«Жизнь моя – кинематограф»

30 лет тому назад не стало Федерико Феллини

0
403
Время на чтение 5 минут

Источник: блог автора

Про него написаны сотни томов и тысячи статей. В том числе – и про сложное, глубинное философское наполнение каждой его работы.

Пытаться сказать о нем что-то новое невозможно, поэтому просто скажу про личное.

Когда в середине двухтысячных мы с мужем впервые оказались в Риме, мы, конечно, как все туристы, хотели увидеть много всего – и то, и это, но в день прилета, как только мы поселились в отеле, мы, прежде всего, хотели увидеть один дом – дом Федерико Феллини.

Мы не хотели к нему на кладбище в Римини – мы хотели к нему домой. Просто постоять рядом с тем местом, где жил бесконечно любимый художник, оставивший гигантский, неизгладимый отпечаток на всей нашей жизни.

Мы нашли адрес и прямо сразу поехали туда – на виа Маргутта, и долго стояли, просто глядя на этот старый охристо-желтый дом – классический римский дом, с окнами в обрамлении коричневых ставней-жалюзи …

...Феллини ворвался в нашу жизнь потрясающей своей «Дорогой».

Мало кто из нас тогда видел его первые картины – «Огни рампы», «Белый шейх» и «Маменькины сынки», – все сразу увидели гения.

«Маменькины сынки» был блестящий фильм, получивший Венецианского «Серебряного льва Святого Марка», но, честное слово, невероятное моё везение именно в том, что всё для меня началось именно с «Дороги», с маленькой клоунессы Джельсомины, со звероподобного варвара и дикаря Дзампано, с картины, над которой я облилась слезами и в которую влюбилась навек, как и в крохотную Джульетту Мазину.

Я еще не знала тогда, что они с Феллини – муж и жена, но их имена с моего детства для меня неразрывны.

Черно-белая «Дорога» стала мне той школой любви и жалости к маленькому человеку, которую я еще не в силах была постигнуть у Достоевского.

Следующим ударом в сердце были «Ночи Кабирии». Уже повзрослев, я начиталась всякой абракадабры про «улыбку надежды» и «черную слезу надежды». Программный советский оптимизм подгонял Феллини и его маленькую смешную проститутку Кабирию под свои стандарты, но даже ребенку было понятно – никакой там надежды нет.

Там была великая вера в Бога – последнее пристанище истерзанной души, там была немыслимая жажда любви, благодаря которой никакая грязь не прилипала к этой душе, и там был дом – последний рубеж, отделяющий Кабирию от помойки (в прямом и ужасающем смысле слова). И когда два Последних Бастиона – любовь и дом – рухнули, осталось лишь одно: верить в Бога и уповать на него. Вот что значила и та улыбка, и та чёрная слеза, но нам про это тогда не рассказывали.

Думаю, это увидели и почувствовали все и сразу – недаром обе картины – одна следом за другой – получили по «Оскару» (и каждая еще по доброй сотне наград).

...Появление «Сладкой жизни», не сразу было воспринято мною, как личный сюжет. Восторги публики и критики, «Золотая пальмовая ветвь» Каннского фестиваля как-то заслонили от меня, советской барышни, историю о том, что всеми любимый и обласканный, модный и блестящий человек может метаться, тратить собственную жизнь на мишуру, на светские пустяки, и всюду оставаться чужим и бесприютным, «выгоревшим». Сладкой жизнью положено наслаждаться, а не мучиться ею. Этот фильм многим стоило бы посмотреть сегодня – правда, не уверена, что он был бы и сегодня у нас понят, хотя сами слова «La dolce vita» давно уже стали нарицательными…

А потом наступил перелом. Момент, когда художник вообще перестал понимать, куда двигаться дальше.

Он снял картину, буквально переполненную, как и «Сладкая жизнь», подтекстами и тайными смыслами, тайным смятением – при полном внешнем благополучии, вереницей связей с женщинами – после каждой из которых – только тяжёлое похмелье, и главное, то был фильм именно о жизненном, душевном и творческом тупике.

Феллини, фактически, «снимал с натуры» – с самого себя. Картина была настолько личной, что он даже не смог придумать ей названия: так и оставил вместо заглавия – как композитор – просто «номер опуса»: «8 ½», восемь полнометражных и одна короткометражка.

Человечество до него не знавало такой степени душевного самообнажения художника, вообще не представляло себе, что так можно.

Но оказалось, что можно.

И опять – два «Оскара», и еще под сотню других призов разного достоинства. Он однажды сам сказал, что до сих пор не понимает, почему его личная боль всегда переплавлялась в золото…

А потом он словно сменил кожу.

Если никогда не видевшему его фильмов человеку дать посмотреть друг за другом даже не «Дорогу» или «Кабирию», а уже полную символов, сложную и многослойную «8 ½» и «Амаркорд», – вряд ли смотрящий без посторонней помощи догадается, что это снимал один и тот же человек.

Совершенно иной визуальный стиль, совершенно другой мир – населенный фриками, людьми странными и чуднЫми, живущими какой-то чуднОй жизнью…

Между этими картинами были «Джульетта и духи», «Сатирикон», «Рим» – фильмы, в которых он как-то пытался если не справиться со своими демонами, то, по крайней мере, обозначить их присутствие… И всё чаще оглядывается назад – в свои детство и юность, в те времена и места, откуда за ним эти его демоны и потянулись...

Вот тут-то и вспомнились сразу «Маменькины сынки», где несколько молодых (но вполне уже великовозрастных) шалопаев проводят все дни, прозябая, бесцельно слоняясь, глупо шаля, сидя и болтая по барам и тавернам, и всё время мечтая покинуть «эту дыру». Но покинуть сможет лишь один – вскочивший в последний вагон уходящего поезда. И с той самой поры Рим навсегда станет местом, где Феллини жил, работал, встретил свою любовь и музу, переживал (но пережил ли?) кризисы, и который любил бесконечно.

Но «дыра» с каждым днем всё сильнее стучала в сердце, как пепел Клааса.

И ответом на этот стук из детства стал «Амаркорд» – «Я вспоминаю». Перенасыщенный раствор воспоминаний – смешных, нелепых и горьких, счастливых и любимых. Мира, увиденного глазами ребенка и пронесенного в сердце навсегда. Родины души...
…Его фильм «Репетиция оркестра» – короткий сюжет о локальном Апокалипсисе – где состоящий из фриков оркестр репетирует несколько тактов божественной музыки, где музыканты ссорятся, безобразничают, выясняют отношения – между собой и с таким же как они фриком-дирижёром, – а потом случается катастрофа, и на один короткий миг они все – с глазами, полными слёз – становятся единым целым, гениальным целым. Только затем, чтоб еще через секунду посреди этого единения на руинах снова раздался вопль дирижёра «Что вы играете, клоуны?». Пожалуй, ничего более точного о жизни съемочной группы в кино, чем «Репетиция оркестра» , мировое киноискусство по сей день не создало…

Я не могу с уверенностью утверждать, что Феллини – «главный режиссер ХХ века».

Слава Богу, гениями ХХ век был полон.

Но след, оставленный им в мировом киноискусстве, вообще в человеческом сознании, не просто огромен, он невероятен.
Он был человек, который больше, чем кто-либо на свете, мог сказать о себе: «Жизнь моя – кинематограф»!

И то была бы чистая правда.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Европа уходящая. Предсказание Мастера.

https://clck.ru/36JGwM
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Павлова
Все статьи Ирина Павлова
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28