Иллюстратор сказок

0
584
Время на чтение 6 минут

Источник: Православная жизнь

Когда Гансу Христиану Андерсену хотели поставить памятник, где сказочника должны были окружать дети, он воспротивился и сказал, что пишет не для детей.

Между тем немногие сделали для детей столь же много, как Андерсен, ведь он звал и зовёт всех жителей планеты расти. Его сказки пробуждают душу человека.

Английская литература дала миру сказку и как авторский жанр, и как сюжетные вкрапления (даже у Шекспира они есть).

Кельтские легенды о Волшебной стране соединились с христианским осмыслением жизни – и  появился вначале фольклор, а потом и литература, где сказкой выступала сама жизнь, и  это было так по-христиански.

Чудесный мир Бога смогла выразить сказка,  говорящая о чуде и удивлении:  от нонсенсов и «Песен матушки гусыни», до «Сна в летнюю ночь» «Рождественской песни» и «Хроник Нарнии».

Сказка объяснила то, чего не мог увидеть никакой реалистический роман, а именно – неслыханную чудесность мира.

Но сказка для ребёнка (да и для взрослого) требует опредметить повествование, обрести в сознании образы того, о чём идёт речь. Эту работу каждый слушатель и читатель совершает в своей голове, но есть ещё такой добрый труд – быть иллюстратором сказок. И в этом труде, конечно, есть свои дилетанты, мастера, искусники, а есть – гении. Одним из таких редких гениев столь редкого труда был английский иллюстратор Артур Рэкхем.

Родился он 19 сентября 1867 года в Лондоне, а умер 6 сентября 1939 года, застав, таким образом, почти всю Викторианскую эпоху.

Говорят, что XX век начался в 1914 году. Наталья Трауберг добавляла, что в Англии он начался и вовсе в 1939-м. Получается, Рэкхем и не жил в XX  столетии,  хотя такой современный знаменитый иллюстратор, как Чарльз Весс (рисовавший картинки к «Звёздной пыли» Нила Геймана), называет его своим учителем.

И неудивительно, ведь Рэкхем повлиял на само понятие рисунка к сказке, и в мире многие и сейчас охотно пользуются его наследием.

Он проиллюстрировал практически всю классическую детскую литературу на английском языке («Ветер в ивах», «Алиса в Стране чудес», «Питер Пэн»), а также «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Брался он и за средневековый эпос «Песнь о Нибелунгах», чувствуя в древних строках многое от тональности сказки.

В ранних мультфильмах Уолта Диснея использовалась его стилистика. Находки Рєкхема обогатили художников-иллюстраторов.

Он неоднократно удостаивался золотых медалей на всемирных выставках, а в 1914 году даже выставлялся в Лувре.

В 1907 году издатель Уильям Хейнеманн заказал Рэкхему иллюстрации к «Алисе в Стране чудес» Льюиса Кэрролла. Художник создал 13 цветных и 16 черно-белых рисунков, в которых впервые отказался от «викторианского» образа Алисы, в пользу иной, новой, но столь же глубокой трактовки.

Художник видел, что новое время – вызов для педагогов, им нужно найти новые оттенки общения с детьми. Можно думать, что Рэкхем искал в своей манере тональность, равно трогающую и детей, и взрослых. Ведь сказки были для него способом сказать о мире христианскую правду, без морализаторства и дидактики, открыв те законы жизни, согласно которым Небо награждает добрых людей.

В этом понимании жанра Рэкхем не одинок. Сам Андерсен писал, что сказка – жанр взрослый, но дети могут ею понимать мир.

То же позднее скажет и Толкин, замечавший, что именно сказкой глубже всего могут видеть смысл не только дети, но и взрослые.

С его именем связывают «золотой век» английской книжной графики.

Можно думать, что загадка блеклых цветов на рисунках Артура Рэкхема в том, что он изображает Волшебную страну в пору её увядания.

Мы живем в мире, из которого всё уходит: дружба, добродетель, верность, светлое супружество, дар служения, поэтическая тонкость. И Рэкхем как бы говорит, что всё уходит потому, что первой стала уходить ненужная практичным взрослым сказка и способность видеть весь мир как чудо!

Артур Рэкхем и его работы –  это меланхолическая печаль о том, что настоящее уходит из мира. Оно по-прежнему есть в Волшебной стране, но люди не особенно интересуются им, хотя сказка всегда рядом и всегда готова наградить заслуживших награду.

Не будет преувеличением сказать, что сказка его рисунков есть метафора, проницающая мир и жизнь чудесности Господней.

Культуролог Ольга Данченкова отмечает: «Святой Дух всегда в необычном и нестандартном».
Рисунки Рэкхема – лучшее тому подтверждение.

 

Иллюстратор был крайне знаменит при жизни и очень любим. Его манере пытались подражать, им восхищались, у него учились. Он хотел помочь воспитанию детей, стараясь своими иллюстрациями пробуждать в них вкус к важному и волшебному.

Рэкхем говорил: «В годы, когда душа ребёнка особенно открыта новым впечатлениям и когда формируются критерии на всю жизнь, ему необходимо лишь самое лучшее (а оно не достаётся дёшево). Насаждение или хотя бы выбор искусства или литературы более низкого качества как пригодного для детей – непоправимая ошибка, за которую придётся дорого расплачиваться».

И у него же мы находим и такие, полные заботы о детях, слова: «Поэтические образы, фантастические и шуточные рисунки и книги для детей играют величайшую стимулирующую и образовательную роль в годы, когда детское воображение наиболее восприимчиво».

В 1939 году художник уже не мог вставать с постели, но продолжал свой труд. Не ради денег (он был уже знаменит и богат), но для общей радости.  Завершив свою последнюю работу – иллюстрации к сказке Кеннета Грэма «Ветер в ивах», Рэкхем умер через несколько недель после того, как создал последнюю иллюстрацию к этой бессмертной и высокой книге.

Артём Перлик

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. .

А у нас был Геннадий Калиновский. А вот Надя Рушева умерла очень рано...
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артем Перлик
Все статьи Артем Перлик
Последние комментарии
Так убьют Трампа или нет?
Новый комментарий от Калужанин
20.09.2024 23:40
Об инакомыслии и исповедничестве, сносе
Новый комментарий от Агафон
20.09.2024 21:19
Пора снять белые перчатки!..
Новый комментарий от Агафон
20.09.2024 18:31
Что содержала «папка Пригожина»?
Новый комментарий от Vladislav
20.09.2024 18:11
«Нам нужно "изобретать" новую модель русской семьи»
Новый комментарий от Vladislav
20.09.2024 18:01