Покаяние митрополита Павла или хроника событий, которые потрясли БПЦ

0
1419
Время на чтение 42 минут

Данный материал излагает непосредственный участник всех тех трагических для Белорусской Православной Церкви событий, которые произошли ещё в далёком 2014 г., когда из-за лжи и клеветы со стороны завистников и недоброжелателей, осознающих масштаб деятельности В.В. Грозова (бывшего исполнительного директора Издательства Белорусского Экзархата), в период смены церковного руководства ими был намеренно введён в заблуждение и дезориентирован только назначенный на пост главы БПЦ митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси Павел.

В результате этой лжи и манипулирования митрополитом В. В. Грозов был снят в конце 2014 г. с должности директора Издательства. Против него было возбуждено уголовное дело в связи с «хищениями, злоупотреблениями служебным положением и нецелевым использованием гуманитарной помощи с не уплатой в полном объёме таможенных платежей» (статья № 231 УК РБ)» на автотранспорт, который поступил в адрес ОО «Родители и учителя за возрождение православного образования» (РОО РУВПО), а позднее был безвозмездно передан в долговременное пользование БПЦ в лице Издательства Белорусского Экзархата для обеспечения православных храмов литературой и предметами культа.

В качестве главного обвинения В. В. Грозову вменялось то, что он действовал самовольно без церковного благословения в личных интересах и указанная гуманитарная помощь фактически использовалась в личных и корыстных целях, а не для нужд Издательства Белорусского Экзархата, как подразделения БПЦ, чем якобы и был нарушен закон, по мнению некоторых заинтересованных лиц из ближайшего окружения митрополита Павла. Кроме того, В.В. Грозову вменялось в вину хищение средств издательства и присвоение им земельного участка в Сёмково, а также не целевое использование средств издательства и Церкви для его восстановления.

Данные обвинения стали результатом внутренних проверок работы Издательства, Международного благотворительного фонда и одноимённой духовно-просветительской программы "Семья-Единение-Отечество" и ОО "РУВПО" на основании первоначальных доносов со стороны известных сотрудников издательства.

В результате на должность директора издательства был назначен молодой иерей Алексей Кондрашов, который впоследствии был снят, а все направления и мероприятия программы и фонда, включая проект Сёмково, были закрыты. Штаб программы и движения "Семья-Единение-Отечество" в составе исполнительного директора программы К.В. Яцкевича, заместителя директора М.И. Хасьминского, руководителей направлений - Ю.Э. Краснова, С.А. Куницкой, С.В. Кирпича, О.Н. Лепешенкова и др. предпринял несколько попыток достучаться до высшего церковного руководства в надежде сохранить соответствующие направления духовно-просветительской и миссионерской работы, но тщетно.

Для видимости было созвано два совещания на уровне митрополита, на котором все руководители направлений должны были отчитаться о проделанной работе и подать перспективные планы, тем не менее позднее все они дружно были выведены из системы церковной работы, как неблагонадёжные и соратники Грозова.

Дольше всех из всех закрытых в 2014 г. БПЦ направлений духовно-просветительского движения, программы и фонда "Семья-Единение-Отечество" держалось направление "Православная психология", которое смогло сплотить вокруг себя круг специалистов и единомышленников и разработать учебный план и программу учебного курса , которым заинтересовалось Минское духовное училище, взяв данный курс на вооружение, как экспериментальный модуль.

Но после того, как курс выступил с инициативой создания на базе Дома православной книги кризисной службы православно-психологической помощи, которая функционировала там в 2012 - 2013 гг., по очередному доносу в Минской епрахии разразился скандал в результате которого курс "Православная психология" был полностью выведен из Минского духовного училища и стал общественным, которым и является по сей день. Такова предыстория.

Вместе с тем, всё это время, пока В.В. Грозов был под стражей с 14 декабря 2016 г. - в СИЗО № 2 в г. Новозыбков Брянской области, а с 27 августа 2017 г. в СИЗО № 1 г. Минска (где и находится по сей день), соратники, единомышленники, коллеги и друзья В.В. Грозова, знавшие его как пламенного патриота своего Отечества, ответственного гражданина, любящего семьянина, отца 5-х детей, глубоко верующего человека, христианина, председателя Республиканской церковно-государственной программы «Семья-Единение-Отечество» и одноимённого благотворительного фонда, а также председателя Республиканского общественного объединения «Родители и учителя за возрождение православного образования», лауреата премии Президента РБ «За духовное возрождение» не сидели сложа руки.

Были подготовлены обращения и ходатайства к общественности и первым лицам государства - А.Г. Лукашенко, Н.И. Кочановой, И.Д. Носкевичу и др. с просьбой о пересмотре дела и изменении его меры пресечения. В социальных сетях постоянно работали группы поддержки из бывших коллег и единомышленников В.В. Грозова, шла рассылка писем поддержки и сбор подписей, во многих храмах настоятели и простые священники, знавшие Грозова, как порядочного человека, молились за него. Несколько епископов направили на имя митрополита Павла ходатайства в защиту Грозова и благодаря этой всей общенародной поддержке дело наконец-то начало сдвигаться с мёртвой точки.

За время пребывания В.В. Грозова в СИЗО №1 г. Минска с ним поддерживалась связь и постоянно шла личная переписка. Всем нам было принципиально важно знать, как он сам воспринимает всё случившееся, не сломался ли, не озлобился, не сдал ли эмоционально, душевно и физически, поскольку 2 года пребывания под стражей со сменой нескольких централов - это тяжелейшее испытание для души и психики любого человека, даже самого стойкого, а тут такое падение и низвержение с высоты общественного признания и славы руководителя крупнейшего церковного издательства страны.

Но нужно просто знать В.В. Грозова, как воина христова и православного до мозга костей человека, для которого самое страшное - это не бесчестие, как венец подвижничества и не смерть физическая, которая есть свобода для души, а потеря веры и Бога. Это самое страшное. И те письма, которые мы получали от него из СИЗО, говорили о том, что Грозов не сломался, не сдался и не пошёл на сделку с совестью и епархиальными бюрократами, требовавшими от него вместе со следователями полного признания своей вины. Его письма красноречиво говорили о том, что он с честью несёт эту ношу испытания с верой в справедливость Божью и не снимая с себя некоторой вины за то, что попытался возвести мост сотрудничества и взаимодействия между обществом и Церковью, ступая на зыбкую и не освоенную до него почву.

Увы, такова судьба всех новаторов и первопроходцев, а мы и были в те годы подъёма христианства в Республике Беларусь новаторами и первопроходцами в деле духовно-просветительской и миссионерской работы. Письма Грозова из СИЗО, исполненные покаяния и веры, внушали и всем нам - его коллегам и соратникам, изгнанным епархиальной бюрократией из всех институтов Церкви, веру в справедливость и победу правды.

Вот строчки о своём состоянии из письма В.В. Грозова дословно:

«Своей участью я доволен и счастлив. Надо и пострадать и потерпеть. Хотя известнейший подвижник наших дней (схиигумен Сергий в миру Николай Романов из Екатеринбурга) называет тюрьму «монастырём дьявола», всё-таки молитва здесь действительно идёт милостью Божией. А с ней появляется и любовь и смирение и понимание многого ранее закрытого от твоего душевного взора. Одним словом «Мужайтесь и да крепится сердце ваше, все уповающие на Господа».

Эти слова стоят дорогого для каждого верующего.

В итоге следствие, буксовавшее 2 года со сменой 4-х следователей, наконец-то сдвинулось с мёртвой точки. Главным толчком стала принципиальная позиция Почётного Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Филарета, который, как вдохновитель всех инициатив В.В. Грозова достучался до сердца действующего митрополита и инициировал обоюдное обращение двух митрополитов к Президенту Республики Беларусь.

После реакции и официальных ответов первых лиц государства дело было взято под особый контроль и процесс разбирательства пошёл. Изначально дело поступило в Суд Партизанского района г. Минска, но позднее было передано в Городской Суд, который направил дело в Суд Заводского района г. Минска и судья Черепанова Светлана Анасовна приняла к рассмотрению дело В.В. Грозова.

Мне удалось лично поприсутствовать на нескольких слушаниях и получить исчерпывающее представление о том, как вели себя люди и перед судом и в зале суда, как тряслись их коленки, как дрожала речь, как менялись показания и как выступала холодная испарина от осознания масштабов лжи и клеветы.

Вести с пердовой

26 ИЮНЯ...

Закончилось второе слушание, которое началось сегодня 26 июня в 10-30. Общее впечатление - удручающее, особенно, от всей той грязи и безответственности на всех уровнях епархиального управления и власти, которая изначально сотрудничала с Грозовым, а после клеветы попыталась сделать главным виновником всего случившегося.

Как выясняется из показаний многих свидетелей, практически все свои действия Грозов согласовывал со священноначалием, чьи благословения у него имелись по всем эпизодам, в то же время устное благословение священноначалия к делу не пришьёшь и формально Грозова можно обвинять в самодеятельности.

Иными словами, по версии обвинения во всём виноват один Грозов. А виноват в том, что взял руины Сёмково у облисполкома в пользование, которые 10 лет с аукционов не могли найти владельца и никому не были нужны и решил их превратить в культурно-досуговый, духовно-просветительский центр, виноват в том, что стал искать средства для восстановления Сёмкова в виде масштабных издательских и духовно-просветительских проектов, виноват в том, что развернул по всей республике активную выставочную и духовно-просветительскую деятельность и при этом очень мало давал денег церкви в лице чиновников епархиального управления, виноват в том, что сплотил вокруг программы и движения известных в республике людей (учёных, военных, писателей, деятелей культуры и искусства) , виноват в том, что искал инвесторов для инвестирования в проект Сёмково и за 3 года только:

  • - создал очистные сооружения на реке Чернавке, улучшив экологию региона,
  • - построил своими силами пантонный мост через реку,
  • - восстановил и отреставрировал 2 флигеля усадьбы,
  • - законсервировал остов усадьбы Пана Хмары (для последующего восстановления),
  • - разработал проект восстановления усадьбы и генеральный план обустройства территории,
  • - создал музей на базе медпункта, пищевой блок и авто-мастерскую с ямой,
  • - установил мемориал партизанской бригаде Штурмовая,
  • - облагородил всю прилегающую территорию.

Этого всего госчиновникам и чиновникам епархиального управления показалось мало.

Многие эпизоды деятельности В.В. Грозова в лице заместителей председателя облисполкома освещались так

- "Грозов вообще ничего не сделал в Сёмково" или "я не знаю, что он там сделал" .

И это при том, что деньги в Сёмково Грозов вкладывал только те, что сам же и зарабатывал на мероприятиях и благодаря издательству.

Про масштабы духовно-просветительской и миссионерской работы программы СЕО речи даже не шло. Всех и в первую очередь чиновников интересовали только быстрые результаты, масштабы инвестиций и конечно же дивиденды...

Следует отдать должное судье Черепановой С.А. - она очень адекватна и непредвзято ведёт процесс, даже позволяя себе остроты и шутки и в т.ч. по отношению к Грозову.

По итогу второго дня слушаний свидетельских показаний сложилось впечатление, что судят не только Грозова, а епархиальную и государственную безалаберность, безответственность и коррупцию, а Грозов выступает в лице того единственно трезвого и неравнодушного человека, который весьма решительно, возможно даже чересчур, пошёл наперекор всей этой системе круговой поруки, ломая стереотипы и шаблоны, чем и вызвал к себе её гнев.

Во всяком случае логика его намерений и действий выглядит наиболее правильной на фоне общего формализма и коллективной безответственности, как государственной, так и церковной.

Имеет место интуитивное ощущение и предчувствие, что за всем этим театром абсурда стоит некий высший промысел, который использует Гроза для некоторого важного урока и назидания всем нам, т.е. и ему лично и церкви и всему нашему обществу, погибающему от лицемерия, лжи и формализма.

Хочется надеяться на то, что с учётом всех его заслуг и фактически 2-х лет проведенных в СИЗО, - его помилуют и выпустят из зала суда. Для этого сейчас нужны ходатайственные письма в суд и письма поддержки Грозова и всех его инициатив от общественных структур и организаций, сотрудничавших с ним.

5 ИЮЛЯ...

Судебный процесс по делу В.В. Грозова продолжается. Ваш покорный слуга сегодня был приглашён на заседание в качестве свидетеля, как бывший исполнительный директор Международного благотворительного фонда "Семья-Единение-Отечество" и одноимённой церковно-государственной духовно-просветительской программы, закрытой в 2014 г. в связи со снятием В.В. Грозова с должности исполнительного директора Издательства Белорусского Экзархата и возбуждением против него уголовного дела.

Пикантность сегодняшнего заседания суда состояла в том, что в качестве свидетелей сегодня были приглашены главные фигуранты и по сути главные инициаторы и исполнители скандала и клеветы на В.В. Грозова от лица БПЦ - благочинный 3-го Минского городского округа, настоятель Александро-Невского прихода Николай Коржич, а фактически 2-е - 1-е лицо в БПЦ - бывший личный секретарь владыки Филарета, который в периоды болезни владыки лично руководил Белорусской Православной Церковью, главный бухгалтер Минской епархии Андрей Иванович Кохно и бывший начальник юридического отдела Минской епархии Жанна Николаевна Жданович - главный обвинитель и исполнитель заговора против Грозова.

Парадоксальность и некоторая комичность ситуации в полном смысле слова состояла в том, что первым свидетельские показания давал протоиерей Николай Коржич. Как опытный менеджер и самый успешный церковный бизнесмен, по оценкам некоторых священников, именуемый в церковных кругах серым кардиналом, отец Николай оперативно почувствовав изменение политического курса и мнения митрополита Павла о Грозове, кардинально изменил свою изначальную позицию и мнение.

У многих присутствовавших на процессе, вначале был некоторый шок и недоумение от того, что по сути главный обвинитель и инициатор всей кампании против Грозова отец Николай, вдруг, стал лучшим другом и борцом за справедливость. В своих показаниях отец Николай прямым текстом признал, что В.В. Грозов много сделал для церкви и действовал исключительно по благословениям владыки Филарета и с его личного ведома, а потому никакой самодеятельности в его действиях не было и не могло быть. Более того, отец Николай лично признал, что у В.В. Грозова была генеральная доверенность от владыки Филарета на полное представление всех интересов БПЦ в различных инстанциях и он в курсе этого.

В то же время, выступавшие позднее отца Николая свидетели Кохно А.И. и Жданович Ж.Н. совершенно не знали о таком обороте и изменении своей позиции отцом Николаем, а потому будучи уверенными в изначальной его точке зрения и легенде о "Грозове - самозванце и коррупционере" - стали отстаивать именно эту и фактически уже банкротную позицию.

Свидетельские показания против В.В. Грозова главный бухгалтер Минской епархии Кохно А.И. давал более 2,5 часов, чем ввёл в ступор суд и всех присутствовавших, поскольку из него так и не удалось добиться чёткого и утвердительного ответа на один - единственный вопрос о том - что конкретно, как главный бухгалтер Минской епархии, он может предъявить В.В. Грозову в отношении нарушения тем финансовой дисциплины и финансовых злоупотреблений после неоднократных проверок по многочисленным кляузам и доносам ?

Единственный более - менее вразумительный ответ А.И. Кохно свёлся к транспорту, полученному Грозовым по линии гуманитарной помощи, его оформлению и использованию. У Андрея Ивановича были некоторые основания предполагать, что транспорт был оформлен не надлежащим образом без уплаты таможенных пошлин и использовался не только в церковных (издательских), а и личных целях. И это всё, что смог предъявить Грозову главный бухгалтер Минской епархии с первоначальным иском на 750 000 долларов, отозванным позднее.

Выступление Ж.Н. Жданович, уволенной до этого с треском митрополитом Павлом вместе со всем её отделом за некомпетентность и неуправляемость, вызвало в зале смех, за что судья едва не удалила некоторых из присутствующих, поскольку Жанна Николаевна, не зная об изменении позиции отца Николая Коржича, как начальник юридического отдела начала говорить всё в точности наоборот от слов отца Николая, чем вызвала смех у всего зала и судьи.

С полной серьёзностью Ж.Н. Жданович заявила о том, что вся деятельность В.В. Грозова незаконна и самоуправство, поскольку не имела церковного благословения и являлась его личной инициативой. На это ей было с юмором замечено, что вступавший до неё отец Николай Коржич дал совершенно противоположные сведения о том, что на все инициативы и действия Грозова имелись соответствующие благословения, а статус программы - это вопрос компетенции Грозова в соответствтии с генеральной доверенностью от главы БПЦ.

В целом грустно об этом говорить, но позиция главных обвинителей В.В. Грозова выглядела не просто нелепой, но совершенно неадекватной позицией совершенно некомпетентных и даже отчасти душевно больных и одержимых местью людей.

Митрополит Павел, разобравшись в ситуации с Грозовым, и оценив масштабы того, насколько он был введён в заблуждение и дезориентирован своим ближайшим окружением, конечно же изменил в итоге своё мнение о В.В. Грозове и обо всём случившемся, искренне попросив у него извинения лично и в письменном виде.

Более того, понимая всю свою роль верховного распорядителя и обвинителя В.В. Грозова от лица Белорусской Православной Церкви во всё этом скандале и недоразумении с обанкроченным и разорённым Издательством Беларуского Экзархата, закрытой духовно-просветительской программой и одноимённым благотворительным фондом "Семья-Единение-Отечество, ОО Родители и учителя за возрождение православного образования, утраченным культурно-историческим наследием и центром Сёмково и рядом других инициатив, - митрополит глубоко сожалеет о содеянном в 2014 г. и принял не простое для себя решение - лично выступить в защиту В.В. Грозова в качестве свидетеля от лица Белорусской Православной Церкви.

Что самое удивительное и даже невероятное - не исключено, что к его инициативе может присоединиться и владыка Филарет - почётный Патриарший экзарх всея Беларуси, ведь двумя месяцами ранее оба владыки уже направляли обоюдное прошение на имя главы государства А.Г. Лукашенко об изменении меры пресечения в.В. Грозова.

Завтра 6 июля в 10-30 продолжение слушаний по делу В.В. Грозова.

6 ИЮЛЯ...

Судебный процесс по делу В.В. Грозова продолжается. Сегодня наконец-то удалось выступить в качестве свидетеля, поскольку вчерашний допрос свидетелей затянулся и два человека, включая Вашего покорного слугу, не успели дать показания.

Кстати, сегодня про нас снова забыли и судья Черепанова С.А. только увидев нас в коридоре при выходе на обед, вспомнила о нас. В качестве компенсации, нас (меня и Оксану Кастюкевич) пригласили сразу после обеда.

Пикантность сегодняшнего заседания состояла в том, что в качестве свидетеля от обвинения был приглашён и Василий Лозицкий, который вместе с Голубевым и Е. Матвейчиком были главными информаторами следствия о размерах "коррупции" и "злоупотреблений" в издательстве БПЦ.

К чести Е. Матвейчика, - доносов в различные инстанции он не писал, а только сломался под нажимом следователя в результате многочасового допроса и говорил всё подряд, что знал и не знал, слышал и не слышал, думал и не думал.

Очередным парадоксом системного хамелеонства, наряду с хамелеонством Николая Коржича, как главного инициатора скандала вокруг Издательства Белорусского Экзархата, программы СЕО И лично Грозова, стало изменение своей первоначальной позиции и Василием Лозицким, который из Павлика Морозова и "пионера-обличителя" своего "крёстного отца" - В.В. Грозова, получившего после предательства от Жанны Николаевны Жданович почётный титул "ЮРИСТ - КОНСУЛЬТА" издательства, на глазах у всех присутствующих превратился в робкую овечку, которая уже никого не обличала, а стыдливо отвечала на вопросы - не знаю, не помню, возможно, со слов и т.д.

Но, пожалуй, самым главным парадоксом ситуации стало то, что в коридоре суда после обеда собрался почти весь состав сотрудников Издательства Белорусского Экзархата (около 15 человек), которые работали там во время руководства издательством В.В. Грозовым.

Многие не видели друг друга более 3-х лет с момента снятия Грозова. В итоге несчастье собрало бывших сотрудников издательства вместе в результате чего в коридоре суда образовалась обстановка былой соборности и нескрываемой человеческой радости, объятий, поцелуев и веселья, хотя повод к этому совершенно не располагал.

Так вот удивительно проявляет себя дух соборности и торжества православия и христианских ценностей, который невозможно ничем загнобить, вытравить и истребить даже в коридоре суда.

Сотрудники Дома православной книги, сотрудники издательства, сотрудники программы и фонда встретились, как давние друзья и радость встречи мгновенно переполнила все мрачные чувства и ожидания.

Владимир Владимирович Галуц, как бывший исполнительный директор ИБЭ, державшийся до последнего за имущество издательства, растаскиваемое епархиальными функционерами, даже пошутил насчёт того, что если бы сейчас с коридоре суда поставить баннер Издательства Белорусского Экзархата, - то все были бы уверены, что участвуют не в судебном разбирательстве, а на очередном выездном мероприятии издательства и программы СЕО.

Уместный юмор, конечно, но сквозь слёзы, поскольку реальная ситуация более чем грустная. Собственно, главная проблема в том, что судится даже не лично В.В. Грозов и его радикальные инициативы, которые растревожили застойное болото церковной коррупции и бюрократии, в которое никто не совал носа много лет и которое обзавелось своими серыми кардиналами и неприкасаемыми в лице бывшего личного секретаря владыки Николая Коржича, начальника юр. отдела Ж.Н. Жданович, главного бухгалтера А,И. Кохно и других епархиальных чиновников, создавших свои "охотничьи угодья" и почувствовавших свою неограниченную церковную власть, отделённую от государства и церковную неприкасаемость для того, чтобы вершить свой частный и пристрастный суд, причём от лица и под прикрытием Белорусской Православной Церкви.

То же самое относится и к руководителям прочих епархиальных управлений и отделов, которые просто закостенели в своём консерватизме и погрязли в бюрократии до невозможности адекватного восприятия никаких внешних инициатив, исходящих не от себя.

Очень странно, что в этой ситуации косности, консерватизма и коррупции в клерикальной среде изначально не разобрался новоназначенный митрополит Павел, который стал по сути объектом манипулирования со стороны ближайшего окружения и Николая Коржича, который собственно и прибрал к своим рукам после разграбления Издательства Белорусского Экзархата самый лакомый кусок собственности в виде Дома Православной книги в самом центре г. Минска по ул. Берестяноской 17, стоимостью не менее 750 000 $ т.е. ровно столько, сколько было инкриминировано Грозову.

Моё выступление в качестве свидетеля по делу В.В. Грозова свелось только к обозначению уникальности Издательства Белорусского Экзархата, как соборного и высоко продуктивного коллектива единомышленников и православных людей и уникальности церковно - государственной духовно-просветительской программы Семья-Единение-Отечество, как инструмента продвижения духовно-нравственных ценностей, литературы издательства в виде уникального способа взаимодействия государства, общества и Церкви, который был разрушен человеческой завистью, страстностью и предвзятостью, как неотъемлемым элементом любого начинания.

На этом слушании было уже устойчивое ощущение, что суд по существу происходит вовсе не над В.В. Грозовым, как талантливым организатором, деятельным и принципиальным человеком, имеющим обычные человеческое недостатки и достоинства, а над всей клерикальной и епархиальной бюрократией, церковной безалаберностью, потаковничеством, коррупцией и некомпетентностью, которые пышным цветом разрослись на фоне болезни митрополита Филарета, когда церковью фактически единолично управлял личный секретарь владыки Николай Коржич, а новоназначенный митрополит Павел не оценил всей глубины этой ситуации, став объектом тонкого манипулирования своим окружением.

К сожалению такие явления, как клановость, бюрократия, застой и коррупция - это неизбежные явления в любых властных структурах и системах, включая церковные, где должна быть жёсткая ротация кадров для недопущения названных пороков. Дело Грозова со всей очевидностью обнажило эти язвы, которые долгое время скрывались под ореолом нравственной порядочности и безупречности.

Самое грустное послевкусие от всего случившегося состоит в том, что во-первых, от всех действий недругов и недоброжелателей В.В. Грозова пострадал не столько Грозов и его начинания, сколько авторитет Белорусской Православной Церкви, т.е самое святое для Беларуси;

во-вторых, следственные органы получили доступ к внутрицерковным механизмам и инструментам взаимодействия, которые существенно отличаются от мирских и потому многие церковные формы хозяйственной деятельности на основе устных благословений и пожертвований можно подводить под нарушение Указа о благотворительности и гуманитарной помощи;

в-третьих, создаётся прецедент, когда следственные органы могут вторгаться по кляузам и доносам в любое благочиние БПЦ и монастырское подворье и всё монастырское руководство объявлять виновными в нарушении действующего законодательства.

В этих условиях отсутствия непредвзятого внутрицерковного суда с утратой чёткого законодательного разделения между государством и Церковью у Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Павла ничего иного не остаётся, как лично идти на суд и защищать Грозова от лица Церкви для того, чтобы остановить эту законническую вакханалию с недоразумением и остановить казённую (кесареву) машину, не допустив её дальнейшего проникновения в церковные и епархиальные структуры по принципу разделения государства и церкви - "кесарю - кесарево, а Богу - Божье".

Следующее заседание в понедельник 9 июля в 11 - 15. В этот же день планируется выступление в суде владыки - Патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Павла.

(9 ИЮЛЯ)...

Покаяние митрополита Павла

Сегодняшнее заседание суда можно без преувеличений называть эпохальным и историческим для БПЦ одним тем фактом, что на него в качестве свидетеля прибыл сам Митрополит Минский и Заславский, Патриарший экзарх всея Беларуси Павел, причём, совершенно добровольно со стороны защиты. Кроме него в качестве свидетелей были приглашены сотрудники издательства - водители, экспедиторы и бухгалтер Надежда Михайловна.

Но их показания в сравнении с показаниями владыки - это мизер в копилку общей картины или практически ничто, поскольку именно митрополит Павел пролил главный свет покаянной истины на всё, что реально произошло в Издательстве Белорусского Экзархата в 2014 г. с его участием.

Забегая несколько вперёд, не могу не сказать о том, что выступление владыки нельзя было назвать ни выступлением, ни дачей свидетельских показаний, поскольку это была именно Исповедь самого себя и Покаяние, причём, публичное и с большой буквы.

Сильное, ровное, сдержанное, продолжительностью ровно час с чёткими ответами на все вопросы следователя, защиты и обвинения и с тремя! извинениями лично перед Грозовым за всё случившееся.

После окончания своего выступления у митрополита были покрасневшие глаза, блестевшие от наворачивающихся слёз, которые он сдерживал перед судом и присутствующими неимоверным усилием воли. У внешне спокойного и местами вспыльчивого Грозова после выступления митрополита по щекам текли слёзы, особенно, после фразы митрополита - "как бы я хотел всё вернуть назад и отменить своё решение, но локоть не укусишь"...

Начал своё выступление владыка с подчёркивания личных и деловых качеств Грозова В.В. как прекрасного организатора и необыкновенно деятельного человека от которого постоянно исходили инициативы, направленные на продвижение православной культуры и укрепление связи государства, общества и церкви.

Созданный им на базе Издательства Белорусского Экзархата инструмент продвижения духовно-нравственных и христианских ценностей в лице Программы, фонда и ОО Семья-Единение-Отечество, включая и ОО "РУВПО", митрополит не не йоту не сомневаясь назвал церковным инструментом, который имел не только благословение митрополита Филарета, как почётного экзарха, но его личное устное благословение. которое было им дано В.В. Грозову ещё на самой первой встрече по приезде в Минск. Тем не менее, митрополит отметил, что на первой встрече он не проникся особым доверием к Грозову в силу чрезмерно эмоционального поведения последнего.

Тем не менее, озвученная митрополитом подлинная версия причин случившегося в 2014 г., связанная с введением его в заблуждение ближайшим окружением и искусным манипулированием владыкой в первое время после его назначения, подтвердилась на все 100%.

На вопрос о том, что похоронило издательство, программу и все начинания Грозова, владыка прямо и честно ответил - человеческая зависть.

Митрополит прямым текстом признал, что если бы он не принял в 2014 г. навязанного ему начальником юридического отдела решения о возбуждении уголовного дела против Грозова, то закрытое и обанкроченное Издательство Белорусского Экзархата сегодня было бы флагманом в деле продвижения духовно-нравственных и христианских ценностей в Республике Беларусь, а разграбленный и разорённый центр Сёмково превратился бы в процветающий исторический и ландшафтный парк христианской традиции и семейной культуры с резиденцией митрополита, НО "локоть не укусишь".

Дословная цитата митрополита:

«Если бы мы тогда не остановили, то Семково бы уже расцвело. И это было украшение не только поселения, но и всей церкви»

Что касается этого самого НО, то из слов митрополита
вскрылась чудовищная схема введения его в заблуждение. Кем и для чего ? Это отдельный вопрос, требующий своего решения и разбирательства, но без умелого руководства некоторым серым и влиятельным кардиналом, как "волком" в облачении, тут явно не обошлось.

Собственно, самого решения митрополита о возбуждении уголовного дела с его слов не было вообще, как такового. Просто бывший начальник юр, отдела Минской епархии Ж.Н. Жданович, длительное время уверявшая владыку в чудовищных масштабах хищений и злоупотреблений в издательстве, в присутствии некого важного следователя после внутренних проверок работы издательства принесла и положила на стол митрополита подготовленное заявление о срочном возбуждении уголовного дела против В.В. Грозова.

Основанием для возбуждения дела против Грозова стали неких 2 встречных иска на Епархиальное управление с "чудовищными суммами" взысканий со слов Жанны Николаевны, которые БПЦ не потянет ни при каких условиях с учётом уже похищенного. Следователь устно подтвердил это, назвав астрономическую сумму хищений и претензий. На основании этих "веских аргументов" митрополит и подписал заявление.

Дословная цитата митрополита:

- «Мне говорили, что будут проблемы у Экзархата, что организацию засудят, если не возбудить дело. В том числе так говорил следователь. И я подписал ходатайство о возбуждении уголовного дела».

Позднее митрополит разобрался с исками, которые оказались только лишь административными, а хищения приукрашенными чьей-то фантазией. Осознав свою ошибку и придя к следователю, митрополит задал тому резонный вопрос о том, откуда взялись те астрономические суммы претензий к БПЦ, которые фигурировали на встрече с Жанной Николаевной, которая именно на этом основании добилась от митрополита подписи заявления о возбуждении уголовного дела?

На этот вопрос следователь (уволенный позднее из следственного комитета, как и Ж.Н. Ждановч из Минской епархии) - невозмутимо ответил - «я ошибся».

Дословная цитата митрополита:

- Я думаю: «Ёлы-ы-ы палы! Почему мне это раньше не сказали ? Ты ошибся, а человек сидит в тюрьме».
- После этого я принял решение обратиться с просьбой о прекращении уголовного дела к главе государства, я понял, что они просто мечтали заполучить то место, которое занимал Грозов. Там шла борьба за власть, хотя денег там больших не было, был престиж».

Вот так со слов владыки посредством манипуляции чиновника из юр. отдела и было возбуждено уголовное дело, которое стало знаковым и эпохальным для всей Белорусской Православной Церкви, поскольку это дело фактически разделило и Епархиальное управление и всю Белорусскую Православную Церковь на два лагеря сторонников и противников В.В. Грозова, обнажив те язвы и коррупционно-бюрократические кланы, которые образовались в БПЦ в период болезни митрополита Филарета, когда церковью фактически единолично управлял личный секретарь владыки Николай Коржич, который сегодня как ни парадоксально возглавляет то, что было разрушено в 2014 г. - синодальный отдел по взаимодействию, а точнее полному бездействию церкви и общества.

Последней акцией Н. Коржича, кстати стало посещение приёма по случаю 242-й годовщины независимости Соединённых Штатов Америки.

В своём выступлении митрополит Павел прямо сказал, что решение разогнать юридический отдел Минской епархии и часть экономического отдела у него возникла именно тогда, когда он четко увидел, что все те сотрудники и Минской епархии и издательства, кто вчера клеветал на Грозова и программу Семья-Единение-Отечество, стали предлагать ему уже от своего имени всё то, чем занимался В.В. Грозов и его коллектив. Это был верх лицемерия, но это только верхушка айсберга внутрицерковной и епархиальной коррупции.

К чести митрополита, моё мнение о нём лично, как о человеке, после этого его выступления сильно поменялось. Из властного церковного функционера, который не ответил ни на одно письмо из адресованных ему от бывших участников программы СЕО, курса Христианская психология и Центра кризисной православно-психологической помощи, который был фактически запрещён в Беларуси в 2015 г. епархиальными бюрократами (как инициатива Грозова), благодаря этому признанию и публичному покаянию превратился в обычного и грешного человека, который может в чём-то ошибаться и чего-то недопонимать. Жаль только, что ошибки уж очень стратегические и по ключевым фигурам и магистральным направлениям развития БПЦ и взаимодействия с обществом.

Фактически, сняв Грозова с должности и закрыв все инновационные проекты и мероприятия программы СЕО, митрополит обескровил самого себя и самого себя лишил мощнейшего и технологичного инструмента взаимодействия общества и церкви.

Сейчас все приняли это глубокое и искреннее покаяние митрополита, но четыре года назад, когда митрополит пригласил к себе фактически для допроса всех бывших соратников В.В. Грозова - меня, М.И. Хасьминского, Ю.Э. Краснова, С.В. Куницкую, О. Лепешенкова и других, мы были для него врагами и врагами церкви.

Клерикальные епархиальные бюрократы усиленно потрудились для того, чтобы наши фамилии и все наши начинания под эгидой программы стали нарицательными во всей БПЦ, а это:

- проект Центра кризисной семейной православно-психологической помощи, - образовательный проект православная психология, - проект православного телеканала, - проект православного пресс-медиа-центра на базе Дома православной книги, - проект информационно-аналитического православного центра, - проект православной журналистики, - культурно-исторический и миссионерский проект, - проект Отцовство, - проект межведомственного совета по нравственности, - целый ряд издательских проектов.

Все эти направления и проекты были попросту похоронены епархиальной бюрократией, как и их инициаторы. Именно поэтому покаяние митрополита должно распространяться не только на Грозова В.В., но и на всех его соратников, которые также пострадали от действий митрополита и клеветников.

Любопытно, что на вопрос личного отношения к В.В. Грозову, митрополит честно сказал, что у него есть два отрезка на протяжении которых формировалось его мнение о Грозове - это период до возбуждения уголовного дела и после. И если вначале после первой встречи с В.В. Грозовым у него возникли некоторые сомнения и подозрения в прожектёрстве из-за чрезмерной масштабности планов Грозова и по издательству, по движению С-Е-О и по Сёмково, требовавшим миллионных инвестиций в долларах, то после знакомства со всеми обстоятельствами дела, подлинными мотивами и перспективными планами, подкреплёнными реальными инвестиционными договорами и соглашениями, его мнение резко поменялось в сторону признания и даже уважения столь масштабной личности, которая, действительно, не вписывается в узкие клерикально-бюрократические рамки. Запоздалое прозрение и поднятие век у митрополита, честно говоря.

Митрополит трижды в ходе своего выступления просил прощения у В.В. Грозова и его семьи от себя лично и Церкви за все причинённые им тяготы и лишения.

А как же обвинения в хищении и злоупотреблениях ?

Судья и обвинитель задали митрополиту несколько самых щекотливых вопросов, на которых и строилось всё обвинение, в числе которых:

1. Было ли личное благословение митрополитов (Филарета и Павла) у В.В. Грозова на все его действия, что и оспаривали недруги и недоброжелатели ?

- Моё устное было! - утвердительно ответил митрополит, а потом пояснил, что после этого случая он специально ввёл принцип не только устного, но и письменного благословения.

2. Знал ли владыка Павел о том, что Грозовым было создано ОО "Семья-Единение-Отечество" в уставный фонд которого было внесено Сёмково ?

- Не знал. Дело в том, что люди, работающие в церковных структурах, таких как Издательство Белорусского Экзархата, для эффективного ведения хозяйственной деятельности вправе сами решать то, какие структуры и для чего им создавать. Церковь изначально доверяет тем, кто занимает столь высокие должности, чтобы контролировать каждый их шаг, да и не наша это задача.

3. Есть ли в Церкви такое делание, как послушание и может ли послушание предполагать бесплатный труд и безвозмездную помощь кому либо ?

- Да, есть такое понятие. На этом и стоит Церковь по слову ап. Павла - "носите тяготы друг друга" - был ответ митрополита. В свободное от работы время сотрудники издательства вполне могли добровольно оказывать В.В. Грозову помощь в строительстве дачи в Хатежино.

Так вот просто митрополит Павел развеял все доводы обвинителей ? Но почему же с таким опозданием ?

А что же осталось ?

Остался злополучный транспорт, полученный Грозовым по линии благотворительности и частично приобретённый и по приобретенному не в полной мере были уплачены таможенные пошлины. Это нарушение и с этим никто не спорит, но 2 года под следствием разве не являются формой его искупления ?

Митрополит и в этом вопросе проявил принципиальность и сказал, что оформление транспорта на частных лиц - это НЕ воровство транспорта у церкви, а стремление уйти от бюрократической волокиты при оформлении и вариант оформления. Более того, он честно признал, что ему самому не так давно подарили новый Майбах и для упрощения процедуры оформления от выдал доверенность для его оформления на частное лицо. Такие уж в Церкви принципы отношений. Возможно, это было не совсем уместное откровение, но что сказано, то сказано.

К слову БПЦ полностью возместила государству ущерб по налогам и долгам издательства и митрополит Павел подтвердил судье полный отказ от любых финансовых претензий к В.В. Грозову.

Любопытным моментом стало озвучивание митрополитом Павлом личного устного обращения к Президенту А.Г. Лукашенко в отношении судьбы Грозова, на что тот и предложил изложить суть прошения в письменной форме.

Дословная цитата:

«Я обращался к Александру Григорьевичу Лукашенко с просьбой о прекращении этого уголовного дела. Краткий был разговор, он приезжал к нам в собор в январе. Лукашенко сказал, пишите, будем рассматривать. Мы получили ответ из Администрации президента, что вопрос изучается, поскольку он уже в судебной стадии, то будет рассматриваться в суде»

Итогом этого разговора владыки с Президентом и стало совместное письмо двух митрополитов. Последними словами владыки была просьба к судье и высокому суду о помиловании Грозова.

Ни у кого не было даже и тени сомнения в том, что это было не искренне от сердца, а в угоду имиджу БПЦ. Это была глубоко личная позиция митрополита Павла, который докопался до истины и сути и которая только добавила ему чести, хотя и через бесчестие, скорби и потери.

Каковы же уроки?

Уроки горьки, как и размеры епархиальной некомпетентности, коррупции и внутрицерковной бюрократии, которая, подобно "авгиевым конюшням", не чистилась много лет и в итоге стала закономерным тормозом и церковного и общественного развития. Этот тот случай, когда епархиальная бюрократия в лице обычных грешных и страстных людей, а возможно и находящихся в прелести, отождествила себя с Церковью и верховной церковной властью - вершить свой частный суд руками митрополита. Грустно, что у митрополита не хватило благодати разглядеть сердца своего окружения, что в духовном смысле является главной слабостью БПЦ.

Как уже говорилось, найти одного виновного и крайнего в случившемся невозможно, как невозможно и одного митрополита винить в неразборчивости в людях. Виновата по существу вся закрыто-клерикальная система, узурпировавшая церковную власть и заставившая плясать под свою дудку и прежнего, и новоназначенного митрополита Павла, у которого эта же система и выбила главную опору и перспективу в лице В.Грозова и всех его социальных инициатив и начинаний, поскольку В.Грозов представлял для неё угрозу своей принципиальностью, несговорчивостью и прямотой.

Конфликт этих двух мощных стихий - старой, отжившей и уходящей бюрократично-имитационной клерикальной системы и нового, творческого и деятельного подхода к духовно-просветительской и миссионерской работе и проявился со всей очевидностью в громком деле В.В.Грозова. Любопытно, что 4 года назад, сразу после снятия В.Грозова я видел необыкновенно яркий сон, который долгое время стоял в памяти. В этом сне посреди реки Свислочь в Парке Горького схлестнулись в схватке белый медведь и кит. Огромная пена и брызги летели во все стороны, никто не хотел друг другу уступать, но потом, вдруг, всё затихло. Кит исчез, а белый медведь, тихо опустив голову, пошёл в глубину парка, скрываясь из вида. После этого всё успокоилось и замершие по сторонам люди продолжили движение. Я долго не мог понять смысла этого необыкновенно яркого сна и вот теперь этот смысл начинает проступать.

Кто же в итоге победил?

Победила, как всегда, правда и истина Христова, которая всегда побеждает и воскрешает и прославляет распятых за правду и правое дело. Точка в деле ещё не поставлена и остаётся пока открытым вопрос приглашения в суд в качестве свидетеля владыки Филарета, как вдохновителя В.Грозова и всех его инициатив. С учётом плохого здоровья владыки возможен вариант выездного слушания.

Главным уроком для митрополита, вне сомнений, стал масштаб бюрократии и лицемерия в его ближайшем окружении и прецедент вмешательства следственных органов в деятельность и отношения внутри церковных структур, которые существенно отличаются от мирских своими формами. В этой связи всю систему послушания, трудничества, единоначалия, устных благословений и распоряжений, а также всю систему пожертвований можно при желании подвести под нарушение действующего светского законодательства.

Этот конфликт и прецедент показал, с одной стороны, важность взаимодействия государства, общества и церкви, а с другой - необходимость установления чётких границ между деятельностью государственными органами и жизнью Церковью.

После вступления митрополита осталось ощущение, что у владыки есть для В.В.Грозова (в случае его помилования и освобождения из зала суда) большой фронт служения в виде издательской, информационной, социальной и духовно-просветительской работы.

Будем за это молиться...

К.В. Яцкевич

(Бывший исполнительный директор Международного благотворительного фонда и одноимённой Церковно-государственной духовно-просветительской программы "Семья-Единение-Отечество", кризисный психолог, автор и руководитель направления Православная психология)

P.S.

Для любителей фактов - краткий отчёт о том, что было сделано Грозовым и духовно-просветительской программой "Семья-Единение-Отечество" >>>

Источник

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Константин Яцкевич
Все статьи Константин Яцкевич
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06