Как научиться правильно верить на примере житий Пресвятой Богородицы, святых Давида, Иосифа и Иакова?

0
429
Время на чтение 7 минут

Один из египетских преподобных когда-то сказал о том, что мы часто ошибочно думаем, что оправдываемся делами добрыми или осуждаемся злыми. Т. е. за некие заслуги Господь вводит человека в рай, а за некие проступки низвергает в ад.

Фредерик Лейтон. Царь Давид. 1868

Это не совсем так, резюмирует преподобный. Бог смотрит на главное: верил ли человек в Него либо отвергал Его. Вот главный критерий в очах Всевышнего.

Но это не декларативный постулат-утверждение типа: «Я верую - значит спасен». Подобный манифест приводит к узости мышления, к духовной лени и расслабленности, к потере бдительности и отвержению работы над собой. Он часто становится питательной средой для гордыни и различных духовных заболеваний.

Не о такой вере мы говорим...

Мы говорим о вере святых пророка и царя Давида, праведного Иосифа Обручника, апостола Иакова, брата Господнего, память которых празднуем вместе с Собором Пресвятой Богородицы на второй день Рождества Христова - 8 января по новому стилю.

Что же это за вера? «Осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом», - отвечает нам святой первоверховный апостол Павел (Евр. 11:1). Что значит «осуществление ожидаемого»? Мы верим Священным Писанию и Преданию, верим в догматы и каноны Православной Церкви. Верим в то, что одни библейские события уже исполнились, другие должны исполниться не без нашего участия. И это «осуществление ожидаемого» является фундаментом нашей жизни, строя нашей жизни. Оно питает нашу жизнь, как вода питает корни и все существо растения. Животворная влага. Что же такое «уверенность в невидимом»? Мы верим, что только по своей греховности и дебелости (как говорят святые отцы) не видим духовного мира, который в энное количество раз больше и пространнее мира материального. Из него-то и начинается все материальное. Подобно тому, как Церковь земная начинается из Церкви небесной. Подобно тому, как до существования создания мира было Слово, Которым мир сотворен. Почему в Православной Церкви такой огромный акцент делается на молитве? И почему столько, например, частных треб на различные аспекты личной жизни человека существует? Потому что в православии ВСЕ начинается с молитвы. Она дверь между мирами - видимым и невидимым. Она невидимо призывает благодать Святого Духа, которая видимо действует и животворит весь мир. И еще одно...

Мы верим, что когда-то невидимое снова станет для нас видимым и всеобъемлющим. Это пока сквозь тусклое стекло и гадательно, но вскоре - лицом к лицу мы будем видеть Ожидаемого, в Которого веруем, или Неожидаемого, в Которого не веруем, Бога. Все Его увидят, не будет такого человека на земле, который не увидит.

Святой апостол Иаков, память которого мы ныне празднуем, писал: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Значит ли это, что мы оправдываемся добрыми делами или осуждаемся злыми? Значит ли это, что здесь действует сухой арифметический юридизм? Но как же тогда слова святого Божественного Павла: «Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом.

Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность.

Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.

А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел:

«Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты.

Блажен человек, которому Господь не вменит греха.

Блаженство сие относится к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность.

Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания.

И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только принявших обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую имел он в необрезании.

Ибо не законом даровано Аврааму, или семени его, обетование - быть наследником мира, но праведностью веры» (Рим. 4:1-13).

Как же тогда сочетаются эти, на первый взгляд, два диаметрально противоположных отрывка из Священного Писания - апостола Иакова и апостола Павла?

Они не противоречат, но дополняют друг друга. Мало того, вера и дела (в том смысле, в котором их подразумевает Священное Писание, а именно созидание в себе христианских добродетелей на основе заповедей Божиих) практически одно и то же. Вернее сказать, добрые дела проистекают от веры. Они ее детища, ее сотворения. Они органически с нею связаны. Потому что тот, кто верит, тот любит, а тот, кто любит, стремится угодить Любимому, соединиться с Ним. Любимый становится словно бы центром его внутренней вселенной, смыслом его бытия. Человек верой своей впустил в себя Бога. Он устроил сам из себя храм в душе. И Святой Дух пришел и поселился в нем. И творит его руками (фигурально, но в то же время и буквально) добрые дела созидания в микрокосме духа человеческого и в макрокосме мира. И тогда уже истинно в самом человеке сбываются слова главной молитвы христианства «Да будет воля Твоя, а не моя».

Вспомним слова Господа: «...если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: ‟перейди отсюда тудаˮ, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас...» (Мф. 17:20). Вспомним исцеление кровоточивой женщины. Толпы народа теснились и прикасались к Нему. Но только одна прикоснулась с верой, и Он почувствовал, как сила излилась из Него в эту бедную женщину и исцелила ее. А Ирод, к которому отослал Спасителя Понтий Пилат, был удостоен страшного молчания. Почему? Не верил Христу! Не верил Богу! Воспринимал Его как фокусника. И ждал от Него зрелища. Вот в чем дело. Почти перед всеми исцелениями Господь спрашивал у человека: «Веруешь ли Ты, что могу это сделать?» И если слышал «Верую», то исцелял.

Почему ученики не могли исцелить бесноватого отрока? Во-первых, потому что еще не осознали в полной мере, что Учитель их - Бог. Но и, с другой стороны, потому, что отец отрока не верил. Тогда Спаситель спросил у родителя: «Веришь ли, что Я могу это сделать?» И отец возопил: «Помоги моему неверию!» Мальчик был исцелен.

Воистину «по вере вашей да будет вам» (Мф. 9:29).

Исходя из всего вышесказанного, мы не можем воспринимать веру как декларацию или манифест, как идею. Часто за ними оправдание собственной лени и прикрытие грехов.

Вера - это работа. Вера - это тяжкий труд. Вера - это изменение себя. И в том великие примеры тех святых, чьи памяти мы празднуем во второй день Рождества Христова. Они Его родственники и соратники.

В первую очередь это Дева Мария. Богоизбранная Отроковица безоговорочно поверила в тот непростой удивительнейший факт, что Она понесет от Святого Духа, родит Бога и останется Девой. Интеллектуал Симеон - великий переводчик Ветхого Завета - не поверил! Первый в Израиле священник Захария не поверил, что пожилая женщина забеременеет и родит сына. А Она безоговорочно поверила. Сразу и навсегда. «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Вспомним святого пророка и царя Давида. Какие великие скорби почти всю жизнь преследовали его! Но он не отчаивался, но полностью вверял себя в руки Божии, зная, что Господь спасет его.

Или праведный Иосиф Обручник. Представим его скорбь и искушения, которые даже отображены в иконографии Рождества Христова. Сидит Иосиф в тяжелом мучительном раздумье, а над ним стоит диавол в виде старичка в некрасивой одежде. О чем дума Иосифа? Взял Деву, оказалась беременной. Что делать? Как быть? Но святой Иосиф безоговорочно поверил Ангелу, что Мария беременна Богомладенцем. И принял на себя до последнего своего вздоха защиту Христа и Ее.

Святой апостол Иаков, брат Господень. После смерти Иосифа сыновья его отказывали Господу в наследстве. Только один Иаков разделил с Богом часть своего наследства. Почему? Он знал, Кто перед ним. Он верил Ему.

Закончить же наши размышления хочется прекрасными и святыми словами святого первоверховного апостола Павла: «И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства» (Евр. 11:32-40).

Какие величественные и радостные для нас слова! Святые нас ждут! Каждому из нас также уготовано место в Царствии Небесном. Почему? Потому что в Рождестве Христовом каждый из нас «уже не раб, но сын» (Гал. 4:7).

Нужно только поверить в Бога...

Христос рождается - славите!

Христос с небес - срящите!

Иерей Андрей Чиженко

Источник: Православная жизнь

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Андрей Чиженко
Все статьи Священник Андрей Чиженко
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06