Неприятное положение

0
473
Время на чтение 6 минут

Источник: RT

Что самое неприятное в этой и без того не блещущей позитивом и некомфортной со всех точек зрения ситуации, так это то, что она оказалась едва ли не полной неожиданностью для окружающих. Напомним, Европейский суд 10 сентября текущего года внезапно удовлетворил довольно рутинный и даже несколько безнадёжный иск Польши и тем самым отменил решение Еврокомиссии, которое позволяло российскому «Газпрому» на полную мощность использовать одно из продолжений «Северного потока - 1», а именно газопровод OPAL.

То есть принял решение очевидно политического характера, направленное по факту одновременно против Москвы, Берлина (тут, правда, с оговорками) и Брюсселя и в пользу Киева и Варшавы. Где уже бросают в воздух имеющиеся в наличии чепчики и бьют то ли пустую посуду, то ли даже в колокола: чем у них там сопровождается очередная «перемога», с нашего берега без стакана, увы, иной раз как-то толком и не разберёшь. Проблемы масштаба, извините.

Но тем не менее событие действительно имело место быть. Событие достаточно неприятное. И с ним, с этим событием, вне всякого сомнения, нужно будет что-то решать.

О чём, собственно, речь.

OPAL, одно из сухопутных продолжений «Северного потока - 1», тянется от немецкого города Грайфсвальд, соединяя российский трубопровод со всей газотранспортной системой Центральной и Западной Европы. По подсчётам экспертов, решение Европейского суда в самом худшем для «Газпрома» случае может лишить «Северный поток - 1» примерно 10-12 млрд кубометров в год экспорта в Европу. Что как для «Северного потока - 1», так и тем более для самого «Газпрома» довольно неприятно, но далеко не смертельно, разумеется. Так, в частности, для «Северного потока» это означает снижение загрузки примерно до 80%, что с точки зрения технической нагрузки вполне нормально.

Сейчас, напомним, газопровод загружен выше проектных мощностей.

Что касается самого «Газпрома», то для него оно может вообще остаться незамеченным: просто напомним об идущем прямо сейчас строительстве дублёра газопровода OPAL под названием EUGAL, который вообще-то предназначен для «Северного потока - 2». Но на него также можно будет загружать часть объёмов, пока не выйдет на проектную мощность и не заработает в полную силу многострадальный Nord Stream 2. А к тому времени, когда Nord Stream 2 выйдет на запланированные объёмы, нынешнее решение Европейского суда будет, вне всякого сомнения, что называется, снесено: Еврокомиссия (заметим, не Российская Федерация) уже заявила, что «с высокой степенью вероятности» (читай: наверняка) будет подавать апелляцию. Более того, по большому счёту главному бенефициару, Германии, для отмены этого решения достаточно провести формальную «экспертизу о влиянии эксплуатации трубопровода на энергетические интересы других государств - членов ЕС», на отсутствие которой и ссылался Европейский суд при принятии данного весьма, надо сказать, одновременно забавного и скандального решения.

Не факт, что Германии, кстати, так уж захочется с этим морозиться (собственно, для самого североевропейского - читай: германского - промышленного кластера газа будет и так достаточно при самых неприятных раскладах), это скорее проблемы центральноевропейских партнёров. Но есть ещё интересы германских энергетических гигантов, завязанных в проекте, и там есть чем на германские власти, если потребуется, надавить. Причём Российская Федерация в этом давлении даже и участвовать не будет, справятся и без неё.

Впрочем, об этом чуть ниже.

Пока просто сухо констатируем как доказанный тот тезис, с которого начинали данный материал: технически для «Газпрома» данная ситуация весьма неприятная, но вполне решаемая.

Неприятно тут другое: Европа в данной ситуации оказывается весьма слабым и непредсказуемым партнёром как раз из-за своей структурной неопределённости и частичного отсутствия суверенитета. Ибо никто лично меня не убедит, что это решение в пользу Польши (которая сама этого, похоже, уже не ожидала) не принималось и не подгадывалось специально под открывающийся на следующей неделе решающий раунд переговоров по транзиту в привычном треугольнике ЕС - Россия - Украина. И нет никакого сомнения, кому именно выгодно эти и без того явно ожидающиеся не самыми простыми переговоры если не сорвать, то как минимум максимально возможно осложнить.

Ещё раз.

Комбинация внешне проста и, казалось бы, безукоризненна.

Европейский суд принимает пусть и заведомо уязвимое, но обязательное к исполнению решение. Которое, хотя и будет, скорее всего, в течение ближайшего года, выражаясь юридическим сленгом, снесено, но именно сейчас, в самый решающий момент завершения строительства Nord Stream 2 и переговоров по истекающему транзитному договору с Украиной, - прямо как та самая ложка к обеду. Что при этом самое изящное - европейские потребители пострадать, вроде бы, не должны.

Что касается текущего момента, то «Газпром» уже забронировал дополнительную мощность OPAL на годовом аукционе и спокойно сможет ею пользоваться до 1 января 2020 года, это даже не обсуждается. А к этому моменту, по идее, уже должны быть готовы мощности EUGAL.

На полную мощность Nord Stream 2, даже в том случае, если разборки с Данией ничего не сдвинут по срокам, выйдет далеко не сразу. А тем временем с нынешним, мягко говоря, спорным судебным решением что-то, уж извините за тавтологию, но решат.

Зато какой аргумент для Украины, чтоб она «решительно стояла на своём»!

А дальше - всё ещё проще и изящней.

Пойдёт Россия на уступки - ну значит, жила-была девочка, сама, дура, и виновата. Не пойдёт, а Украина, чувствующая поддержку, тоже упрётся - значит, не будет транзитного договора, местную ГТС быстренько растащат на металлолом, а высвобождающиеся рынки спокойно подберёт Германия, для успокоения своих американских партнёров вполне готовая мешать русский трубопроводный газ с американским (и не только американским: Катар и Ямал ничуть не хуже) сжиженным газом.

Красота!

Причём, если говорить совсем цинично, Российскую Федерацию данный расклад тоже если и не до конца устраивает, то является для неё вполне допустимым. Неслучайно Путин на ВЭФ педалировал вопрос строительства в Китай именно «Силы Сибири - 2», в девичестве газопровода «Алтай», ресурсной базой которого являются именно месторождения Ямала.

А ещё на том же ВЭФ Леонид Михельсон докладывал об «окончательном решении» по инвестированию в «Арктик СПГ-2», ресурсной базой для которого также остаётся жизненно важный и для европейских потоков Ямал, «сравнительно небольшой суммы» в размере $21 млрд за пару-тройку ближайших лет.

И это, помимо очевидных успехов на восточном направлении, выглядит ещё и как такой неплохой привет направлению западному: гарантированный объём, ребят, мы вам, конечно, поставим.

Раз уж договорились. Но жизненно важного интереса к расширению трубопроводов именно в сторону традиционных европейских рынков у нас в новых обстоятельствах уже, в принципе, нет.

И вот эта переговорная позиция, не считая ещё южного, «эрдогановского» газотранспортного коридора, - это такой торговый аргумент, который никакой ерундой типа решения Европейского суда по газопроводу OPAL и в прыжке, извините, не перешибёшь.

Тут много хуже, повторимся, другое.

Если Европа так легко приспосабливает под сиюминутные политические задачи даже такие традиционные, авторитетные, консервативные институты, как Европейский суд, то это означает только одно: она становится совсем уж труднодоговороспособной. И не по злобе, что называется, а благодаря институциональной рыхлости, которой так легко, как выясняется, манипулировать в интересах третьих стран.

И вот это как раз уже по-настоящему тревожный сигнал, ибо вызывает вопрос: а остаются ли вообще в Европе хоть какие-то вменяемые переговорщики, с которыми можно хоть о чём-то договариваться? Если даже решение Европейской комиссии, очевидно выгодное прежде всего именно для европейских рынков, так легко сносится путём нехитрых политических и/или специальных манипуляций, то как с ними вообще о чём-то долгосрочном можно принципиально говорить?

Ибо договариваться-то можно с кем угодно (не верите - изучайте Черчилля), но этот «кто угодно» должен иметь возможность и желание исполнять подписанный договор и/или неписанные договорённости хотя бы в своих собственных интересах, что иногда даже важнее официально оформленных документов.

Имеет ли такие возможности современная Европа и до какой степени, теперь стало ещё большим вопросом.

И вот именно с этим совершенно точно нужно что-то решать: в конце концов, это наш важнейший торговый партнёр и за него надо бороться, а не размахивать шашкой с криком: «Так не достанься же ты никому!»

Ну а на чисто тактическом уровне «Газпром» от этого как бы судебного решения, безусловно, не будет пребывать в щенячьем восторге. Но совершенно точно не расплачется и неприятность эту даже при самом худшем раскладе достаточно спокойно переживёт.

Источник: RT

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Лекух
Место в четвёрке мировых экономик нам принадлежит по праву
Внешние препоны не должны повлиять на выполнение поручений президента
03.04.2024
Все статьи Дмитрий Лекух
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45