисленные измены послужили поводом для того, чтобы опустить руки, у некоторой части народа (и в особенности - элиты) Сербии. Однако всегда оставались и те, кто верил в победу русско-сербского духа. И теперь сама реальность рвёт липкую паутину конспирологических теорий в стиле «всё пропало» и смехотворных рассуждений министра Вулина о «дестабилизации», вносимой русофилами в парламентское и правительственное евроболото. «Дестабилизация», о которой рассуждают господа Вулин и Вучич, живительна для страны и народа, единственное, что она разрушит - «консенсус о необходимости европейской интеграции», но Сербии эта интеграция сейчас нужна не больше, чем телеге - пятое колесо. Вековечная тяга к Востоку сильнее «евроинтеграционной» паутины, и скоро мы в этом убедимся.
Всё то, что происходит в русско-сербских отношениях последние 2 месяца - вне зависимости от чьего-то желания - увеличивает популярность пророссийских сил в Сербии и уменьшает популярность «европейской интеграции». Этот процесс начался даже раньше.
Ещё в начале августа Сербское Управление по интеграции в ЕС объявило результаты очередного опроса по вопросу о поддержке интеграции в ЕС. Впервые за многие годы эта поддержка упала ниже 50 процентов. Только 46 процентов проголосовали бы на референдуме о членстве Сербии в ЕС, что на пять процентов ниже по сравнению с декабрем 2013.
Никто иной, как Дэвид Кэмерон, недавно признался, что дела в ЕС идут далеко не блестяще. «Еврозона балансирует на грани возможного третьего экономического кризиса, который будет сопровождаться высоким уровнем безработицы...»
И хотя Россия и другие страны БРИКС испытывают давление Запада, их экономический фундамент в конечном итоге более прочен, чем изъеденный кризисами фундамент «Большой Семёрки». Отношения США и ЕС по принципу «Наши доходы - ваши проблемы» не укрепляет его. И сербский бизнес это понимает.
К сожалению, объективно благоприятные условия для расширения влияния России на Балканах видят и за океаном, и, разумеется, там этому вовсе не рады. Посол США в Белграде устроил выволочку властям за визит Путина, а Джен Псаки выразила «сожаление» по поводу наших совместных учений. И теперь уже от сербской элиты зависит - плюнуть на эти «сожаления», исходящие от страны, виновной в антисербском геноциде, или вытянуться по стойке «смирно», как ныне забытые Свиланович (сербский клон Козырева) и Лабус (их «Гайдар»).
Но решающее слово здесь - за народом. Давление народных масс ощущается в мiре всё сильнее, Запад постепенно утрачивает способность ими манипулировать - вопреки жесточайшему давлению, сохраняют свою власть Башар Асад, Николас Мадуро, Дилма Русе́ф, захлебнулись искусственные протесты в Китае. Украинский опыт - кровавый и мучительный - показал, чего стоят западные «печеньки» и на кого работают «борцы за народное счастье». Поэтому народы отвергают навязываемых им «Международным республиканским институтом» и тому подобными конторами «заступников» и выбирают старых, проверенных людей. Дай Бог здоровья и долгих лет жизни Воиславу Шешелю - надеюсь, он ещё послужит Великой Сербии.
Памятник Святому Государю Николаю в Белграде - не только символ общей борьбы, но и залог общего, византийского и «третье-римского» (пока в формате ЕАЭС) будущего. Молитвами Святого Царя и Патриарха Павла - да увидим грядущее, выстраданное единство, единство Новороссии и Сербии, России и Белоруссии, Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья...
Алексей Поповкин, кандидат исторических наук
Памятник Николаю II |
Патриарх Сербский Павел |