Недопонятое. Н.С.Лесков

1 Янина 
874
Время на чтение 3 минуты

Источник: блог автора
 

С большим удовольствием, а часто и с изумлением читаю сейчас Н. Лескова и всё больше убеждаюсь, что это действительно большой и недопонятый у нас подлинно-христианский и православный писатель и мыслитель. Буквально на днях узнал, что он собирался составлять жизнеописание преподобного Нила Сорского, как «образцового русского святого, которому нет подобного нигде по здравости и реальности его христианских воззрений». А, каково?! Такое высказывание чего-нибудь да стоит и уж конечно точно характеризует отношение самого Лескова к Церкви и святости. Чтобы лучше понять, о чем идет речь, послушайте, о чем говорит преподобный Нил Сорский в завещании своим ученикам: «Если кто-то советуется с тобой, желая принести в церковь священные сосуды или какое-либо иное украшение, повели ему раздать нищим. Ибо никто никогда за неукрашение церкви не был осужден»...

Но вернемся к Лескову. Его непрестанное и строгое «всматривание» в нашу русскую жизнь, в самою ее суть и всматривание предельно искреннее, с желанием познания истины – имеет самое прямое и непосредственное отношение ко всему что происходило (да и происходит сейчас) в нашем Отечестве.

Так, если говорить просто, но по существу о причинах того страшного переворота, что произошел у нас в начале XX-го века, то это ведь зревшее десятилетиями горькое осознание, что то «официальное» христианство, которое представляли всем как подлинное и нерушимое – во многих внешних своих проявлениях вовсе не соответствовало духу Христову. И именно желание абсолютной и совершенной правды привело многих к горькому заблуждению, что «поскольку Церковь не во всем оказывается права, то, стало быть, и Бога не существует». Не услышан оказался в этом горьком и распространенном, увы, заблуждении голос нашего великого святого – Игнатия Брянчанинова, с прозорливой ясностью напоминавшего: «Христианство не лишается своего великого достоинства по той причине, что некоторые или многие христиане проводят жительство противное учению Христову».

Вот так же не был услышан и понят главный сердечный мотив Николая Лескова, буквально вопиявшего о том, что религия – это не собрание требований и постановлений, (пусть даже самых правильных и обязательных к исполнению), а «поэзия вечной правды и неумирающей жизни». Читаешь и изумляешься – насколько же это верно и точно! И насколько именно такое понимание религии и церковной жизни необходимо нам сейчас, при всём бережном и трезвом отношении к сохранению Священного Предания, лучших традиций и правил. К слову, никогда и нигде мы не найдем у Лескова каких-то бунтарских мотивов в отношении Церкви. (По крайней мере, я не нашел). Напротив – все его «праведники», как правило – глубоко добропорядочные и законопослушные люди, только они стараются исполнить то главное, что кажется им самой сутью православия – то есть хранить дух Христов, действовать и поступать в полном соответствии с ним. И, в то же время, с какой горечью пишет Лесков о «строго благочестивых домах, где утром молятся, целый день теснят и обирают людей, а потом вечером опять молятся».

К слову, я с удивлением узнал, что еще при жизни святителя Игнатия (Брянчанинова) Николай Лесков включил очерк о его детстве и юношестве в цикл «Праведники», где писатель хотел показать положительные типы русского народа, как бы восполняя труд Н. В. Гоголя, который страшно переживал, что отрицательные типы ему удалось показать во всей их неприглядной «красе», а положительные образы, которые он (как говорят) хотел вывести во втором томе «Мертвых душ» - ему не удались. И Гоголь как гениальный писатель это почувствовал, конечно, а как верующий человек - страшно огорчился тем, что дар его (писательский) показался ему главным образом даром критическим, сатирическим, пожалуй, в то время как позднему Гоголю именно хотелось «оправдаться» перед вечностью и потомками и написать что-то равнозначное лучшими его произведениям, но «положительное» по духу и содержанию. От этого желания, несомненно, родилась (также недопонятая и недооцененная многими) его великолепная книга «Выбранные места из переписки с друзьями».

И вот Лесков, как кажется осознанно, хотел восполнить труд и как бы даже поддержать молитвенно и духовного великого своего предшественника и собрата по перу, создавая галерею положительных образов православных людей, но только освещая те их черты, которые не принято было освящать и о которых не принято было говорить во времена «казенного православия» времен Синодального периода. Вот почему я говорю, что и Николай Лесков (как и Н. В. Гоголь в свое время, да и святитель Игнатий) - оказался недопонят многими православными и даже представителями «официальной церкви». А жаль!

Снова и снова читая и перечитывая Лескова, с изумлением встречаю полное несоответствие того, каким (лубочно-чудаковатым автором) представляли его в советское время тому, насколько на самом деле глубок и ясен, честен его талант, в том числе и по отношению к истине, к Богу и Его Церкви. Я, конечно, не знаю многих обстоятельств жизни этого большого писателя, всех его высказываний и суждений, но сами его произведения со всей очевидностью свидетельствуют о том, что он не был противником Церкви, а только хотел, чтобы Церковь была действительно Христовой, не только в сокровенных своих основах, но и по внешнему образу бытия, по отношению к людям, к их действительным нуждам, чаяниям и устремлениям. И в этом смысле творчество Н. Лескова не только актуально в наше время, но, думается даже что верное и полное осмысление его творчества у нас еще впереди.

Дай-то Бог!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Понимать нелицеприятно

Творчество Лескова обширно. Писал он против нигилистов. Пытался изобразить положительные образы священнослужителей, хотя и совсем не духовные. Описывал чудеса, и потом их разоблачал. При этом от Церкви писатель со временем отдалялся дальше и дальше. В 1875 году Лесков писал: «Более всего разладил с церковностью, по вопросам которой всласть начитался вещей, в Россию не допускаемых… Меня подергивает теперь написать русского еретика – умного, начитанного и свободомысленного… прошедшего все колебания ради искания истины Христовой и нашедшего ее только в своей душе». За год до смерти Лесков признавался Толстому, что охотно взялся бы написать «Записки расстриги».
Вывод писателя таков: «Без Церкви можно обойтись, даже должно искать спасения вне ее ограды, ибо в ней – застой, отсутствие движения воды».
«Праведники» Лескова достигли самостоятельно «великой» праведности помимо и вне Церкви Христовой.
Лесков допускал прямую клевету на Церковь и на святых. Написал пасквиль на святого Иоанна Кронштадтского, опубликованный австрийскими раскольниками-старообрядцами. О святителе Игнатии (Брянчанинове) написал, что в молодости он «бежал из армии» по причине начала войны с Турцией.
В письме к Суворину высказал: «…Катехизис Филарета – это мерзко».
Христа Лесков считал лишь хорошим человеком, писал в одном из писем: «Люди очень дальнозоркие: Сократ, Сенека, Платон, Христос, Ориген, Шопенгауэр, Л. Толстой…»
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Дмитрий Шишкин
Все статьи Священник Дмитрий Шишкин
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17