Киновед Ирина Павлова: «Государственный запрос в искусстве для меня - загадка»

Новости Украины  Новости Новороссии 
0
576
Время на чтение 7 минут

Киновед Ирина Павлова: «Государственный запрос в искусстве для меня - загадка»

Фото: www.globallookpress.com

Киновед, художественный руководитель Российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова в интервью Глебу Боброву, известному писателю и драматургу, проживающему в Луганске, рассказала, почему, на её взгляд, нет ни одного полнометражного художественного фильма или полноценной театральной постановки о драматической судьбе Донбасса

Царьград уже неоднократно поднимал парадоксальную тему отсутствия внимания к Русской весне со стороны российских деятелей кинематографа и театра. Об этой проблеме нам рассказывал режиссер, продюсер и педагог Эдуард Бояков, драматург Юрий Юрченко и режиссер Магдалена Курапина. Сегодня разговор об отражении драматической судьбы Донбасса в российском кинематографе в интервью Царьграду продолжает российский киновед, художественный руководитель Российских программ Московского международного кинофестиваля Ирина Павлова.

Царьград: Гражданская война на Украине идёт уже четыре года, но до сих пор нет ни одного полнометражного художественного фильма или полноценной театральной постановки на эту тему. Складывается впечатление, что в России тема Донбасса табуирована - так ли это?

Ирина Павлова: Я - не министр культуры РФ и не начальник кинодепартамента, и потому не могу достоверно ответить на вопрос о том, в самом ли деле тема Донбасса в российском кино табуирована. Могу сказать только, что знаю как минимум человек 10 сценаристов и режиссеров топ-уровня, которые за эту тему взялись бы с охотой, отложив все остальные дела, будь у них такая возможность. А возможность - это заказ, это финансирование, это поддержка в прокате. В противном случает кино не на что снимать и негде показывать.

По всей вероятности, таких возможностей ни государство, ни частные инвесторы не предоставляют.

Ц.: Вопрос даже не о войне. Гражданский конфликт развалил Украину на куски, разрушены города и поселки, убиты или искалечены десятки тысяч людей, миллионы беженцев, разорванные семьи - непаханое поле для творческого осмысления и... молчание? В чем причина: нет госзаказа или соизволения свыше, творцам не интересно или они боятся связываться с этой темой?

И.П.: Это не вопрос о том - чего боятся. Это вопрос чисто финансовый. Бояться можно написать роман или повесть на эту тему, поскольку литература не требует тех финансовых затрат, каких требует кинопроизводство. Почему не пишут - сказать не могу. Вот, возможно, Захар Прилепин напишет - ему, думаю, есть, о чем рассказать.

Ц.: Вам не кажется, что художественное пространство заужено, ограничено в сравнении с реальной жизнью, потому что из него исключены многие конфликты и характеры? Например, человек труда, созидатель, а не потребитель. Да и современное искусство предлагает узкий ассортимент маргинальных ценностей, перечеркивая или замалчивая традиционные. Это такая политика?

И.П.: Мы сегодня существуем в художественном мире, который формировался запросом последней четверти века. Это был, прежде всего, запрос фестивальный - при отсутствии запроса государственного. Фестивали мировые имеют собственные представления о том, какой фильм из России они хотят видеть. Это, как правило, кино о том, как ужасна жизнь в России, как отвратительна современная (да и историческая) российская реальность, как невозможно в ней оставаться человеком.

Фильму иной тематической направленности на международный кинофестиваль пробиться сегодня невозможно. А в нынешнем киномире значимой для художника, как правило, является одна из двух позиций: либо это коммерческий блокбастер, рассчитанный на успех в прокате, либо это жёсткий артхаус, рассчитанный на фестивальный успех. Большинство современных авторов под этот запрос подстроились и успешно в нем существуют. Кино камерное, повествующее о той самой обыденной жизни человека, о его драмах и проблемах - отнюдь не глобального свойства, - каким был славен советский кинематограф, сегодня не востребовано ни фестивалями, ни прокатом, ни телевидением.

И тут мы снова упираемся в проблему финансирования: кто заказчик? Мы можем сколько угодно бить в колокола по поводу отсутствия кинематографа, ориентированного на классические человеческие ценности, но до тех пор, пока общественный запрос на такого рода кинематограф не обретет реальных черт - то есть готовности зрителя нести деньги в кассу кинотеатра или готовности фестивалей продвигать подобный культурный тренд, - наш голос останется гласом вопиющего в пустыне. Или вновь это должно стать государственным запросом, коль скоро у нас именно государство и телеканалы - единственный источник финансирования кинематографа. Я понимаю, что все мои рассуждения выглядят грубо, а то и просто меркантильно, но, повторюсь, кинопроизводство - это фабрика, требующая значительных затрат, в противном случае это будет хоум-видео, снятое на телефон и размещенное в ютубе. Этого добра там навалом. Нет денег, нет прокатчика - как и что снимать, где показывать?

Ц.: Какая целесообразность доминирует сегодня в формировании государственного заказа к кинопродукции - эстетическая? идеологическая? Или есть иные мотивы?

И.П.: Государственный запрос для меня на сегодня - загадка. Я понимаю, когда отдельные кинокомпании производят при государственной поддержке коммерчески успешные фильмы на тему «как мы умели побеждать» - в спорте, в частности. Но задаю себе вопрос: вот, условно говоря, компания ТриТэ производит кино о спортивных победах, приносящие создателям незаурядный зрительский успех. Что будет, когда киносюжетами исчерпаются все реальные наши исторические победы в спорте? Ибо этот тренд «как мы побеждали» можно реализовывать на материале достаточно ограниченном: Великая Отечественная война, спорт, космос, отечественная история.

Блокбастеры из отечественной истории все как один настолько антиисторичны - и «Викинг», и «Коловрат», и «Золотая орда», - что даже малообразованный массовый зритель не готов принять эти произведения как исторические, а для фантастических они просто недостаточно увлекательны. Почему государство, со всей его профессиональной экспертизой, с маниакальным упорством продолжает финансировать этот псевдоисторический бред - вопрос не ко мне. Почему хваленое военно-историческое общество, которое собирает дань со всех производимых в стране фильмов (без его экспертной визы не получить прокатного удостоверения) собирает в качестве экспертов непонятно кого - не специалистов-историков, не драматургов, редакторов и продюсеров, а чуть ли не сантехников - тоже загадка.

Ц.: Почему, постоянно говоря о рынке, раз за разом предлагаются провальные с коммерческой точки зрения проекты? Кто и зачем заказывает эту музыку?

И.П.: Эту музыку заказывают люди, не слишком хорошо разбирающиеся как в искусстве, так и в экономике и зрительском спросе, а потому неспособные здраво оценить потенциал конечного продукта. Какими мотивами экспертиза Минкульта и экспертиза Фонда кино руководствуется, принимая решения о финансировании проектов - не мне судить. Мне об этих мотивах не докладывают.

Почему продюсерские компании с упорством одержимых предлагают проекты, изначально рассчитанные на коммерческий результат, режиссерам жёсткого артхауса, всю предыдущую жизнь снимавшим кино заведомо и принципиально антизрительское - для меня тоже загадка. Когда я смотрю, допустим, фильм «Селфи» Николая Хомерики, я сразу вижу, что «конь и трепетная лань» потянули фильм в разные стороны и попросту «разорвали» его: получился не блокбастер, не артхаус, а фильм-кадавр. Итог - провал в прокате. Пресловутую «Матильду» от провала на внутреннем и международном рынке спасла госпожа Поклонская и затеянный ею скандал. Я на месте продюсерской компании «Рок» выплатила бы ей проценты за успешный пиар: без этого скандала весьма недешёвую картину, вне всяких сомнений, ждала финансовая катастрофа.

Ц: В одном недавнем интервью советник министра культуры России Андрей Сорокин заявил, что современное культурное сообщество ещё не готово говорить что-то значимое о современных военных конфликтах - начиная от Афганистана и Чечни, заканчивая Донбассом и Сирией. Почему? Не готово онтологически или это проблема культурного сообщества?

И.П.: Я считаю, что это проблема, существующая исключительно в голове господина Сорокина и иных чиновников Министерства культуры. Наше культурное сообщество смотрело себе и фильм «Война» Алексея Балабанова, и фильм «Кавказский пленник» Сергея Бодрова-старшего. Наше общество, затаив дыхание, смотрело российско-американский фильм Кэтрин Бигелоу «К-19» и «9 роту» Фёдора Бондарчука. Что с обществом сегодня не так по мнению господина Сорокина?

Ирина Павлова - российский киновед, кинокритик, сценарист, художественный руководитель Российских программ Московского международного кинофестиваля.
Кандидат искусствоведения.
Член ФИПРЕССИ - Международной ассоциации кинопрессы с 1995 года. Член Правления и экспертного совета Гильдии киноведов и кинокритиков Союза кинематографистов РФ с 2000 года. С 1996 года - арт-директор Всероссийского кинофестиваля «Виват кино России!». С 2003 года - художественный руководитель Российских программ Московского международного кинофестиваля.
Автор нескольких книг по истории кино. По сценариям Павловой был поставлен ряд фильмов:
2010 - Катино счастье (идея и сюжет)
2011 - Семейный детектив: Панагия (1-я серия), Федеральный судья (5-я серия)
2013 - Возраст любви
2014 - Отпуск летом
2015 - По секрету всему свету
2017 - Это была всего лишь шутка
2017 - Верю, люблю, надеюсь (Беларусь)
2017 - Это было у моря (Беларусь)
2017 - Провинциалка | Провінціалка (Беларусь, Украина)
2017 - Расплата
2018 - Когда солнце взойдёт
2018 - Блестящая карьера | Блискуча кар'єра (Беларусь, Украина).

Царьград
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ирина Павлова
«Онегин, я скрывать не стану…»
Что не так с фильмом «Онегин» Сарика Адреасяна
13.03.2024
Все статьи Ирина Павлова
Новости Украины
«Враг будет разбит! Победа будет за нами! Смерти нет!»
Памяти военного корреспондента Максима Фомина
25.04.2024
Не пойти по пути Украины
О способах противостояния гонениям на Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата
25.04.2024
Специальная военная операция в сфере образования
В Общественной палате обсудили соработничество государства и общества в деле воспитания личности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей
25.04.2024
«Кэндо» под «ханами»
МИД недружественной Японии активизируют мероприятия «мягкой силы» на Дальнем Востоке России
25.04.2024
Мартовские кровопролития
О деятельности Общественного Трибунала по преступлениям НАТО в Югославии
25.04.2024
Все статьи темы
Новости Новороссии
Суворов в Новороссии
Доклад на 4-й Всероссийской конференции «Имя победы – Суворов»
12.04.2024
Киев брать!
Время на т.н. Украине работает против Москвы, враг переносит войну на территорию России
02.04.2024
Приступим ли к освобождению Одессы и Николаева?
Впрочем, как и остальных русских земель Малороссии
27.02.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06