Здесь у нас в скиту - рай земной...

0
671
Время на чтение 8 минут

7 июля - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, престольный праздник Оптиной пустыни

Образ святого Иоанна Предтечи на вахтенной башне при входе в скит Оптиной Пустыни

Дни памяти славного и честного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, которые отмечаются несколько раз в году, в Оптиной пустыни являются особыми, престольными праздниками удаленного в монастырские леса Иоанно-Предтеченского скита.

Предтеченский храм в скиту Оптиной Пустыни

Главный храм скита, где богослужения совершаются по особому скитскому уставу, построен в 1822 году. Этот деревянный храм срублен из того самого леса, который рос на месте скита. Он освящён в честь праздника Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Паломники допускаются на эти богослужения - «открытые» литургии - только четыре раза в году. Такие дни есть в течение каждого времени года, они приурочены к большим праздникам. Зимой это 20 января - Собор Иоанна Предтечи, весной - понедельник Светлой Седмицы, летом - 7 июля, праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; и, наконец, осенью - 11 сентября, день Усекновения главы Иоанна Предтечи.

«Скит наш есть своего рода станция от земли к небу», - такое ёмкое определение дал известный художник Д.М. Болотов (1837-1907), ставший впоследствии иеромонахом Даниилом, который подвизался в Иоанно-Предтеченском скиту.

* * *

Отец Павел Флоренский называл Оптину Пустынь, которая в начале XIX века стараниями митрополита Московского Платона (Левшина), а затем епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова) превратилась в крепнущий общежительный монастырь, «духовной санаторией многих израненных душ».

Начало пустынножительству здесь положил схимонах Иоанникий, живший в начале XIX века в глубине монастырского леса на малой пасеке.

Спустя шесть лет после его кончины сюда по благословению преосвященного Филарета переселились отшельники Рославльских лесов, среди которых были старцы Моисей и Антоний. Им и было поручено устройство скита - в 170 саженях от обители..

«1821 г., июня 17-го. Строить скит да благословит Бог благодатию Своею, да поможет совершить», - начертал на плане скита владыка Филарет.

Отцу Моисею с братией предстоял тяжёлый труд: надо было расчистить от вековых сосен огромную площадь для постройки скита. Оба брата - отец Моисей и отец Антоний - вместе с наёмными рабочими валили сосны и корчевали пни.

Посвящение церкви святому, почитаемому как первый пустынножитель, дало название и скиту. Игумен Даниил напутствовал монахов:

«Да будет на сем месте благословение пустыни Иордановой и всех там безмолвствовавших!»[1]

Под престол храма была положена частица мощей св. Иоанна Предтечи. 5 февраля 1822 года церковь была освящена игуменом Даниилом.

Постепенно вокруг Предтеченского храма возникали домики братских келлий. Были посажены плодовые деревья, кедровые орехи, которые превратились в стройные деревья и дали плоды через 25 лет.

Целью жизни в скиту считалось «при единодушном жительстве глубочайшее безмолвие, необходимое к очищению внутреннего человека, соединенное притом с внимательным рассматриванием самого себя и постоянной молитвой, которая созидает сердечный мир и возводит дух человеческий, по благодати Божией, выше видимого мира»[2].

В 1825 году владыка Филарет, принимая Киевскую епархию и покидая Калужскую, назначил отца Моисея настоятелем Оптиной пустыни. После отца Моисея скитоначальником стал его младший брат отец Антоний.

* * *

Именно здесь, в скиту, и зародилось старчество(«институт» на православной Руси к тому времени изрядно забытый), сделав это благодатное место «духовным сердцем» Оптиной.

С.С. Безобразов (впоследствии епископ Катанский Кассиан) писал, что «Оптина пустынь и в ней как средоточие её жизни и её работы Предтеченский скит заняли важное место в истории русской общественности и русской духовной культуры»[3].

Но преподобный Моисей был перегружен сложными настоятельскими обязанностями, а преподобный Антоний был слаб здоровьем, чтобы взять на себя ведение старчества.

Основателем старчества в Оптиной стал приглашённый преподобным Моисеем иеросхимонах Лев (Наголкин), как и он сам опытный в духовно-аскетической жизни, обладающий даром рассуждения, твёрдый и смелый, который мог бы преодолеть все препятствия на пути к его утверждению.

Старца Льва и его ученика отца Макария (Иванова) вдохновляло, как и преподобного Моисея, наследие преподобного Паисия Величковского - молдавского старца, возродителя духовного делания в монашестве.

В годы настоятельства преподобного Моисея монахами Оптиной вместе с группой единомышленников-мирян были впервые изданы на русском языке сделанные отцом Паисием переводы с греческого великих аскетов древности: Исаака Сирина, Макария Великого, Иоанна Лествичника.

Временем полного утверждения старчества, которое укрепилось благодаря деятельности преподобного Макария, можно считать начало 1840-х годов. А своего расцвета старчество достигло при преподобном Амвросии (Гренкове), за советом и утешением к которому стекались люди разных сословий и возраста со всей России.

Именно поэтому до революции не иссякал поток паломников, стремящихся получить совет и утешение от благодатных оптинских старцев, и именно поэтому Оптина пустынь приобрела свою известность по всей Святой Руси.

Да и за пределами Отечества. Многие иностранцы, посещавшие Оптину, её скит, под влиянием отца Амвросия и других оптинских старцев принимали Православие прямо в обители.

Именно отец Амвросий стал прообразом знаменитого старца Зосимы в «Братьях Карамазовых» Ф.М. Достоевского. После смерти трёхлетнего сына он отправился в Оптину.

«Это кающийся», - так впоследствии отозвался о Федоре Михайловиче старец, с которым несколько раз удалось побеседовать писателю.

* * *

Другой великий старец - схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), знаменитый подвижник России начала XX века, бывший в те годы начальником скита.

Обратившись к одному из стихотворений старца, можно представить себе внешний и внутренний, духовный облик, обители и скита в период расцвета Оптиной:

...Наследие веков тенистый бор
По сторонам её раскинулся дремучий:
В нём тишина, безмолвию простор,
Свобода полная для чувств святых и дум:
Лишь слышен там порой деревьев шум,
Когда вершины их колеблет ветр летучий.
Ясней здесь небеса и чище их лазурь...
Мирской ярем нося и скорбный совершая
Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,
Сподобился я видеть отблеск рая.

Шесть раз побывал в Оптиной Лев Толстой. В последний раз он приехал в обитель в 1910 г., незадолго до смерти, будучи уже отлученным от Церкви. Лев Николаевич намеревался побеседовать со старцами, но так и не решился войти в Предтеченский скит.

На смертном одре Лев Николаевич попросил отправить в Оптину телеграмму с просьбой прислать к нему оптинского старца.

К писателю приехал преподобный Варсонофий. Но близкие Толстого, включая его секретаря Черткова, не допустили старца к умирающему.

Преподобный Варсонофий сильно страдал от того, что не смог в последний момент принять покаяние, примирив с Церковью великого писателя.

«Ты умел только любить, только творить добро...», - так говорил после кончины старца духовный сын преподобного Амвросия, а затем духовный сын преподобного Варсонофия, митрополит Трифон (Туркестанов).

* * *

После революции монахи Оптиной и скита были сосланы или расстреляны. Последний скитоначальник преподобный Нектарий был арестован в 1923 году. После выхода из тюрьмы жил в Брянской губернии - сначала в селе Плохине (ныне Ульяново Калужской области), затем в селе Холмищи (ныне Калужской области), где умер в 1928 году.

Скит превратили в детский санаторий. Он всегда был полон детворы с молодыми мамами и все хворые на удивление быстро в нём поправлялись.

За годы советской власти храмы и колокольня Предтеченского скита лишились глав, некоторые святыни утрачены. Ограда скита была сломана. Многие деревья в роще, разделявшей обитель и скит, срублены.

Однако, по словам Владимира Солоухина, «скит и всё в скиту уцелело в большей целости и сохранности, нежели в основном монастыре. Полкилометра расстояния от Оптиной, меньшая капитальность и крепость скита, в особенности наружной стены (но и других построек тоже), косвенно помогли ему уцелеть, и разрушительная волна прокатилась как бы над ним»[4].

В 1967 году благодаря усилиям директора Козельского краеведческого музея В.Н. Сорокина в Предтеченском скиту открылся литературный отдел музея. Экспозиция была посвящена Л.Н. Толстому, братьям Киреевским, Гоголю, Достоевскому.

В скиту сохранились домики, где останавливались Гоголь и Достоевский.

1 февраля 1990 года Оптиной пустыне была передана бoльшая часть Иоанно-Предтеченского скита (другая часть оставалась у литературного отдела Козельского музея до 2005). 18 марта 1990 года освящён храм св. Иоанна Предтечи.

Скит в настоящее время закрыт для посещения паломниками и женщинами. Исключение составляет келья преподобного Амвросия в «хибарке». Она стала мемориальной и открыта для посетителей.

Ныне круг богослужений в скиту, как и в прежние времена, начинается с Полунощницы, которая совершается в два часа ночи, затем - утреня и первый час, продолжительность этой службы около трех часов.

Старец Варсонофий придавал особое значение ночной молитве. Преподобному Никону он говорил, что «у нас на утрене держится вся скитская жизнь».

«Здесь у нас в скиту - рай земной, - писал о жизни братии преподобный Никон Оптинский. - У нас на вратах, на стороне, обращенной к скиту, к церкви, написано: Коль возлюблена селения Твоя, Господи (Пс. 82, 2), - и воистину так».

Да, воистину так!


[1] Летопись скита. 2008. Т. 1. С. 16.

[2] Леонид (Кавелин). 1862. С. 85.

[3] ОПИ ГИМ. Ф. 521. Оп. 1. Ед. хр. 35. Л. 10-10 об.

[4] Солоухин В. А. Время собирать камни // Собр. соч. М., 1984. Т. 3. С. 474.

Подготовил Николай Головкин

Оптина пустынь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Николай Головкин
Все статьи Николай Головкин
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от Могилев на Днепре
02.05.2024 13:20
«Глубинное немецкое государство» «мочит» конкурента
Новый комментарий от Советский недобиток
01.05.2024 09:05
Плач на церковном пепелище
Новый комментарий от ross-Kazan
01.05.2024 08:40
Терновый мой венец
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 19:00
Русофобия встраивается в новый перспективный контекст
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:27
Вредительство: новые регионы заселяют мигрантами
Новый комментарий от светлый
30.04.2024 18:17