Государственная «Обитель»

Глубину общественного раскола в современной России иллюстрирует реакция на кинобестселлеры историко-революционной темы

Бывший СССР 
0
640
Время на чтение 6 минут

Источник: Литературная газета

Государственная «Обитель»

Сергей Безруков, Игорь Черневич и Александра Ребенок в сериале «Обитель»

Так получилось с фильмом «Обитель» (формально – сериалом, но, конечно, это настоящее большое кино) режиссёра Александра Велединского по роману Захара Прилепина (именно «по роману», конфузливое «по мотивам» в титрах – ненужная перестраховка). Ощущение, будто зрители смотрели разные фильмы. Народное рецензирование – не сад расходящихся троп, а поле высокого напряжения, где заряды, столкнувшись, яростно разлетаются.

Зрительская, по Булгакову, масса выполняет максиму Апокалипсиса – отзывы об «Обители» или горячи, или холодны, и практически нет тёплых. Всё очень искренне и эмоционально. А вот профессиональная критика выбирает умиротворяющую теплоту: почти нет полярных и резких оценок, корректные полутона, претензия пополам с иронией... Снова ощущение, будто народ и интеллигенция смотрит одно, и притом непоправимо разное кино.

Интеллигенция, впрочем, тоже, как известно, неоднородна, и потому сам феномен осторожного приятия почти единодушных умеренно-положительных оценок вызывает удивление. Впрочем, ситуация объяснима действительно талантливой режиссурой, замечательными актёрскими работами и слаженными трудами всей съёмочной группы. Другое дело – различие в аргументации там, где она присутствует хоть в малых дозах, не растворяется в рассуждениях о кастинге и органике соловецких ландшафтов.

Пафос либеральной критики «Обители» известен с той поры, когда роман был написан и выстрелил. Примерно так: «Обитель» – вещь, чего уж там, отличная, а стала бы великой, если бы на обложке значился не Захар Прилепин, весь такой имперский, красный, злой и одержимый, а кто-нибудь из социально-близких. Диковатая эта мысль проговаривалась вполне искренне, звучала мечтой и намёком: вот кабы некое ОГПУ (земное ли, небесное) изъяло рукопись да и вручило б кому-нибудь из политкорректных «своих». Забавно, но эта очень интеллигентская идея была в какой-то момент услышана: книга и впрямь ушла своей дорогой, дошла до экранизации и обрела нового автора (вполне законно, а лыком в строку ещё и разговоры о разрыве Прилепина с Велединским, конечно, по идейным расхождениям, а как же). Тем не менее прилепинское эхо слишком ощутимо и отчётливо, потому снова воздерживаемся от громких эпитетов и сетуем на неправильное происхождение произведения в привычном духе вульгарного социологизма.

Претензии (подчас не проговариваемые, скорее угадываемые) поклонников и сторонников Захара Прилепина куда любопытнее. Многих из них смущает канал «Россия», продюсерская история, задержанный выход – во всём этом угадывалась государственная воля, а сейчас, по выходу фильма, очевидно, что «Обитель» – проект государственный. Не в смысле «государственничества» Захара и его команды, но в качестве иллюстрации идеологических установок и властной практики нынешнего государства Российская Федерация.

Это мешает адекватному восприятию произведения даже у народа вполне лояльного. Потому что к текущему государству всегда есть вопросы.

Однако сам нерядовой по нынешним временам сюжет успешной приватизации романа / фильма государством – с ожиданием внутриполитических дивидендов – чрезвычайно интересен, и его реперные точки имеет смысл обозначить.

Государство осознаёт свой генезис – оно рождается не из революций (будь то Великая русская 1917-го или перестройка, завершившаяся августом 1991-го с распадом СССР), но из преодоления революционного хаоса, как сталинская империя или путинская Россия. Собственно, технологии и методы этого преодоления государству по-настоящему интересны, равно как и люди, реализующие соответствующий менеджмент. Вместе с метаморфозой, когда революционер вдруг превращался в контрреволюционера. Таков Фёдор Эйхманис, и выбор Сергея Безрукова на эту роль абсолютно точен и принципиален. Саша Белый из «Бригады» (тоже ведь получилось кино государственное, и сценаристом его был Александр Велединский) и первый комендант СЛОНа не просто родственные души, но, по сути, единый образ – человека, который перестаёт себе принадлежать и становится управляем надличностными стихиями. Инструментом исторической метафизики. Безруков в подобном антураже замечательно умеет играть именно личностное и человеческое – поэтому его Эйхманис столь объёмен и убедителен. В той же манере Александра Ребенок показывает Галину Кучеренко – и тоже обеспечивает попадание не только в образ, но в нелинейную логику истории.

Сегодняшнее государство не может позволить себе симпатий или антипатий при наблюдении «кипящих котлов прежних войн и смут», разве что холодноватое, отстранённое приятие правоты и красных, и белых. Интересно, что советская власть (тоталитаризм и цензура, ага) была в этом смысле куда как добрее и простодушнее и в зрелые свои годы (с 1968-го начиная) полностью реабилитировала белое офицерство и, следовательно, белое движение. Через «Служили два товарища» Евгения Корелова, «Новые приключения неуловимых» Эдмонда Кеосаяна, «Бег» Алова и Наумова, далее везде подтянулись эстрада и шансон, и до сих пор благородный «поручик Голицын» в коллективном сознании – центральный образ Гражданской войны в России.

«Обитель» вдребезги разрушает миф и образ, и, полагаю, неправ Денис Горелов («Я за линию твою в Соловках тебя сгною», «КП», 17.05), когда утверждает о «беспричинной страсти авторов к белому воинству». Белые в фильме, да, выглядят рельефнее и полнокровнее чекистов. Но знак совершенно одинаков, и убедительна мысль о том, насколько легко они могут меняться местами, да и произошла эта смена караула задолго до соловецкой линии фронта на недовоёванной Гражданской. (Высказана подобная идея в русской литературе XX века отнюдь не Солженицыным и Шаламовым, а таким вроде бы несерьёзным Сергеем Довлатовым).

В этом сюжете Велединский решается на главное и, пожалуй, радикальное отступление от первоисточника, вводя театральную линию постановки «Дней Турбиных». Конечно, в 1927 году булгаковская пьеса не могла быть поставлена на Соловках при всём свирепом либерализме Фёдора Эйхманиса. Дело в том, что «Дни Турбиных» и весь белогвардейский цикл Михаила Булгакова категорически противоположны не столько советской, сколько именно «соловецкой» власти. Булгаковский традиционализм, приверженность «к порядку» в устоявшихся формах, с одной стороны, и революционный эксперимент, лаборатория по производству нового человека Эйхманиса – с другой могут быть смонтированы только в художественных координатах, для чего нужны смелость, талант и интуиция Велединского, тонко чувствующего государственный и отчасти общественный запрос.

Вовсе не случайно в фильме появляется образ-фантом принципиального оппонента Булгакова – Владимира Маяковского, с автографом на «дореволюционном» издании «Облака в штанах», цитируемого Артёмом Горяиновым в лагерных мытарствах.

«Дни Турбиных» – весомый элемент сталинского контекста, то есть того самого преодоления революционного хаоса и строительства империи. У Прилепина было иное – переосмысление «Братьев Карамазовых» Достоевского в ситуации разрушенных социума и быта, похоронные аккорды Серебряного века, под которые уходил под воды студёного моря материк старой России. Любопытно, однако, что по выходу романа отдельные либеральные критики объявили роман «просталинским», а Прилепина, натурально, сталинистом. Но ведь Сталина никоим образом нет в романе?.. Вот именно, показывая дикости и зверства 27-го соловецкого года, Прилепин, дескать объясняет, что с грянувшего позже Сталина взятки и вовсе гладки.

Велединский же, чередуя булгаковские мотивы с достоевскими, соединяет сюжет путешествия русской души на край ночи, географии и жизни со столь близкой Михаилу Афанасьевичу (и государству!) идеей возмездия.

Мистики хватало и у Прилепина в романе, но она возникала как естественное продолжение соловецкого пейзажа и бытия. В фильме иррациональное – обрывки снов, галлюцинации, диалоги с мёртвыми – прорывается по-булгаковски (или, про кино говорим), по-бунюэлевски – через больную, измученную человеческую душу. Но и тут снова вспоминается такой, казалось бы, вовсе не сюрреалист Иосиф Сталин: «Впрочем, я бы не имел ничего против постановки «Бега», если бы Булгаков прибавил к своим восьми снам ещё один или два сна, где бы он изобразил внутренние социальные пружины гражданской войны в СССР...»

Нет, не надо ничего прибавлять. Фильм «Обитель» состоялся и как произведение искусства, и как государственный проект. Возможно, и как свидетельство нового этапа отношений обобщённого художника и конкретной власти. Просто напомню, что высшая точка подобного союза (при всех оговорках и поправках на время) случилась в трудные и славнейшие годы великой войны, когда рождались и новые государственные смыслы, и художественные жанры. Нужно повторить.

Алексей Колобродов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Колобродов
Все статьи Алексей Колобродов
Бывший СССР
Лишение литовского гражданства за поддержку
России. Будет ли знаменитая балерина скучать по рижскому взморью?
02.05.2024
День памяти блаженной Матроны Московской
Сегодня мы также вспоминаем историка М.Т.Каченовского, адмирала А.С.Меншикова, историка Церкви П.В.Знаменского, слависта Т.Д.Флоринского, ученых С.В.Лебедева и Г.П.Свищёва
02.05.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28