Религиозно-культурное самоопределение белорусского народа: прошлое, настоящее и перспективы в будущем

Новости Белоруссии 
0
36
Время на чтение 6 минут

https://leolucy.ru/the-resurrection-sculpture-k.html

Источник: Наука Вера Культура

Крещение Руси св. равноапостольным великим кн. Владимиром является в полном смысле судьбоносным событием в истории восточных славян. Оно на столетия определило вектор их развития и место в кругу европейских христианских народов. Православная вера сформировала русское мироощущение, стала духовной основой построения особого русского историко-культурного мира. Включение восточных славян в Византийское содружество народов, без сомнения, представляет собой цивилизационный поворот, к особенностям которого относится то, что он совершился «сверху», был инициирован и осуществлен великокняжеской властью со всеми вытекающими из этого факта положительными и отрицательными последствиями. Стоит заметить, что Крещение Руси не повлекло за собой долгого и губительного для общества противостояния сторонников Христианства и приверженцев язычества. У язычества не нашлось сильных мотивированных защитников, и оно довольно скоро сошло с исторической сцены, найдя себе нишу в бытовой жизни людей в виде разного рода суеверий и обрывков древних традиций.

К XIII в. плоды Крещения Руси в полной мере проявились во всех регионах Киевского раннефеодального государства, в том числе и на территориях, которые ныне входят в состав Республики Беларусь. В это время о предках современных белорусов можно говорить как о христианском православном народе. Однако к середине XVIII ст. картина меняется. На всем протяжении белорусских земель мы видим торжество католичества. Православные церковные структуры сократились – в Речи Посполитой сохранилась лишь одна православная епархия, существовавшая исключительно благодаря поддержке Московского Патриарха и Российского государства. В народе место Православия заняла уния – католичество восточного обряда, которая находилась под мощным влиянием польской католической церкви и полонизма. Практически вся культурообразующая элита белорусского общества отказалась от Православия и перешла в костелы. В это время Беларусь кажется цивилизационной провинцией Европы, частью латинского мира, пусть и с большими внешними от него отличиями.

Очевидно, что все это – следствие нового цивилизационного поворота, который произошел на наших землях в период между сер. XIII и сер. XVIII вв. В исторической литературе чаще всего можно встретить мнение о том, что изменение конфессиональной, а вместе с ней и цивилизационной ситуации произошло в Польско-Литовском государстве после заключения Брестской церковной унии в 1596 г. С этим нельзя согласиться. Брестская уния представляла собой не начало, а завершение католической экспансии сначала в ВКЛ, а затем и в Речи Посполитой. После унии 1596 г. католичество на белорусско-украинских землях достигло пределов своего расширения. Далее ему оставалось лишь освоение приобретенного, что и случилось к сер. XVIII в.

Следовательно, новый цивилизационный поворот произошел ранее заключения Брестской унии. Он связан с тем событием, которое открыло католичеству путь на белорусско-украинские земли. Без сомнения, таким событием стало утверждение на престоле ВКЛ католической династии в кон. XIV – нач. XV в. После этого наступление Рима на каноническую территорию Русской Церкви, правовая дискриминация православных церковных институтов, вытеснение Православия из жизни общества оказались неизбежными.

Процесс выдавливания белорусского народа из пределов русского духовного и культурного мира был инициирован правителями-католиками, продолжался несколько столетий, за которые прошел ряд этапов.

Он носил конфликтный характер, вызвал ожесточенную межконфессиональную борьбу, и завершился очередным цивилизационным поворотом: во вт. пол. XIX в. Белоруссия в составе Российской империи вновь возвращается в русский историко-культурный мир, что было связано с общим воссоединением белорусских униатов с православными по итогам Полоцкого объединительного Собора 1839 г.

Исчезновение унии в 1839 г., с одной стороны, было обеспечено российской властью, но, с другой стороны, явилось следствием не искорененного унией православного мироощущения белорусов, их понимания своего единства с православной Россией, а также ответственного отношения к духовному благу народа со стороны униатского клира – митрополита Иосифа (Семашко), архиепископов Антония (Зубко) и Василия (Лужинского), представителей наиболее энергичной и образованной части униатского духовенства. Последовавшее за воссоединением белорусских униатов с православными восстановление позиций Православной Церкви и, как следствие, сокращение влияния на них полонизма, вернули белорусов к их духовным истокам и послужили толчком для развития самобытной белорусской культуры и возникновению в наши дни суверенной белорусской государственности.

Таким образом, цивилизационные повороты, которые имели место в истории белорусов на протяжении веков, носили обратимый характер, что позволяет историкам подвергать сомнению прочность цивилизационных переориентаций белорусского общества в Речи Посполитой и Российской империи. В связи с этим возникает вопрос: возможно ли, чтобы в наши дни в суверенной Республике Беларусь произошел новый цивилизационный поворот и белорусский народ перестал ощущать себя и быть в действительности частью русской цивилизации?

В теории такое вполне возможно. За последние десятилетия наблюдается процесс появления и становления белорусского католичества. Оно объявляет себя той конфессией, которая в максимальной степени способствует развитию белорусского национального самосознания и белорусской культуры. Оккупировав, если можно так выразиться, «национальную нишу», белорусский костел пропагандирует идею европейской католической сути такого явления как «белорусскость». Мало того, к широкой религиозной и общественной деятельности постепенно приступает Белорусская греко-католическая церковь. Она крайне немногочисленна, но ее активизация приведет католичество к ожесточенному конфликту с Православием и похоронит межконфессиональный мир в Республике Беларусь со всеми вытекающими отсюда страшными для белорусского общества проблемами. В оппозиционных современному белорусскому правительству кругах белорусской интеллигенции наблюдается сочувственное отношение к возрождению унии. Это является показателем их прозападных цивилизационных настроений и вкусов, которые при определенных обстоятельствах могут повлиять на религиозно-культурную ситуацию. Уже сейчас можно говорить о том, что белорусское католичество в его разных формах привлекательно для значительной части вестернизированной в советское время белорусской интеллигенции и культурообразующей элиты, которая имеет большие возможности воздействия на народ.

На неблагоприятном для Православия фоне Белорусская Православная Церковь находится в процессе выработки своего принципиального отношение к происходящим в стране процессам. В среде духовенства высказываются разные мнения, в некоторых случаях реализуются разные подходы. Верующие в основной массе придерживаются традиционных для русского мира представлений, готовы их отстаивать. Однако все более становится очевидным, что инертность, которую многие принимают за консервативность, для православной стороны не является лучшим способом ответить на вызовы времени.

Указанные тенденции, развивающиеся в Республике Беларусь, могут привести к противостоянию в белорусском обществе, но не могут привести к полной цивилизационной переориентации белорусов. Значительно серьезнее другое. Русскому миру на наших глазах брошен мощный вызов, который был вполне предсказуем в логике борьбы за советское наследство. Проверке подвергается его запас прочности, но не секрет, что в XX в. русская цивилизация понесла огромные потери и в своих основах претерпела значительную трансформацию. Поэтому выпадение Беларуси из ареала ее распространения зависит от многих разнородных факторов и их взаимодействия друг с другом в разных соотношениях настолько, насколько остается жизнеспособной сама русская цивилизация во всех ее проявлениях.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Франтишек Каменев
Все статьи Франтишек Каменев
Новости Белоруссии
«Инкубаторные дети» цивилизацию не спасут
Если не принять кардинальных мер, а они лежат в духовной сфере, то через десятилетие начнётся необратимый процесс исчезновения этноса белорусского и русского
07.05.2024
«Главное – лишить Украину возможности и желания сопротивляться»
У нас есть шанс на то, что в этом году ВСУ будут или бежать, или быстро отступать с Левобережья
01.05.2024
«Прибалтийские элиты понимают, что проигрыш Украины станет их личным проигрышем»
США было бы выгодны, чтобы Польша, Прибалтика и Румыния воевали бы против России вместе с ВСУ, а не вместо них
29.04.2024
В Белоруссии начало работу Всебелорусское народное собрание
Подготовка к транзиту власти начата?
27.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Уроки двух лет операции на Украине
Новый комментарий от Павел Тихомиров
10.05.2024 02:26
«Если женщина не хочет рожать, никакие деньги не помогут»
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 20:26
«Дружба народов»: Россия и Средняя Азия
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:54
Царская Семья и Распутин
Новый комментарий от Русский Иван
09.05.2024 19:19