150 лет Николая Бердяева

0
56
Время на чтение 7 минут

Источник: Камертон

500 статей и книг русского философа Николая Бердяева переведены на 20 языков. Их список, изданный в Париже, составил целый том в 10 печатных листов. Однако на родине книги Бердяева были несколько десятилетий запрещены.

«История не щадит человеческой личности и даже не замечает ее, — писал мыслитель. — Я пережил три войны, из которых две могут быть названы мировыми, две революции в России, малую и большую, пережил духовный ренессанс начала XX века, потом русский коммунизм, кризис мировой культуры, переворот в Германии, крах Франции и оккупацию ее победителями, я пережил изгнание, и изгнанничество мое не кончено. Я мучительно переживал страшную войну против России. И я еще не знаю, чем окончатся мировые потрясения. Для философа было слишком много событий: я сидел четыре раза в тюрьме, два раза в старом режиме и два раза в новом, был на три года сослан на север, имел процесс, грозивший мне вечным поселением в Сибири, был выслан из своей Родины и, вероятно, закончу свою жизнь в изгнании».

Во всех своих трудах Н. Бердяев отстаивал свободу личности. Этот порыв к свободомыслию, желание проникнуть в суть проблем человека проявились достаточно рано: в 14 лет он уже читал труды немецких философов Канта и Гегеля. В студенческие годы увлекся научным социализмом, но скоро осознал гибельность теории, которая обезличивает человека. Можно дискутировать по поводу мысли Бердяева «самодержавие народа — самое страшное самодержавие, ибо воля одного и воля немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех», однако опыт «диктатуры пролетариата» заставляет в общих чертах согласиться с мыслителем.
Читать Николая Бердяева, по мнению священника Александра Меня, — «глубокое наслаждение для мысли и для сердца, когда проникаешь в мир этого свободного, этого прекрасного, возвышенного мышления, в мир этого человека, философия которого — о личности, о творчестве, о свободе — несет на себе печать несравненного благородства».
Мыслительный, нравственный поиск привели Бердяева к христианству. Философ пришел к убеждению, что духовность человека связана с духовностью Божественной, и больше с этого пункта не сошел. Уже в зрелые годы на стене квартиры он повесил акварель с изображением кельи старца, и это был рисунок его бабки, родовитой киевлянки.

Н. А. Бердяев родился 6 (18) марта 1874 г. в Киеве в аристократической семье. Его отец Александр Михайлович был офицером-кавалергардом, затем киевским уездным предводителем дворянства, председателем правления киевского земельного банка; мать Алина Сергеевна по отцу была княжной Кудашевой, а по матери француженкой.
Николай Александрович любил Киев и считал его одним из самых красивых городов Европы. Нельзя не согласиться с этим мнением. Семья Бердяевых жила на Липках, крестили мальчика в Печерско-Спасской церкви. Когда отец вышел в отставку, переехали в свой дом в Обухове. Бердяев владел «мовою» — его старший брат Сергей Бердяев (1860–1914), тоже уроженец Киева, стал билингвическим поэтом, полиглотом. Но никаких заметных следов о киевском периоде жизни знаменитого мыслителя, который провел здесь 24 года, однако, нет. Бердяев называл себя русским философом.
Судите сами: разве мог не русский мыслитель сделать простое, будто очевидное, но замечательное наблюдение, какое сделал Николай Бердяев в трактате «Смысл Творчества», в главе «Творчество и аскетизм. Гениальность и святость»: два величайших (не только потому, что это было совсем недавно, два столетия тому) русских человека, Александр Пушкин и Серафим Саровский, жили в одно время, в начале XIX в. Правда ведь, годы их смертей очень близки — 1837 и 1833! Бердяев вычленил эту «двоицу» и поставил рядом. Что само по себе — колоссальное продвижение русского национального сознания.

Но философ, разумеется, не ограничился простым называнием, а дал свою экспозицию:

«Пушкин и св. Серафим жили в разных мирах, не знали друг друга, никогда ни в чём не соприкасались. Равно достойное величие святости и величие гениальности — несопоставимы, несоизмеримы, точно принадлежат к разным бытиям. Русская душа одинаково может гордиться и гением Пушкина, и святостью Серафима. И одинаково обеднела бы она и оттого, что у неё отняли бы Пушкина, и оттого, что отняли бы Серафима...»

Бердяев учился в Киевском кадетском корпусе, но затем поступил в Киевский Императорский университет Святого Владимира (сегодня это учебное заведение почему-то носит имя Т. Шевченко). На 3-м курсе за участие в социал-демократическом движении Николай был исключен из университета и сослан в Вологду. В 1904 г. женился на своей единомышленнице Л. Ю. Трушевой, впоследствии перешедшей в католичество. В 1920 г. стал профессором Московского университета. А в 1922 г. в числе 160 крупнейших ученых России был выслан из страны на так называемом «философском пароходе». Во время той самой знаменитой ленинской депортации самых ярких интеллигентов-мыслителей, публицистов, оппонировавших молодой Советской власти.
Как социалист Бердяев ждал революции, бурных событий. Еще в 1909 г. он стал одним из авторов теперь знаменитого сборника «Вехи», а в 1918 г. — «Из глубины». Был избран в университет, где его лекции производили сильнейшее впечатление на аудиторию. (Свидетели, слышавшие его живьем, отмечают, что ему несколько мешал нервный тик.) Он участвовал в Вольфиле (Вольная философская ассоциация), создал Вольную академию духовной культуры (1919–1922).
К моменту высылки из России он был уже вполне известен как публицист, автор книг «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества» (1916) и ряда других.
Когда Бердяева высылали, он сказал, что не собирается вести политическую борьбу против существующего порядка. Будучи в молодости социалистом, он ненавидел буржуазность, полагая буржуазность духовной болезнью, принижением сознания, отступлением от человечности.
И хотя в 1946 г. Н. Бердяеву было возвращено советское гражданство, на родину он не вернулся, узнав о возобновившихся репрессиях. Умер от разрыва сердца 23 марта 1948 г. в Кламаре, местечке под Парижем, за письменным столом. Работая над очередной книгой. За две недели до кончины завершив книгу «Царство Духа и Царство Кесаря». Похоронен великий русский философ на кладбище Буа-Тардьё коммуны Кламар департамента О-де-Сен.


Могила Николая Бердяева на кладбище Кламара

Супруга мыслителя писала в дневнике:

«Я редко видела человека столь скромного, скажу даже — аскетически скромного в своих потребностях. Он не терпит роскоши, очень аккуратен и экономен. Ничего лишнего себе не позволяет...»

Бердяев был очень отзывчив к живой природе, не мог пропустить ни одной собаки на улице, чтобы с ней не пообщаться. В Париже у него дома жили огромные псы и кот Мури. Бердяев столь остро пережил агонию этого животного, умиравшего у него на руках, что в своей философской книге рассказал, как через смерть этого любимого существа постигал ужас небытия, ужас умирания.
«Нам дорога не только Голгофа, но и Олимп», — заявлял Бердяев, желая показать обывателю, что, в частности, и красота плоти, имеет ценность для Бога (даже если она воплощена в языческом Олимпе), потому что она тоже есть форма творчества.
Одно время Бердяев редактировал журнал «Вопросы жизни». Некоторый период жил в Берлине, потом поселился в Кламаре, под Парижем, где остался надолго. Там он пишет свои важнейшие произведения, в частности, двухтомную «Философию свободного духа» (1927).
Люди неправильно понимают идею Промысла, утверждал Бердяев, они понимают слова Христа Спасителя буквально, что Он над каждым бдит. Нет, если человек к Нему стремится, осуществляется единство Христа и человека. Но вообще в мире Бог не царствует. Нет Царства Божьего в мире. Он не царствует в холере, в чуме, в предательстве, катастрофах. Мир наполнен злом! Протоиерей А. Мень считал, что в этом утверждении Бердяев прав. «И трудно не согласиться с ним, что Бог не проявляется, скажем, в армянском или американском землетрясении. Конечно, нет! И в этом глубокая правота Бердяева».

Историософский труд Бердяева «Смысл истории» (1923) — одна из глубочайших книг. История, по Бердяеву, есть движение вперед, и он подчеркивал радикальное отличие библейского мировоззрения от античного и индийского. Индия и Греция не знали истории как движения. Только Библия говорит нам о том, что у мира есть цель. Бердяев возразил, в частности, и Шпенглеру, на его книгу «Закат Европы»: «Христианство бросает вызов судьбе и никогда не может примириться с механическим, мертвящим, фатальным».
Бердяев также написал книгу, которая в России долго считалась одиозной, — «Философия неравенства». Он писал ее в революционные годы, в начале 1920-х гг., здесь, на родине, писал для тех представителей интеллигенции, которые готовы были, как Блок, идти навстречу темной разрушительной стихии. Он называл их гасителями духа, предателями культуры, разрушителями, соучастниками преступных деяний. («Маркса я считал гениальным человеком и считаю сейчас», — писал он еще в автобиографическом труде «Самопознание» (1948).
Его краткое замечание по какому-нибудь узловому моменту христианского богословия было иногда ценней целого тома. В дни Великого поста актуально прозвучит этот тезис Бердяева: «Без великого таинства покаяния духовная жизнь немыслима. Грех не только должен быть осознан, но и сгореть в огне покаяния».
Ему жилось не так уж и просто, иногда он бедствовал. Но он создал сокровище мысли, журнал «Путь», который издавался с 1925 г. до самой войны, шестьдесят номеров. Там публиковался цвет русской мысли: С. Франк, С. Булгаков, Н. Лосский, Б. Вышеславцев и другие мыслители, в том числе католические.
В конце 1930-х Бердяев выпустил книгу «Истоки и смысл русского коммунизма», в которой дал глубокий анализ русской ситуации. К главным трудам Бердяева относится также работы «О назначении человека» (1931), «Русская идея» (1946).

Нельзя не процитировать хотя бы абзац из потрясающей книги Бердяева «Судьба России» (1914–1917):

«В основе русской истории лежит знаменательная легенда о призвании варяг-иностранцев для управления русской землей, так как “земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет”. Как характерно это для роковой неспособности и нежелания русского народа самому устраивать порядок в своей земле! Русский народ как будто бы хочет не столько свободного государства, свободы в государстве, сколько свободы от государства, свободы от забот о земном устройстве. Русский народ не хочет быть мужественным строителем, его природа определяется как женственная, пассивная и покорная в делах государственных, он всегда ждет жениха, мужа, властелина. Россия — земля покорная, женственная».

Во многих странах — Германии, США, Японии и других — сегодня собираются симпозиумы и конгрессы, посвященные изучению творчества Бердяева. Сам он перед смертью заметил с горечью: «Мне готовят Нобелевскую премию, я имею теперь звание доктора, я стал известен во всем мире, кроме своей родины». Но вот, к счастью, пришли иные времена, когда труды великого мыслителя издаются и здесь.
Следует подчеркнуть, что честь организации первых Бердяевских чтений принадлежит именно киевской интеллигенции; это случилось в мае 1991 г., то есть еще в СССР. В 1999 г. «матерь городов русских» вновь принимала поклонников знаменитого мыслителя — к годовщине его 125-летия здесь проходили Международные Бердяевские чтения, в которых приняли участие более 120 ученых.
Тогда же была предпринята попытка открыть мемориальную доску на здании Киевского национального университета, но «кое-кому» помешал, как говорят, «русский дух» Бердяева. А ведь Киев мог бы гордиться тем, что является родиной мыслителя мировой величины. Но никогда не поздно поправить ошибки, и память Бердяева на Украине — увековечить. Сегодня такая возможность есть. Если мы тяготеем к круглым датам, то в 2024 г. — 150 лет со дня рождения философа. Всё можно успеть.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
«Братьям брат, с ухмылкою мечтательной, шлёт снаряд – летальный и летательный»
Русская словесность, несомненно, реагирует на военные действия, причем на разных уровнях и слоях
26.04.2024
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
Все статьи Станислав Минаков
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06