«Внешний облик – это маленькая проповедь о том, Какой наш Бог»

Разговор с православным стилистом Еленой Масальцевой

0
128
Время на чтение 17 минут

Источник: Православие.ру

В преддверии Рождественского Поста наш корреспондент встретилась с прихожанкой Спасского собора, мамой четверых детей. Несмотря на занятость дома, у Елены множество увлечений – например, пение в народном хоре. Когда дети подросли, Елена Масальцева стала стилистом и сейчас учит женщин достойно одеваться.

Елена рассказала о своем пути к вере, о традициях встречи Рождества и святочного времени, которые существуют в их многодетной семье, а также поделилась с нашими читательницами своим профессиональным видением, как и для чего православной женщине выглядеть красиво в современном мире.

Семья МасальцевыхСемья Масальцевых

Душа чувствовала

– Елена, хочется начать разговор с традиционного вопроса: как вы пришли к вере?

– Когда я была маленькой, я понимала, что есть большая сила, которая создала этот мир, моя душа чувствовала, что Господь есть. Кроме того, я в детстве боялась темноты, и мне нужна была какая-то сила, которая меня защитит ночью. И когда после Крещения я узнала молитву Господню «Отче наш…», то ощутила в ней особую мощь. И с тех пор, свернувшись ночью клубочком под одеялом, молилась. Приняв Таинство Крещения и молясь вот так, по-детски, я поняла, что двигаюсь в правильном направлении, что православная вера открывает то, чего всегда требовала моя душа.

– А крестили вас в сознательном возрасте?

– В двенадцать лет. Мои родители работали и до сих пор трудятся на заводе «Авитек», но прежде, в советское время, крестить было нельзя: имели место и доносы, и выговоры, и увольнения. А когда обстановка в стране поменялась, родители сами повернулись в сторону веры и решили крестить своих детей. Так нас с братом – двух подросточков – привели в единственный на тот момент действующий в Кирове храм – Серафимовскую церковь. Крестил нас отец Серафим Исупов. У купели батюшка сказал: «Наша девочка». У моего папы волосы зашевелились на голове от страха – что бы это означало? Он невесть что подумал, так как, будучи человеком советского времени, на тот момент оставался очень далек от храма и не готов был увидеть дочь всецело отданной на церковное служение.

Чудо в пути на р. Великую

– А после вы ощущали Промысл Божий в своей жизни?

– Конечно. Особенно запомнился один случай. Душа каждого человека, думаю, тянется к Богу, так и мы с подругой, будучи студентками педагогического университета, решили сходить на крестный ход. Мы слышали, что есть такой Великорецкий крестный ход, и знали, что, отправляясь в него, нужно надеть длинные юбки и платочки. В храм ходили и «дресс-код» представляли. Но в то лето на начало крестного хода приходились экзамены. Сдав последний, мы решили догнать крестный ход в Загарье. Доехали до села на автобусе. Но никого из паломников не застали. Местные жители нам сказали, что паломники уже давно ушли. Нам махнули рукой по направлению туда, где скрылось шествие, и мы пошли в ту сторону, ориентируясь на примятую траву. Шли долго и… заблудились среди полей, среди лесов.

Елена Масальцева, православный стилистЕлена Масальцева, православный стилистУже не представляли, как добраться до Монастырского, но и возвращаться обратно в Загарье было немыслимо – дорогу также не запомнили. Между тем день клонился к вечеру, и мы понимали, что самим нам отсюда не выбраться. Сотовых телефонов, чтобы связаться с родными и попросить о помощи, тогда еще не было. Оставалось только положиться на помощь Божию.

И вдруг откуда-то на проселочной дороге взялся большой черный джип и остановился возле нас. Мужчина за рулем спрашивает: «Девчонки, вы на крестный ход направляетесь?» – и поясняет, что тоже ищет крестный ход, у него мама в нем шла, и он ехал в Монастырское проконтролировать, в порядке ли у нее здоровье. Так нас подвезли, и мы с подругой приехали в село Монастырское вперед паломников и там уже встретили крестный ход.

Для нас это было настоящее чудо, поскольку в пути мы совершенно потеряли след, причем даже не знали, как возвратиться обратно. И когда прочувствовали помощь свыше, от Монастырского до Великорецкого уже шли прямо за иконой в первых рядах, слушая молитвенное пение. Но в начале колонны идти довольно тяжело, поскольку тебя обгоняют и нужно держать темп, поэтому я очень натерла суставы. Еле дошла до реки, службу отстояли. Я думала, что не поднимусь обратно на гору к храмам в Великорецком, но как только окунулась в реке Великой после освящения воды, сразу все прошло, и я просто взлетела вверх по дороге.

Тот первый в моей жизни крестный ход был очень значимым для меня на пути к вере. После этого паломничества я стала ходить в храм регулярно и осознанно. Настолько меня потрясло ощущение благодати Божией в крестном ходу и тех чудес, которые с нами совершались. Как потом оказалось, мой будущий муж тоже в тот год впервые ходил с крестным ходом на Великую. И пошел в первый раз без рюкзака, без одежды. В чем ходил – в том и пошел… Видимо, настолько люди доверяют Богу, делая первые шаги к Нему. Прямо как маленькие дети доверяют родителям. И Господь милостив. После в жизни были и другие случаи ощущения Промысла Божия. Не без Его участия я встретила мужа, и теперь я счастливая мама четверых детей.

– Значит, и муж у вас верующий?

– Да. Мы вместе ездили петь на клиросе в храме в Никульчино. Вместе ездили, вместе пели… и потом поженились. Он музыкант, играет на нескольких музыкальных инструментах, пел в казачьем хоре, но основная его деятельность тоже в некотором смысле связана с церковным служением – он является резчиком по дереву и делал иконостасы для храмов, а также принимал участие в установке крестов на церкви, ремонте крыш. Вера, конечно, помогает семье смотреть в одном направлении, когда, к примеру, нужно решать, в какую школу отдать детей. Трое старших учатся в православной гимназии. Надеемся, что и младшая будет учиться там же.

Потрудиться для Бога

– Скоро начнется Рождественский пост. Соблюдают ли его в какой-то мере дети в вашей семье?

– У нас с мужем четверо детей: старшей Варваре семнадцать лет, затем идет Семен – ему пятнадцать, тринадцать лет Анне и одиннадцать – Анастасии. Конечно, поскольку мы православные, то придерживаемся поста. Думаю, что и у детей пост должен идти не извне. Мама сказала: «Постимся». Папа сказал: «Нельзя»… – и поэтому все не едим того-то и того-то. Нет. Мы с ними разговариваем. Спрашиваем каждого: как ты можешь в этот пост для Бога потрудиться – например, в плане еды. Варя говорит: «Я могу отказаться от любимых продуктов – молока и сыра». Младшие говорят: «Мы мороженое есть не будем». А Семен вообще начал нынче строго поститься, как взрослый, и тут уже мы как родители стараемся следить за здоровьем своих детей и смягчить сыну меру поста, когда чувствуем, что у ребенка уже не хватает сил, он становится слабым, а ведь нужно при этом по-прежнему прилежно учиться.

За вечерним чаем

– Каким образом складывается общение, чтобы мамы и папы на всех хватило?

Мы придумали семейную традицию – собираться за вечерним чаем и вкратце рассказывать о том, кто как прожил день

– Днем собраться всем вместе не получается, потому что все обедают в разное время в силу своей занятости: кто в школе, кто на работе. Поэтому мы придумали семейную традицию – собираться за вечерним чаем и вкратце рассказывать о своих чувствах, о том, кто как прожил день. Причем не только о положительном, но и о грустном: мол, тут-то был в печали потому-то и потому-то, чтобы мы все могли посочувствовать, утешить, что-то посоветовать в конкретной ситуации и просто поддержать добрым словом, а за успехи – все вместе порадоваться. За этим же вечерним чаем мы обсуждаем вместе какие-то дела, планы на будущее. Если приближается праздник Рождества, то в преддверии него составляем постное меню на Новый год, а на само Рождество планируем стол уже с пирожными, тортами, учитывая вкусы каждого.

– Какие у вас еще есть семейные традиции?

– По вечерам читаем вслух. Когда дети были помладше, мы читали жития святых, Евангелие – перечитали его таким образом несколько раз. Кстати, и у меня первая книга, которую я прочитала от корки до корки, была детская Библия. А еще мы молимся в кругу семьи. Несколько молитв поем нараспев, постепенно добавляем новые. Можно бы было и дольше молиться, но после уроков к вечеру ребята уже утомлены, поэтому на чтении правила каждый вечер мы не настаиваем.

– В вашей семье не стоит проблема покупки новых гаджетов и зависимости детей от них?

– Нет, какие гаджеты? Дети привыкли жить в реальной жизни. У них есть сотовые телефоны, но денег на них мы не кладем. Пробовали, но оказалось, что спонсировать четыре телефона – дело слишком затратное. Поэтому мы сами им звоним, и все остаются на связи. Интернет дома есть, но ребята обращаются к нему исключительно в учебных целях для поиска нужной информации, чтобы подготовиться к урокам.

Помимо названных семейных традиций, у нас есть и такие: вне поста мы собираемся все вместе с детьми и детьми моего брата у бабушки, где лепим пельмени, на Масленицу у бабушки печем блины, а каждые выходные они рукодельничают с ней – шьют пеналы, чехлы для телефонов и блокнотов. Я благодарна моей маме за то, что она приучила детей к рукоделию, и девочки многому у нее научились. Вещи получаются оригинальные, красивые.

Новый год в кругу семьи

– Вы планируете встречать Новый год? Дети будут отмечать его без конфет или телевизора?

– Новый год мы, конечно, празднуем. Бабушки у нас отмечают этот праздник. И детям было бы непонятно, почему вся страна празднует, а мы нет. И даже батюшки говорят: отмечайте, но не безумно, а с умом. Вот мы с умом и отмечаем.

Телевизор не смотрим, у нас его вообще нет. С четырьмя детьми не до телевизора, а дети прежде слишком на него отвлекались, нам с мужем это не понравилось, и мы решили его продать – так всем лучше.

В нашей семье время от Нового года до Рождества – это вообще единый особый период. Сначала украшаем дом. Дети делают буквы «С Рождеством!» Размещаем эти украшенные аппликациями буквы на видное место. В преддверии Нового года оставляем на самодеятельность свободное время и заранее планируем по неделям: к примеру, в эту неделю делаем своими руками гирлянды, в другую – разучиваем рождественские стихи, в третью – готовим спектакль. Поскольку в семье четверо детей, ролей на всех хватает. А так как у нас музыкальная семья, муж играет на нескольких инструментах, то спектакль обыгрываем песнями.

– А где берете зрителей?

– По традиции в гости приходят бабушки и дедушки, а также друзья семьи. А в завершении все вместе поем песню про Рождество – «Рождество Христово – ангел прилетел…». Концерт готовим заранее, устраиваем спевки, а потом ездим с ним к бабушкам – к одной, второй… Моя свекровь родилась 6 января, а празднует свой день рождения 7-го, и в этот день мы с рождественским концертом едем к ней в гости, отмечая сразу два праздника. А в другой день – к моим родителям, туда приходит семья моего брата (у них тоже четверо детей), и они в подарок «приносят» свои номера, поэтому праздник задается на славу. Таким вот образом получается не просто застолье, а радостный, творческий праздник в кругу семьи. Происходит переживание этого светлого события. И если спектакль не всегда на рождественскую тематику, поскольку мы каждый год стараемся брать разные сюжеты, то песня – обязательно про Христа.

Осознанный подход

– А в храме Рождество встречаете?

– Ночью нет, все-таки дети еще маленькие. А утром 7 января, в праздник Рождества Христова, идем в храм, дети причащаются. Вечером, когда начинает смеркаться, идем в Трифонов монастырь любоваться вертепом, а ребятам нравится, что они несут Господу в вертеп конфетки.

Мы стараемся, чтобы участие детей в Таинствах было не нашим желанием, а их стремлением. Поэтому, во-первых, говорим детям о значимости праздника, а также спрашиваем каждого из них: хочет ли твоя душа причаститься Святых Христовых Таин в такой праздник? Стараемся пробудить желание изнутри, а не навязываем снаружи. Спрашиваем, кто готов? Старшая порой говорит: «Мама, мне как-то неспокойно на душе, я хочу причаститься…». Думаю, такой осознанный подход со стороны самих детей даст большие плоды, нежели если мама «построит» их по стойке и, как солдат, станет водить каждое воскресенье на Таинства. Иногда Семен говорит: «Мама, я не пойду», – но приходит в храм, видит красоту службы и уже сообщает: «И я хочу причаститься…». После Таинства спрашиваю, каково им? Делятся, что на душе хорошо, спокойно, радостно. Поэтому надо обращать внимание самих детей на их внутреннее состояние до участия в Таинстве и после.

Сказка детям нужна

– Вы рассказываете детям, кто кладет подарки под елку?

– Говорим, что ночью приходил Дед Мороз, потому что сказка детям нужна. Нельзя лишать детей сказочности. Но у них появляется много вопросов: кто это такой? И тут мы стараемся обратить внимание детей к Православию, рассказываем, что на западе прообразом Деда Мороза был святой Николай Чудотворец, совершавший втайне разные добродетели, и знакомим детей с историями из жития святого. Говорим, что оттуда пошла эта традиция – как воспоминание о святом Николае Чудотворце. Рассказываем и о том, что сейчас Дед Мороз живет в Великом Устюге и не может везде успеть, поэтому у него есть помощники. Они все понимают и будут только благодарны тому, что мы сказку у них не забрали.

– Вы с мужем решаете, что подарить детям на Новый год, или они пишут письма Деду Морозу? Где находите грань, чтобы порадовать детей, но в то же время и не разбаловать?

– Мы им говорим: «Ребята, пишите письма о подарках. Иначе как Дед Мороз узнает о ваших желаниях? Детей у него много…». И просим их придумывать подарки, которые есть в наших магазинах, чтобы для него не составило труда раздобыть их. Но в то же время говорим о том, что Дед Мороз не миллионер, и если они попросят что-то очень дорогое, то кто-то из других детей в нашей большой стране может быть обделен. Просим их загадывать подарки в пределах разумного – стоимостью не более тысячи. И в то же время приучаем тем самым думать не только о себе, но и о других.

– Как проходят семейные дни в зимние каникулы, которые выпадают на время святок? Чем занимаете детей?

– Зимние каникулы – особое время, когда вся семья в сборе, дети не ходят в школу, а значит, их в это время нужно занять чем-то полезным и интересным. И мы составляем накануне план: куда поедем в это время, что посетим. Оставляем день и на наш дом, чтобы что-либо подремонтировать. Обязательно планируем выходы в Порошино на лыжах, прогулки по зимнему лесу, а когда дети гостят у бабушки Гали на Филейке, то катаются там с горы на ватрушках. Но все это планируем, иначе дни могут пройти слишком обыденно.

Образы, которые создают настроение

– Расскажите о ваших личных увлечениях.

– Я за то, чтобы у любой женщины было свое увлечение, так жить интереснее. У меня на сегодняшний день их несколько. С сентября этого года я начала петь в народном хоре при Спасском соборе. И мне настолько понравилось! Петь – это вообще замечательное занятие, а церковные песнопения создают особый настрой, словно душа в это время возвышается над всем мирским. Кроме того, мы начали ездить и петь службы на сельских приходах, внося тем самым свою лепту в служение Богу.

– Насколько мне известно, вы также учите женщин правильно одеваться?

– По базовому образованию я биолог-эколог и по окончании Вятского государственного педагогического университета работала учителем в Вятской православной гимназии. Но пока в течение девяти лет сидела в декрете, получила дополнительное образование – отучилась на логопеда и стилиста. Благодаря моим деткам вот так переквалифицировалась. Были, конечно, и внутренние поиски – хотелось и найти свое предназначение, и вернуть несколько утраченное ощущение радости. В детстве я очень любила рисовать – буквально не расставалась с карандашом и бумагой. А сейчас эта потребность выражается в желании создать красивые образы.

– Ваша деятельность как стилиста находит отклик у православных женщин?

– К этой теме православные относятся очень осторожно. Есть стереотип, что мода и стиль идут вразрез со спасением души. Принято одеваться очень скромно. Но давайте посмотрим на святых, которые, к примеру, были князьями… Петр и Феврония – посмотрите, как они одевались. Их житийные изображения, памятники свидетельствуют о том, что они были облачены в шикарные по тому времени одежды. Они не боялись одеваться красиво. У нас же, современных церковных людей, есть некоторый перекос – желание слиться в одну серую массу. Возможно, такое отношение в разные вехи истории заповедовали монахи, и у них свое высокое служение, свои уставы, для них их отказ от мирских нарядов – особая награда, отражающая внутреннее желание всецело послужить Господу. Мирские же люди, не подумав, перенесли такой подход в свою повседневную жизнь.

Если вернуться снова к примеру святых Петра и Февронии, они ведь не носили рубища, одевались очень красиво, модно и современно по тому времени. У нас почему-то о словах «мода и стиль» порой свое неправильное представление. Это ведь не распущенность и анархия. Сейчас вообще в моде длина «миди» – юбки ниже колена. Почему же православным женщинам не привнести эту моду в свой гардероб и не раскрасить тем самым свою жизнь?

– Как вы относитесь к брюкам?

– У меня даже дети, когда видят впереди идущего человека в брюках, порой спрашивают: «Мама, это кто: мужчина или женщина, мальчик или девочка?» То есть при виде женщины в брюках со стороны бывает даже очень сложно понять, кто это. Естественный наряд женщины – это юбки и платья. Но есть моменты, когда можно разрешить себе брюки: например, во время выхода на природу, ходьбы на лыжах, в саду на грядках. Но я за женственность. И сейчас, когда в образе женщин воспевается женственное начало, многие наши современницы развернулись в сторону юбок и платьев. И я за это.

– Каковы основные правила стиля для православной женщины?

– Основное правило – нельзя одеваться неопрятно. Неопрятные проявления во внешнем облике человека говорят в какой-то степени и о соответствующем внутреннем содержании, некоторой неопрятности души. В любом случае взаимосвязь здесь есть. Идеальный вариант, когда царит порядок во всем – и во внешности, и во внутреннем устроении, и в семейном укладе.

Недопустимы старые, вытянутые, скатанные, отжившие свой век вещи. Если в нашем гардеробе засилье тех или иных тонов, то у посторонних людей может сложиться впечатление о том, каков Бог, которого мы исповедуем: хмурый, строгий, карающий – или радостный, любящий? Когда мы ходим в серой, мрачной, одежде, не говоря уже о растянутых, старых, износившихся, грязных вещах, о каком Боге говорит наш облик? Захотят ли люди, глядя на нас, узнать Его? На Руси прежде даже в крестьянских семьях была яркая, красивая, праздничная одежда. Почему же мы сейчас не можем себе этого позволить? Мне кажется, своим внешним обликом важно свидетельствовать о том, что наш Бог жив, Он здесь и сейчас с нами. Доказательством этого является то, что мы принимаем мир, в котором живем, интересуемся модой и с умом берем из нее то, что нас делает радостнее и счастливее. Если же человек выглядит унылым и одевается в старые вещи, то, глядя на него, окружающие могут перенести восприятие его облика на его веру.

Варвара МасальцеваВарвара Масальцева

– Чем вы руководствуетесь при создании женских образов?

– Начну с того, что у женщин бывает разный цветотип. Четыре основных, условно: лето, зима, осень, весна. Поэтому очень здорово, когда ваш цветотип – цвет кожи, глаз, волос – совпадает с цветом того, что вы носите. Это очень важно. Поясню. Если у вас холодный цветотип, холодный цвет кожи, волос, а вы носите теплые по цвету вещи (оранжевые, скажем), то это несовпадение вносит дисгармонию. Женщина начинает выглядеть старше своего возраста лет на пять. Уставшая, все морщинки видны, утром в такой одежде вы будете выглядеть так, словно уже после трудового дня.

Дальше нужно учитывать форму фигуры. Есть несколько типов: яблоко, перевернутый треугольник, песочные часы, груша. Если одеваться в соответствии со своей фигурой, это будет и красиво выглядеть, и повышать настроение, и радовать своим видом людей, и укреплять семью.

Очень важно знать линии своего лица. В лице выделяют разные линии – твердые, хрупкие, жесткие, мягкие, плавные. Это очень легко понять, уловить на моих занятиях, после чего можно идти в магазин и выбирать свои вещи, а не чужие. Если хрупкие линии лица – одни, а жесткие – другие.

Что еще нужно? Знать своей типаж очень важно для внешнего вида. Многое я почерпнула у американского стилиста Дэвила Кибби, конечно, проверив сначала его идеи на практике. Так вот, он разделяет женщин на пять стилистических типажей.

  • «Романтики» – миниатюрные женщины, у которых очень аккуратная женская фигура, мягкие, округлые очертания.
  • «Драматики» – это высокие женщины, худощавые, с длинными руками и ногами, и понятно, что у них будет свое стилистическое направление, они будут красивы не в той одежде, которая подходит романтикам.
  • Есть еще «классики», что-то среднее между романтиками и драматиками.
  • Есть «гамины» (в переводе с французского – девчонки), когда у женщины-девочки лицо всегда будет выглядеть молодым. К этому типу относилась всем известная актриса Надежда Румянцева.
  • Пятый типаж – натуралы – амазонки, воительницы, с крепкими фигурами.

– Это основные правила стиля?

– Да. Нельзя сказать, что правил много, но их нужно понимать. Кому-то надо подчеркивать талию, кому-то нет, кому-то идут крупные украшения, на других они смотреться не будут. Каждая женщина уникальна, красива, но должна не портить свой образ, а выявлять и украшать. Есть несколько вспомогательных правил, которые я для себя определила. Скажем, накопленные неиспользуемые вещи – это накопленные отрицательные эмоции. Когда я вижу горы вещей, которые не носятся, то говорю: «Если вещь лежит год, не была за это время востребована, значит, что-то в вас восстает, и есть смысл от нее избавиться». Советую отдать хорошим знакомым или тем, кто нуждается.

На шоппингеНа шоппинге

– На что вы рекомендуете обращать внимание православным женщинам при подборе гардероба?

– Если это православная женщина, то, во-первых, рассматриваем только юбки и платья. Брюки здесь исключаются. Во-вторых, важно учитывать параметры фигуры, чтобы юбки и платья сидели гармонично. В-третьих, я за цветущие, интересные образы, которые создают настроение, несут в мир радость. Чтобы люди со стороны посмотрели на таких женщин, и им стала интересна их жизнь и их вера.

– Находит ли ваша деятельность интерес и отклик среди женщин в Кирове?

– По пятницам мы собираемся с девчатами в студии «Краски жизни» (ул. Красноармейская, 3а), организованной другой православной женщиной, тоже многодетной мамой Анастасией Зайцевой. В ее просторной студии проходит много мастер-классов, в основном ориентированных на детей, а также их родителей. А теперь там проходят по вечерам и «Модные пятницы», куда приходят и матушки, и невоцерковленные женщины, – у меня нет разделения на своих и чужих. Дай Бог, все однажды придут в храм, но мы это делаем не проповедями, а личным примером, насколько можем, насколько сами преуспели в христианской жизни. За чаем мы разбираем основные правила стиля, образы, направления в моде. Кроме того, мы ходим за покупками, создаем подходящие образы.

Мастер-класс по подбору цветаМастер-класс по подбору цвета

– Не стоит ли в ваших планах создание бутика модной одежды для православных девушек и мам или собственной линии одежды?

– Таких глобальных планов пока нет, на это требуются определенные вложения. В перспективе – начать вести онлайн-курсы по стилю. Когда есть какие-то знания, ими хочется делиться с окружающими.

– Для кого наряжается женщина?

– Для семьи. Для себя. А если говорить о нас, христианах, то еще и для всех. Внешний облик православного человека – это маленькая, а может, и большая (кто знает!) проповедь о том, Какой наш Бог. Мы забываем, что кроме духа и души есть еще и тело, как учил святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Бывает, что и на клиросе вроде поешь, а сама отталкиваешь людей от Церкви своим внешним видом. И наоборот, если люди видят, что христианка – это современная, хорошо одетая (не богато, а элегантно) женщина, то у них будет совсем другое отношение не только к ней, но и к Церкви.

Мы забываем, что кроме духа и души есть еще и тело, как учил святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

И, конечно, каждой женщине важно чувствовать свою ценность, свое достоинство в христианском понимании этих понятий, как отмечает православный священник-психолог Андрей Лоргус. Не гордость, а именно ценность, ощущение того, что человек – храм Божий. И женщине ощутить свою ценность помогает забота, в том числе и о внешнем облике, включая одежду. У нас, женщин, более эстетичное мировосприятие: увидим цветочек – радуемся, бабочку – вместе с ней порхаем. И когда женщина воспринимает себя как хрустальную вазу, она при этом становится усладой очей своего мужа. А когда счастлива жена и мама – счастлива вся семья. Все в жизни взаимосвязано.

– Ваши пожелания читателям в преддверии праздника Рождества Христова.

– Всем читательницам желаю жить в гармонии с собой и окружающим миром, в преддверии светлого праздника Рождества поселить в душе радость, а мужчинам быть более чуткими к женским слабостям и желаниям, понимать, для кого старается их благоверная. И совместно вновь пережить это значимое событие для всех христиан, разделяя радость праздника с детьми, родителями, друзьями и всеми окружающими.

С Еленой Масальцевой
беседовала Лада Баева

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лада Баева
Все статьи Лада Баева
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28