«Мы служители Живого Бога, а не лакеи кого бы то ни было»

Памяти епископа Митрофана (Зноско-Боровского)

0
442
Время на чтение 6 минут

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)Источник: Православие.ру

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский; † 15.02.2002), несомненно, принадлежит к числу людей, которые много помогли русским в изгнании сохранить православную веру. Протоиерей Андрей Папков из Чикаго знал владыку сызмальства, когда тот еще был священником. Он поделился воспоминаниями о человеке, который оказал на него огромное влияние.

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский)– Я был знаком с владыкой Митрофаном буквально с детских лет. Мы повстречались с ним в доме известного протоиерея Серафима Слободского, автора учебника «Закон Божий». Я вырос в Покровском приходе в городе Наяк, который возглавлял отец Серафим. Когда он болел, владыка Митрофан, тогда еще протоиерей, приезжал его навещать. Кроме того, бывало, он служил в нашем детском лагере, куда я ездил ряд лет.

У меня остались очень серьезные впечатления от тех первых встреч. Отец Митрофан был, если так можно сказать, священником-воякой, из бойцов. Он всегда говорил то, что считал нужным, вне зависимости от чинов.

Например, наше Синодальное начальство в РПЦЗ считало отца Серафима Слободского оппозиционером, поскольку он был не согласен со всеми теми безобразиями, которые вытворял синодальный протопресвитер Георгий Граббе (в будущем епископ Георгий), заведовавший тогда канцелярией. Отец Митрофан поддерживал отца Серафима. Их обоих избрали в епархиальный совет, и они помогали друг другу.

Епископ Митрофан с молодыми прислужниками в ограде Серафимовской церкви в Си-Клиффе, конец 1990-хЕпископ Митрофан с молодыми прислужниками в ограде Серафимовской церкви в Си-Клиффе, конец 1990-х

У них не сложились отношения с Граббе, они были на ножах. Владыка Митрофан немного касается этой темы в своей книге, пишет, как этот Граббе охмурял митрополита Анастасия (Грибановского). Но, несмотря на такие «охмурения», митрополит Анастасий хорошо относился к нему. И когда Граббе старался действовать в свойственной ему манере, отец Митрофан мог сказать: «Вы не думайте, что вы такое большое начальство и можете делать все, что угодно. Имейте в виду, что вы просто синодальный чиновник, и не более того».

Помню, однажды Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Филарет (Вознесенский) приехал к нам на приход на Рождественскую елку. Как раз незадолго до этого нашего настоятеля, отца Серафима, назвали оппозиционером. И я тогда весьма неосторожно спросил: «Ну, что, владыка, приехали в оппозицию?» Но он, по своей доброте, вместо того чтобы возмутиться, все это свел к шутке и сказал: «Да, я сегодня целый день езжу по оппозициям. Вот, с утра служил у отца Митрофана, а вечером к вам приехал».

Владыка Митрофан был очень прямым и честным человеком и, можно сказать, всегда резал правду-матку в глаза. Я дружил с его старшей дочерью Анной, которая скончалась не так давно, и она многое рассказывала о том, какие гонения и запреты ему пришлось пережить.

Я помню, ему старались приписать экуменизм, что, конечно, было совершенно вздорным обвинением, исходившим от подхалимов Граббе. Безусловно, владыка всегда оставался жестким критиком экуменизма, что было весьма злободневно. В свое время его противники ухватились за историю с празднованием 100-летия Си-Клиффа – городка, где он служил. В честь торжества местные власти провели общественное собрание, на котором присутствовали и протестантские пасторы, и католические священники. Отца Митрофана тоже пригласили принять участие. Его сфотографировали – заметьте, без облачения – в группе инославного духовенства. Это фото было опубликовано в местной газете. Там, конечно же, многое переврали, написав, что состоялась служба. На самом деле ничего подобного не было и в помине, но нашлись люди, которые за это ухватились, и – ба-бах! – грянули обвинения в экуменизме. Естественно, все это совершенно не соответствовало истине.

Протодиакон Андрей Папков зачитывает Синодальную грамоту регенту Т.М. Жуковой в Серафимовской церкви в Си-Клиффе, 1996 г. Протодиакон Андрей Папков зачитывает Синодальную грамоту регенту Т.М. Жуковой в Серафимовской церкви в Си-Клиффе, 1996 г.

Тем не менее когда после этого отец Митрофан приехал в Синод служить на престольный праздник, ему там сказали, что делать это запрещено.

Вскоре после данного происшествия у него на Свято-Серафимовском приходе тоже был престольный праздник – на «зимнего» Серафима. Тогда несколько священников, в том числе и мой тесть, а также я как протодиакон, приехали к нему в храм. Помню, мы зашли во время проскомидии, примерно за час до начала литургии. В тот раз должен был служить кто-то из архиереев, и отец Митрофан нас встретил такими словами: «Хотел сказать это приехавшему владыке, но скажу вам: ‟Благословен Грядый во Имя Господне!”»

Мы очень тепло провели тогда праздник.

Честно говоря, по молодости я не задумывался о том, что владыка будет оказывать на меня духовное влияние. Он всегда хорошо относился ко мне. А когда после летней школы я поехал учиться в Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, он там был одним из преподавателей. Таким образом, наше знакомство с ним там продолжилось.

Владыка рассказывал мне о своем церковном служении на родине, в Бресте, когда город был польским, потом советским, затем – под фашистской оккупацией. Он всегда вел себя мудро, что позволяло ему выжить в даже, казалось бы, самых невозможных условиях. Например, он спасал евреев от расправы фашистов настолько тонко, что не попался на этом деле. Позднее власти Израиля объявили ему благодарность.

С «советчиками» отец Митрофан тоже вел себя мудро, как и с фашистами, и был с ними довольно бесцеремонен. Он говорил, что это просто разбойники, которые захватили Россию в плен. Это было его общее отношение к Советской власти. Конечно, НКВД-шники вызывали его на допросы, но ухватить не могли.

Владыка всегда старался помогать тем людям, которые нуждались в поддержке – и не только материальной. Так было и в войну, и в мирное время. Помню, однажды при мне его спросили, поедет ли он в отпуск. А он ответил: «Как я могу уехать, когда у меня на приходе несколько умирающих?» Он к этому относился очень серьезно и ответственно, постоянно навещал больных и уделял им должное внимание.

Такой подход, безусловно, многому научил меня как священника. Я понял, что нельзя манкировать подобными вещами. Нужно быть батюшкой, который поддерживает болящих людей и тех, кому просто нужна помощь.

Кстати, в России владыка тоже помогал многим. Он всегда выступал за объединение Зарубежной Церкви и Московской Патриархии, и я думаю, что оказывал поддержку людям там из чувства солидарности с русским народом. Когда у него были средства, и он узнавал, что у кого-то есть нужда, то делился ими.

Мы с владыкой вместе не ездили в Россию, но я знаю от него, что он там встречался с Патриархом Алексием II и с другими архиереями. А когда приехал на родину, в Брест, то там еще оставались многие прихожане, которые его помнили, и он служил в том самом храме, где в свое время был настоятелем.

Владыка во время визита в Бостон, 2001 г.Владыка во время визита в Бостон, 2001 г.Что касается меня, то я начал ездить в Россию в 1990-м году, еще по музыкальной части. Выступал на концертах в Москве, в Санкт-Петербурге. Тогда у меня завязались очень добрые отношения с представителями Церкви. Владыка Митрофан знал об этом и поддерживал эти мои поездки.

Конечно, подобные моменты позволяли нам укреплять контакты с Россией. Люди видели, что у нас нет какого-то оголтелого отношения к ним. Уже много лет спустя после кончины владыки, во время примирения Зарубежной Церкви и Москвы, я почувствовал это вновь, когда сослужил в Саратове – в том самом храме, где в свое время был настоятелем мой дед – протоиерей Александр Папков.

Так получилось, что в сане священника владыка Митрофан видел меня только один раз – всего за неделю до кончины. После рукоположения я счел своим долгом навестить его болящего. Тогда он мне сказал: «Приветствую тебя с рукоположением в иерейский сан. Будь готов терпеть людскую злобу и поношения за Христа. Будь строг к себе и помни, что мы служители Живого Бога, а не лакеи кого бы то ни было».

Этот завет я воспринял как руководство и помню его до сих пор. За годы священства я убедился, что все это правда. Владыка Митрофан был примером поведения священника, и я благодарю Бога за то, что Он дал мне такого наставника – и по жизни в целом, и в церковном служении.

Общение с ним научило меня тому, что нужно быть всегда честным. Его фотография висит у меня дома среди портретов тех людей, которые оказали на меня большое влияние – Митрополита Лавра, отца Серафима Слободского, епископа Сиэтлийского Нектария (Концевича) и моего деда – протоиерея Александра Папкова. Они научили меня помнить свои корни, а также знать свое дело. Это важно для того, чтобы быть компетентным священником, быть компетентным в своем служении, и никого не вводить в соблазн.

Протоиерей Андрей Папков
Записал Дмитрий Злодорев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Андрей Папков
Все статьи Протоиерей Андрей Папков
Дмитрий Злодорев
Все статьи Дмитрий Злодорев
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
27.04.2024 15:28
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Русский Иван
27.04.2024 14:01
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
27.04.2024 13:02
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от учитель
27.04.2024 12:08