Анастасия Владикавказская: «Аз Владикавказ и во веки веков!»

0
882
Время на чтение 10 минут

Источник: Союз православных журналистов

Ныне идет подготовка к канонизации старицы Анастасии. Впрочем, святой ее почитали уже ее современники. Фото: oldvladikavkaz.livejournal.com

Этот материал посвящен памяти блаженной странницы Анастасии Владикавказской (+1932) – киприотки и наследницы богатого греческого рода Андреевых.

Семья Андреевых – это очень богатые греки Кипрского происхождения. Родители Анастасии, Андрей и Устинья Андреевы, после подчинения Кипра Великобританией в середине 19-го века получили российское подданство. У четы было три сына и единственная дочь – Анастасия.

Анастасия считалась самой красивой девушкой во всем Владикавказе. До нашего времени не дошло ни одного ее изображения. Но по рассказам современников, стройная, грациозная фигура Анастасии напоминала молодую лань, а глубокие голубые глаза были похожи на озера, в которых можно было утонуть. Красивое, с утонченными чертами лицо, казалось, источало запах вечно юной молодости. Как и все киприоты, Настя была глубоко верующей православной христианкой и не пропускала ни одной праздничной службы. Каждое воскресение после литургии ее видели идущей под руку со своим супругом, важным царским генералом, по зелёной набережной Терека. Но ее мужу не суждено было долго жить на Земле, и вскоре он скончался. Второй брак Анастасии также длился недолго. Оставшись во второй раз вдовой, она стала молиться Богу, чтобы он указал ей дальнейший жизненный путь.

Тогда во сне Анастасии явился ангел, которой сказал: «Иди к Богу», ничего более не объяснив. Вдова стала еще усерднее посещать богослужения и петь в церковном хоре. Через несколько лет ангел снова явился ей во сне и сказал: «Раздай свое имущество нуждающимся и иди к Богу!». В этот раз, не раздумывая, Анастасия, к величайшему неудовольствию своих родных братьев и родственников, раздала свое богатое наследство бедным и удалилась в дальний монастырь. Теперь она была беднее самого бедного человека в городе.

В бывшей генеральской жене не осталось и тени светскости, а подвиг юродства, который она взяла на себя по откровению Божию, был соотносим с подвигом блаженной Ксении Петербургской.

Прошло несколько лет, и Анастасия снова появилась на улицах города. Нищенское потрёпанное одеяние, резиновые калоши на босу ногу, за плечами мешочек с песком. Люди, которые не раз встречали благородную барыню в храме, одетую в шикарное лиловое платье, в шляпке с вуалью и с изящным кружевным зонтиком в руках, стыдливо отворачивались. Они не могли поверить, что эта нищенка в рваном подряснике и есть та самая Анастасия Андреевна. Но ее лицо оставалось тем же прекрасным. Только в голубых озерах глаз появилась какая-то новая глубина и тихое неземное свечение. Вместо генеральской руки, она теперь опиралась на простую суковатую палку, которая в будущем станет великой святыней осетинского и грузинского народа. В бывшей генеральской жене не осталось и тени светскости, а подвиг юродства, который она взяла на себя по откровению Божию, был соотносим с подвигом блаженной Ксении Петербургской.

И зимой, и летом в неизменных резиновых калошах на босую ногу, в одной и той же рваной одежде ее видели в разных местах города. Дети над ней насмехались и норовили обидеть. Взрослые до поры до времени также обходили нищенку «десятой дорогой». Но это продолжалось до тех пор, пока не стали замечать, что если ее подвезет какой извозчик, то у него в этот день будет хорошая выручка. А если юродивая возьмет у кого-то товар на рынке, то торговля этого лавочника будет в этот день отменной. Ее стали зазывать в магазины, извозчики предлагали свои услуги. Но Анастасия на это мало обращала внимание. Она все время творила в сердце умную Иисусову молитву и жила в своем, только ей ведомом мире.

Поселилась блаженная в Курской слободке города, сделав себе крошечный, плетеный из хвороста, курень, в котором вместо кровати были набросаны какие-то тряпки, а подушкой служил валун. Так жила женщина, с рождения одаренная красотой и богатством. Но люди находили Анастасию и здесь, идя к ней со своими бедами, проблемами и получая от нее помощь, которую ни от кого другого получить не могли. Бог наделил Свою избранницу дарами пророчеств, прозорливости, исцеления от болезней, но самым главным ее даром была молитва.

Когда на то была воля Божия, святая исцеляла болящих, возложив на них руки и сотворив молитву, а когда промысел Божий решал иначе, святая не вмешивалась в Его благую волю. Лишь ее преизбыточествующая любовь не могла молчать, и блаженная по-своему ее выражала.

Так, когда некая студентка Оля вместе с двумя подружками пришла в храм поблагодарить Бога за сданные на отлично экзамены, Анастасия дала ей конфетку, не обращая внимания на остальных подруг. Через некоторое время принесла еще одну. Так было три раза. Когда по окончании службы девушки веселой стайкой отправились к Тереку, чтобы искупаться, Ольгу унесло течение, и она утонула. Зная волю Божию, Анастасия не могла ее изменить, но из ее души рвалось человеческое чувство жалости.

Празднолюбцев, которые из любопытства хотели знать будущее, блаженная прогоняла еще до того, как они успевали у нее что-то спросить.

Подойдя на улице к одной молодой маме, блаженная взяла на руки ее дитя и слегка подбросила вверх со словами «Гули, гули, ангелочек полетел!». Его мама подумала, что малыш будет здоров и счастлив, но он вскоре умер. Другая мать страстно молила старицу помолиться о выздоровлении ее больного ребенка, но Анастасия печально произнесла: «Для таких младенцев есть розовая одежда и розовый гробик». Этот ребенок также умер.

Тех празднолюбцев, которые из любопытства хотели знать будущее, блаженная прогоняла еще до того, как они успевали у нее что-то спросить: «Вам надо на Шелдон, к персиянке-гадалке, а я на картах не гадаю» – отвечала она им. По-настоящему страждущих и нуждающихся в утешении, она находила сама и утешала. Подойдя на Пасху в храме к матери пропавшего без вести воина, она взяла из ее рук яйцо и, бросив на землю, сказала: «Видишь целое, и сын твой такой же». Позже ее сын вернулся домой.

Дом родителей нынешнего Патриарха Грузии Илии Второго находился недалеко от того куреня, в котором жила Анастасия. В то время их семья стала разводить свиней на продажу. Что-то недопустимое в этом узрела блаженная и, проходя мимо их дома, перекрестила своим деревянным жезлом калитку. В тот же день все свиньи у родителей будущего Патриарха передохли. Больше они их не пытались разводить.

Святая помогала людям, как только могла. В ее городе жили две сестры-сиротки. Одна из них, Анна, как-то шла с базара, где на свои жалкие гроши купила полкочана капусты и половину тыквы. Увидев старицу, она всю свою скромную покупку отдала ей.

– Как твоя больная сестра? Зайду я к ней, – сказала Анастасия.

Они зашли в дом, где от рака гортани мучительно умирала сестра Марфа. Старица помолилась и вдруг приказала больной:

– Хватит лежать, вставай!

И пошла прочь из дома. Анна проводила старицу до калитки, а когда повернулась к дому, то увидела на пороге стоящую сестру. Прожила Марфа до девяноста двух лет.

Наступали страшные годы кровавой революционной бойни. Однажды Анастасия, войдя в храм, стала попеременно разворачивать лоскутки красной и белой материи. Все так и получилось как предсказала старица своими лоскутками: несколько раз сменяя друг друга, Владикавказ завоевывали то красные, то белые войска.

Страшное то было время. Игуменью монастыря, где перед выходом на юродство проживала Анастасия, большевики сожгли живьем на медленном огне. Блаженная заранее ее об этом предупредила. Люди, обезумев от страха, голода и отчаяния убивали друг друга. На улицах валялось множество непогребенных трупов. Большевики в день расстреливали по несколько сотен людей. Могли убить просто так, только за то, что человек порядочно одет. Православные храмы осквернялись и разрушались. Святыни выбрасывались на улицу. На месте кладбища во Владикавказе новая власть разбила детский парк.

Старица по-прежнему жила в своем нищенстве и великом покое невозмутимого духа, молясь и за живых, и за усопших. После оккупации Владикавказа большевики решили переименовать Владикавказ в Орджоникидзе. Когда об этом донесли Анастасии, она, вытянувшись и приложив правую руку к виску, как бы отдавая честь, сказала:

– Аз Владикавказ и во веки веков!

Не раз были попытки переименовать город, но всякий раз после этого возвращали первоначальное название.

Незадолго до своего успения Анастасия задумчиво бродила по городу и с печалью рисовала своим посохом крестики на дверях многих домов.

Зная о дне и часе своего отшествия из этого мира, Анастасия стала сносить доски для своего гроба и полностью уединилась для молитвы, никого уже к себе не принимая. Когда 24 декабря 1932 года блаженная предала свою душу в руки Божии, то на ее похороны собралась огромная толпа народа. Несмотря на жесткий режим в отношении верующих, тысячи людей с хоругвями и крестами пришли проводить в последний путь старицу, которую они еще при жизни стали почитать за покровительницу своего города. Ее похоронили, как и завещала Анастасия, у церкви Ильи Пророка, единственного храма, который не был закрыт в годы Советской власти.

Чудеса и исцеления на могиле святой старицы начали происходить сразу же после ее похорон. Почитатели блаженной, по молитвам к ней, получали исцеления от болезней, разрешались их жизненные трудности. Около двух десятков людей видели образ Божией Матери с Младенцем на руках, который явился над могилой старицы. Среди этих людей была и мать будущего патриарха Грузии. А посох юродивой достался, как великая святыня, отцу Патриарха Илии Второго.

Незадолго до своего успения Анастасия задумчиво бродила по городу и с печалью рисовала своим посохом крестики на дверях многих домов. «Скоро будет война», – предупреждала она своих духовных чад. И в Великую Отечественную похоронки пришли в те дома, которые были отмечены крестиком блаженной.

Осенью 1942 года, когда немецкие войска стояли у стен Владикавказа и пытались его захватить, верующие организовали Крестный ход с посохом старицы и просили ее защитить город. Произошло чудо. Этот крестный ход положил начало разгрому немецко-фашистских захватчиков на Кавказе. Сами защитники города видели блаженную старицу, которая ходила на кладбище возле храма пророка Илии. Кому-то из них она сказала, что не позволит немцам топтать эти могилы.

Был случай, когда некая загадочная старушка потребовала встречи с командиром. Когда тот вышел к ней, она сказала: «Я упокоенная Анастасия, охраняю наш город. А ты не бойся, ты и все твои ребята останетесь живы». После этого старушка исчезла, как будто растворилась в воздухе. Все солдаты, служившие под началом командира, с которым встречалась старица, прошли войну до конца без единого ранения и еще тридцать послевоенных лет приезжали с благодарностью на могилу блаженной Анастасии.

Слух о странной покровительнице города стал распространяться и среди других воинских подразделений. В Москве в Госкомитете по печати работал водителем фронтовик-летчик, отсидевший десять лет после войны в лагере за то, что его истребитель сгорел, а он сам непостижимым образом без парашюта оказался невредимым на земле. Отсидев свой срок, старый воин повторял то же самое, что и во время следствия:

– Как только самолет загорелся, я начал кричать: «Матушка Анастасия, спаси!» После этого меня из горящего самолета подхватили ангелы и бережно опустили в лесу на мох.

Не раз в то время, когда Владикавказ был взят в кольцо немцами, жители города видели блаженную, идущую по улице и как бы охраняющую город. Владикавказ фашистам так и не удалось захватить, несмотря на превосходящие силы в технике и в личном составе. На этом история покрова святой Анастасии над Владикавказом не заканчивается.

В ноябре 1992 года во время нападения на пригородный район Северной Осетии ингушских экстремистов сторож храма Илии Пророка боялся оставаться внутри церкви потому, что каждую ночь, несмотря на запертые на все засовы двери, в храм входит загадочная старушка, становится на колени и подолгу молится. Экстремистская акция против Северной Осетии тогда также провалилась.

Посох блаженной Анастасии отец Грузинского Патриарха Илии Второго передал по наследию своему сыну, который также родился и вырос во Владикавказе.

Сейчас во Владикавказской и Аланской епархии заканчивается работа по подготовке к канонизации в лике святых блаженной старицы Анастасии, хотя в ее святости православные жители Владикавказа не сомневались еще при жизни юродивой.

Упокой, Господи, рабу Твою блаженную Анастасию, и ее святыми молитвами помилуй нас, грешных.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Игорь Рябко
Все статьи Протоиерей Игорь Рябко
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05