С миром что-то не в порядке

О подлинном и неподлинном в бытии

0
612
Время на чтение 6 минут

Незадолго до смерти известного европейского философа Мартина Хайдеггера журналист одной газеты брал у него интервью. Хайдеггер сказал, что разрешает опубликовать это интервью только после своей кончины. В нём он говорил о том, что из-за тенденции к прогрессу люди всё больше будут отчуждаться от подлинного бытия и друг от друга. Со взрослением человечества все менее кто-то будет кому-то нужен. Огорчённый журналист спросил, есть ли у мира надежда. И неверующий Хайдеггер ответил, что у мира появилась бы надежда, если бы был Бог.

Мы знаем, что Бог есть, а значит есть и надежда. Но важен тот диагноз, который поставил миру философ - отчуждение от подлинного бытия.

Подобный диагноз миру ставят, можно сказать, все известные мировые религии: с миром что-то не в порядке. Мир болен, мир неподлинен, мир искажен и не является таким, каким должен быть. Как правило, таковым объявляется весь мир вообще - всё плохо, всё искажено.

Необычным образом этот момент объясняется в христианстве. Есть мир как мир вселенной, природы, и этот мир хорош, хотя из-за падения человека и находится в падшем состоянии, но это не означает, что он нравственно либо онтологически плох. И есть тот мир, который святой Исаак Сирин называет совокупностью ложных человеческих отношений. Вот тут-то и кроется неправда, неискренность и неподлинность.

В самой своей сути человек неподлинен, потому что отчуждён от источника подлинного бытия.

Однако, по слову Джона Толкина: «Он не совсем упал и извратился».

В человеке сохраняется образ небесный, но даже и до того, как человек причастится подлинного бытия, то есть Бога, этот образ Неба в какой-то мере открывается только тогда, когда мы живём подвигом.

Именно желание жить подвигом уходит из мира. А что такое подвиг? По верному слову святого Ионы Ханькоусского: «Подвиг - это забыв себя и свои трудности стать опорой для всех. Подвиг - это жизнь для других». Такое отношение нечасто встретишь в современном мире, где очень многие хотят жить удобно, не аскетично, то есть не хотят терпеть никаких неудобств ради совершенствования души и преображения себя. Если большинству людей сказать, что существует радость необладания, радость, что у тебя чего-то нет, то они просто посмеются над этим.

Страсть обладания, сребролюбия сейчас свойственна и детям, а не только взрослым нехристианам.

Я попросил мальчика на уроке нарисовать свою радость. Он изобразил мобильный телефон. Я захотел пробудить в нём что-то человеческое и попросил его запечатлеть на бумаге самую большую радость. Мальчик нарисовал колонку для мобильного телефона.

Одна праведная христианка собиралась ехать в Иерусалим и поделилась радостью с 18-летним сыном. А он ей отвечает: «А мне что с того, что ты поедешь туда? У меня от этого новые кроссовки не появятся!».

Радость необладания. Радость от ощущения, что ты причастен к сокровенному и подлинному бытию мира, причастен как тот, через кого бытие и настоящесть продолжают себя.

Что есть настоящесть? Она, по слову святого Григория Синаита, ощущение истины в самом себе. В определённых случаях это ощущение знакомо и неправославным, и даже неверующим. Когда? Когда они поступили по совести в тех обстоятельствах, когда легче всего было поступить по эгоизму.

И ещё тогда, когда мы, по крайней мере в некий определённый момент, оказались способны любить другого чистой любовью, любить без желания обладать и владеть, радоваться о другом только потому, что он есть, любить так, чтобы нам от другого ничего не было нужно. Тогда тоже приходит ощущение подлинного бытия для неправославного человека, но и для православного тоже.

Один греческий мудрец однажды зажёг фонарь, бегал по городу днём и кричал: Ищу человека! Многие, увидев его, думали: «Вот глупый, днём с фонарём, людей везде полно, а он человека ищет!» Но те, кто знали мудреца, понимали, что он неспроста так делает - есть какой-то глубокий смысл в его поступке. Он искал того, кто может называться подлинным человеком, того, кто не сводит свое бытие к социальной функции и не является некой машиной потребления удовольствий. Тот, кто хочет, полюбит по-настоящему, настолько, насколько он это в состоянии сделать.

И у неверующих людей может быть мужество сопротивления всеобщей потере смысла бытия, всеобщей культуре развлечений и удовольствий. Это высокое мужество, и такой подвиг оценит Бог. Представьте себе: человек не знает, в чём и Ком утверждение исполненной надежды, но он не хочет того образа жизни, который ему практически все люди и мощное общественное мнение предлагают как единственно верный. «Зачем нам звёзды? Их в карман не положишь, из них каши не сваришь». Но человек всё равно не желает принять такой образ существования как подлинный. Это мужество язычника-героя. А герой близок к тому, чтобы ему открылась и настоящесть, какова она на Небе, а не только в его сердце и на земле.

Есть такая легенда. На одно из королевств древней Ирландии напали враги и захватили всю страну, кроме одной крепости - Черной башни. Её гарнизон не сдался, а продолжал сопротивляться, хотя, казалось, это было бесполезно.

Уильям Йейтс написал об этом такие строки:

Про Черную башню знаю одно:
Пускай супостаты со всех сторон,
И съеден припас, и скисло вино,
Но клятву дал гарнизон.
Напрасно чужие ждут,
Знамена их не пройдут.

Стоя в могилах спят мертвецы,
Но бури от моря катится рев.
Они содрогаются в гуле ветров,
Старые кости в трещинах гор.

Пришельцы хотят запугать солдат,
Купить, хорошую мзду суля:
Какого, мол, дурня они стоят
За свергнутого короля,
Который умер давно?
Так не все ли равно? [...]

Но мы не оставим пост.

Важно и то, что открытие подлинности приходит не сразу по той причине, что человек должен сам стать как можно подлиннее, чтобы причаститься подлинности Неба. Подобное познаётся подобным. И то, что человек в начале пути ещё не достиг конца пути, не должно быть поводом к огорчению, но к труду. Как говорится, хороший конец не может наступить в середине истории.

Антоний Сурожский во время мировой войны служил в госпитале французской армии. Однажды он нёс лекарство в госпиталь и очень сильно устал в дороге. Дорога была грязной, лужи, вода, и он решил: лягу прямо здесь в грязь и засну. А потом вспомнил: Господь не лёг на дорогу, когда нёс Крест, и я не лягу здесь ради Него. Антоний принёс лекарство в госпиталь и там отдохнул. От того места, где он хотел лечь, до госпиталя было ровно100 метров.

Путь к подлинной настоящести - это путь, открытый Христом.

Вот история, произошедшая в храме Рождества Христова в одном из украинских храмов, свидетелем которой был автор этих строк.
У одного мальчика умерли родители, его взяла на воспитание бабушка, но он от неё ушёл и стал бродяжничать по городу. Однажды мальчуган зашел в храм попросить еды. Сторожа уговорили его помолиться, что он и сделал. На следующий день мальчик пришёл опять и рассказал, что ему ночью во сне явилась мама и попросила о двух вещах: каждое воскресенье бывать в храме на службе и ходить в школу (что предполагало возвращение к бабушке).

Из рая ведь нашу жизнь видно лучше - мама просила его о важнейшем.

Своих сил не хватит для того, чтобы стать настоящими людьми в небесном смысле, но своих сил достаточно для того, чтобы ничего не предпочитать Небу и небесным отношениям, чтобы не только желать быть любимыми по-настоящему, но и любить по-настоящему. Для этого нужны молитва, исповедь, причастие и вообще весь строй христианской жизни.

Человек не может просто сказать «Я верю» и ничего не делать. Православная вера - великая радость, но и великий труд. Труд этот радостный, но труд.

Церковь - это Бог, Богородица, святые, православные на Небе и на земле. И мы учимся быть православными, для этого и ходим в храмы.

В Церкви все родные, кто врос в тайну церковного всеединства. Это труд - учиться любить по-настоящему.

Однажды подросток пришёл к батюшке Паисию Афонскому. Мальчик верил в Бога, но постоянно совершал один грех и не мог исправиться. Он понимал, что поступает плохо, но не делать так не мог и от этого был в отчаянии. И батюшка Паисий сказал:

- Сделай то, что можешь сделать. Можешь ходить в храм на воскресную службу и молиться?
- Могу.
- Можешь поститься?
- Да.
- Можешь по своей силе кому-нибудь помогать?
- Да.
- А молиться утром и перед сном?
- Конечно.
- Ну, вот делай это - и Бог избавит тебя от страсти.

Тот ушёл в радости, и Творец помог ему. И Он поможет любому, кто желает этой подлинности, даже и в земном смысле. А в небесном смысле ищущим её Бог подаст ощущение Себя Самого. Тогда мы почувствуем, что до конца всегда были и будем нужны. Свет наполнит нашу жизнь - и нам станет ясно, что мы любимы Им вплоть до Креста и Воскресения.

Артем Перлик

Православная жизнь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артем Перлик
Все статьи Артем Перлик
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 06:25
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44