Запустить цепную реакцию

0
647
Время на чтение 5 минут

Еще до первого кадра этого фильма мы узнаём, что он основан на реальных событиях. Впрочем, можно было бы уточнить: не только на самих событиях и свидетельствах очевидцев, но и на дневнике. Сокровенные записи обычной американской девушки Рейчел Скотт, погибшей в 1999 году во время стрельбы, устроенной одноклассниками в ее школе, стали основой художественного фильма - размышления об истоках того бессмысленного насилия, которое так часто сегодня потрясает мир, и той жертвенности, которой в сегодняшнем мире так мало. Не так давно этот фильм под названием «Мне не стыдно» (режиссер - Брайан Боф), вышедший в 2016 году, был переведен на русский язык и появился в Сети.

«Ты, наверное, верующая?»

Стоит сразу сказать, что этот фильм - протестантский. Но это, на мой взгляд, нисколько не мешает православным христианам стать его внимательными зрителями. Да, мы иначе молимся, у нас не принято возлагать руки на друзей, чтобы передать им силу своей молитвы, у нас нет таких патетических рассуждений о служении Богу и нам не свойственно называть Господа просто Иисусом. Но в остальном в этом фильме происходит всё то же, что может произойти и с нами. И для нас так же, как и для главной героини, встает вопрос: «Я христианин. Я знаю это, я принял Бога. Но что это значит в мире, который отнюдь не разделяет христианские ценности?».

Рейчел - обыкновенный подросток из верующей многодетной семьи. Ее родители развелись, когда ей было около десяти, и мама осталась с пятью детьми одна. Как и многие взрослеющие дети, главная героиня проходит этап, когда быть «хорошей девочкой» для нее становится скучным. И еще ей очень не хочется, чтобы симпатичный ей юноша знал о ее вере - ибо если она такая «святоша», то что делает на этой ночной вечеринке?

Неизбежен ли для подростка подобный внутренний конфликт? Думается, что нет, его вполне может и не быть. Но путей предотвращения его столько же, сколько на свете несчастных семей, ибо все они, как говорил классик, несчастливы по-своему. Ребенок стыдится своей веры перед сверстниками тогда, когда не ощущает за своей спиной поддержки семьи - мне кажется, что именно такую мысль можно увидеть во внутренней логике этой картины. Но есть там и другая мысль: любую собственную несчастность можно перерасти.

«Трудно объяснить, но штука в том, чтобы действительно жить для Иисуса...» Это не из диалога на какой­нибудь миссионерской встрече, где собрались язычники, никогда не открывавшие Евангелия. Это разговор двух милых девушек, в жизни каждой из которых Бог, Евангелие, церковная община присутствуют уже давно. Одной из них - Рейчел - больно и плохо, она потеряла себя. И другая говорит ей что-то вроде: «А ты не пробовала и правда так жить - для Бога?». И в этом, пожалуй, авторы фильма честнее многих: даже снимая картину об ушедшем человеке, чья жизнь уже вдохновила многих христиан, они показывают, что быть хрис­тианином по образу жизни и по рождению вовсе не значит не иметь мировоззренческих проблем. Всё зависит от того, насколько по-настоящему мы живем, переступаем ли черту, за которой наша жизнь безвозвратно посвящается Богу.

И Рейчел переступила...

«Прорыв»

А дальше всё, на мой взгляд, значительно тоньше, хотя фильм отнюдь не артхаусный и в нем нет многослойности и сложных ассоциативных рядов. Но что именно и как приводит героиню к зрелой и осознанной вере, от которой она не отречется потом и под дулом пистолета, нам предстоит понимать самим, без режиссерских восклицательных знаков - имеющий глаза да видит.

Лично мне очень запомнился эпизод с заседанием молодежного христианского клуба «Прорыв». Подруга Рейчел называет его «Прыг-скок», и это не единственная ирония сценариста. Эти юноши и девушки собираются для благочестивой взаимоподдержки (чтобы, например, попросить друзей помолиться накануне теста по физике), но они же практически теряют дар речи, когда Рейчел приводит на это собрание человека в действительно тяжелой жизненной ситуации. А у кого-то даже хватает ума спросить: «Ты в порядке?» -у гостя, который только что открыл им невероятную боль, которому негде жить и нечего есть. А что, разве не видно, что всё о'кей? Эти молодые люди не бездушны и не жестоки - чуть позже они устыдятся и попытаются оказать практическую помощь - и даже, наверное, окажут ее. Но у Рейчел всё это иначе, моментально: ей достаточно наткнуться в миссионерском центре на незнакомого парня, который - мало ли что - не ответил на ее приветствие, чтобы, почувствовав, что с ним происходит что-то неладное, броситься догонять его в темноту; ей достаточно краем глаза заметить, что подруга неожиданно уезжает куда-то между лекциями, в середине учебного дня, чтобы бросить ту же самую лекцию и отправиться выяснять, что случилось. Такая, с точки зрения светского мира, «сума­сшедшинка» раньше или позже располагает к девушке сердца людей, которые были закрыты от других и от Бога в своей боли. Но она же причиняет немалую боль ей самой.

Умение терпеть боль

Авторы фильма совершенно явным образом предостерегают нас от очарования чьей-то глубокой верой как «историей успеха», пусть и особого рода, религиозного. Быть хрис­тианином - это больно, это такое расхождение с иначе мыслящими людьми, которое позволяет им предать тебя, тогда как ты не можешь предать Христа. И это в какие-то моменты такое бессилие и страдание, что просто не хочется жить. Главная героиня не минует этого, но мы уже не увидим ее прячущейся от Бога. Ей может быть очень тяжело, но стыдно за свою веру - никогда (этот смысл и заключен в названии киноленты). И когда одна из ее подруг, жившая совсем не доброй жизнью, дозреет до решения прийти в «Прорыв» и начать узнавать жизнь христиан, она скажет не о стремлении узнать религиозные традиции, не о тяге к благочестию, не о желании попасть в рай. Она скажет просто и ясно: «Рейчел, я хочу того, что есть у тебя, - умения терпеть боль». Это самая концентрированная реплика авторов о том, чем можно, а чем нельзя расположить сердца других людей ко Христу. А ведь еще не так давно ершистые подруги считали веру девушки блажью и картинно вздыхали: «Когда же закончится эта фаза Иисусовости...».

Этот фильм правдив до деталей, он практически документальный, и авторы при всем желании не могли бы изменить его финал. Восемнадцатилетняя Рейчел Джой Скотт и еще двенадцать учеников погибли за неделю до выпускного вечера от рук двоих обезумевших одноклассников, начитавшихся фашистских идей. «Ну, Рейчел, где твой Бог теперь? Что бы сделал Иисус? Веришь ли ты в Бога?» - спросил один из нападавших уже раненую девушку. «Ты знаешь, что да», - ответила она. «Тогда уходи к Нему», - подвел черту убийца. Этого диалога, приведенного в фильме, возможно, и не было: одни источники утверждают, что был, другие называют это домыслом, а преступники уже ничего не скажут - расстреляв жертв, они покончили с собой. Но не так уж важно, было ли что-то выражено словесно или нет, - важны мотивы. Один из стрелявших - Эрик Харрис - написал в своем дневнике, фрагменты из которого были обнародованы в ходе расследования, что хотел бы поместить всех окружающих в компьютерную игру «Doom» и проследить, чтобы все слабые погибли, а сильные - выжили. И в этом смысле у него были все основания испытывать к Рейчел экзистенциальную ненависть: она так слаба, но не боится и не сдается...

Одна из последних дневниковых мыслей девушки была о том, что каждое наше действие запускает некую цепную реакцию и нужно жить с пониманием этого. Можно добавить: жить без мелочей, потому что тогда не будет мелочей ни в хорошем, ни в плохом. Жизнь и гибель Рейчел Скотт стали началом цепной реакции добра, которая идет и по сей день: ее именем названа общественная организация, занимающаяся профилактикой насилия в школах. Цепная реакция добра... Об этом, расставаясь с фильмом, хочется еще долго-долго помнить.

Газета «Православная вера» № 02 (598)

Елена Сапаева

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Сапаева
Все статьи Елена Сапаева
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский танкист
26.04.2024 12:10
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 11:43
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27