«Мы с успехом стали своими в соцмедиа»

Новости Москвы 
0
356
Время на чтение 16 минут

Завершился VIII Международный фестиваль православных СМИ «Вера и слово», организатором которого с 2010 года является Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Участниками этого масштабного форума, насыщенного интересными встречами, дискуссиями, мастер-классами, посещением ведущих медиа-площадок, стали 500 делегатов почти из всех регионов России и некоторых стран ближнего зарубежья. Среди них были и монашествующие, несущие послушание в информационной сфере - епархиальной пресс-службе, издательствах, ответственные за связи со СМИ, ведущие передач на местных телеканалах и так далее. С некоторыми, несмотря на плотный график, удалось поговорить и узнать, что для них является особенно значимым в данном мероприятии.

Обмен опытом напрямую: а как у вас это делается?

Пожалуй, стоит оговориться, что ответы были довольно пространными, они охватывали разные аспекты форума, но поскольку собеседников оказалось много, мы приведем лишь небольшие фрагменты бесед. Епископ Городищенский Феоктист, викарий Волгоградской епархии, чья хиротония совершилась чуть менее полугода назад, сообщил, что сразу же, наряду с другими ответственными поручениями, он получил от правящего архиерея и благословение курировать епархиальную прессу. «Сейчас мы осваиваем новые платформы, - продолжил Владыка. - В частности, Инстаграм. В епархии Инстаграм под моим началом стал развиваться, хотя подписчиков пока лишь около тысячи человек. Но я надеюсь, что число их будет расти: ведь столько всего интересного, что можно показывать с точки зрения христианской жизни, есть в Волгограде и области! Поэтому в программе фестиваля меня особенно заинтересовал мастер-класс Алексея Соколова "Тексты в эпоху Instagram: кто их читает и как их писать"». Еще, по словам епископа Феоктиста, он с удовольствием слушал выступление пресс-секретаря Пятигорской и Черкесской епархии протоиерея Михаила Самохина, прозвучавшее во время панельной дискуссии «Миссия в социальных медиа». Отец Михаил рассказал участникам фестиваля о работе над сайтом «Благословенный Кавказ» и поделился успешным опытом деятельности в соцсетях. «Было интересно узнать про соотношение харизмы архиерея и его присутствия в социальных сетях. Я очень люблю проповеди архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта на YouTube. И то, что в епархии разработали логотип под Инстаграм-канал, мне кажется правильным. Словом, много почерпнул для себя», - подытожил епископ Феоктист. (Попутно замечу, что живую реакцию зала вызвало сообщение делегата из Пятигорска о переводе проповедей владыки Феофилакта на английский язык православными добровольцами в Индии).

Руководитель информационно-аналитического отдела Южно-Сахалинской епархии монахиня Илариона (Фунтова) на фестивале «Вера и слово» не впервые: была здесь в 2012 году (любопытный факт: это произошло через непродолжительное время после того, как лейтенант полиции Юлия Фунтова приняла монашеский постриг с именем Иларионы - в честь священномученика Илариона (Троицкого)). И вот, приехав на форум во второй раз, мать Илариона, по ее признанию, увидела прогресс. «Прежде всего в том, что значительно увеличилось число площадок, на которых проводятся дискуссии, круглые столы, мастер-классы, - сказала она и добавила: «Конечно, чрезвычайно полезно общение со специалистами в той или иной сфере. И все-таки для меня, да и, думаю, для других, самое важное - это встречи с коллегами, которые работают в разных уголках нашей страны и за рубежом. Важен обмен опытом напрямую с вопросами: "А как вы это делаете? У нас пока не получается. Вы как это решаете? "» При том, что у матери Иларионы есть большой интерес к мастер-классам и круглым столам, посвященным присутствию людей Церкви в соцсетях, она, по ее собственным словам, познакомившись с программой фестиваля, сразу же выделила для себя семинар «Неоязычество в России: генезис и развитие феномена в конце XX - начале XXI веков». Как при этих словах было не вспомнить трагедию, случившуюся на Сахалине в начале 2014 года, когда неоязычник ворвался в Воскресенский кафедральный собор Южно-Сахалинска и стал стрелять по людям, ранив шестерых и убив двоих - монахиню Людмилу (Пряшникову) и прихожанина! «Мы в епархии досконально изучаем тему живучего феномена неоязычества, но хочется послушать, что скажут о нем эксперты на семинаре», - заключила монахиня.

Другой участник фестиваля - иеромонах Антоний (Малинский), который возглавляет Отдел по взаимоотношениям с обществом и СМИ Армавирской епархии (Кубанская митрополия), признался, что его давно интересует тема православной журналистики. Получив одобрение от епархиального Совета, отец Антоний в 2014 году вступил в Союз журналистов России. «Наверное, любой журналист хочет найти какую-то сенсацию. Однако для нас сенсация произошла две тысячи лет назад. Это смерть и Воскресение Христово, - сказал батюшка. - И нам сегодня стоит искать в первую очередь форму реализации церковной темы. Я от нее не отхожу, потому что мне вне этой темы сказать нечего. Может, кому-то покажется, что это очень узкое мышление, но, с другой стороны, сегодня Церковь призвана свидетельствовать о том необъятном мире, который не способна охватить даже армия журналистов». Этот наш разговор происходил накануне встречи участников фестиваля «Вера и слово» со Святейшим Патриархом Кириллом. Думается, представителю Армавирской епархии иеромонаху Антонию радостно было услышать на следующий день в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя, насколько его мысли созвучны с тем, что думает по этому поводу Предстоятель Русской Православной Церкви, назвавший современное медийное пространство в первую очередь пространством для свидетельства. «Если мы не свидетельствуем о христианской истине, то нам в это пространство и заходить не надо», - твердо сказал Патриарх Кирилл. И снова повторил высказанное им ранее: свидетельствовать о Христе, о Церкви, о спасении в современных массмедиа нужно не в стиле церковной проповеди, а присущими современной журналистике словами, мыслями, философскими категориями и, конечно, искусством речи.

Контакты рабочие и человеческие

В одном из своих интервью председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда сделал акцент на том, что в мероприятиях подобного рода важен сам факт встречи людей, между которыми завязываются контакты, продолжаются рабочие и человеческие отношения. Это подтверждается временем, о чем говорили многие участники форума. Так инок Макарий (Семенюк), насельник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря в Москве, магистрант Российского православного университета, вспомнил, что когда он в первый раз приехал на фестиваль «Вера и слово», он поразился тому, как быстро и качественно - в большом объеме - обрабатывает снимки фотограф журнала «Фома» Юлия Маковейчук. Увидев его заинтересованность, Юлия сказала: «Я тебя научу». И в перерывах между секциями объяснила, как пользоваться программой Лайтрум, что помогло ему, руководившему тогда Информационной службой Высоко-Петровского монастыря, при значительной экономии времени обрабатывать снимки намного лучше, чем прежде. «Вспоминая ту ситуацию, я понимаю, что фестиваль СМИ "Вера и слово" - это как раз та площадка, где пользу приносят не только мероприятия, заявленные в расписании, но и кулуарное общение, когда люди знакомятся, обмениваются мнениями, дают друг другу дельные профессиональные советы», - сказал отец Макарий.

О большом значении общения с коллегами на подобных форумах говорила в нашей беседе и редактор сайта Ярославской митрополии, ответственный секретарь газеты «Ярославские епархиальные ведомости» монахиня Екатерина (Парунян). Ее - как правило, с профессиональным фотоаппаратом в руках - можно было видеть чуть ли ни на всех фестивалях «Вера и слово». Казалось, что мать Екатерина и фотоаппарат - единое целое. Но она к тому же и пишущий человек (точнее, первое ее послушание - писать на сайт и в газету). Что касается снимков монахини, которая выезжает с митрополитом Ярославским и Ростовским Пантелеимоном на архиерейские службы, на разные мероприятия, бывает в заброшенных деревнях, на руинах храмов, куда проехать можно порой только на бронетранспортере, - это отдельная тема. Сейчас же хочу присоединиться к мнению многих людей, знакомых с монахиней из Ярославля: ее выразительные снимки в Инстаграм, связанные с яркими моментами церковной жизни, покоряют. Благодаря участию в фестивале «Вера и слово» за эти годы у матери Екатерины сложились рабочие и человеческие контакты с коллегами из других епархий. «Одно дело - ты просто наблюдаешь за деятельностью человека, восхищаешься его успехами, и совсем другое, когда можешь попросить у него совета при личной встрече на форуме или после, через соцсети, как у своего знакомого», - заметила монахиня Екатерина. Кстати, два года назад, на предыдущем фестивале, она с группой других его участников посетила офис московского отделения Google, где состоялся запоминающийся разговор о значимости соцсетей. Нынче мать Екатерину заинтересовала возможность побывать в компании «Ашманов и партнеры», которую возглавляет признанный эксперт в области информационных технологий, интернет-маркетинга, поисковой оптимизации.

А редактор Издательского отдела Якутской епархии инокиня Иоанна (Пьянкова), постаравшаяся побывать на целом ряде мероприятий, касающихся работы в Интернете, из разнообразия «выездных» площадок массмедиа выбрала издательство «Известия». «Мне хочется пообщаться с профессионалами, пропитаться духом качественной журналистики», - улыбнулась моя собеседница. Восемь лет она была главным редактором сайта Свято-Елисаветинского женского монастыря в Минске, занималась также и молодежными проектами, а с недавних пор, несколько месяцев, несет новое послушание в Якутской епархии, куда священноначалие перевело инокиню, чтобы ее опыт и имеющиеся уже наработки помогли развитию церковного издательского дела и молодежного движения в далеком северном крае. «Фестиваль меня привлекает тем, что на нем есть возможность увидеть близких по духу людей. И поскольку у всех у нас очень сложное послушание - не в смысле какого-то труда, а в плане возникновения внутренних проблем и сомнений, - то встречи с такими людьми дают силу и вдохновляют двигаться дальше, продолжая общение с ними в Сети», - продолжила мать Иоанна.

Кто-то, познакомившись на предыдущих форумах, сумел установить рабочие и человеческие контакты с лицами, особо им интересными. Кто-то из «новичков» только собирался это сделать. Например, епископ Мариинско-Посадский Игнатий, викарий Чебоксарской епархии сообщил, что хотя встреча с генеральным директором ТК «Спас» Борисом Корчевниковым запланирована на довольно-таки позднее время - 22.00, он ее обязательно дождется. Владыка, 17 лет назад закончивший факультет журналистики Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, намеревался о многом расспросить журналиста новой школы, возглавившего православный телеканал. Сам епископ Игнатий на протяжении шести лет ведет по пятницам 40-минутную передачу «Беседы с батюшкой» на «Национальном радио Чувашии». Переименовывать ее не стали, так как Владыка (хиротония его во епископа состоялась год назад) выходит в эфир, чередуясь с архимандритом Гурием (Даниловым). Другая радиопередача, где он тоже выступает в качестве ведущего, - «С нами Бог». Кроме того, в ряде чувашскоязычных СМИ ведет рубрику «Вопросы - ответы» на духовную тему. Чувашский язык - красивый, певучий - для него родной. «Поэтому я думаю, что, выполняя все названные послушания, я на своем месте, - говорит епископ Игнатий. - А нынешняя поездка в Москву прибавит опыта».

О прекрасной возможности приобретения профессионального опыта на многих площадках форума и установления контактов друг с другом говорили и секретарь Якутской епархии иеромонах Никандр (Горбатюк), и сотрудник епархиального пресс-центра Абаканской епархии иеромонах Константин (Кулалаев). «Приезжая на фестиваль, ты уже не с экрана телевизора или со своего монитора, а воочию видишь тех людей, чьи критерии кажутся тебе верными, весомыми, становятся ориентиром при оценке кризисных ситуаций, - отметил отец Никандр. И с улыбкой добавил: «Вот мне, допустим, часто приходится слышать комментарии священника Александра Волкова - руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, а сейчас я могу задать ему вопросы лично и просто его поприветствовать, что тоже приятно».

Как писать, чтобы люди читали?

Программа фестиваля была продуманной и динамичной - с широким охватом тем. Одна из них уже упоминалась в нашем разговоре с епископом Городищенским Феоктистом - «Тексты в эпоху Instagram: кто их читает и как их писать». На этом мастер-классе, проведенном заместителем директора Фонда «Фома Центр» Алексеем Соколовым, следует остановиться подробнее, потому что он вызвал большой резонанс у пишущих. Ключевых моментов в выступлении докладчика было несколько. Это и серьезная аналитика: как с помощью современных технологий отслеживать, сколько людей читает публикации на духовные темы на сайте и в Сети (то есть, сколько туда заходит случайных посетителей, сколько - преданных читателей, составляющих целевую аудиторию). Это и размышления о текстах в цифровую эпоху, основанные на живом конкретном опыте «Фомы», определившем для себя в качестве приоритетных три канала коммуникации. Назовем их: помимо журнала (с приличным, надо сказать, для России тиражом в 25-30 тысяч) - сайт в классическом виде, страница ВКонтакте, страница в Инстраграме. Мастер-класс обнаружил болевую точку: объем текста. «Не обманывают ли нас маркетологи, утверждая, что аудитория не читает лонгриды (длинные тексты)? Мол, пишите новости, этого достаточно. Но так ли на самом деле? Не стали ли мы все пленниками и заложниками медиабизнеса?» - последовали вопросы из зала. «Они нас не обманывают, - ответил Алексей Соколов. - Просто они не думают о том, что есть еще православные СМИ, у которых свои задачи. Например, такая: в длинном тексте что-то непонятное для человека XXI века очень подробно «разжевать» и добиться результата - чтобы человек прочел до конца, понял и поумнел. А маркетологи предлагают решения, которые не подходят для культурно-просветительских СМИ или СМИ православных. Они ориентируются на других». Продолжая злободневный разговор о текстах, докладчик отметил: «Короткий материал всегда имеет больше шансов, но наш опыт в "Фоме" показал, что неожиданно "выстрелить" и собрать большое число прочтений может и длинный текст. Например, в этом месяце самым читаемым материалом у нас стала огромная статья о книге "Тарас Бульба". Она заинтересовала больше людей, чем значительная часть наших новостей вместе взятых».

Еще один из примеров эффективной подачи длинного текста привел Алексей: с епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном было сделано глубокое серьезное интервью на тему отношения христиан к собственной смерти, к смерти своих близких. В полном объеме оно уже вышло на сайте, выйдет и в журнале. Но что примечательно: ему нашлось место в Инстаграме! Каким образом удалось подать длинный текстовой материал в популярной сети, показывающей наилучшие результаты для контента с красивыми фото и видео? Оказалось, всё просто. Интервью содержит шесть вопросов обозревателя «Фомы» и шесть объемных ответов архипастыря. К каждому вопросу была сделана картинка, и в течение недели по одному вопросу-ответу выходило в Инстаграме. Фактически получилось шесть отдельных статей. Судя по комментариям, они «зацепили» читателей. «Помните: соцсети ваши тексты ждут, - обратился к залу Алексей Соколов. - Это тенденция последних двух лет. Соцсети начали понимать, что люди, читающие тексты, это глубоко вовлеченные пользователи».

* * *

Подчеркнув большое значение информационной работы Русской Православной Церкви в наши дни, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси священник Александр Волков произнес слова, вынесенные в заголовок этой статьи: «Мы с успехом стали своими в соцмедиа». Наверняка участникам фестиваля запомнилось и следующее утверждение отца Александра, окрашенное легким юмором: «Как говорят разведчики, внедрение прошло успешно». А церковный публицист, миссионер - как в традиционном понимании, так и в интернет-пространстве, на радио, телевидении, в прессе - иеромонах Макарий (Маркиш) из Иваново-Вознесенской епархии в кулуарном общении заметил, что применительно к монашеству можно утверждать: эти фестивали и встречи помогают монашествующим в их общественном служении миру, обществу, народу, земной части Церкви. «Благодаря современным технологиям у нас появилась возможность, даже физически находясь в монастырской ограде, совершать это служение», - сказал батюшка. К слову, являясь активным участником православной социальной сети «Елицы», появившейся на просторах Интернета по благословению Святейшего Патриарха Кирилла в мае 2014 года, отец Макарий ответил за это время через «Елицы» более чем на 10 000 вопросов, касающихся разных аспектов духовной жизни отдельного человека и общества в целом.

Нина Ставицкая

Фото: Владимир Ходаков

Распечатать

Фото

Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Нина Ставицкая
Все статьи Нина Ставицкая
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35