В огне брода нет. Ушёл из жизни кинорежиссер Глеб Панфилов

Вечная память 
0
512
Время на чтение 5 минут

Источник: Санкт-Петербургские Ведомости

Глеб Панфилов пришел в кинематограф, как многие в ту пору — бросив успешно складывающуюся карьеру. Как приходили в кино начальник цеха крупного завода или молодой практикующий врач, преуспевающий архитектор или не дописавший диссертацию математик…

В огне брода нет. Ушел из жизни кинорежиссер Глеб Панфилов | ФОТО URS FLUEELER/EPA/ТАСС

ФОТО URS FLUEELER/EPA/ТАСС

Инженер-химик, заведующий отделом агитации и пропаганды Свердловского горкома комсомола, молодой партаппаратчик, уже вкусивший власти, вдруг начинает снимать телефильмы. Ему есть что сказать, и он не может и не хочет молчать.

Он сам в 1964 году написал сценарий и снял для Свердловского телевидения среднеметражный (48 минут) фильм «Дело Курта Клаузевица», впервые сформулировав идею, которая потом не оставит его всю жизнь: «В огне брода нет». Фильм про немецкого солдата, который отказался расстреливать русских. Про человека, отказавшегося быть палачом даже в ситуации, когда «или ты — их, или мы — тебя». Про человека, ценящего свое человеческое «я» выше, чем свою физическую жизнь.

Глеб Панфилов появился на «Ленфильме», еще будучи студентом-дипломником Высших режиссерских курсов, дабы снять свой первый «полный метр». Фильм именно так и назывался: «В огне брода нет». Картина для Панфилова стала судьбоносной.

Именно с нее началась для него «другая жизнь». Жизнь рядом с Чуриковой. Панфилов «видел» свою героиню и даже рисовал ее. Появившаяся в группе молодая актриса в точности походила на его рисунок.

Он ее себе «вымечтал». И потом она всю жизнь играла в фильмах Панфилова его «альтер-эго». Она на экране становилась материальным олицетворением его души.

…Молоденькая санитарка гос­питаля на колесах, колесившего по фронтам Гражданской, «не красивая и не умная», как характеризовал девушку ее возлюбленный, на досуге рисовала волшебной мощи картины. Настолько прекрасные, что взявший ее в плен пожилой белый офицер предложил ей спасение. Но она смотрела своими кроткими глазами на «искусителя», а губы ее шептали: «В огне брода нет»…

…Жанна стояла в центре костра, привязанная к столбу. Языки пламени уже лизали ее босые ступни, но она продолжала осипшим голосом требовать: «Дайте мне крест!». И только когда ей принесли связанные крестом два прутика и вложили в руку, она дала волю крику боли и смерти, рвавшемуся из груди…

…На ладонь Вассы внезапно легла мужская ладонь. Она подняла глаза и увидела мужа, которого сама же и убила. Но он был жив, улыбался ей и гладил ее по щеке. Она торопливо, путаясь в собственных пальцах, стащила с носа очки и стала целовать его ладони, не сводя с него сияющих глаз. Слезы заливали ее лицо — но это были слезы счастья и невыносимой, всепоглощающей любви. Смерть Вассы Борисовны Железновой была счастливой и легкой…

…Замотанная в платок женщина без возраста, Ниловна, разбрасывала по вокзалу листовки, приговаривая: «Кто не боится — читайте! Это речь сына моего!». А когда филер коротким движением пронзил ее грудь чем‑то смертоносным, смотрела на него безгневными ­изумленными глазами, не понимая, как после этого он будет жить. Так и упала, не поняв…

Каждый из этих эпизодов панфиловских фильмов был бы невозможен без Инны Чуриковой, которая словно из воздуха материализовалась в группе первого большого фильма Панфилова и дальше превратилась в сердцевину его творчества. Она стала его голосом.

Панфилов пришел в кинематограф в эпоху «взыскующей интеллигентности». В эпоху, когда вопрос «кто, если не я?» звучал совершенно естественно. В ту эпоху молодая учительница корила себя за нравственный провал: «Я не могу им объяснить, почему нельзя читать чужие письма?», а ученик 10‑го класса ехидно спрашивал директора школы: «Зачем мне слушать стихи поэта, которые износятся быстрее, чем его кожаный пиджак?».

Панфилов родился как художник в эту эпоху и для этой эпохи. Его санитарка-художница Таня Теткина, далеко не все умеющая объяснить словами, была именно тем взыскующим нравственным камертоном, какого хотела и находила эпоха. То, чего так и не смогли выяснить в своих спорах комиссар Евстрюков и санитар Фокич, она знала, потому что знала. И за это знание было не то чтобы не жаль жизни; за это знание жизнь можно было отдать, хоть и жаль.

Паша Строганова из «Начала», ткачиха-артистка, тоже это знала. Откуда‑то, какими‑то неведомыми миру путями вызнала все и про искусство, и про любовь, и про человеческое достоинство. Про вещи, за которые можно взойти на костер.

Когда вспоминают фильм «Начало» — всегда говорят про сцену с пилой: «Которая рука мешает — правая, левая?». А я вспоминаю прежде всего эпизод, когда режиссер, которого блестяще сыграл Юрий Клепиков, хочет вытащить из поезда Пашу, убегающую домой от внезапного унижения. Когда она, уже почуявшая в себе кровь Жанны д’Арк, мчится с чемоданом наперевес, как таран: «Поберегись!».

Панфилов и в молодости, и в глубокой зрелости умел снимать кино про страстотерпцев.

Про русское мессианское начало — в сколь угодно смешных и странных формах выражающееся.

Этого кроме него не умел никто. Даже Тарковский, начав именно с этого — в первых двух фильмах, — дальше эту страсть и эту ярость «не осилил». Остановился. Осилил только Панфилов, как паровоз, мчавшийся вперед с этой своей идеей мессианского начала в человеке, уже даже и тогда, когда это перестало быть модным, когда настали времена фарисейства, когда интеллигент, прежде начинавший счет с себя, внезапно научился именно себе делать поблажки, «по случаю тонкой душевной организации» — по‑прежнему строго спрашивая с окружающих. Эти все сюжеты про тонкую интеллигентскую душу, которой было можно, когда другим — нельзя, Панфилов отметал со всей прямотой и жесткостью.

Да, наверное, аппаратчица Елизавета Уварова из «Прошу слова» была не самым утонченным персонажем на свете. Да, была прямолинейна, но для нее зато не существовало никаких «Один — пишем, два — в уме»!

Это и по жизни был для Панфилова сюжет, когда в огне брода нет. Это была его личная философия. Они оба — и он, и Чурикова — и сами‑то в молодости были такой парочкой Аввакумов, которым и в срубе сгореть было нипочем.

Панфилов отнюдь не всегда был баловнем судьбы.

Трагическая история фильма о Жанне, когда у тебя фактически уже треть фильма отснята, группа в азарте, актриса на невероятном кураже, она уже сыграла смерть Жанны… А тебе говорят: «всем спасибо, все свободны»… Что с этим делать и как после этого жить?

А затем и картина «Тема» оказывается на полке, из‑за краешком поднятой в ней темы эмиграции из СССР. Хотя сюжет‑то там был совсем не про эмиграцию, а про ту самую интеллигенцию, которая распробовала вкус денег, хороших шмоток, заграничных поездок и всего такого. Когда «священный огонь», оказывается, легко гасится шелестом купюр и звоном орденов…

Но — хоть тресни, есть кому нести «священный огонь», пока живут в угрюмых российских глубинках эти вот искусствоведки Сашеньки и эти вот инспекторы ГАИ Синицыны.

О ком бы или о чем бы ни снимал свое кино Панфилов — в нем непременно должна была быть роль для Чуриковой, иначе в фильме не было того нерва, той сжигающей идеи, без которой непредставим кинематограф Панфилова, да и сам Панфилов — непредставим.

Именно про сыгранное Чуриковой он смело мог бы говорить: «Васса — это я!» или «Ниловна — это я!», потому что она, в любой роли играя женский характер со всей психологической подробностью и тонкостью, поверх характера все равно играла идею, ради которой стоит жить и ради которой умереть не жаль.

Недаром в картине «Романовы — венценосная семья» именно этой идеи и этой силы внутри фильма и не хватило: Чуриковой не позволили сыграть императрицу. Семья, может, и получилась. А вот с венценосностью как‑то не сошлось…

Панфилов и Чурикова — это был человеческий симбиоз. Они срослись кровеносной системой. Оба гениальные, и оба, как старые корабли, обросли своими «ракушками». Она умерла, он не смог жить без нее.

В этом тоже можно увидеть невероятную человеческую — не только художественную — бескомпромиссность Панфилова: без нее все потеряло смысл.

После них нам осталось их грандиозное художественное наследие. Мощная страстность двух неза­урядных личностей.

И правило, которое непременно следует запомнить: «В огне — брода — нет!».

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Павлова
Все статьи Ирина Павлова
Вечная память
«Враг будет разбит! Победа будет за нами! Смерти нет!»
Памяти военного корреспондента Максима Фомина
25.04.2024
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Почему важно найти рукописи покойного Виктора Лихоносова?
Виктор Иванович Лихоносов — классик русской литературы
22.04.2024
Он сражался за душу русского человека
Слово на кончину замечательного русского поэта и переводчика Юрия Михайловича Ключникова
19.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28