Архим. Андрей (Конанос): Какое это счастье - молиться и потеряться во времени

О молитве, которая опьяняет

 

Все мы с вами потеряны на дороге земной жизни, потому что не знаем, куда идем и что хотим. Однажды отец Софроний из Эссекса потерялся на уличках во Франции. Знаете почему? Потому что молился. Господь завладел его умом и забрал в рай, он потерял чувство времени и пространства, не знал, где находится, и бродил. Какое это счастье - молиться и потеряться на дороге! То есть отец Софроний не только молился у себя в келье, но непрестанно всегда и везде.

Во время богослужения звучат слова: «Премудрость! Прости! Услышим Святого Евангелия!» Что значит «прости»? Не столь существенно, в каком положении наше тело. Важно, чтобы душа наша всегда находилась прямо перед Богом.

Преподобный Серафим Саровский перед смертью своей говорил монахиням Дивеевского монастыря: «Поймете, что я умер, через дым. Знаком моей смерти будет огонь». Монахини не поняли его слов. Когда святой Серафим молился, от горящей свечи зажглась его ряса, а потом и вся келья. Лишь при виде дыма, исходящего из его кельи, поняли, что старец умер. Умер, стоя на коленях перед ликом Божией Матери и крестообразно сложив руки на груди. Его Господь забрал в то время, когда он молился. Изумительно! К тому, с Кем разговаривал всю свою жизнь, и пойдешь. Очень простой переход ко Господу, Который тебя ждет в Своем Царстве. Отец Софроний говорил: «Не так ли должны мы все умереть? Умереть молясь».

Как-то я читал книгу «Духовные диалоги с румынскими старцами», написанную в монастыре Григориат. И в ней обнаружил интересный рассказ, который понял не сразу. Однажды пожилую монахиню спросили о том, как она молится, ведь пребывает уже на закате своей земной жизни, имеет ли какое-то последнее чаяние. Старица ответила: «Не хочу ничего просить у Бога, только чтобы умирая иметь на устах имя Христа: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Какая это радость: умирая иметь Христа в своем сердце, в своем уме.

Однажды читая книгу «Аскеты в миру» я обратил внимание на рассказ одной семейной пары: супруги прожили вместе тридцать лет и постоянно повторяли имя Христа в своем сердце. Молитву можешь творить где угодно. Везде можешь стать святым.

Отрадно видеть не только пожилых людей, которые достигли такого духовного роста, но и молодые пары, постоянно подвизающиеся во Христе. Отцу Софронию, бродившему по улицах Франции, было тогда только сорок лет. Это не пожилой возраст, молодой.

Мы все нуждаемся в общении с Господом. Что такое молитва? Это непосредственный разговор с Богом. Никакой интернет, прослушивание CD, просмотр проповедей не могут заменить молитву. Молитва - это когда ты стоишь перед Богом, Который... Кем является Бог? Тем, о Котором ты знаешь и одновременно не знаешь. Тот, к Которому приближаешься, а Он убегает. Можешь назвать Его и любовью, и спокойствием. Но вместе с тем понимаешь, что не в силе все выразить своим ограниченным умом. Он есть, по слову апостола Павла, Тот, Кого нельзя понять, Которого не видел никогда и никогда не сможешь увидеть, не можешь себе представить. Это Личность с именем Иисус Христос. Хочешь увидеть Бога? Приди и посмотри на Христа. «Видевший Меня видел Отца», -  читаем в Евангелии от Иоанна, - «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил». Зная Христа, мы познаем Бога. Разговор с Тем, Кто известный и неизвестный одновременно, и является молитвой.

Апостол Павел также повелевает: «Ревнуйте о дарах больших» - они и есть любовь. Молитва должна совершаться с любовью. Невозможно ее творить, если не имеешь любви к Богу и ближним. Если я, например, звоню тебе по телефону, мы начинаем ссориться, я гневаюсь, а вечером совершаю молитву, то не смогу приблизиться ко Господу. Молитва должна совершаться с чистым сердцем, со спокойной совестью, что никого не обидел, а если кого-то огорчил, то примирился обязательно, с внутренним спокойствием. Лишь в этом случае можешь приступить к этому великому искусству. Если живешь в Боге, прекращается многословие. Завершением молитвы является молчание.
Молитва - это самая большая сила для человека. Если бы мы это хорошо понимали, то творили бы великие чудеса в нашей жизни. Первое из них - мы бы стали мирными людьми. Разве мир в самом себе не есть большим чудом?

Чтобы привыкнуть к молитве, надо уделять ей достаточно времени. Не напишешь красивую картину за десять минут. То же самое с молитвой. Выделяя на нее две-три минуты, не научишься этому великому деланию.

Молитва так опьяняет человека, что он, как и отец Софроний, теряется. Боже, дай же и нам так потеряться в нашей земной жизни и найти путь к Тебе. Мы идем по жизни и думаем, что выбрали правильный путь, но он ошибочный потому, что услали его своими эгоистическими планами и гордыми требованиями. Совершая молитву теряешь этот путь и идешь уже по другому.

Твори молитву «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя» до тех пор, пока твой ум не успокоится и перестанет думать о тех вещах, которым ты придаешь большое значение. Не важны еда, одежда, рынок, покупки. Не может быть важным то, что приходит и уходит, что является важным сегодня, а завтра уже нет. Ты скажешь: «Не проживу же без этого». Я же не говорю тебе этого не делать. Но предостерегаю, чтобы ты не пристрастился ко всему этому, оно все тебя крадет, если чрезмерно заботишься о нем. Господь дал тебе сердце для Него, а не для денег, покупок, столиков, стульчиков и т. д. Приезжая на Святую Гору, ты видишь хорошо обустроенные монастыри. Монахи всей красе уделили достаточно внимания, положили много труда, но все это не отдалило их сердца от молитвы.

Будем просить у Господа, чтобы возлюбить нам прикосновение к Нему, всегда постоянно держать Его имя на устах. Начинай молитву - и увидишь то, что нельзя выразить словами, что нужно лишь пережить. Когда опьянеешь от молитвы, вспомни и мое имя.

Перевод с новогреческого Сергея Рудько

Православие и жизнь
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей (Конанос):
«Я устал и теряю веру в Бога»
Архимандрит Андрей (Конанос) о том, как нельзя с детьми говорить о Боге
29.11.2019
Духовный совет святого старца Порфирия
Из воспоминаний архимандрита Андрея (Конаноса)
27.05.2019
Вкладывайте в свой ум светлые мысли
Беседа о бесполезной и вредной печали. Часть 2
11.03.2019
Перестань так хмуриться
Беседа о бесполезной и вредной печали. Часть 1
07.03.2019
Все статьи автора