Источник: блог автора
Эпиграф: " А король-то - голый!"
Г. Х. Андерсен в изложении Е. Шварца
Сразу надо сказать, что детскую пьесу с сюжетом-кроссовером авторы сценариев к мультфильмам «Ну, погоди!» Хаит и Ливенбук написали пятьдесят лет назад. Это был 1973 год. Да, реально – полвека прошло. Лет десять пьеса ставилась в различных театрах юного зрителя по всей стране (и во многом поспособствовала появлению фразы «это омский ТЮЗ какой-то» в смысле - кринж и тоска), а в 1982 году на пластинке в фирме "Мелодия" вышел аудиоспектакль с одноименным названием, в записи которого поучаствовали Юрий Никулин, Евгений Моргунов, Всеволод Абдулов, и др.
Использование кроссовер-сюжета в СССР было довольно распространенным приемом, особенно если речь шла о детском кино. «Приключения в городе, которого нет», «Новогодние приключения Маши и Вити», «После дождичка в четверг», и так далее. Да, собственно, любой новогодний утренник всегда строился на кроссовере: Баба-Яга, Леший и Ябеда-Корябеда воровали Снегурочку, а освобождали ее Иван-Царевич, Колобок и Три поросенка. Во всех этих спектаклях и фильмах широко использовался прием «слом четвертой стены», когда герои обращались к зрителю за помощью или советом: «Ребята, давайте все вместе позовем: Сне-гу-роч-ка!»
Словом, «Происшествие в стране Мульти-пульти» был классическим советским детским спектаклем невысоких, буду откровенен, художественных достоинств, и даже выход пластинки эту ситуацию не исправил. Дотянуться по популярности до шедевров советского «аудиоспектаклевского» искусства, таких, как «Снежная королева», «Приключения барона Мюнхгаузена» или «Старик Хоттабыч», «Мульти-пульти» не смогли, труба там была сильно пониже, а дым – пожиже, даже не смотря на то, что песни исполняли Жанна и Оля Рождественские.
Это все была преамбула, теперь об экранизации 2022 года, продюсером которой в числе прочих значится Ургант. Не случайно в самом начале 54-минутного «телефильма» идет заставка советской передачи «Будильник» - те, кто постарше, помнят: «Прекрасно, если вам с утра воскликнуть хочется «Ура!»» Эта заставка задает тон всему действу: тут все как в «Будильнике» - фанерные декорации, крашенные гуашью, костюмы персонажей, собранные из того, что актеры принесли из дома, и музыка композиторов Савельева и Флярковского. Не хватает только одетой пиратшей артистки Муравьевой.
Вместо нее в современном римейке старого спектакля – одетый чебурашкой артист Трибунцев, одетый крокодилом Геной артист Цыганов, троицу Трус, Балбес и Бывалый изображают соответственно Петров, Козловский и Бурунов, Исакова стала Зайцем, Серебряков – Волком, Гудков играет Петуха из Бременских музыкантов, а сам Ургант – Карлсона. Ну, и так далее.
И, наверное, если бы этот телеспектакль вышел пять лет назад, его выхода никто бы не заметил, несмотря на звездный состав – увы, сценарий, как я писал выше, очень примитивный. Это вам не эпик-хоррор «Морозко», это «омский тюз», увы. Так что зритель бы сказал: «Подхалтури ребята, наверное, бюджет попилили, чё», и забыл бы о "мультях-пультях" .
Но многие из «звезд», поучаствовавших в постановке, за минувший год успели запачкать себя по самые гланды, и детский утренник сам собой превратился в митинг на Болотной площади, а адепты черного квадрата кинулись искать в написанных Хаитом и Ливенбуком полвека назад фразах: «Скоро и Гена твой заплачет крокодиловыми слезами», «Я тебе сейчас такое ударение сделаю. По голове», «Почему у волка должна быть собачья жизнь?», «Да ты не волнуйся, Карлсончик все придумал. Знаешь, кто нам поможет? Ребята!» скрытый и потаенный смысл, фигу в кармане, и прочее.
И когда заказчик телеспектакля КИОН снял его с показа у себя на платформе, черноквадратники возликовали: «Вот! Это цензура! Это власть мстит Ванечке Урганту и… и всем вообще!»
А знаете, как было дело? Объясняю: это ведь для тех, кому сейчас за пятьдесят, передача «Будильник» - частичка детства. А для людей, рожденных после 1985-87 годов детство – это «Утиные истории», «Черный плащ» и прочие «Чудеса на виражах».
И маркетологи из КИОНа означенных годов рождения, и даже моложе, поглядев «шедевр» Хаита и Ливенбука в интерпретации урагантов-серебряковых, задали логичный вопрос: «А кто это будет смотреть? Кто у нас «целевая аудитория»? Современные дети? Не смешите наши подковы, те из них, кто не смотрит «Марвел» и «DC», смотрят «Смешариков» и «Богатырей». Современная молодёжь? Там всё ещё дальше от передачи «Будильник» и гуаши на фанере, они просто не поймут, что это было. Поколение 50+? Там доля «сидящих» на интернет-платформах очень невелика. Так зачем это нам на КИОНЕ?»
Ответ на эти вопросы известен – Его Величество Маркетинг рулит.
А телеспектакль про мульти-пульти лежит на ютубе. Если у вас есть лишние 54 минуты жизни – можете посмотреть.
- Гена! Крокодильчик мой! Спасибо тебе! И тебе, Карлсон.
- Да причем тут мы. Ребят благодари, Чебурашка!