Запрос на мужественность в жизни и литературе

Писатель Василий Дворцов поделился взглядом на современную литературу, рассказал о своих новых проектах и круге чтения

0
101
Время на чтение 4 минуты

Источник: Издательский Совет РПЦ


Материал подготовлен в рамках работы форума «Мiръ Слова».

– Василий Владимирович, расскажите, пожалуйста, о Вашей текущей литературной деятельности. Что готовите для читателей?

– Почти весь прошедший год был отдан публицистике, по прямым наблюдениям написал два цикла статей «Понять Донбасс» и «Право на победу» в попытке выразить православное виденье войны, раскрыть её искупительно-жертвенную сущность. А когда решил вернуться в художественную прозу – столкнулся с неожиданной проблемой: вдруг я не смог «сочинять», не смог «придумывать». То есть, реальные прообразы для создания художественных образов, реальные истории для выстраивания сюжета и раньше для меня были обязательны, но теперь, с опытом прямого наблюдения героизма и страданий, веры и боли, страх ответственности за исполнение Девятой заповеди «Не лжесвидетельствуй» разросся до ужаса. Пока смог убедить себя в «реальности» своих новых героев, пришлось себя … ломать. Но, всё закончилось хорошо, и повесть «Счастье» скоро предстанет перед читателями.

– Что сегодня входит в круг вашего чтения?

– Как всегда у председателя жюри самых больших всероссийских литературных конкурсов и руководителя различных семинаров – ежегодные обязательные от 500 до 700 поэтических и прозаических подборок молодых и начинающих литераторов. Это по работе, а для души, из классики – сейчас у меня вновь началась эпоха Достоевского. С последнего такого погружения прошло лет десять, я повзрослел, что-то начинаю понимать глубже.

– Какие книги из серии «ЖЗЛ» можете отметить? Как объясняете популярность биографического жанра?

– Мы как-то уже говорили: серия «ЖЗЛ» на заре Советской власти была задумана богоборцем Горьким для вымещения из русской жизни житийных «Четьи-Миней» святителя Димитрия Ростовского. Новая идеология требовала новых образчиков поведения – Спартак, Дзержинский, Карбышев, Че Гевара. При том, что данные герои стоили своего прославления, в СССР серия объяснимо получала мощнейшую информационную поддержку, а вот почему вновь популярна сейчас? Хотя, если нынешний тираж в 5 000 экземпляров против былых 1 000 000 это «новая популярность»… Есть ещё нюанс: книги «ЖЗЛ» нельзя отнести к собственно художественной литературе, это такой развёрнутый, раздутый очерк – малоэмоциональное «переходное звено» меж журналистикой и литературой. Ни Достоевский, ни Леонов, ни Шолохов в этом формате не поместились бы.

– Какие экранизации классики и современной литературы Вам нравятся?

– Мне нравятся экранизации Достоевского в виде сериалов. Кроме мерзости – режиссёрской клеветы на Россию «Преступления и наказания», очень хорош «Идиот» Бортко, те же «Бесы» Хотиненко. Кстати, ведь Достоевский так и писал свои романы – в журнальных номерах с разбивками, то есть, в каждом номере с самодостаточными сюжетами, с самостоятельными завязками и интригами, микроапофеозами, микрофиналами. Как бы предчувствуя кинокультуру сериалов.

– Как Вы понимаете смысл литературного творчества?

– В эпоху модерна литература конца девятнадцатого – конца двадцатого веков попыталась занять место Церкви в переживавшем религиозный кризис обществе. Глинские и оптинские старцы, Иоанн Кронштадтский и Алексей Мечёв – при всей столь щедрой благодатности уже не могли остановить вал глобального сектантства, проникшего и саму Церковь – ведь «обновленчество» не чекисты придумали, они лишь использовали болезнь её обмирщения. А что писатели? Флобер и Толстой открыто заявляли о «новых» своих религиях, да и поэты-философы «серебряного века»? Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Бальмонт, Блок, Цветаева – они же искренне верили в то, что это они теперь пророки и апостолы «новой церкви». Отец Павел Флоренский в своих тезисах к докладу о демоновиденьи Блока сравнил культуру своего времени со служанкой, которая в отсутствии хозяйки – культа – примеряет платье госпожи. Это же «младостарческое» самомнение в литераторах поддерживалось и коммунистами – «инженеры человеческих душ», «духовные поводыри»! Что, понятно, писателям очень-очень нравилось. Только куда «пророки-поводыри» привели? К чему? Вот те же нами обожаемые «деревенщики» как-то незаметно к концу ХХ века потеряли героя-мужчину, возложив всю ответственность за Русский мир, за Русскую землю на героинь в старомодных шушунах. Исчез мужественный образ, образчик подражания – отец, брат, сын, хозяин, романтик и труженик, защитник слабых – по страницам повестей и рассказов размножились алкаши, циники, безвольные жиголо или, наоборот, истеричные бандиты. Не показательно ли, что в этом отказе примату мужского творческого начала в человечестве вдруг сошлись, вроде бы столь непримиримые, либералы-западники и патриоты-славянофилы?

Нет, литератор, даже беззаветно любящий Россию, даже если он обладает воцерковлённым сознанием, – не пророк, не апостол, и даже не вождь, а, в лучшем случае, алтарник, келейник пророка и апостола. Культура – продолжение, материализация культа, и потому писатель – сослужитель служителю Истины. Бог милостив, и мы свидетели того, как возвращение мужского начала в центр Русского мира ускоряет СВО. Массовая жертва собой «за други своя» всё ставит на свои места. Бог милостив.

– Какие стихи о смысле творчества можете процитировать?

Николай Гумилёв:
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо свое, тогда
Солнце останавливало слово,
Словом разрушали города.
…………
Но забыли мы, что осиянно
Только слово меж земных тревог,
И в Евангелии от Иоанна
Сказано, что слово это — Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Подготовила Татьяна Медведева


Досье. Василий Дворцов родился 15 февраля 1960 года в городе Томске. Работал токарем, дизайнером, художником-реставратором. В 40 лет начал заниматься литературой. Автор книг: «Нескончаемый патерик», «Кругом царила жизнь и радость», «Тогда, когда случится», «1943.Ковчег». Генеральный директор Союза писателей России. Организатор литературных фестивалей «Поэзия русского слова» в Анапе, «Хрустальный родник» в Орле, «Берега дружбы» в Таганроге. Номинант Патриаршей литературной премии 2021 года.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Василий Дворцов
Счастье
Повесть. Часть 3
12.04.2024
Счастье
Повесть. Часть 2
09.04.2024
Счастье
Повесть
07.04.2024
Ермак. Народное почитание и политическая эксплуатация образа
О различии героя народного и культурного
11.03.2024
Все статьи Василий Дворцов
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06